"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история +2
Взрослым
23.02.2018
Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: пассивные, активные и интерактивные. В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области “обществоведение”.
Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания.docx
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках
обществознания"
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас
интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в
ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны
усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем источником знаний.
Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие
задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы
от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) Интерактивные: От англ. (inter “между”; act – “действие”) таким образом дословный
перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать
между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех
обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют
личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение
(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются
субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора
процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы
учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со
своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений
обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое
знание, умение формируется на основе такого опыта. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20х
гг. ххв. (проектный, лабораторнобригадный метод, производственные, трудовые
экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах
Сухомлинского (60егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (7080егг) Шаталова,
Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег,
поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты
и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные
руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному
использованию интерактивных методов в массовой школе.
Исследования проведенные в 80х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат
Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения
материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название
“пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют
пассивные методики (лекция 05%, чтение 10%), а наибольший интерактивные
(дискуссионные группы 50%, практика через действие 75%, обучение других, или
немедленное применение 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи
мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим
навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”.
Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем
прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти.
Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная
память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”,
могут проследить практически все педагоги.
С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для
размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность
интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий
потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах,
практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не
случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и
его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения,
“целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так
называемая “таксономия Блума” таблица уровней и целей обучения и развития
познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под
руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает
систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их
сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень
знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным,
базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и
другие цели.
Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения
ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –
задействуют все уровни обучения.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только
интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.
“Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов мы также
представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы
обучения в зависимости от цели и условий работы.
Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и
интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как
многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем
очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования.
Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности
участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия
многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного
содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала. 7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные
рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных
ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных
методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории,
обществознания, а также на других предметах образовательной области
“обществоведение”.
Урок по обществознанию для 1011 класса с применением интерактивного метода – ролевая игра.
Тема «Когда и как обращаться за юридической помощью?»
Занятие логично продолжает деятельность по знакомству учеников со способами разрешения
социальных проблем, введению в систему права и механизма правовой защиты (то есть разрешение
проблем с позиций права).Практически в жизни гражданина этот подход прежде всего проявляется
в определении возникшей проблемы как правовой и обращении к профессиональным юристам за
юридической помощью.
Цель занятия:
Социализация: Данное занятие предполагает освоение практических оснований и правил
обращения за юридической помощью, приобретение навыков работы с юристом, формирование вдумчивого, ответственного отношения к процессу защиты своих прав и законных интересов с
помощью юристов; отработка навыков активного слушания и коммуникации: умения выслушивать
различные точки зрения, отстаивать свои собственные права и права других людей; критического
мышления: нахождение значимой информации, критическая оценка доказательств; сотрудничества
и позитивного решения конфликтов.
Воспитание: Чувства ответственности за свои действия; чувства человеческого достоинства,
собственной значимости и значимости других независимо от разного рода различий; чувства
справедливости, равенства уважения разнообразия
План занятия:
1. Введение – 5 мин.
2. Демонстрация «На приеме у юриста» 10 мин.
3. Ролевая игра «На приеме у юриста» 10 мин.
4. Подведение итогов – 5 мин.
Ресурсы к занятию: Раздаточный материал для учащихся( практические советы когда стоит
обращаться за юридической помощью; дельные советы деда Мазая);памятки попсформулы и
правил работы в малых группах и проведения дискуссий на доске.
1.Введение
Вступительное слово учителя о целях занятия, фронтальная беседа с классом по вопросам:
Обращались ли вы сами (с родителями) за юридической помощью, куда, по поводу?
Почему россияне мало обращаются за юридической помощью?
Нужно ли в современной России большое количество юристов?
Кто хочет стать юристом? Почему?
2. Демонстрация.
Ребята, вспомните еще раз советы Деда Мазая и внимательно проследите за демонстрацией,
критически оценивая действия клиента (юриста) руководствуясь раздаточным материалом.
Учащимися разыгрываются заранее подготовленные сценки
После демонстрации беседа с классом по вопросам:
Какие ошибки допустил клиент?
Как нужно было себя вести?
С каким вопросом нужно было обратиться к юристу?
Нужно ли вообще обращаться к юристу с подобной проблемой? К какой отрасли относится проблема?
К кому вообще можно обратиться за помощью с подобной проблемой?
Есть ли в нашем городе подобные организации?
3. Ролевая игра «На приеме у юриста»
Учащиеся поделены на группы по 4 человека, каждая четверка – отдельная группа. Учащиеся
должны разыграть сценку визита к юристу. Сначала первые номера будут юристами, а вторые
сыграют Татьяну Туристикову. Третий и четвертый номера будут наблюдать и затем
прокомментируют действия клиента с помощью советов Деда Мазая.
Ситуация: Татьяна Туристикова купила палатку, которая оказалась рваной. Продавец
отказывается даже разговаривать с ней.
Затем третьи номера будут юристами, а четвертые сыграют Раису Работягину. Первый и второй
соответственно наблюдают и комментируют.
Ситуация: Раисе Работягиной второй месяц задерживают зарплату.
После окончания ролевых игр, обсудить, как вели себя клиенты? Нужно ли с такой проблемой
обращаться за помощью? Куда? К какой отрасли права относится проблема? Куда можно
обратиться с такой проблемой в нашем городе?
5. Подведение итогов.
Обратите внимание что
от правильно поставленного вопроса во многом зависит точность
консультации. Грамотный юрист не станет отвечать на вопросы: Что мне делать? Как мне быть? Не
поинтересовавшись перед этим: «А что вы хотите, в чем ваш интерес?»
Обратите внимание что
одновременно в несколько разных мест.
чаще всего мы имеем возможность обратиться за консультацией
Рефлексия: попросить учащихся вспомнить, что мы вместе делали на этом занятии, какие методы
использовали.
Урок по обществознанию для учащихся 10 класса с применением интерактивного метода –
проблемной дискуссии, с обсуждением в виде «техники аквариума».
Тема: Иерархия ценностей.
Цель урока: а)закрепление изученного материала
б)развитие мышления и коммуникативных навыков учащихся Ход урока:
1.Краткое проблемное изложение учителем раскрывающее постановку проблемы. Актуализация
имеющихся у учащихся сведений по данной теме, создание интереса к проблеме и благоприятного
психологического климата.
Давайте поговорим о том, что называется ценностью. Человек сам определяет, что для него свято,
дорого, имеет смысл. Но многие абсолюты у людей одинаковы, тождественны. Вот эту незыблемую
жизненную ориентацию и называют ценностью, под ней подразумевается то. Что свято и дорого для
конкретного человека…
2.Деление класса на группы (произвольно). Каждая группа получает задание:
На основе имеющихся у вас знаний составить иерархию ценностей и аргументировано представить
свою позицию.
А) первобытного человека
Б) античного
В) средневекового
Г) человека нового времени
Д) современного человека.
На подготовку группам отводится 35 минут, Затем один представитель от каждой группы
изложит идеи выработанные совместно 23 минуты.
После завершения работы группы учитель предлагает перейти к общему обсуждению, где
позицию группы представляет один человек.
1. Дискуссия.
Цели дискуссии: целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в
классе
не столько ради поиска единственной истины, сколько множественных истин,
предстающих как ряд обосновываемых точек зрения, позиций. Обмен информацией, поощрение
разных подходов к решению проблемы, сосуществование различных, несовпадающих мнений и
предложений, возможность критиковать любое из высказ0ываемых мнений, побуждение к поиску
группового соглашения в виде общего мнения или решения.
А) выступление представителей всех групп поочередно
Б) Переход к общеклассной дискуссии по обсуждению предложенных проектов иерархий
ценностей.
2. Подведение итогов: А) краткое обобщение сделанное учителем
Б) анализ дискуссии
выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?
отклонялись ли мы от темы
все ли принимали участие в обсуждении.
Урок по курсу «Обществознание» для 11 класса (с применением интерактивного метода –
ролевая игра).
Тема «Межнациональные и этнические проблемы в современной России»
Это занятие разработано по курсу «Обществознание» для 11 класса. Оно является
логическим завершением занятий по теме «Нации и межнациональные отношения». После
общей темы, которая раскрывает вопросы российской конституции и федеративного
устройства , следует обсудить проблемы межнационального и этнического характера,
которые имеют место в нашей стране, для нахождения наилучшего решения. Вопрос
национальной государственной политике, волновал передовых людей и в прошлом, и споры по
этому вопросу не затихают и в наши дни, важно, чтобы у старшеклассников появилась после
этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию по этому вопросу.
Занятие является интерактивным.
Цель занятия: К концу занятия учащиеся смогут:
1) уточнить понятия «этнос» и «нация».
2) Понять важность толерантности в современных условиях.
3) Определить собственную гражданскую позицию по вопросу о перспективах национальной
государственной политики.
4) Тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, умение работать с источниками
5) Определить возможные варианты решения проблем.
Ход занятия:
1. Мотивация
2. Целеполагание 3. Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему разных точек зрения
по проблеме преодоления межэтнических конфликтов.
4. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов»
5. Рефлексия.
1 Мотивация
1)Мини соц. опрос учащихся в классе (по рабочему листу):
а) знаю, могу поделиться информацией
б) наслышан, но информации не достаточно
в) не знаю, не знаком с проблемой
2) Дети составляют из предложенного пакета слов и словосочетаний определение нации и
этноса. (Класс предварительно произвольно разделен на две группы).
3) Уточнение определений: работа групп по словарю. (идет корректировка определений
составленных учащимися)
2 Целеполагание.
Объявление целей занятия.
3 Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной минилекции для
обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:
а) создание меганации (россияне все остальное этносы, в рамках культурноэтнической
автономии)
б) многонациональное государство (т.е. существование различных наций, этносов в составе
федерации)
4 Ролевая игра. 1) составление экспертных групп (из числа учащихся, получающих карточку – инструктаж,
для дальнейшей работы)
а) психологи
б) социологи
в) политологи
2) Остальные учащиеся произвольно делятся учителем на две группы (по количеству точек
зрения на проблему) с заданными ролями.
На основе дальнейшей работы в группах определяются «+» и «» доставшейся группе для
обсуждения теории.
3) Презентация проектов групп, с высказыванием мнения специалистов
(не прозвучавшие у группы «+» и «»)
3) Специалисты эксперты дают оценку работе группы ( чья защита оказалась
более убедительной) – как подведение итогов работы.
5 Рефлексия.
1) Возвращение к мини соц. Опросу (повторное его проведение с использо
ванием рабочего листа). – с комментариями учителя.
2) Как завершающий этап урока – написание индивидуально каждым
учащимся «7 строк» метода рефлексии (без озвучания в классе, для
учителя).
Приложение 1. Я думаю что….
2.Потому что, этому способствует…
3.Значит….
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.