Активные методы обучения в начальной школе
Оценка 4.8

Активные методы обучения в начальной школе

Оценка 4.8
docx
07.12.2019
Активные методы обучения в начальной школе
1111.docx

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Архитская средняя общеобразовательная школа им.С.А.Аллахвердиева»

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Активные методы обучения в начальной школе»

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель начальных классов

Тарланова В.И.

 

 

 

 

 

с.Архит.

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире  существенно изменились приоритеты образования. На первый план  выдвигаются цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников мотивации к учебной деятельности.

Поэтому каждый современный учитель  должен свободно и гибко владеть информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. 

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, то есть, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные методы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства учителя.

Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе. Конечно, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя.

 Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. 

Активные методы обучения применяются на всех этапах урокаорганизация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Цель: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения.
Задачи: 

·        Узнать, что такое активные методы обучения;

·        Познакомиться с видами  активных методов обучения;

·        Научиться применять активные методы обучения на разных этапах уроков.


Оборудование:    компьютер, проектор,  кубик  Блума,  раздаточный   материал для участников мастер-класса (ручки и листы бумаги).
         -Уважаемые коллеги!  Свой мастер-класс я хотела бы начать  с  притчи, которая называется  «Все в твоих руках».

  -  В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить  в себя, в свои  силы, успеть взрослому познать  его внутренний мир. Успех  как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.

    -Быть  учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний,  получаем успеш-ных  учеников.

    -Успех нашей   работы обеспечивает  применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным. 

Итак, предлагаю Вам разминку. Вам предстоит максимально быстро и не задумываясь дать ответы  на следующие вопросы:

Метод «Разминка» 

-Какое сейчас время года? А день недели?

-Какой звук воспроизводит кукушка?

-Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

-Как называется рот у птицы?

- Царь зверей?

-Наименьшее трёхзначное  число?

-Наибольшее двузначное число?

-Сколько парных согласных в русском языке?

Молодцы. Вот вы и провели разминку и готовы сотрудничать.
Пример  активного метода начала образовательного мероприятия.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами. 
Упражнение «Поздоровайся глазами». 
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Здороваться нужно не словам, а молча - глазами. При этом нужно  постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Активный метод выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
Метод «Что у меня на сердце»

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
 
У вас на столах есть  листы бумаги: вам необходимо  написать ожидания, а ниже  –опасения, от данного мастер- класса по теме активные методы обучения. ( По желанию можно заслушать несколько ответов).
В конце мы вернёмся к этим листам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Кубик Блума

Приемы смыслового чтения.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Активный метод презентации учебного материала
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка». 
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.
- На ваших  листах бумаги, найдите название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на 4 сектора. 
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.
Ответы педагогов
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
 
Сектор 2 – этапы урока. 
-На каких этапах урока можно применять активные методы обучния? 
Ответы педагогов
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
 (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды активных методов обучения.
Ответы педагогов.
(«Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»)
Сектор -4. Цели применения активных методов обучения.
- Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений
Активные методы обучения ставят ученика  в новую позицию,  когда он  перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится актив-ным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

 Метод  кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Суть этого метода заключается в:

  • выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
  • выделить главную смысловую единицу (тема);
  • выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
  • конкретизировать фактами и мнениями.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть  располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий при составлении кластера:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word,  слайде PowerPoint написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Предлагаю составим кластер по теме «Глагол» ( на листочках)

Стадия осмысления

·         Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и так далее.

Например, на уроке "Окружающий мир". Тема: Вода

 У учащегося получился приблизительно такой список:

          Всему живому нужна чистая вода.

          Защита воды от загрязнений.

          Бережное отношение к воде, не тратить её напрасно, не забывать  вовремя закрывать кран.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?

Активные методы релаксации. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

 Метод "Четыре стихии»

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. 

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» -  дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

«Мудрый совет» - группа пишет в конце урока «совет» детям, которые,

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

 «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ


- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце». 
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. К сожалению, временные рамки не

 позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но если же у кого-то появился интерес к активным методам обучения, то можно ознакомится с приложением данной работы.

  Рефлексия.
Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мастер-класса:

- слышал краем уха;

- хлопал ушами;

- шевелил мозгами;

- считал ворон;

- предложите свой вариант.

И в заключении хочу сказать: «Всё в твоих руках».
Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть  известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования активных методов обучения на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями
.

          У каждой методики есть свои  положительные и отрицательные стороны.

Отрицательная сторона:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

·        не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Положительная сторона:

·        развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;

·        учить учащихся самостоятельно добывать знания;

·          развивать интерес к предмету;

·         позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества.

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества. 

Мир активных методов обучения яркий, многогранный. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными и успешными.

 

 

Всем спасибо за внимание!

ЛИТЕРАТУРА

1.     Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.

2.     Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.

3.     Зарукина Е.В., Н.А.Логинова, М.М.Новик Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. - Санкт-Петербург, 2010.

4.     «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Метод организации начала урока

 «Подари подарок другу».

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.

Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

 

 «Здороваемся глазами»

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

«Улыбнемся друг другу»

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

«Приветствие»

Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия.

«Поздоровайся локтями»

Учитель просит обучающихся рассчитаться на «первый – третий» и сделать следующее: каждый «первый номер» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; каждый «номер второй» упирается руками в бёдра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; каждый «номер третий» нагибается вперёд, кладёт ладони на колени и выставляет локти в стороны. Обучающиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав своё имя и коснувшись друг друга локтями.

 

Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке русского языка)

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

«Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад». Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

 

Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро - ладонь”

Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия

Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Активные методы презентации учебного материала.

Цель: представление нового материала.

К активным методам, которые позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом относятся:

«Инфо-угадайка»

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой ученики выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

«Составление кластера»

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. От них лучи расходятся далее. Кластер используется для организации индивидуальной, групповой работы, как в классе, так и дома.

«Пометки на полях»

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

«Написание синквейна»

Правила написания синквейна.

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть  тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Активные методы организации самостоятельной работы над темой.

Цель: закрепление пройденного материала.

Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал.

«Автобусная остановка»

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Обучающиеся разбиваются на группы по числу вопросов новой темы (5-7 в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке ( на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.  

«Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом.

«Творческая мастерская»

Обучающиеся подбирают пословицы, стихотворения, рассказы, рисуют рисунки, пишут сочинения на заданную тему. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект. В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в творческую мастерскую.

 

 

Активные методы релаксации.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке.

Несколько минут достаточно, чтобы весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

«Делай как я»

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.

«Четыре стихии»

«Четыре стихии» - это земля, вода, воздух, огонь. «Земля» - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. «Вода» - вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. «Воздух» - поднимаются на носочки и поднимают руки вверх. «Огонь» - вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Метод закрепления изученного материала «Парный выход»  (использовался на уроке русского языка).

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам ( предметным картинкам, обозначающим словарные слова).

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах  для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

 Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг». 

Метод  «Ромашка».       

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы  и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

         «Мудрый совет» - группа пишет в конце урока «совет» детям, которые, еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

       «Итоговый круг» - учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

 «Мухомор»

На плакате большой круг, разделенный на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Мое участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное кружочек рисуется за пределами круга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2019