Стараюсь использовать активные методы, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. В результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность мною было отмечено, что все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы
Активные методы обучения биологии.
Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика
в общеобразовательной школе. Сегодня главное не столько передать знания, сколько
«научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать
различную информацию, применять ее в реальной жизни.
Стараюсь использовать активные методы, которые побуждают обучаемых к
мыслительной активности, к проявлению творческого исследовательского подхода и
поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. В результате
внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность мною
было отмечено, что все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием,
значительно повышается интенсивность их работы, в частности ученики во время работы:
внимательно слушают думая;
наблюдают думая;
читают – думая;
выполняют практическое задание думая.
Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин:
например от цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих
активных методов весьма условны. Часто одно и то же название используется мною для
обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под
разными именами.
Активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному,
старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и
любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.
Наиболее ярко проявляются влияние следующих методов, которые положительно
повлияли на интерес и академические результаты моих учеников: мозговой штурм; ИКТ;
разноуровневая дифференциация; игровые технологии; технологии деятельностного
метода обучения; творческие задания, такие как: исправить ошибки в научном тексте;
работа в малых группах, где группа занимается решением занимательных биологических
задач; проблемное обучение; проектный метод.
Например: «Мозговой штурм».
Суть «Мозгового штурма» состоит в том, чтобы записывать любую идею,
предложить максимум идей, не обсуждать, ни в коем случае не критиковать, не думать об
идеях, создавать атмосферу содействия.
Правила «Мозгового штурма» следующие:
1. экспрессразминка;
2. быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера,
подготовленные ведущим;
3. непосредственно «Штурм» поставленной проблемы;
4. еще раз ведущим быстро уточняется задача;
5. обсуждение экспертами итогов работы групп;
6. отбор и оценка наилучших идей экспертами;
7. сообщение о результатах «Мозговой штурма» по очередности выполнения задания
или по часовой стрелке;
8. публичная защита наилучших идей.
Учитывая тенденции развития современного общества невозможно не использовать
интерактивные технологии в обучении («ИКТ»).
Чем хорош этот метод?1. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд
педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на
уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что
материалы заранее заготовлены в электронном виде).
2. Позволяет повысить эффективность урока за счет наглядности. Конечно,
достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на
доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий
уровень наглядности.
3. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разно
уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
В современном мире требования к жизни возрастают, увеличивается объем
информации и усложняется содержание знаний, в этих условиях очень хорошо
зарекомендовал себя метод обучения «Разно уровневая дифференциация», так как
позволяет полнее учитывать особенности каждого учащегося, в частности:
учитывать познавательные интересы учащихся
устранять перегрузку программ,
развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей,
создавать психологический комфорт в учебе.
Также одним из самых из самых эффективных методов обучения можно назвать
«Игру». Этот метод позволяет углубить знания учащихся повысить интерес к предмету
развивает навыки работы с дополнительной литературой.
Игры можно подразделить на:
предметные;
сюжетные;
ролевые;
деловые;
имитационные.
Все перечисленные методы не заменят в полной мере традиционные формы
обучения, но дополнят их и такое сочетание позволит рационально организовать учебно
воспитательный процесс.
В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о необходимых составляющих
современного урока, его основных компонентах.
Итак, основными компонентами современного урока являются:
организационный – это организация класса в течение всего урока, готовность
учащихся к уроку, порядок и дисциплина:
целевой – это постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на
отдельные его этапы;
мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме,
так и во всем курсе;
коммуникативный – это уровень общения учителя с классом;
содержательный – это подбор материала для изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т.п.;
технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для
данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п;
контрольнооценочный – это использование оценки деятельности ученика на уроке
для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;
аналитический – это подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на
уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Следующим обязательным условием хорошего урока, является его правильное
построение.