Класс: 9
Предмет: русский язык
Тема: Активные процессы в русском языке
Цели:
Образовательные: познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к русскому языку; культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные УУД: определить цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный ранее, работать с разными по уровню заданиями, уметь соотносить сведения по истории и литературе с процессами в русском языке
Планируемые результаты
Предметные: Знать процессы, происходящие в активном развитии русского языка
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Регулятивные УУД
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Коммуникативные УУД
Уметь систематизировать материал, полученный в процессе изучения русского языка, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями
Основные понятия
Нормы орфоэпии, исторические процессы в языке, архаизмы, историзмы, пунктограмма
Метапредметные связи
Русский язык. Литература. История
Ресурсы:
Основные, дополнительные-Русский язык. 10 - 11класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин
Тексты художественной литературы
Толковые словари русского языка
Мотивация к учебной деятельности (5мин)
Цели:
Уточнить тип урока посредством приёма «Необъявленная тема»
Готовятся к восприятию информации
Пытаются сформулировать тему урока; записывают тему урока в тетради
Мотивация
к работе
Создание атмосферы сотрудниче ства
Уточняет тип урока
Сравнить нормы орфоэпии современной и устаревшой:
Амфора, библиотека, заснеженный, эпиграф, символ, призрак
Видеть изменения, происходящие в языке
Регулятивные УУД
Высказывают предположение
Личностные УУД
Определяют значимость данного материала
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии
Цели:
Через лексический анализ текста увидеть изменения, происходящие в языке
Текст для анализа записывается в тетради, определяют тему текста. Находят непонятные для них слова
Ставит проблемный вопрос
День судного поединка Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для царя. Оно было покрыто червлёным сукном. На нём были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам…
(А.К.Толстой)
Систематизировать слова по лексическому принципу
Коммуникативные УУД
Высказать свою точку зрения; формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные УУД
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Выявление места и причины затруднения
Ученики отвечают на вопросы учителя, вспоминая изученный материал по теме «Лексика».
Запись слов с тетради
Выдвигает проблему. Проводит параллель с ранее изученным материалом
Вопросы:
- все ли слова, встречающиеся в этом тексте вам понятны?
- можете ли предположить, что они могут означать?
- как называются такие слова?
Вспомнили определение
терминов: историзмы и архаизмы
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
Учиться определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
Построение проекта выхода из затруднения практическим способом
Практическим способом спроектировать свою работу
Проводят лексический анализ текста (отрывок из «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина)
Просит учащихся самостоятельно выполнит лексический анализ отрывка: выделить историзмы, указать различные типы архаизмов
В толпе могучих сыновей, с друзьями в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал: меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана и мёд из тяжкого стакана выпивал.
Уметь выделять архаизмы и историзмы из текста
Личностные УУД
Уметь работать в группе
Регулятивные УУД
Уметь анализировать собственную работу.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли
Реализация построения проекта
Научить самостоятельно находить информацию, используя словари и учебник
Работа в группах с толковыми словарями русского языка по нахождению значений историзмов, использованных в тексте А.Толстого
Задаёт вопросы, предлагает найти ответы на поставленные вопросы в разных источниках, предлагает занести ответы в тетради
Вопросы:
1 группе:
Для чего в данном тексте использованы историзмы?
2 группе:
Чем отличаются историзмы от архаизмов?
3 группе:
К какому периоду истории русского языка относится данный отрывок?
Уметь работать с разными видами источников;
составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
Регулятивные УУД
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме
Коммуникативные: понимать, что усвоено, что нет
Личностные: сотрудничество в другими учащимися
Первичное закрепление с проговариванием
Делают выводы по исследованным текстам, приводят свои примеры слов с устаревшими корнями
Предлагает выводы записать в тетради: многие устаревшие корни сохранились и в современной лексике
Бахвалиться (баять и хвалить)
Багряный (багр-пурпурный)
Одолеть (доля – получить свою долю)
Находить устаревшие корни в написании новых слов
Коммуникативные УУД
Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать, что усвоено, а что нет
Регулятивные УУД Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой).
Самостоятельная работа с самопроверкой
Проверить уровень знаний
Физкультминутка
Записывают текст (раздается на листах), обосновывают выбор знаков препинания, находят слова, не употребляемые в современном языке и находят современные пары этих слов
Раздаёт тексты для самостоятельной работы, настраивает на успех в работе и организует работу в тетрадях.
Даёт лист-ответ
Физкультминутка для снятия напряжения и усталости
Шумит порывный ветр
между дерев нагих и, жёлтый лист крутя, далёко завевает.
Н.Гнедич
Закрепить пунктуацию предложений с обособление;
Исторические процессы в языке (полногласие)
Регулятивные УУД
Уметь корректировать свою работу, сравнив её с эталоном
Коммуникативные УУД
Уметь выражать свои мысли
Личностные УУД
Ставит вопрос о значении выполненной работы
Контроль
знаний
Систематизация информации, в которой тренируется использование изученного материала
Записывают положения об активных процессах в русском языке в тетради
Предлагает оформить письменно все факты об изменениях в языке в тетради
Знание исторических процессов, происходящих в русском языке
Коммуникативные УУД
Уметь анализировать и оформлять письменно изученное на уроке
Регулятивные УУД
Определять успешность выполнения своей работы
Рефлексия
Заполняют лист рефлексии
Раздаёт лист рефлексии
Лист рефлексии
Какие изменения происходят в русском языке?
Почему?
Создайте синквей по впечатлениям о сегодняшнем уроке
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в письменной речи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.