Активные методы обучения, используемые на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС.
На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию.
Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Стремительно
развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека
умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения
сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности,
уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым
набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно
чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.
Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются недостаточно подготовленными к обучению. Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с проблемами в развитии. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности учебной деятельности детей с ОВЗ будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционно-развивающего обучения в ходе логопедического занятия.
Использование активных методов обучения при работе с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) особенно важно, т.к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке перцептивной информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах: развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления; формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков
АМО – это те методы, которые позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.
АМО смещают акцент на развитие школьников, не просто воспроизведя усвоенные знания, но используя их в практической деятельности
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
- инициация (приветствие, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (определение целей урока);
- определение ожиданий обучающихся.
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
- закрепление изученного материала;
- интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока).
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
- эмоциональная разрядка (разминки);
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Каждый этап — это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объём и содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока. Будучи логически связанными и взаимодо-полняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию, создают надёжную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Такие методы, как «Поздоровайся локтями», «Утро начинается с улыбки», «Самолетик пожеланий» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Инициация (начало урока, знакомство)
Метод «Утро начинается с улыбки».
Логопед: Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем утро с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой). Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
Можно необычно начать урок, предложив ученикам сделать «Самолётик пожеланий».
Метод «Самолётик пожеланий»
В начале урока учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом — написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листки А4, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу. Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.
Такое начало урока позволяет весело начать урок, размяться перед более серьёзными упражнениями, отвлечься от сложной контрольной предыдущего урока, а также создаёт непринуждённую, творческую атмосферу в классе и способствует формированию команды.
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся локтями»
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в две группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые и вторые номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта
смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными
упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
АМО
выяснение целей, ожиданий и опасений
Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока) Составить пазл, на обратной стороне записана тема урока.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Прогноз погоды», «Волшебные снежинки», «Тяжелый - легкий», «Фруктовый сад» позволяют учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Метод «Прогноз погоды»
Заранее готовятся два больших плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги жёлтые солнышки и серые тучки.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более чётко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на солнышках, а опасения — на тучках. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и при помощи скотча прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» (на год, на четверть, на урок). После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию ожиданий и опасений с последующим формулированием на их основе целей обучения (если требуется). В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Определение ожиданий опасений (планирование эффектов урока) АМО «Волшебные снежинки». Логопед: Кто считает, что мы легко преодолеем препятствия, прикрепите большую снежинку. А кто сомневается в своем успехе – маленькую. Дети крепят снежинки на магнитную доску. Готовы? Тогда отправляемся!
Метод «тяжелый - легкий». Давайте определим с вами, что на уроке может быть тяжело (слон), а что легко (бабочка).
Фаза 2. Работа над темой
Итак, все готово для перехода ко второй фазе технологии. Активные методы работы над темой: закрепление изученного материала, презентации нового учебного материала и организация самостоятельной работы над темой.
Понятно, что не все занятия требуют закрепления изученного материала. Однако, на тех занятиях, где такая потребность существует, оптимально провести данный этап с помощью активных методов обучения.
Метод «Эксперты»
Предварительная фаза — обучающимся предлагается сформировать команды и выбрать капитанов. Учитель также заранее готовит вопросы по теме материала (количество вопросов и команд может варьироваться). Капитаны команд выбирают вопрос, по очереди вытаскивая бумажку с вопросом из волшебного ящичка. Одна бумажка со словом «эксперты». Командам даётся 10 минут на подготовку презентации выбранного вопроса. Одна команда — эксперты.
В командах обучающиеся обсуждают, как наиболее выразительно и точно раскрыть ответ на выбранный вопрос. Эксперты в это время определяют, какие ключевые моменты должны отразить команды в своих выступлениях, с тем, чтобы полностью раскрыть каждый вопрос. Учитель наблюдает за работой команд и, при необходимости, помогает командам.
Представление материала проводится либо одним участником команды, либо несколькими. На презентацию команде даётся 5 минут. Эксперты могут задавать вопросы команде (если какой-то ключевой момент, по их мнению, не представлен или представлен недостаточно). После выступления всех команд эксперты озвучивают свои оценки. Форма оценок тоже может быть любая. После этого учитель подводит итоги выступлений команд.
Пример:
Тема логопедического занятия «Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде».
Вопросы:
1. Дайте определение имени существительного. (Существительное часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?»)
2. Как определить род имени существительного? (Можно подобрать согласуемые слова: мой дом, моя шляпа, моё окно)
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Работа с бланковыми методиками», «Узелки на память», «Золотой ключик», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Пример АМ презентации учебного материала
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала.
Метод «Золотой Ключик».
Учитель говорит ребятам, что информация, о которой сегодня пойдёт речь на уроке, очень ценная. Пока она скрывается за дверцей, и, чтобы получить к ней доступ, ребятам надо будет найти ключик. Таким ключиком станет ответ на загадку. Далее учитель загадывает всему классу загадку. Правильный ответ записывает на блокноте. После этого учитель спрашивает ребят, с чем ассоциируется у них загадка. Выслушивает ответы обучающихся. Поскольку ключик найден, можно открыть дверку к важной информации. Учитель раскрывает тему, а на флипчарте (на доске) записывает наиболее существенные моменты первого раздела, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершении первого раздела, требуется найти ключик к следующей комнате с ценной информацией, поэтому учитель задаёт классу вторую загадку, записывает ответ, выясняет ассоциации и раскрывает тему второго раздела, записывая ключевые моменты на второй лист флипчарта.
Схема представления материала повторяется необходимое количество раз (по количеству разделов интерактивной лекции). Все загадки подобраны так, чтобы их ответы были ассоциативно связаны с разделами темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель даёт ответы на них. Заполненные листы блокнота с записанными ключевыми положениями темы прикрепляются к доске и остаются в поле зрения обучающихся в течение всего урока.
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации) Форма передачи информации ученикам различная: лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры (кино- и фотохроники), проблемно-поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.
Метод «Карта памяти»
Учащиеся работают у интерактивной доски. Тема урока: «Согласование имени существительного с именем прилагательным». Логопед предлагает ребятам совместно изобразить «карту памяти окончаний имен прилагательных»
Сначала рисуется учителем основная изогнутая линия красного цвета. Над ней пишется слово «Прилагательные». После ребята рисуют ответвления. Справа подписывают: «от какого существительного зависит?», «поставить вопрос». Слева рисуют три волнистые линии синего цвета. Каждую линию подписывают: «какое? (-ое, -ее), какая? (-ая, -яя), какой? (-ой, -ий, -ый)».
Далее ребята разбиваются по парам и объясняют друг другу, как они с помощью «карты памяти» будут согласовывать слова в роде.
Метод «Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Пример АМ организации самостоятельной работы над темой.
Метод «Автобусная остановка»
Логопед определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (2 человека в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении логопед резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Пример вопросов-заданий:
1. Ребята, отгадайте, какое слово я загадала.
Весеннее, чистое, голубое … (небо).
Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
Интересная, смешная, поучительная …(книжка).
Летнее, желтое, горячее … (солнце).
2. Вставь пропущенные окончания, используя вопросы какой? какая? какое? Вопрос ставить от выделенного слова:
В ручье чист.. вода.
Мальчик набрал полн.. ведро грибов.
Метод «Узелки на
память» (составление,
запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые
нужно запомнить).
Метод «Работа с бланками». Материалы для
логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде
карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых
заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию
познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности,
с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.
Метод «Сигнальные карточки» (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Комфортная психологическая обстановка на уроке способствует тому, что ребята открывают в себе новые возможности, достигают успеха, получают мощный положительный эмоциональный заряд, который вдохновляет на активное обучение и развитие.
Поэтому если вы чувствуете, что обучающиеся устали, накопилось психологическое напряжение, а впереди ещё много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5-7 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний — воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в область головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бёдра, колени и стремится дальше — к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота — естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землёй, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель: по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своём теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы — кисти рук, локти, плечи, бёдра, колени.
Можно дать дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
АМО подведения итогов урока
На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия, подведение итогов. При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке; рефлексия содержания учебного материала; рефлексия деятельности на уроке; рефлексия содержания учебного материала.
Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Ромашка", «Дерево чувств», «Солнышко», «Дерево успеха», «Наряди елочку», «Ресторан». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан»
Учитель предлагает
ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь
директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Метод «Ромашка»
1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
Метод «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
Прием рефлексии «Дерево успеха». Учащиеся должны приклеить листики, учитывая свои успехи на уроке. Чем лучше усвоил материал, тем листик выше.
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил заслуженную оценку. Урок был интересен, урок был в определённой степени полезен для меня. Пользы от урока я получил мало и не было интересно.
Прием рефлексии настроения «Солнышко». Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.
Прием рефлексии «Наряди ёлочку». Красный шар-урок был актуальным, полезным, интересным. Жёлтый шар – ничего нового я не узнал. Перед новогодними праздниками можно изменить дерево на ёлочку.
Далее предлагается учителям-логопедам распределиться на 3 группы и выполнить практическую работу. Подобрать АМО к трем фазам логопедического занятия на тему: «Согласование имени существительного и имени прилагательного в числе». Первая группа подбирает АМО к фазе «Начало образовательного мероприятия», которая включает 3 этапа:
- инициация (приветствие, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (определение целей урока);
- определение ожиданий обучающихся.
Вторая группа логопедов подбирает АМО к фазе «Работа над темой», которая состоит из 3-ех этапов:
- закрепление изученного материала;
- интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока).
И третья группа логопедов подбирает АМО к фазе: «Завершение образовательного мероприятия»:
- эмоциональная разрядка (разминки);
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.