Активные методы обучения на этапе рефлексии на уроке иностранного языка.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
26.03.2019
Современные стандарты образования диктуют новые правила в преподавании и изучении иностранных языков. Ни для кого не секрет, что современные образовательные технологии ориентированы сегодня в первую очередь на самостоятельную учебную деятельность учащегося. А самостоятельная деятельность включает в себя не только сам процесс изучения чего-то нового, но и осознанное целеполагание, мотивацию, а также рефлексию или оценку собственной учебной деятельности.
Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio” – «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если ученик понимает для чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
рефлексия.docx
Активные методы обучения на этапе рефлексии
Современные стандарты образования диктуют новые правила в преподавании и
на уроке иностранного языка.
изучении иностранных языков. Ни для кого не секрет, что современные образовательные
технологии ориентированы сегодня в первую очередь на самостоятельную учебную
деятельность учащегося. А самостоятельная деятельность включает в себя не только сам
процесс изучения чегото нового, но и осознанное целеполагание, мотивацию, а также
рефлексию или оценку собственной учебной деятельности.
Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio” – «обращение назад».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем
состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как
самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности
и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты,
переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Если ученик понимает для чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в
будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, то процесс обучения
становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно
проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в
конце деятельности)
2) рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов
работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной
деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность
каждого на разных этапах урока)
3) рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления
уровня осознания содержания пройденного)
Приемы организации рефлексии на уроках
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики». Учащимся предлагается выбрать смайлик , который соответствует их
настроению.
«Букет настроения». В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и
красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что
– то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то голубой».
«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнца, детям раздаются лучики жёлтого
и голубого цветов. Лучики можно прикреплять к солнышку: жёлтого цветамне очень
понравилось занятие, голубого цветазанятие неинтересное.
«Солнышко и тучка». В руках у учителя солнышко и тучка. Он предлагает ребятам
сравнить своё настроение с тучкой или солнышком, поясняя, если хорошее настроение,
выбирается солнышко, если не очень, то тучка.
«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух
цветовкрасные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёныея считаю, что
сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красныене справился с заданием, у
меня грустное настроение.
Рефлексия содержания учебного материала
«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочке своё мнение об уроке, все
листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются
мнения и обсуждаются ответы. «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям
предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание,
которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует
задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон
усмотрению ученика.
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа
с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком бабочка. Вы
предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему
понравился больше всего.
«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух
цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что
сделал всё на «отлично», у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у
меня грустное настроение.
«Плюс – минус– интересно». Это упражнение можно выполнять устно и письменно.
Учащимся предлагается таблица из трех граф. «П» «плюс» что понравилось на уроке,
положительные эмоции, достижения целей. Графа «М» «минус» записывается все, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным,
ненужная, бесполезная информация. В графу «И» «интересно» записываем интересные
моменты.
Рефлексия деятельности
«Ступени». С помощью данного символа можно определить, на каком уровне
ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
«Ладошка». Чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша. Уровни
активности высокий, средний, низкий.
«Звездочки». На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные
достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на
доску и т.д.
«Светофор». Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый
или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение
по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем
(сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
«Незаконченное предложение». В конце занятия учащимся предлагается
устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:
«На сегодняшнем уроке я понял (узнал, разобрался)…»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я сумел…»;
«Было интересно…»;
«Было трудно…»;
«Я понял, что…» и т.п.
Итак, использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке
иностранного языка, может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое
учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным. Какой приём выбрать,
каждый учитель решает сам. Главное, чтобы учитель использовал их постоянно, чтобы
учащиеся могли адаптироваться к такой работе.Все приёмы должны подбираться
соответственно возрасту учащихся. Это творчество учителя. И это творчество поможет
добиваться учителю лучших результатов и сделает процесс обучения более эффективным.
Активные методы обучения на этапе рефлексии на уроке иностранного языка.
Активные методы обучения на этапе рефлексии на уроке иностранного языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.