Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
Взрослым
20.01.2017
Активные методы обучения активизируют познавательную деятельность в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
амо.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Помарская средняя общеобразовательная школа»
Выступление из опыта работы на тему
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Подготовила: учитель начальных классов
Султайкина Мария Леонидовна с. Помары, 2016г.
Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше…
Переход начального образования на обучение по Федеральным
государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно
нового подхода к организации обучения. Перед учителем поставлены новые цели:
формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Одной
из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка
устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном
поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в
процессе обучения, как научить учиться. Без хорошо продуманных методов
обучения трудно организовать усвоение программного материала. По моему
мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Если
привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка
является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для
обучения, объединив игру и учебновоспитательный процесс, точнее, применить
игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения
образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в
начальной школе. Все этапы урока могут включать активные методы обучения.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. (Заинтересовалась
данным методом и прошла дистанционные курсы через сайт образовательного
портала «Мой университет») Что же такое АМО?
Активные методы обучения это методы, которые побуждают учащихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая
направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их
запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися
знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической
деятельности.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных
классов на уроках являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой
на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус,
загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация
неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация
неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Организации релаксации и подведения итогов. 4. Презентации учебного материала использование информационных
технологий, электронных учебных пособий.
5. Элементы — «изюминки»
разминка, шаржи, эпиграммы).
(обучающий анекдот, интеллектуальная
6. Реализация личностно ориентированного и индивидуально —
дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой
деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава,
в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
7. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, урокисказки, урокиаукционы,
урокиисследования, проектная деятельность и др.
8. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Цель сегодняшнего мастеркласса: научить применять активные
методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Мой цветок», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся
глазами», «Измерим друг друга» эффективно и динамично помогут начать урок,
задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель: встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность весь класс.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на
первыйвторойтретий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были
направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были
направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и
выставляет локти в стороны.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед
более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между
учениками.
Метод «Мой цветок»
Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах.
Почувствовать уверенность в себе в ходе презентации.
Всем участникам раздаются цветы с разноцветными лепестками. Участники
заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, моя цель в жизни, моя работа, мои
увлечения, что я ценю в людях и т.д. Вопросы могут быть разные.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений:
Метод «Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью
магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить
неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце
урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на
картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу
на следующих уроках по этой теме.
Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке
русского языка)
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести
учащихся к изучению нового материала.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,
фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик
подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово,
обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика
потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик,
правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил
больше картинок).
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал
обучающимся. Такие методы, как « «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам
сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления
движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
АМ «Мозговой штурм»
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 57
человек.
Первый этап создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения.
Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе
главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Третий этап выбор наиболее перспективных решений с точки зрения
имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во
времени и проведен на следующем уроке.
Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного
состава методы «Ульи» обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и
принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются
карточки согласия не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 23 предложениями. Затем вопросы других групп, а
они защищаются).
Метод «Инфокарусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой
урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за
своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По
истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим
столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них
не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации
лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.
Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
Метод «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания
по той или иной проблеме.
Кластер это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает
пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него
рисует стрелкилучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими,
от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое
понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по
мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и
распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в
тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна
ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» () отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит
этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным
заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует
дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в
текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или
восприятия любой иной информации.
Метод «Написание синквейна» В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от
ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это
форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания
синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово существительное. Это и есть тема
синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему
синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из
нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в
контексте с темы.
Метод «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не
изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный
опыт или просто угадывая.
Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить
какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
(тесты по математике, русскому языку на утверждение да или нет)
АМ презентации результатов практической работы
Метод «На линии огня»
Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за»,
другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому
вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.
АМ релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или
сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!
Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы
встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Упражнение «Четыре стихии».
"Четыре стихии" это земля, вода, воздух, огонь.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают
глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая
губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух
входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых
кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и
кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем
пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток
кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно
давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз
подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по
новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и
благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и
уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки
пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда
они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто
представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие,
свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук,
локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать
свою индивидуальную комбинацию элементов.
Упражнение «Постройся по росту». Детям завязывают глаза и предлагают
построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои
места, повязки снимаются и проверяется результат.
Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро
ладонь”
Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного
взаимодействия
Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие
положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на
столе. Выполнить 35 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой
отдельно, затем двумя руками вместе.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и
солдат»
Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное
напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в
струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались
как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а
суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку
и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для
себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее
участвовать в упражнении.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах
для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху
тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот,
накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о
том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы,
как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают
разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме
урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток.
Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая
группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
Упражнение «Комплименты»
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за
то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают развивает мотивацию к обучению и
наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,
развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у
учащихся коммуникативных навыков, учебноинформационных и учебно
организационных умений.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только
для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности,
поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся
вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить
постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;
применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить
эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть
особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Список использованной литературы и источников:
1.
«Активные методы обучения». Электронный курс.
Международный
Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,
http://www.moiuniversitet.ru
2.
Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной
школе. – С. 2006
3. http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в
начальной школе.
4. http//www.openclass.ru
Шевелева В.С. Активные
методы обучения
организации самостоятельной работы над темой
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Активные методы обучения в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.