Активные методы обучения на уроках технологии
Оценка 4.6

Активные методы обучения на уроках технологии

Оценка 4.6
Лекции
docx
технология
Взрослым
23.03.2017
Активные методы обучения на уроках технологии
Что вкладывается в это понятие? Это использование системы методов, направленные не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение ими в процессе познавательной и практической деятельности. Это те методы, которые побуждают к активной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет.
активные методы обучения.docx
Выступление на ШМО «Активное обучение на уроках технологии» учитель технологии  Салогуб Марина Ивановна Что вкладывается в это понятие? Активное обучение на уроках технологии Это использование системы методов, направленные не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение ими в процессе познавательной   и   практической   деятельности.   Это   те   методы,   которые   побуждают   к активной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  неимитаиионные   и Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет. Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат   преподавателю   контрольным   инструментом   для   качественного   управления   их познавательной активностью. Выбор и особенности применения активных методов обучения должны строиться с учетом характера   учебных   занятий.   Познавательная   деятельность   учащихся   на   одних   занятиях носит   чисто   учебный   характер,   а   на   других   занятиях   учебная   деятельность   учащихся оказывается   близкой   или   подобной   реальному   труду.   На   таких   занятиях   происходит своеобразное подражание реальному процессу производства. Поэтому   занятия   по   технологии   можно   разделить   на имитационные.  неимитаиионным  относятся традиционные формы проведения занятий, на которых   К   учителем   устно   излагается   учебный   материал   (школьная   лекция,   рассказ,   беседа, объяснение), лабораторные и учебно­практические занятия. На занятиях активность учащихся может быть достигнута тем, что в содержание учебного материала учитель вносит какое­либо противоречие. Например, преднамеренное введение ошибок. При  устном изложении  учебного материала в процессе лекции, рассказа, объяснения, беседы  активность учащихся достигается  приемами проблемного обучения. Это может быть   выдвижение   и   последующее   обоснование   различных   предположений   (гипотез), постановка   проблемных   вопросов,   организация   дискуссионного   рассмотрения   нового материала.  познавательная   активность   учащихся  может На стимулироваться введением в инструкции заданий исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности. В процессе учебно­практических занятий активность учащихся можно стимулировать заданиями   по   поиску   новых   технологий,   оптимизации   последовательности   операций, подбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работ и т. п. Имитационные занятия являются по форме аналогом реальной практики познания или созидательной деятельности. По организации деятельности учащихся их можно разделить на игровые и неигровые. Неигровыми   методами  являются   имитационные   упражнения   и   разбор   конкретных ситуаций. Они могут носить двигательный и умственный характер. Наиболее эффективным средством активизации обучения в двигательных имитационных упражнениях  являются те, которые используют, например, для обучения  навыкам работы на швейной машине и других бытовых приборах. Для активизации познавательной деятельности учащихся в умственных упражнениях эффективным   средством   может   служить   разбор   или   построение   конкретных ситуаций.   Такие   ситуации   могут   касаться,   например   разработки   структуры технологического процесса.  лабораторных   занятиях наличие проблемы; наличие альтернативных целей; наличие определенных правил; противостояние интересов; согласованность и последовательность действий; наличие стимулов в получении высокого результата; объективность оценки результатов игры и достижений отдельных участников.  Имитационным методом активизации познавательной и практической деятельности учащихся   является  проектный   метод   обучения  технологии.   Проектное   задание имитирует  реальный процесс создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и кончая производством и даже реализацией полученного продукта. Имитационные   игровые   занятия   или   деловые   игры  являются   эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Они характеризуются следующими обязательными признаками: • • • • • • • Для  моделирующих  игр  желательно  определенное  противоречие  интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для   деловой   игры,  моделирующей   реальную   ситуацию,   важно   побудить   каждого участника действовать как в реальной ситуации. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Первый вид связан с формой построения учебного занятия. Это может быть игровая форма   подачи   учителем   учебного   материала,   например   составление   с   учащимися кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий. Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс,   организационно­управленческую   или   социально­экономическую   ситуацию.   Это может   быть,   например,   ситуация,   связанная   с   организацией   предпринимательской деятельности. Моделирование такой ситуации может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Методически более простым является метод разыгрывания ролей. Разыгрывание ролей создает   на   занятии   взаимозависимость   учащихся   и   тем   самым   активизирует   их познавательно­трудовую деятельность. К   активным   методам   обучения   на   занятиях   по   технологии   относится  игровое проектирование.  Оно может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой   технологии.   При   реализации   этого   метода   учитель   сам   формулирует задачу   и   исходные   условия   к   ней.   Он   может   ограничить   круг   поиска   решений, дополнительно поставив перед учащимися вопросы. Для   игрового   проектирования,   в   отличие   от   метода   проектов,   обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащихся необходимо разбить   на   небольшие   группы,   каждая   из   которых   разрабатывает   и   представляет   свой вариант решения проблемы. Разработка может проводиться и каждым учеником отдельно. В зависимости   от   сложности   поставленной   учителем   проблемы   готовые   варианты   могут рассматриваться   на   этом   же   занятии   или   должны   быть   представлены   учащимися   для обсуждения   на   последующих   занятиях.   Отсроченные   во   времени   задания   активизируют мыслительную деятельность учащихся и во внеурочное время. От   учителей   часто   можно   услышать,   что   нынешние   школьники   учатся   без   интереса,   в лучшем   случае   выполняют   задания   «от   и   до».   Опираясь   на   собственный   опыт   работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включения в состав учебной группы) и даже то, что некоторые учащиеся из гордости не соглашаются с низкой, как они считают, оценкой их труда. При этом главное, на мой взгляд, — увлеченность учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделия. В своей работе я использую различные формы и методы работы с учащимися. Дидактические игры  способствуют  активизации мыслительной деятельности  учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры   можно   привить   ученикам   стремление   пополнять   недостающие   знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности. Игра ­ Брейн­ринг. Цель. Закрепить знания по разделу «Кулинарные работы»; развить воображение, смекалку; укрепить   межличностные   отношения;   воспитать   чувство   взаимопомощи;   разнообразить досуг детей. Правила. Играют 2 команды по 6 человек. Остальные школьники — болельщики. Команды располагаются за двумя столами. На каждом столе электронный секундомер и светильник (светильники разных цветов). Ход игры. Ведущий задает вопрос и включает одновременно оба секундомера на игровых столах.   На   обдумывание   ответа   даётся   1   минута.   Капитан   команды,   готовой   ответить, включает   светильник.   В   этот   момент   останавливается   время   на   секундомере.   Ответ принимается   от   команды,   первой   нажавшей   кнопку   после   того,   как   был   включен секундомер. За правильный ответ команда получает очко. Если прозвучит неверный ответ, другая команда может продолжить обсуждение в оставшееся время. Выигравшей считается та команда, которая первой наберет 5 очков. Вопросы. 1. 2. 3. 4. 5. живых организмов? 6. 7. 8. 9. чтобы получить опарное тесто? 11. Два сложенных вместе ломтика хлеба с маслом и колбасой. Какая страна является родиной огурца? Бразильский, черный, растворимый, всеми любимый. Как называется маленький закусочный бутерброд? Процесс поступления в организм и усвоения им веществ. Что необходимо в незначительных количествах для жизнедеятельности Распространенный вид закусок. Холодное блюдо из мелко нарезанных овощей. Родина картофеля и томата. Что возбуждает вкусно приготовленная пища?10. Что нужно добавить,  В гостях у Золушки Цель. Закрепление полученных знаний по теме «Технология обработки ткани»,  ознакомление с некоторыми историческими фактами по данной теме. Ведущий —  учитель технологии, в качестве помощника — персонаж сказки Золушка. Ход игры.  Викторина «Технология обработки ткани». Викторина «Технология обработки ткани». К   платью   Золушки   прикрепляются   заплатки   —   листочки   бумаги,   на   обратной стороне которых написаны вопросы. Каждая команда по очереди выбирает одну из заплат с платья Золушки и отвечает на вопрос. На подготовку дается 1­2 минуты. Примерный перечень вопросов: Что называется руном? 1. Назовите технологические свойства ткани. 2. Назовите физические свойства ткани. 3. Какие виды отделки поясных изделий вы знаете? 4. Каково назначение вытачек в швейных изделиях? 5. Для чего служит машинная игла? 6. Назовите основные правила раскроя тканей. 7. Что такое фурнитура? 8. Наиболее  9. распространенный вид  10.женской одежды. 11 .Основа народного женского костюма. 12.Один из видов отделки поясных изделий. 13.Основной вид мужской одежды. 14.Швейное изделие, выполненное по Т­силуэту. 15.Подкройная деталь, которая служит в качестве украшения в различных видах одежды. На уроках в 5 ­ 7 классах с целью повторения и проверки изучаемого материала по конструированию швейных изделий использую игру «Волшебный цветок». Учащиеся находят лепестки с названиями тех мерок, которые я называю. При возникновении ошибок отмечаю их у себя в тетради, а по окончании  игры называю победителя, разбираем допущенные ошибки и выявляем победителя.  Высокая   активность   учащихся   проявляется  при   выполнении   самостоятельной работы по моделированию в 5 ­ 7 классах, когда они получают творческие   задания   «Одень   куклу».  Получив   инструкционную   карту   они   должны придумать фасон изделия, подобрать ткань и проанализировать свои действия.  Изучая   правила   по   технике   безопасности   при   работе   на   швейной   машине,   с   ручными швейными   инструментами   использую  «Азбуку   безопасности»,  которую   придумали   и сделали сами учащиеся. Это позволяет им быстро запоминать большое количество правил.  В   8   ­   9   классах,   для   быстрого   усвоения   сложной   швейной   терминологии  использую опорное   конспектирование.  Учащиеся   изучают   символы   опорных   конспектов   и   затем составляют конспекты используя символику. Для проверки знаний  использую в контрольных работах различные  кроссворды,  которые являются гимнастикой ума.  При контроле умений и навыков,  при изготовлении швов, использую «Карты ­ задания», которые   включают   в   себя   образец   шва   и   таблицу   контроля,   позволяют,   Используя зрительную подсказку нужно найти технологическую ошибку.  Применяю  игровую   форму   проверки  названия   группы   швов   «Лото».   На   карточках изображены   схемы   швов   и   к   ним   даны   жетоны   с   названием   шва   с   одной   стороны   и нумерацией с другой. Ведущий называет номер жетона, а учащиеся должны по названию шва найти его схему.  Важная роль в активизации школьников принадлежит методу обучения в малых группах по технологии   сотрудничества,  позволяющему   учащимся   помимо   изучения   программного материала общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат. Это выполнение   мини   ­   проектов,   нетрадиционные   формы   уроков,   где   ученики  проявляют творчество, а это формирует активную деятельность. Провожу уроки ­ ярмарки, уроки ­ выставки, мастер ­ классы, где учащиеся не только демонстрируют   навыки   приготовления   пищи,   изготовления   поделок,   но   и   получают устойчивый интерес к предмету «Технология».

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017