АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.6

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.6
docx
английский язык
СCУЗ, ВУЗ
08.06.2020
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье представлена подборка материалов и примеры из опыта применения активных методов обучения на уроках английского языка в малочисленной малокомплектной школе.
Ожогина Т.Н. Пушнинская СОШ.docx

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 “Give a man a fish

and you feed him in a day;

Teach a man to fish

and you feed him for a lifetime”

«Дай человеку рыбу

и ты накормишь его на день;

Научи человека ловить рыбу

и накормишь его на всю жизнь»

Английская пословица

Автор: Ожогина Татьяна Николаевна, учитель английского языка

МОУ «Пушнинская СОШ» Беломорского муниципального района

Адрес электронной почты: puwnoi@yandex.ru

 

Аннотация: В статье представлена подборка материалов и примеры из опыта применения активных методов обучения на уроках английского языка в малочисленной малокомплектной школе.

Ключевые слова: преподавание английского языка; урок; активные методы обучения.

 

Article: “Active teaching methods at different stages of an English lesson”.

Author: Tatyana Ozhogina, English teacher of the MEI (Municipal Educational Institution) “Pushninskaya Secondary School”, Belomorsky Municipal Region.

Annotation:  This article presents  a  selection of materials and examples from the experience of using active teaching methods in English classes in a small ungraded school.

Key words: English language teaching; lesson; active teaching methods.

 

Заинтересовать учащихся и сделать процесс обучения простым, доступным и интересным помогают активные методы обучения. На уроках английского языка можно использовать разнообразные активные методы обучения в зависимости от готовности группы к восприятию, а также уровня подготовки самой обучающихся.

В ходе обучения ученики не просто приобретают набор предметных знаний, но и учатся применять эти знания в реальных условиях. Формируются навыки самообразования, расширяются образовательные компетенции, которые помогут им во взрослой жизни. Учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни. Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться. В этом учителю помогают активные методы обучения.

Активные методы обучения (АМО) — это такие методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности, вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности, формируют нестандартное мышление, повышают познавательную активность, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала. АМО также развивают коммуникативные качества, помогают работать в группах и команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду [2].

Активные методы обучения строятся на:

·    практической направленности;

·    игровом действе и творческом характере обучения;

·    интерактивности;

·    разнообразных коммуникациях;

·    диалоге и полилоге (разговор многих участников);

·    использовании знаний и опыта обучающихся;

·    групповой форме организации их работы;

·    вовлечении в процесс всех органов чувств;

·    деятельностном подходе к обучению;

·    движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока стараюсь подобрать активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи [1], [2], [3]. Кратко остановлюсь на нескольких из них. Конечно, в данной работе, затрону только несколько АМО, т.к. если рассматривать эту тему более подробно, то получится не статья, а целый роман.

1-й этап. Приветствие –GREETING

Очень важно на данном этапе, чтобы ученики зашли в кабинет и не упали сразу на парты, под парты, не возились в своих сумках, а дружно и хором приветствовали учителя и, если на уроке присутствуют гости, не забыли их приветствовать, показать им своё радушное отношение.

Это простые и повседневные фразы приветствия:

-Good morning/afternoon.

-We are very glad to see you at the English lesson.

-You are welcome!

Приветствуя учителя и гостей, ученики сразу настраиваются на урок, это их дисциплинирует, а также воспитывает в каждом человеке чувство уважения к учителю и к другим людям. В дальнейшей жизни это поможет учащимся быть организованными, вежливыми и воспитанными людьми. (это касается и окончания урока: Saying Good-bye!).

2-й этап. Введение в атмосферу иноязычного общения

Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы.

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя (- Hello! My name is Ann. Im OK! How are you?) и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Здесь можно включить музыку, весёлую, радостную. Или короткую песенку на английском языке. Ребята с удовольствием поют и затем легче включаются в атмосферу иноязычного общения.

Например:

What’s your name?

What’s your name?

Now tell me, please,

What’s your name!

My name is Ann,

My name is Ann,

My name is Ann,

That’s my name!

Стоит сказать, что детские песенки и загадки очень хорошо воспринимаются как младшими, так и старшими школьниками. Старшеклассникам особенно нравятся песенки из их детства, незамысловатые, легко запоминающиеся фразы и выражения.

Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например:

orange – happy, glad (счастливый, довольный, радостный);

greysad (грустный, печальный) и т.д.

После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке:“You are so beautiful today! And you are smart!”.

3-й этап. Речевая зарядка/разминка

Метод “Warmingup” – давайте потренируем язычок. Все с удовольствием хором произносят английские слова, стихотворения или фразы. Таким образом, тренируется, прежде всего, речевой аппарат, дети переключаются с русской на иностранную речь. Им потом становится гораздо легче произносить английские слова. Да и здесь - метод неоднократного повтора, а значит и лучшего запоминания английских слов, фраз и даже целых предложений. Вот, например, в 6 классе изучается тема: «Погода». Ребятам очень трудно было запомнить и произнести слово:“Weather”.  Пришлось несколько уроков хором и быстро произносить скороговорку, которая им очень понравилась, и результат оказался достигнут. Ребята не только запомнили слово «погода», но также и слова скороговорки и даже перевод:

Whether the weather is fine,

Or whether the weather is not,

Whether the weather is cold,

Or whether the weather is hot,

We’ll weather  the weather

Whatever the weather

Whether we like it or not.

Метод «Кто ты?» позволяет учащимся рассказать о себе. Кстати, может рассматриваться так же, как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с ними. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее:“ I like dogs. I like playing football with my dog. I like summer very much”.

Учащиеся по очереди выбирают предметы и рассказывают о себе. Это упражнение можно изменить, например, предложив учащимся рассказать о своём настроении в данный момент или о планах на будущее.

В начале урока хорошо использовать приём «Летающие поговорки». Детям раздаются карточки с поговорками таким образом, чтобы одним досталось начало, а другим — окончание. Ребята должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок. Данный метод даёт возможность развивать лексические и грамматические навыки.

4-й этап. Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока)

Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических способностей, служат развитию эмоциональной атмосферы.

Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли :ballfootball, team, many boys, stadium, goal, gold medal

Метод «Угадай тему»: учащимся предлагаются фрагменты нескольких паззлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать паззлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».

Метод «Голоса» предлагает догадаться, чьи голоса звучат на записи, и определить тему урока.

Метод «Иллюстрация» - очень любим детьми. Учитель заранее скачивает фильм, но лучше развивающий учебный мультфильм. Смотрим самый значимый фрагмент. Затем, после короткого обсуждения учащиеся формулируют тему урока и его цели.

5-й этап. Формирование ожиданий и опасений учеников (планирование эффектов урока)

Метод «Листочки надежд». Необходимо заранее схематично нарисовать на доске дерево. Приготовить желтые и зеленые листочки. Каждый ученик получает два листочка: зелёный и жёлтый. На зелёном дети пишут, чего они ждут от урока, а на жёлтом – свои опасения. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия .В конце урока ребята приклеивают листики на дерево: зелёные — со сбывшимися надеждами или жёлтые — с опасениями. Если на дереве окажется больше зелёных листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, в проведении урока были допущены ошибки.

6-й этап. Презентация учебного материала

Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. На плакате или на доске пишу тему урока. Например, «Faces of London» («Достопримечательности Лондона») илиWhat do you know about Moscow Kremlin?”. Далее учащимся предлагается вспомнить основные объекты, которые связаны с этой темой: музеи и художественные галереи, исторические здания, королевские дворцы, соборы, парки и т.д. и записать их на доске. Или же достопримечательности Московского Кремля. Далее переходим к содержанию темы – изучению и закреплению лексико-грамматического материала, чтению и литературному переводу текстов, беседе, поиску полезной информации. Делаем заметки. Затем, по выбору учащегося, предлагается выучить несколько предложений о понравившейся достопримечательности или же рассказать своими словами на английском языке. Ученики с удовольствием выполняют данное задание, рассказывают о своих впечатлениях, описывают фотографии, любят делать презентации или слайд-шоу.

7-й этап. Релаксация. Динамическая пауза

Если чувствую, что ребята устали, а впереди ещё много работы или сложная тема, делаем паузу! Иногда достаточно 3-5 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, восстановить энергию.

«Отдохни с пользой». Для закрепления лексики по теме «Цвета» учитель говорит, что если он назовёт зелёный предмет, учащиеся должны встать, если красный — сесть, желтый — хлопнуть в ладоши, голубой — подпрыгнуть и т.д.

Игра «Мим». Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Другие должны угадать это время года. И сказать на английском. К этой игре подходят различные темы, которые изучаются на протяжении всего учебного года.

8-й этап. По методике А.Г. Ривина (поабзацная проработка текста)

Периодически использую на своих уроках элементы КСО. Это сотрудничество учащихся друг с другом. Получается так, что каждый ученик по очереди работает со всеми другими учащимися данной группы. Например, если я – ученик, то я в процессе обучения работаю с каждым учеником в отдельности, каждого при этом чему-то обучаю и чему-то у каждого учусь. Главная особенность КСО в том, что буквально все учащиеся работают на уроке. Многократное пересказывание по отдельным темам всего изучаемого материала способствует его хорошему усвоению, развитию речи и мыслительной деятельности учащихся. При этом сильные учащиеся помогают слабым, а слабые не задерживают продвижение сильных.

Успех урока заключается в добросовестном отношении к своим обязанностям каждого ученика. Группа учеников – это движение. Развивается речь, а речь – это мышление. Работают все виды памяти – слуховая, моторная, зрительная. Присутствуют все виды учебной деятельности. Дети слушают, говорят, пишут, читают. Методика А.Г. Ривина – это умение слушать, расчленять текст, озаглавливать, составлять план, обобщать. Использование методики А.Г. Ривина помогает решать важнейшие задачи обучения: практиковать учащихся в чтении с полным извлечением информации, учить работать со словарём, расширять кругозор учащихся о стране изучаемого языка, выделять главное в тексте. Каждый абзац текста подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет достаточно качественно усвоить изучаемый текст.

Эта методика позволяет проводить по-новому и интересно интегрированные уроки, например, истории и английского языка, где учащиеся не только изучают исторические документы и знакомятся с историческими терминами на английском языке, обогащая свой лексический запас. Также уроки литературы. Можно выучить стихотворение на английском и русском языке, например: сонеты Шекспира. Или уроки музыки и английского языка.

На Новый год мы с ребятами 7-х, 9-х и 11-х классов выучили песню из репертуара шведской группы “ABBA” – Happy New Year!” на английском и русском языках. Ребята учили слова и припев, помогали друг другу, затем мы собирались вместе и пели под музыку и слайд-шоу легендарной группы «АВВА». А на празднике выступили перед родителями. Это было просто здорово! Понравилось всем и взрослым и детям.

Для закрепления материала очень хорош метод проектов но, к сожалению, не все ученики подходят очень ответственно к такой работе. Многие не воспринимают это достаточно серьёзно, считают, что можно и не делать или купить просто заготовку, скачать в Интернете. Например: поздравления маме, поздравительные открытки с Днем Рождения, 8 Марта. Но есть учащиеся, которые с удовольствием делают такие проектные работы, например, такой как «Жизнь в городе или в сельской местности». Ребята с удовольствием собирают фотографии, рисунки и материалы о достопримечательностях города и своего поселка. Привлекают к участию в проектной работе родителей и даже соседей.

Как показывает практика и мой личный опыт, особенно ярко запоминается то, что является нестандартным. Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные стандартные уроки и сделать их интересными и более познавательными. А в комплексе с новыми современными технологиями – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.

Завершить статью хочу словами мудрой китайской пословицы:

«Teachers only open the door but you must enter by yourself»

(Учителя только открывают дверь, но войти вы должны сами).

 

Спасибо за внимание и удачи!

 

Библиографический список:

 

1.  Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. – М.: Гардарика, 2008. – 368 с. (дата обращения: 05.06.2019).

2. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/ (дата обращения: 05.06.2019).

3. Активные методы обучения на уроках русского языка // Учительские университеты. — URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-19883 (дата обращения: 05.06.2019).

4. Васильцова В. В. Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО // Молодой ученый. — 2018. — №38. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52686/ (дата обращения: 05.06.2019).

5. Колесникова Е. Активные методы обучения на уроках английского языка // ЗНАНИО. — URL: https://znanio.ru/media/aktivnye_metody_na_urokah_anglijskogo_yazyka-116514/137410 (дата обращения: 05.06.2019).

 

 

 

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ

АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности, вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности, формируют нестандартное мышление, повышают познавательную активность, позволяют с…

АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности, вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности, формируют нестандартное мышление, повышают познавательную активность, позволяют с…

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя (-

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя (-

Whether the weather is fine,

Whether the weather is fine,

Затем, после короткого обсуждения учащиеся формулируют тему урока и его цели

Затем, после короткого обсуждения учащиеся формулируют тему урока и его цели

Главная особенность КСО в том, что буквально все учащиеся работают на уроке

Главная особенность КСО в том, что буквально все учащиеся работают на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020