Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.
Активные формы работы с родителями
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в
которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,
всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья,
поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и
подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует
ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете,
получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается,
поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя профессионала гораздо
сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому,
как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей:
«Снова родительское собрание потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не
пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос,
любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым
домом.
В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в
образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными формами работы
станут: мастерклассы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров
должны «зажечь» своих коллег желанием учиться: в 21 веке нельзя работать постарому, надо искать
новые формы сотрудничества с родителями.
Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления
взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной
реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос:
«Чего вы ждёте от школы?» Ответы, как правило, повторяются:
1. Высокий уровень образования – 89 %
2. Сохранение психологического и физического здоровья детей 76%
3. Повышение культуры – 43%
Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них
готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных
задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семьяшкола».
Направления в работе:
1. Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся
2. Пропаганда здорового образа жизни
3. Организация работы Академии любящих родителей
Шаг 3. Реализация поставленной цели и задач.Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению как среди младших школьников, так и
среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна. И родителям важно осознавать,
что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности,
чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Семейное чтение... от этих
слов веет домашним уютом конца 19 начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев
одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически
утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать
Формы работы:
Устный журнал «Моя
домашняя
библиотека»
Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки
собирают всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на
книги, которые запомнились и полюбились им в детстве.
Странички:
Самая старая книга в
нашей семье (готовят
родители)
В моём возрасте мама
(папа, бабушка,
дедушка) читала
Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных
экземпляров книг
Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно,
используя любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать
много читать
Праздник
«Посвящение в
читатели»
Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем не
только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные
домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим
итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших.
Поэтическая
мастерская
«Любимые басни»
Каждый ученик получает задание:
1. Выбери понравившуюся басню, запишись в листок – заявку
(произведения не должны повторяться)
2. Создай группу ( вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру,
брата), распредели роли.
3. Подготовьте выразительное, эмоциональное чтение басни
4. Запишите
Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное
голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей.
В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся
работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым
годом мастерство участников растёт, темы мастерских меняются.
«Семейное чтение:
прошлое, настоящее,
будущее»
Задача: Изготовить коллаж на тему «Читающая семья».
«Моя любимая
книга»
Задача: создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание
прочитать книгу от корки до корки.Конкурс презентаций
Театральные вечера
Каждый раз меняем форму проведения: театрэкспромт, конкурс актёрского
мастерства, играпутешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с
нами мамы и папы, бабушки и дедушки.
Экскурсии
«Знакомьтесь: Городская библиотека»
Литературные тематические экскурсии
Играпутешествие
«В мире
периодических
изданий»
В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и
журналов, с которыми обязательно должны познакомиться девчонки и
мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях
выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок
стремительно развивается, и очень много интересной информации можно
оттуда почерпнуть.
Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Но телеэфир и
глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении
информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка
возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно
их использовать.
Основные формы работы
Творческая лаборатория
«Учимся читать
телепрограмму »
Суд « Обвиняются
компьютерные игры…»
На сегодняшний день существует много познавательных,
обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы
учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам
детей.
Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача:
Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в
компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям
играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть,
сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и
окружающим вреда?
Путешествие по Глобальной
сети
Проводится неоднократно,
отличается многообразием тем,
проводится , как правило, в
кабинете информатики.
Приходит время и наши детки становятся пользователями
Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным?
Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только
развивающие и педагогически верные материалы. Учимся
ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения.
Практическое занятие «Как
правильно смотреть телевизор
Задача: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь
на медицинские исследования . Помните: Это не лекция! Оти работать за компьютером»
лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в
увлекательную игру.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне , и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Академия любящих родителей это форма психологопедагогического просвещенияродителей.
Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической культуры,
познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей,
способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом,
социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны,
но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.
Мастерская это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.
Педагогическая мастерская это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
1. Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных)
2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство"
знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
3. Самостоятельность решения творческих задач
4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
5. Умение работать в команде
Закон мастерской: делай посвоему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй
себя сам.
Предлагаемые темы занятий:
Карманные деньги как средство воспитания
Рабочее место не только успех, но и здоровье
День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?
Игра в жизни ребёнка
Режим дня : за и против
Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка
Умеете ли вы наказывать детей?Семейные традиции
Роль отца в воспитании детей
Стоит ли баловать детей? Теория баловства
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для
воспитательного процесса.
Технология проведения тренингов
I. Сбор и анализ предварительной информации
Определение стратегических целей и конкретных задач
Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных
компетенций, а также навыков и умений.
Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и
тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.
Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании
тренинга.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги
зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления
внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между
родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями.
Тематика тренингов:
Я и группа: толерантность к себе и другим
Пойми и помоги ребёнку
Кто виноват?
Возрастные кризисы
Родительская любовь
Удачи! Буду рада, если мой опыт работы когонибудь заинтересует.