Активные методы обучения биологии.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стараюсь использовать активные методы, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. В результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность мною было отмечено, что все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы
Иконка файла материала Активные методы.docx
Активные методы обучения биологии. Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной  школе.  Сегодня главное  ­  не столько  передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. Стараюсь   использовать   активные   методы,   которые   побуждают   обучаемых   к мыслительной   активности,   к   проявлению   творческого   исследовательского   подхода   и поиску   новых   идей   для   решения   разнообразных   задач   по   специальности.   В   результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность мною было   отмечено,  что  все   учащиеся   класса   на  уроке   работают  с   интересом   и   желанием, значительно повышается интенсивность их работы, в частности ученики во время работы:  внимательно слушают ­ думая;  наблюдают ­ думая;  читают – думая;  выполняют практическое задание ­ думая. Выбор   того   или   иного   метода   на   уроках   биологии   зависит   от   разных   причин: например от цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих активных методов весьма условны. Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. Активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых. Наиболее ярко проявляются влияние следующих методов, которые положительно повлияли на интерес и академические результаты моих учеников: мозговой штурм; ИКТ; разноуровневая   дифференциация;   игровые   технологии;   технологии   деятельностного метода  обучения;  творческие  задания,  такие  как:  исправить  ошибки  в  научном  тексте; работа в малых группах, где группа занимается решением занимательных биологических задач; проблемное обучение; проектный метод. Например: «Мозговой штурм». Суть   «Мозгового   штурма»   состоит   в   том,   чтобы   записывать   любую   идею, предложить максимум идей, не обсуждать, ни в коем случае не критиковать, не думать об идеях, создавать атмосферу содействия. Правила «Мозгового штурма» следующие: 1. экспресс­разминка; 2. быстрый   поиск   ответов   на   вопросы   и   задачи   тренировочного   характера, подготовленные ведущим; 3. непосредственно «Штурм» поставленной проблемы; 4. еще раз ведущим быстро уточняется задача; 5. обсуждение экспертами итогов работы групп; 6. отбор и оценка наилучших идей экспертами; 7. сообщение о результатах «Мозговой штурма» по очередности выполнения задания или по часовой стрелке; 8. публичная защита наилучших идей. Учитывая тенденции развития современного общества невозможно не использовать интерактивные технологии в обучении («ИКТ»). Чем хорош этот метод?1. Использование   некоторых   компьютерных   программ   позволяет   облегчить   труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке   освобождается   время   для   дополнительных   заданий   (за   счет   того,   что материалы заранее заготовлены в электронном виде). 2. Позволяет   повысить   эффективность   урока   за   счет   наглядности.   Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. 3. Информационные   технологии   предоставляют   широкие   возможности   для индивидуализации  и дифференциации  обучения,  причем не только за счет разно уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. В   современном   мире   требования   к   жизни   возрастают,   увеличивается   объем информации   и   усложняется   содержание   знаний,   в   этих   условиях   очень   хорошо зарекомендовал   себя   метод   обучения   «Разно   уровневая   дифференциация»,   так   как позволяет полнее учитывать особенности каждого учащегося, в частности:     учитывать познавательные интересы учащихся устранять перегрузку программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе.  Также одним из самых из самых эффективных методов обучения можно назвать «Игру». Этот метод позволяет углубить знания учащихся повысить интерес к предмету развивает навыки работы с дополнительной литературой.       Игры можно подразделить на: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные. Все   перечисленные   методы   не   заменят   в   полной   мере   традиционные   формы обучения, но дополнят их и такое сочетание позволит рационально организовать учебно­ воспитательный процесс.  В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о необходимых составляющих современного урока, его основных компонентах.   Итак, основными компонентами современного урока являются: организационный   –   это   организация   класса   в   течение   всего   урока,   готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина: целевой – это постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;  мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме,    так и во всем курсе; коммуникативный – это уровень общения учителя с классом; содержательный – это подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.; технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п;  контрольно­оценочный – это использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса; аналитический – это подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Следующим   обязательным   условием   хорошего   урока,   является   его   правильное построение.