Активные формы работы с родителями

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо? Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.
Иконка файла материала Активные формы работы с родителями.doc
Активные формы работы с родителями  Пояснительная записка  Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в  которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,  всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья,  поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и  подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует  ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете,  получает профессиональные навыки. А ведь  искусство быть классным руководителем не изучается,  поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя ­ профессионала гораздо  сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому,  как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей:  «Снова родительское собрание­ потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо;  сам  не  пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо? Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос,  любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым  домом.  В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в  образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными  формами работы  станут: мастер­классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться:  в 21 веке нельзя работать по­старому, надо искать  новые формы сотрудничества с родителями. Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления  взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной  реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос:  «Чего вы ждёте от школы?»  Ответы, как правило, повторяются: 1. Высокий уровень образования – 89 % 2. Сохранение психологического и физического здоровья детей ­   76% 3. Повышение культуры – 43% Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них  готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:  объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных  задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья­школа». Направления в работе: 1. Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся 2. Пропаганда  здорового образа жизни 3. Организация работы Академии  любящих родителей Шаг 3. Реализация поставленной цели и задач.Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению  как среди младших школьников, так и   среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна.  И родителям важно осознавать,  что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности,  чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания.  Семейное чтение... от этих  слов веет домашним уютом конца 19 ­ начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев  одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически  утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать Формы работы:  Устный журнал «Моя домашняя   библиотека» Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки  собирают  всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве.  Странички: Самая старая книга в  нашей семье (готовят  родители) В моём возрасте мама  (папа, бабушка,  дедушка) читала  Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных  экземпляров книг Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно,  используя  любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать  много читать    Праздник  «Посвящение в  читатели» Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем  не  только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим  сказочные  домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим  итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших. Поэтическая  мастерская «Любимые басни» Каждый ученик получает задание: 1. Выбери понравившуюся басню, запишись в листок – заявку  (произведения не должны повторяться) 2. Создай группу ( вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру,  брата), распредели роли. 3. Подготовьте   выразительное, эмоциональное чтение басни  4. Запишите  Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное  голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей.   В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся  работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым  годом  мастерство участников растёт, темы мастерских меняются.  «Семейное чтение:  прошлое, настоящее,  будущее»  Задача: Изготовить  коллаж на тему «Читающая семья». «Моя любимая  книга»  Задача:  создать такую  рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание  прочитать  книгу от корки до корки.Конкурс презентаций  Театральные вечера Каждый раз меняем форму проведения: театр­экспромт, конкурс актёрского  мастерства,  игра­путешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с  нами мамы и папы, бабушки и дедушки. Экскурсии  «Знакомьтесь: Городская библиотека» Литературные  тематические экскурсии Игра­путешествие «В мире  периодических  изданий» В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и  журналов, с которыми обязательно  должны познакомиться девчонки и  мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях  выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок  стремительно развивается, и очень много интересной информации можно  оттуда почерпнуть. Познавательную и воспитательную роль  также выполняют телевидение и Интернет. Но  телеэфир и  глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении  информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка  возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно  их использовать. Основные формы работы Творческая лаборатория  «Учимся читать  телепрограмму »   Суд « Обвиняются  компьютерные игры…» На сегодняшний день существует много познавательных,  обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы  учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам  детей. Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача:  Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в  компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям  играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть,  сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и  окружающим вреда? Путешествие по Глобальной  сети Проводится неоднократно,   отличается многообразием тем,  проводится , как правило, в  кабинете информатики. Приходит время и наши детки становятся пользователями  Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным?  Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только  развивающие и педагогически верные материалы. Учимся  ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения. Практическое занятие «Как  правильно смотреть телевизор  Задача:  дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на  медицинские исследования . Помните: Это не лекция! Оти  работать за компьютером» лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в  увлекательную игру. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне , и я  запомню. Вовлеки меня, и я научусь.                                                                Китайская пословица  Академия любящих родителей ­  это   форма   психолого­педагогического   просвещенияродителей.  Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической  культуры,  познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей,  способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом,  социальным педагогом, школьным врачом.  Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны,  но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.  Мастерская ­ это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.  Педагогическая мастерская ­ это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической  деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с  безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.  Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:  1. Отношение педагога к родителям как  союзникам в воспитании детей (общение на равных)  2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство"  знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации  3. Самостоятельность решения творческих задач  4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других  5. Умение работать в команде  Закон мастерской: делай по­своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.  Предлагаемые  темы занятий: Карманные деньги как средство воспитания Рабочее место не только успех, но и здоровье День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник? Игра в жизни ребёнка Режим дня : за и против Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка Умеете ли вы наказывать детей?Семейные традиции Роль отца в воспитании детей Стоит ли баловать детей? Теория баловства Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для  воспитательного процесса. Технология проведения тренингов I. Сбор и анализ предварительной информации Определение стратегических целей и конкретных задач  Согласование времени, места и продолжительности тренинга.  II. Подготовка тренинга Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных  компетенций, а также навыков и умений. Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и  тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев. Составление поминутного расписания программы тренинга. III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга. IV. Оценка эффективности:  Получение устной и письменной обратной связи по окончании  тренинга. Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги  зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления  внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений  как между    родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями. Тематика тренингов:  Я и группа: толерантность к себе и другим Пойми и помоги ребёнку Кто виноват? Возрастные кризисы Родительская любовь Удачи! Буду рада, если мой опыт работы кого­нибудь заинтересует.