Активные методы обучения в средней и старшей школе
n Классификация активных методов и технологий обучения
n Работа в группах сменного состава
n Технология развития критического мышления
n Технология проектов
n Исследовательский метод обучения
n Технология кейс-стади
n Игровая технология, игровое моделирование n Дискуссия и дебаты как технология обучения n Методы арт-педагогики
n Психологические аспекты группы как субъекта учебной деятельности
n Работа в группах сменного состава
n Сингапурская методика обучения
n Социо-игровая педагогика (Хорошкола
+
Активные методы обучения в
средней и старшей школе
+ Содержание
n Классификация активных методов и технологий обучения
n Работа в группах сменного состава
n Технология развития критического мышления
n Технология проектов
n Исследовательский метод обучения
n Технология кейс-стади
Игровая
технология,
игровое
n
моделирование n Дискуссия и дебаты
как технология обучения n Методы
арт-педагогики
n Психологические аспекты группы как
субъекта учебной деятельности
Литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 2006.
2.Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное
пособие - М.,2005 (Психология групповой работы. – М., 2009.)
3.Фоппель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. -М.,
1999.
+ Классификация
методов и
технологий обучения
n Какие существуют
формы активного
обучения?
n Как организовать
групповые формы
работы в классе?
n Как изменить урок с
парадигмы
воздействия на
парадигму
взаимодействия?
n Видео 1.
Коммуникация:
процесс осмысления
организовать
информации и
выстраивания
способа действия
учениками во
взаимодействии
Знание:
Сообщить
ученикам
информацию
и способ
действия
+ Отличительные
особенности активных
методов обучения
n
Принудительная активизация мышления, когда обучаемый
вынужден быть активным независимо от его желания.
n
n
n
Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в
учебный процесс, поскольку их активность должна быть не
кратковременной или эпизодической, а в значительной
мере устойчивой и длительной (то есть в течение всего
занятия).
Самостоятельная творческая выработка решений, повышенная
степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей
с постоянной обратной связью.
+ Классификация активных
методов и технологий
обучения
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ИМИТАЦИОННЫЕ
НЕИМИТАЦИОННЫ
Е
НЕИГРОВЫ
Е
ИГРОВЫ
Е
Анализ
конкретных
ситуаций
Разыгрыван
ие
ролей
Деловы
е
игры
Оргдеяте
ль-
ностные
Игровое
проектирован
ие
Проблемные
лекции
Проблемн
ые
семинары
Тематическ
ие
дискуссии
Мозгова
я
атака
Круглы
й
стол
Педагогически
е игровые
упражнения
Стажиров
ка
МАСТАК-
технология
Имитационн
ые
упражнения
Учебны
е
игры
Производс
т-
венные
Тренинг
Исследов
а-
тельски
е
Блиц-
игры
Мини-игры
Инновац
ио нные
игры
Оргмысл
и-
тельны
е
Проблемно
- деловые
игры
Индивидуальн
ые игровые
занятия на
ПК;
+ Групповые методы обучения
n Работа в группах сменного
состава
n Сингапурская методика обучения
n Социо-игровая педагогика
(Хорошкола)
+ Что такое групповые
формы работы?
n класс разбивается на несколько небольших групп
от 3 до 5 человек;
n каждая группа получает своё задание. Задания
могут быть одинаковыми для всех групп либо
дифференцированными;
n внутри каждой группы между её участниками
распределяются роли;
n процесс выполнения задания в группе осуществляется
на основе обмена мнениями, оценками;
n выработанные в группе решения обсуждаются всем
классом.
+ Цели групповой
работы в обучении
n Умение учиться – это новообразование, которое,
в первую очередь, связано с освоением формы
учебного сотрудничества (Г.А. Цукерман)
Плюсы
• Повышается
Минусы
• Групповой работе нужно учить
• Организация групповой
работы
требует от учителя особых
умений, усилий
• Некоторые ученики могут
пользоваться результатами
труда
более сильных
одноклассников
• Для некоторый детей
процесс деления на гуппы
- болезненный
учебная
мотивация
• Снижается
уровень
тревожности
• Выше обучаемость,
эффективность
усвоения и
актуализации знаний
• Улучшается
психологический климат
критического мышления:
принципы
n активность субъектов образовательного процесса;
n связь обучения с жизнью;
n ценность личности;
n сотрудничество в обучении.
n Стереотипы педагогов, которые должны быть
разрушены:
n обучающийся не должен делать ошибки;
n на занятии нужно оценивать обучающегося;
n педагог знает, как и что должен отвечать
обучающийся;
n Педагог должен
знать ответына все вопросы,
+ Технология развития
которые возникают на занятии;
быть
дан ответ.
n на вопрос,поставленный педагогом,всегда должен
+ Этапы технологии
развития критического
мышления
Вызов
Мотивация
(побуждение
к работе с новой
информацией,
пробуждение интереса
к
теме)
информации
(получение новой
информации по
теме)
Осмысление
Получение
Рефлексия
Коммуникация
Систематизация
(классификация
полученной
информации по
категориям знания)
Сообщение
информации
(вызов «на
поверхность»
имеющихся знаний по
теме)
Коммуникация
(бесконфликтный
обмен
(обмен мнениями о новой
информации)
Информация
(приобретение нового
знания)
Мотивация
(побуждение к
дальнейшему
расширению
информационного поля)
Оценка
(соотнесение новой
информации и имеющихся
+ Этап: вызов -
приемы
Цель: активизация ранее полученных знаний по теме,
пробуждение любопытства и определение целей
изучения предстоящего материала.
n Парная мозговая атака.
n Групповая мозговая атака.
n Ключевые термины.
n Перепутанные логические цепи.
n Свободное письменное задание.
n Разбивка на кластеры (блоки идей). Свободное
письменное задание.
n Знаем/Хотим узнать/Узнали (3-Х-У).
+ Этап: осмысление -
приемы
Цель: сообщение информации для поиска ответов на
поставленные вопросы на стадии вызова.
n Система маркировки текста I.N.S.E.R.T.
n Взаимоопрос.
n Взаимообучение.
n Материалы для самостоятельной работы.
n Двойные дневники.
+ Этап: рефлексия -
приемы
Цель: обобщения, получение обратной связи,
выделение существенного, общих способов
действий и пр.
n Парная мозговая атака/Парное подведение
итогов.
n Возвращение к ключевым терминам.
n Возвращение к кластерам.
n Возвращение к “Знаем/Хотим узнать/Узнали” (3-Х-
У).
n Маркировочная таблица.
n Возвращение к разработкам для самостоятельных
занятий.
n Возвращение к двойным дневникам.
n Думай самостоятельно (в парах) на аудиторию.
n Дискуссия.
n “Оставьте за мной последнее слово”.
n Десятиминутное сочинение и другие письменные
+ Бортовой журнал
Ключевые понятия
Рисунок или схема
• Связи, которые я смогу
установить:
• Оставшиеся
вопросы:
+ Двойные (двухчастные) дневники
Фиксация:
Какая часть текста
произвела наибольшее
впечатление?
Комментарий:
Что заставило меня
записать именно эту
цитату?
Какие мысли она у
меня вызвала?
Какой вопрос возник в
связи с ней?
+
Трехчастные
дневники
Фиксация идей или цитат:
Что
впечатление?
РАЗДЕЛ I
Комментарий:
произв ело наиб ольш ее Что
заставило меня обратить
внимание на эту идею или записать
именно эту цитату?
Какие мысли это вызвало?
Какой вопрос возник в связи с
этим?
РАЗДЕЛ II
Мои собственные размышления по теме:
РАЗДЕЛ III
Письмо к преподавателю
+ Фокусированное
составление списка
основных проблем
I. вариант:
n На доске пишется название темы,
n Устанавливается временной лимит (1-2 минуты)
n Устанавливается лимит на количество пунктов
(проблем), которые ученики должны написать.
II.вариант:
n Составить список понятий, связанных с темой или
проблемой, и дать их определение или
толкование.
+
Приемы на этапе рефлексии
Пятиминутный диктант
n Студентам предлагается по определенной
проблеме раскрыть один - два вопроса за
несколько минут письменно, при этом
ограничивая их во времени (5-6 минут) и
объеме (0,5 страницы).
Составление таблиц
n Таблица состоит из 3-4 пунктов: Кто / что? Чем
знаменит / Что сделал? Когда? / Почему?
Последствия (данный вид работы можно
проводить в качестве соревнования между
двумя командами или индивидуально)
+ Этап: рефлексия -
дополнительные приемы для
обучающего письма
n Пятиминутное эссе.
n “Бортовые журналы”.
n Трехчастные дневники.
n Графическая
организация
(умственные карты).
материал
а.
n Синквэйн.
Когнитивн
ые
+ Метод кейсов
n Рассматривается конкретная ситуация,
имеющая место в реальной жизни (основные
случаи, факты);
n Информация может быть представлена не полно,
т.е. носить ориентирующий характер;
n Возможно дополнение кейса данными, которые
могут иметь место в действительности;
Прогноз и демонстрация того, что
пропущено в кейсе
+ Отличительные
особенности кейс-
метода
1. Во-первых, метод предназначен для получения
знания по тем дисциплинам, истина в которых
плюралистична.
2. Во-вторых, акцент переносится не на овладение
готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество.
3. В-третьих, результатом применения метода являются
не только знания, но и опыт решения проблем.
+ Виды кейсов
Практические кейсы
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно
отраженные. При этом их учебное назначение может
сводиться к закреплению знаний, умений и навыков
поведения (принятия решений) в данной ситуации.
Обучающие кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты
в жизни, и с которыми придется столкнуться
специалисту в процессе своей профессиональной
деятельности. Ситуация, проблема и сюжет здесь не
реальные, а такие, какими они могут быть в жизни.
Научно-исследовательские кейсы
Они выступают моделями для получения нового
знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая
функция сводится к исследовательским
процедурам. Используются при переподготовке
профессионалов.
+ Форма и структура
кейса
n Комплексный (модульный) кейс содержит
20 и более страниц информации,
первичных данных, образцов документов,
видеороликов и т.п.
n Кейс-изложение содержит рассказ о каких-
либо ситуациях, проблемах, путях их
решения, выводы
n Кейс-иллюстрация содержит небольшой
объем данных, используемых для
подтверждения
n Кейс-практическая задача содержит
небольшой или средний объем
информации
n Кейс со структурированными вопросами
содержит перечень вопросов после
+
Этап
ы
1
этап
2
этап
3
этап
4
этап
Технология кейс-метода
Педаг
ог
Подбирает кейс;
Определяет основные и
вспомогательные
материалы для подготовки
студентов; Разрабатывает
сценарий занятия
Организует
предварительное
обсуждение кейса –
«мозговой штурм»
Делит группу на
подгруппы, назначает
Руководит обсуждением
формальных лидеров
кейса в подгруппах,
обеспечивая их
дополнительными
Оценивает
работу
сведениями
обучающихся по принятым
решениям и возникшим в
ходе дискуссии вопросам
Ученики
Получает кейс и список
рекомендуемой
литературы
Самостоятельно
готовится к занятию
Задает вопросы,
углубляющие понимание
кейса и проблемы;
Разрабатывает варианты
решений, слушает, что
говорят другие
Принимает участие в
принятии решений,
накапливает и обобщает
опыт
Обучающийся составляет
отчёт о выполненном кейсе
с указанием своего вклада
+
Этапы технологии кейс-
метода с участием
модератора
n Деление группы на подгруппы по 3-5
человек
n Выбор руководителя и наблюдателя
подгруппы
n Сообщение критериев оценки групповой
активности для наблюдателя
n Организация работы подгрупп
n Доклад модератора в пределах 10
минут о результатах работы
n Сообщение наблюдателя о работе
группы
+ Способы организации
работы с кейсами
n Каждая подгруппа выполнят только
одну тему в течение всех практических
занятий.
n Все подгруппы работают одновременно над
одним и тем же разделом (темой) кейса,
конкурируя между собой в поиске наиболее
оптимального решения.
+ Представление результатов работы
с кейсами
n Доклад подгруппы с графическим
представлением выводов (схем, графиков,
таблиц, когнитивных карт)
n Выступление наблюдателя / модератора (10
мин.)
n Оппоненты докладчика - оценивают доклад
n Подведение итогов преподавателем /
экспертами
+ Технология проектов
концепция прагматического образования, идеи
бихевиоризма (Б. Скиннер, Дж. Дьюи, У. Килпатрик);
в России начал использоваться в 20- 30-х гг. метод
проектов; Дальтон – план (П.П. Блонский, В.П.
Вахтеров, С.Т. Шацкий).
Проект – «брошенный вперёд» замысел в виде
прообраза объекта. Дж.К. Джонс: «проект – это
вдохновенный прыжок от фактов настоящего к
возможностям будущего».
Проект – идеальное (по возможности научное) описание
будущего объекта или будущей деятельности, не
существующей во время проектирования.
Проект – это представление о будущем результате,
соотнесенное с представлением о процессе
достижения этого результата
+ Компоненты проекта
n Изучение потребностей и краткая
формулировка задачи
n Исследование
n Оценка разрабатываемого проекта по
определенным критериям
n Формулирование идей проектирования
n Оценка идей
n Детальная проработка проекта
n Планирование и изготовление «продукта»
n Оценка результата
+ Этапы технологии
проектов
Постановка проблемы и
создание концепции
проекта
направлен проект
n Проблема на решение которой
n Цели, задачи, результаты проекта
n Основные ограничения и риски
n Критерии оценки
n Целевая группа и основные
участники,
n Привлечение информационных
ресурсов
Разработка
n Назначение руководителя и
n Уточнение целей проекта и
n Разработка основного содержания
формирование команды проекта
развитие концепции
проекта: конечный результат,
стандарты качества, структура
проекта, основные работы,
требуемые ресурсы
n
Структурное
декомпозиция
планирование:
план
проекта,
Реализац
ия
n Организация работы группы,
способов коммуникации
n Ввод в действие системы
стимулирования
n Оперативное планирование
n Контроль за ходом работ,
выполнения работ
решение проблем или задач
Заверше
ние
n Оценка результатов (предметных и
личных) и подведение итогов
групповой работы
n Публичная презентация результатов
проекта
n
n Обобщение опыта и идеи для
Разрешение конфликтных ситуаций
последующих проектов
Расформирование команды проекта
n
+ Критерии оценки
проектной работы
n Умение работать с информацией
n Умение подбирать адекватный
теоретический и эмпирический
материалы в соответствии с
задачами проекта
n Конкретность и точность решения
задач проекта: детализация,
разработка конкретных средств,
форм, методов
n Практическая значимость
решения
n ?
Предметные результаты
n Предметные знания в области
проблемы проекта
Личностные результаты
n Навыки командной работы
n Навыки публичной
презентации результатов
проекта
n Навыки саморегуляции в
ходе проектной работы
n Умение учиться,
n ?
учебная
самостоятельность
+ Метод
исследовательского
(проблемного)
n Постановка проблемы
обучения
n Совместное планирование способов ее решения
в рамках какой-либо научной области
n Сопровождение самостоятельной
исследовательской деятельности учеников
n Подготовка отчета и презентации
выполненного исследования
n Конференция: подготовка и проведение
ученической конференции
+ Дискуссия как метод обучения
n Проблемный вопрос
n Тезис – антитезис
n Форматы проведения
дискуссии:
n Аквариум
n Принципы деления группы
n Оппоненты – Апологеты –
Эксперты
n Дебаты: состязания спорящих
+ Этапы проведения дискуссии
n Постановка проблемы
n Формулировка тезиса и
антитезиса
n Деление группы
n Поиск аргументов в группах
n Выбор экспертов
(факультативно)
n Выступления групп
n Подведение итогов