"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
Оценка 4.7

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история +2
Взрослым
23.02.2018
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: пассивные, активные и интерактивные. В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области “обществоведение”.
Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания.docx
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания" В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас  интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: 1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны  усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем­ источником знаний.  Основные методы это лекция, чтение, опрос. 2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие  задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. 3) Интерактивные: От англ. (inter ­ “между”; act – “действие”) таким образом дословный  перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать  между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех  обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют  личностоориентированному подходу, так как они предполагают со­обучение  (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются  субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора  процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы  учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со  своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений  обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое  знание, умение формируется на основе такого опыта. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20­х гг. ххв. (проектный, лабораторно­бригадный метод, производственные, трудовые  экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах  Сухомлинского (60­егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70­80­егг) ­ Шаталова,  Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты  и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные  руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному  использованию интерактивных методов в массовой школе. Исследования проведенные в 80­х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат  Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения  материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название  “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют  пассивные методики (лекция 05%, чтение ­ 10%), а наибольший интерактивные  (дискуссионные группы ­ 50%, практика через действие ­ 75%, обучение других, или  немедленное применение ­ 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи  мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”. Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”.  Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем  прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти.  Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная  память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”,  могут проследить практически все педагоги. С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для  размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность  интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий  потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах,  практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не  случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и  его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения,  “целостного человека”. Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так  называемая “таксономия Блума” ­ таблица уровней и целей обучения и развития  познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает  систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их  сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень  знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным,  базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и  другие цели. Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения  ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –  задействуют все уровни обучения. Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только  интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.  “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов мы также  представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы  обучения в зависимости от цели и условий работы.  Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и  интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как  многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем  очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования.  Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности  участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия  многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного  содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. 1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры. 3.1. Ролевые. 3.2. Деловые. 3.3. Образовательные. 4. Использование общественных ресурсов. 4.1. Приглашение специалиста. 4.2. Экскурсии. 5. Социальные проекты. 5.1. Соревнования. 5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д. 6. Разминки (различного рода). 7. Изучение и закрепление нового информационного материала. 7.1. Интерактивная лекция. 7.2. Ученик в роли учителя. 7.3. Работа с наглядным пособием. 7.4. Каждый учит каждого. 8. Работа с документами (а также в ней). 8.1. Составление документов. 8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также). 9.1 ПОПС – формула. 9.2. Проектный метод. 9.3 Шкала мнений. 9.4. Дискуссия. 9.5. Дебаты. 9.6. Симпозиум. 10. Разрешение проблем (а также). 10.1. Мозговой штурм. 10.2. Дерево решений. 10.3. Переговоры и медиация. В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные  рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных  ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных  методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории,  обществознания, а также на других предметах образовательной области  “обществоведение”. Урок по обществознанию для 10­11 класса с применением интерактивного метода – ролевая игра.  Тема «Когда и как обращаться за юридической помощью?» Занятие   логично   продолжает   деятельность   по   знакомству   учеников   со   способами   разрешения социальных проблем, введению в систему права и механизма правовой защиты (то есть разрешение проблем с позиций права).Практически в жизни гражданина этот подход прежде всего проявляется в определении возникшей проблемы как правовой и обращении к профессиональным юристам за юридической помощью. Цель занятия:  Социализация:  Данное   занятие   предполагает   освоение   практических     оснований   и   правил обращения  за  юридической  помощью,  приобретение   навыков   работы с  юристом,  формирование вдумчивого, ответственного отношения   к процессу защиты своих прав и законных интересов с помощью юристов; отработка навыков активного слушания и коммуникации: умения выслушивать различные точки зрения, отстаивать свои собственные права и права других людей; критического мышления: нахождение значимой информации, критическая оценка доказательств; сотрудничества и позитивного решения конфликтов. Воспитание:  Чувства   ответственности   за   свои   действия;   чувства   человеческого   достоинства, собственной   значимости   и   значимости   других   независимо   от   разного   рода   различий;   чувства справедливости, равенства уважения  разнообразия План занятия: 1. Введение – 5 мин. 2. Демонстрация «На приеме у юриста» ­ 10 мин. 3. Ролевая игра «На приеме у юриста» ­10 мин. 4. Подведение итогов – 5 мин. Ресурсы   к   занятию:  Раздаточный   материал   для   учащихся(   практические   советы   когда   стоит обращаться   за   юридической   помощью;   дельные   советы   деда   Мазая);памятки  попс­формулы   и правил работы в малых группах и проведения дискуссий на доске. 1.Введение  Вступительное   слово   учителя   о   целях   занятия,   фронтальная   беседа   с   классом   по   вопросам: Обращались ли вы сами (с родителями) за юридической помощью, куда, по поводу? Почему россияне мало обращаются за юридической помощью? Нужно ли в современной России большое количество юристов? Кто хочет стать юристом? Почему? 2. Демонстрация. Ребята,   вспомните   еще   раз   советы   Деда   Мазая     и   внимательно   проследите   за   демонстрацией, критически оценивая действия  клиента (юриста) руководствуясь раздаточным материалом. Учащимися разыгрываются заранее подготовленные сценки  После демонстрации беседа с классом по вопросам:      Какие ошибки допустил клиент? Как нужно было себя вести? С каким вопросом нужно было обратиться к юристу? Нужно ли вообще обращаться к юристу с подобной проблемой? К какой отрасли относится проблема? К кому вообще можно обратиться за помощью с подобной проблемой? Есть ли в нашем городе подобные организации? 3. Ролевая игра «На приеме у юриста»    Учащиеся поделены на группы по 4 человека, каждая четверка – отдельная группа. Учащиеся должны  разыграть  сценку  визита  к юристу.  Сначала  первые  номера  будут  юристами,  а  вторые сыграют   Татьяну   Туристикову.   Третий   и   четвертый   номера   будут   наблюдать   и   затем прокомментируют действия клиента с помощью советов Деда Мазая. Ситуация:   Татьяна   Туристикова   купила   палатку,   которая   оказалась   рваной.   Продавец отказывается даже разговаривать с ней.  Затем третьи номера будут юристами, а четвертые сыграют Раису Работягину. Первый и второй соответственно наблюдают и комментируют. Ситуация: Раисе Работягиной второй месяц задерживают зарплату. После окончания ролевых игр, обсудить, как вели себя клиенты? Нужно ли с такой проблемой обращаться   за   помощью?   Куда?   К   какой   отрасли   права   относится   проблема?   Куда   можно обратиться с такой проблемой в нашем городе?   5. Подведение итогов. Обратите   внимание   что       от   правильно   поставленного   вопроса   во   многом   зависит   точность   консультации. Грамотный юрист не станет отвечать на вопросы: Что мне делать? Как мне быть? Не поинтересовавшись перед этим: «А что вы хотите, в чем ваш интерес?» Обратите   внимание   что   одновременно в несколько разных мест.  чаще   всего   мы   имеем   возможность   обратиться   за   консультацией Рефлексия: попросить учащихся вспомнить, что мы вместе делали на этом занятии, какие методы использовали. Урок   по   обществознанию   для   учащихся   10   класса     с   применением     интерактивного   метода   – проблемной дискуссии, с обсуждением в виде «техники аквариума». Тема: Иерархия ценностей. Цель урока: а)закрепление изученного материала                      б)развитие мышления и коммуникативных навыков учащихся Ход урока: 1.Краткое  проблемное  изложение   учителем   раскрывающее   постановку  проблемы.  Актуализация имеющихся у учащихся сведений по данной теме, создание интереса к проблеме и благоприятного психологического климата.  Давайте поговорим о том, что называется ценностью. Человек сам определяет, что для него свято, дорого, имеет смысл. Но многие абсолюты у людей одинаковы, тождественны. Вот эту незыблемую жизненную ориентацию и называют ценностью, под ней подразумевается то. Что свято и дорого для конкретного человека… 2.Деление класса на группы (произвольно). Каждая группа получает задание:  На основе имеющихся у вас знаний составить иерархию ценностей и аргументировано представить свою позицию.      А) первобытного человека      Б) античного      В) средневекового      Г) человека нового времени      Д) современного человека. На   подготовку   группам   отводится   3­5   минут,   Затем     один   представитель   от   каждой   группы изложит идеи выработанные совместно 2­3 минуты.     После   завершения   работы   группы  учитель     предлагает   перейти     к   общему   обсуждению,   где позицию группы представляет один человек. 1. Дискуссия.  Цели   дискуссии:  целенаправленный,   упорядоченный   обмен   идеями,   суждениями,   мнениями   в классе     не   столько   ради   поиска   единственной   истины,   сколько   множественных   истин, предстающих как ряд обосновываемых точек зрения, позиций. Обмен информацией, поощрение разных подходов к решению проблемы, сосуществование различных, несовпадающих мнений и предложений, возможность критиковать любое из высказ0ываемых мнений, побуждение к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.    А) выступление представителей всех групп поочередно       Б)   Переход   к   общеклассной   дискуссии   по   обсуждению   предложенных   проектов   иерархий ценностей. 2. Подведение итогов: А) краткое обобщение сделанное учителем Б) анализ дискуссии    ­ выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?    ­ отклонялись ли мы от темы    ­ все ли принимали участие в обсуждении.  Урок по курсу «Обществознание» для 11 класса (с применением интерактивного метода – ролевая игра). Тема «Межнациональные и этнические проблемы в современной России»   Это   занятие   разработано   по   курсу   «Обществознание»   для   11   класса.   Оно   является логическим завершением  занятий по теме «Нации и межнациональные  отношения». После общей   темы,   которая   раскрывает   вопросы   российской   конституции   и     федеративного устройства   ,   следует   обсудить   проблемы   межнационального   и   этнического   характера, которые   имеют   место   в   нашей   стране,   для   нахождения   наилучшего   решения.   Вопрос национальной государственной политике, волновал передовых людей и в прошлом, и споры по этому вопросу не затихают и в наши дни, важно, чтобы у старшеклассников появилась после этого занятия  возможность сформировать свою  гражданскую  позицию по этому вопросу. Занятие является интерактивным. Цель занятия: К концу занятия учащиеся смогут: 1) уточнить понятия «этнос» и «нация». 2) Понять важность толерантности в современных условиях.  3) Определить   собственную   гражданскую   позицию   по   вопросу   о   перспективах   национальной государственной политики. 4) Тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, умение работать с источниками 5) Определить возможные  варианты решения проблем. Ход занятия: 1. Мотивация 2. Целеполагание 3. Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему разных точек зрения по проблеме преодоления межэтнических конфликтов. 4. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов» 5. Рефлексия. 1 Мотивация    1)Мини соц. опрос учащихся в классе (по рабочему листу):               а) знаю, могу поделиться информацией               б) наслышан, но информации не достаточно               в) не знаю, не знаком с проблемой       2)   Дети   составляют   из   предложенного   пакета   слов   и   словосочетаний   определение  нации  и этноса. (Класс предварительно произвольно разделен на две группы).   3)   Уточнение   определений:   работа   групп   по   словарю.   (идет   корректировка   определений   составленных учащимися) 2 Целеполагание. Объявление целей занятия. 3   Предоставление   информации  по   теме   проходит   в   виде  проблемной   мини­лекции  для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:         а)   создание   меганации  (россияне   ­   все   остальное   этносы,   в   рамках   культурноэтнической автономии)        б) многонациональное государство (т.е. существование различных наций, этносов в составе федерации) 4 Ролевая игра. 1) составление экспертных групп (из числа учащихся, получающих карточку – инструктаж, для дальнейшей работы)                      а) психологи                      б) социологи                      в) политологи 2) Остальные учащиеся произвольно делятся учителем на две группы (по количеству точек зрения на проблему) с заданными ролями. На основе дальнейшей работы в группах определяются «+» и «­» доставшейся группе для обсуждения теории.           3) Презентация проектов групп, с высказыванием мнения специалистов            (не прозвучавшие у группы «+» и «­») 3) Специалисты эксперты дают оценку работе группы ( чья защита оказалась     более убедительной) – как подведение итогов работы. 5 Рефлексия.        1) Возвращение к мини соц. Опросу (повторное его проведение с   использо­            ванием рабочего листа). – с комментариями учителя.        2) Как завершающий этап урока – написание индивидуально каждым             учащимся «7 строк» ­ метода рефлексии (без озвучания в классе, для             учителя).             Приложение                 1. Я думаю что….                                                   2.Потому что, этому способствует…                                                   3.Значит….

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018