Активные методы обучения. Проектная деятельность на уроках литературного чтения. Лепбук как итоговый продукт проекта.
Оценка 4.8

Активные методы обучения. Проектная деятельность на уроках литературного чтения. Лепбук как итоговый продукт проекта.

Оценка 4.8
Семинары
docx
чтение
4 кл—7 кл
21.03.2021
Активные методы обучения. Проектная деятельность на уроках литературного чтения. Лепбук как итоговый продукт проекта.
Активные методы обучения. Проектная деятельность на уроках литературного чтения. Лепбук как итоговый продукт проекта.
Лепбук. Активные методы обучения в начальной школе.docx

Активные методы обучения. Проектная деятельность на уроках литературного чтения  в начальной школе.

Лепбук как итоговый  продукт проекта.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

·         чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;

·         чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;

·         чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Для этих целей использую метод проектов и, как  вариант метода проектов -  технология Лэпбук ( итоговый продукт проекта).

СЛАЙД определение лэпбука (+фото лэпбуков)

Лэпбук (lap – колени, book – книга) – самодельная интерактивная папка содержащая множество кармашков, мини-книжек, окошек, подвижных деталей, вставок, которая вмещает в себя огромное количество материала: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д. Попадая в руки ребенка, Лэпбук помогает ему окунуться в тему, повторить и закрепить изученное, систематизировать знания. Таким образом, образовательная деятельность становится не только познавательной, но и интересной, творческой, увлекательной.

 Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности. Основа лэпбука создается совместно с педагогом и дополняется, совершенствуется детьми. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний,  лэпбуки являются финальным этапом изучения определенной темы, итоговым продуктом проекта.

СЛАЙД схема использования лэпбука+фото готовых авторских

Эта технология получила большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Как учитель, я очень заинтересовалась теми возможностями, которые несет в себе лэпбук для решения задач образования и воспитания. Универсальность лэпбука заключается еще и в том, что его могут создать как педагоги, так и дети, родители. Когда лэпбук создает сам педагог – это не просто книга игр, а дидактическое пособие, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, которые соответствуют требованиям ФГОС  к предметно-развивающей среде.

СЛАЙД требования к лэпбуку

Например, для себя я выработала такие. Лэпбук должен быть:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть достаточно для полноценного закрепления изученной темы.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичен. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться еще и средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание должны быть доступны для учеников. Желательно избегать слишком обширных методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

СЛАЙД виды и изображения лэпбуков

В зависимости от формы лэпбуки могут выглядеть как:

стандартная книжка с двумя разворотами;

папка с 3 – 5 разворотами;  книжка-гармошка;  фигурная папка.

СЛАЙД наименования и картинки

Организация материала внутри лэпбука:

стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты;

кармашки-гармошки; кармашки-книжки;  окошки и дверцы; вращающиеся детали;  высовывающиеся детали;  карточки;  стрелки;  пазлы; чистые листы для заметок ,  схемы, таблицы, упражнения для развития связной речи и усвоения грамматических конструкций,  картотеки пословиц, поговорок, загадок, опорные знаки-символы

СЛАЙД схема форм работы и фото

Форма занятий

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме, итоговый продукт проекта.  Его изготовлению должны предшествовать уроки по теме,  тематические занятия, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит роль закрепляющего, систематизирующего дидактического пособия.

Лэпбуки можно делать как индивидуально, всем классом так и на группами. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Затем ребенок знакомит весь класс с результатом своего труда. Тут решаются задачи развития речи ребенка, творческих способностей, коммуникативных навыков, умения представить свой результат, самоуважение, самостоятельность, налаживается контакт между детьми.

СЛАЙД материалы для работы и фото

Технология изготовления

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

1. картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3 или А4);

2. бумага (белая, цветная, гафрированная бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

3.принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

4. обычные и фигурные ножницы;

5. клей и/или скотч;

6. степлер;

7. декоративные элементы по необходимости (пуговицы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

СЛАЙД последовательность работы над лэпбуком (+ 1 фото)

1. Начинаем мы с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая, как общая, так и частная. Например, можно сделать общий лэпбук по литературному чтению в 4 классе к проекту на тему «Родина» и в нём рассмотреть эту тему с разных позиций, где каждый ребёнок приготовит свой листочек в общий лепбук.  Или предложить групповую работу и у каждой группы получится свой взгляд на эту тему. Либо предложить по группам  выбрать направления работы для общего лепбука ( Стихи и песни о Родине, «Защитники Родины», «Что для меня Родина», «Россия – Родина моя» и т.д.), соединить все части в общий лепбук после защиты группой своего блока. А можно взять варианты темы для четырёх групп класса: «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о, Родина моя!», «С чего начинается Родина?» и «Они защищали Родину»,  и у каждой группы получится своя «книжка на коленях», свой лепбук.

Если лэпбук делается не для класса, а для одного ребенка, важно ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме и т.д.

Далее составляется план.

Лэпбук — это не просто книжка с картинками, а важное дидактическое пособие. Поэтому важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы максимально раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Важно сформулировать развивающие, образовательные, творческие, воспитательные задачи и продумать примерный материал, задания, упражнения, решающие эти задачи.

В соответствии с планом создается макет.

Надо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать или составить макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любыми. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертиках разных форм и т.д.

При составлении макета станет понятно, какой из вариантов папки для лэпбука подойдет: из двух листов, с добавлением нескольких листов, книжка- раскладушка, папка или другие.

Продумайть какой вид будут иметь кармашки,  и как будет организована в них информация.

Теперь приступаем к изготовлению

Подбираем материал картинный, речевой, игровой, изготавливаем кармашки, приклеиваем крючки, липучки, скрепляем все детали друг с другом.

И, наконец, сборка

Весь готовый материал крепится в папку в соответствии с макетом.

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе наблюдения учитель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Подведем итоги. Проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного  освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы. Проект – это форма организации учебного процесса.

Лепбук – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Лепбук,  как итоговый продукт проекта, дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


 

Активные методы обучения. Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе

Активные методы обучения. Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе

Универсальность лэпбука заключается еще и в том, что его могут создать как педагоги, так и дети, родители

Универсальность лэпбука заключается еще и в том, что его могут создать как педагоги, так и дети, родители

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука

Важно сформулировать развивающие, образовательные, творческие, воспитательные задачи и продумать примерный материал, задания, упражнения, решающие эти задачи

Важно сформулировать развивающие, образовательные, творческие, воспитательные задачи и продумать примерный материал, задания, упражнения, решающие эти задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2021