Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса
Оценка 4.6

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Оценка 4.6
docx
16.02.2021
Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса
Вербицкая ЕА_Активные методы обучения.docx

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий для осмысления учения, включения в него ученика на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается его логикой и уровнем развития учебной мотивации, которые определяют уровень познавательной активности человека. Выделяют три уровня активности:

         1.         активность воспроизведения, которая характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;

         2.         активность толкования, связанна со стремлением учащихся понять смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

         3.         творческая активность, предполагает стремление учащихся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, усиленное проявление познавательных интересов.

Активные методы обучения (АМО) — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Организация образовательного процесса с использованием активных методов обучения опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности, сотрудничества

Принцип индивидуализации предполагает создание системы, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

Ø содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования;

Ø по объему, что позволяет способным и заинтересованным учащимся более глубоко изучать предмет;

Ø по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и уровнем их подготовки.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов общества и пожеланий обучающихся.

Принцип элективности основан на предоставлении  максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, их познавательным интересам.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, с предоставлением ребёнку возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей:

Ø целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

Ø достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

Ø самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

Ø интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и педагогов) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

В дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. 

Рассмотрим классификацию активных методов обучения (В.А.Сластенина, М. Новика, Е.П. Белозерцева, Ю.П. Абрамова) в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками. В качестве основного классификационного признака в представленной системе активных методов обучения выступает наличие имитируемой деятельности. Таким образом, в активных методах обучения выделяют неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют, соответственно, и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

АМО делятся на 2 типа.

АМО 1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинар и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

АМО 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.

К игровым АМО относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы.

Мы более подробно изучим классификацию по М. Новик. Она делит все активные методы на 2 группы: неимитационные и имитационные. Последние подразделяя на 2 вида-игровые и неигровые.

Имитационные

Ø Игровые (Деловые игры (исследовательская, учебная),Игровое проектирование, Ролевая игра, Организационно-деятельностные игры)

Ø Неигровые (Анализ конкретных ситуаций, Тренинг)

Неимитационные (Проблемные лекции, Проблемные семинары, Тематические дискуссии, Мозговая атака, Круглый стол, Педагогические игровые упражнения, Стажировки).

Охарактеризуем наиболее часто используемые активные методы в практике современной школы.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.

Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:

Ø на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;

Ø усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;

Ø формирование объективной самооценки обучаемых;

Ø возможность к адекватному анализу реальной ситуации;

Ø развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.

Деловая игра направлена на развитие у учащихся умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения; в ходе ее развиваются творческое мышление,  способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Этот метод, разработан а США в 1930-е годы, как метод коллективного генерирования новых идей первоначально в научных коллективах, а впоследствии при обучении в вузах и школах.

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.

Целевое назначение:

Ø объединение творческих усилий группы в целях поиска выхода из сложной ситуации;

Ø коллективный поиск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач;

Ø выяснение позиций и суждений членов группы по поводу сложившейся ситуации, обстановки и т. п.;

Ø генерирование идей в русле учебной, методической, научной проблемы.

В общем случае методика организации и проведения «мозговой атаки» может включать в себя следующие этапы:

         1.         Формирование (создание) проблемы, ее разъяснение и требования к ее решению.

         2.         Подготовка обучаемых. Уточняются порядок и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы (по четыре–шесть человек) и назначаются их руководители.

         3.         Непосредственно «мозговая атака» (штурм). Она начинается выдвижением обучаемым предложений по решению проблемы, которые фиксируются преподавателем, например на классной доске. При этом не допускаются критические замечания по уже выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения.

         4.         Контратака. Этот этап необходим при достаточно большом наборе решений (идей). Путем беглого просмотра можно определить методом сравнений и сопоставлений невозможность одних решений, наиболее уязвимые места других и исключить их из общего списка.

         5.         Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

Ø творческое усвоение учащимися  учебного материала;

Ø связь теоретических знаний с практикой;

Ø активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

Ø формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

Ø формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Метод активного диалога (дискуссии).

Диалог предполагает активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения.

В свою очередь, отдельные методы активного обучения имеют диалоговую форму, например индивидуальное собеседование и др. В их основе лежит диалог в многообразных его выражениях. Одно дело, диалог на уровне обсуждения обычных, повседневных явлений, другое – диалог на уровне научно-теоретического собеседования.

Однако во всех случаях диалог создает новую педагогическую сферу в системе обучения, которая не приемлет назидания, указания, господства и подчинения, административного произвола со стороны обучающих.


 

Список источников

         1.         Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.

         2.         Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007.

         3.         Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

         4.         Активные формы и методы обучения [электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru/aktivnye-formy-i-metody-obucheniya-4338933.html (дата обращения 27.12.2020)


 

         5.         Скачано с www.znanio.ru

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Активные методы обучения (АМО) — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом

Активные методы обучения (АМО) — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов общества и пожеланий обучающихся

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов общества и пожеланий обучающихся

В дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения

В дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения

Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира

Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира

Правила отражают соотношение всех компонентов игры

Правила отражают соотношение всех компонентов игры

Этот метод, разработан а США в 1930-е годы, как метод коллективного генерирования новых идей первоначально в научных коллективах, а впоследствии при обучении в вузах и…

Этот метод, разработан а США в 1930-е годы, как метод коллективного генерирования новых идей первоначально в научных коллективах, а впоследствии при обучении в вузах и…

Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения

Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения

Список источников 1

Список источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2021