АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Оценка 4.9
Лекции +1
doc
психологическая работа +2
9 кл—11 кл +1
13.02.2017
Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся девятых классов, дальнейшему выстраиванию своей индивидуальной образовательной траектории Исследования показывают, что достаточно большой процент подростков накануне выбора профиля испытывает страх перед будущим, неуверенность, они надеются на поддержку родителей, не видят позитивных перспектив. В этом случае страдает как эмоциональная, так и личностная сторона психологического здоровья подростка. Именно поэтому следует придавать особое значение организации предпрофильного обучения
предпроф.обуч..doc
Выступление педагогапсихолога средней школы №53 г.Ульяновска
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9Х КЛАССОВ
Суть предпрофильной подготовки создать образовательное пространство,
способствующее самоопределению учащихся девятых классов, дальнейшему выстраиванию
своей индивидуальной образовательной траектории Исследования показывают, что
достаточно большой процент подростков накануне выбора профиля испытывает страх
перед будущим, неуверенность, они надеются на поддержку родителей, не видят
позитивных перспектив. В этом случае страдает как эмоциональная, так и личностная
сторона психологического здоровья подростка. Именно поэтому следует придавать особое
значение организации предпрофильного обучения. Психологопедагогическое
сопровождение в предпрофильном обучении некоторыми специалистами понимается
слишком узко, как массовое диагностирование учащихся, которое может повлечь за собой
«жесткую» профилизацию, представляющую собой грубое вмешательство в развитие
ребенка. В Концепции профильного обучения в старшей школе подчёркивается
необходимость учёта объективных различий в степени готовности подростков к
осознанному выбору направлений специализации. «Жёсткая» профилизация, не
принимающая во внимание различий, может вступить в противоречие с фактической
картиной социальновозрастного становления большого числа подростков и привести к
негативным последствиям.
Таким образом, психологическая работа с учащимися призвана развить у них интегральные
характеристики личности, создать возможность продуктивного решения центральных задач
возраста, психологически грамотно ввести школьников в смысл, назначение, ценности,
содержание разных типов профессиональной деятельности и способствовать превращению
учащегося из объекта педагогических воздействий в субъект общего и профессионального
образования, а значит, обеспечить условия личностного и профессионального развития
личности на всех этапах жизненного пути.
Один из наиболее эффективных методов работы с группойигра.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся
типичные действия и взаимодействия людей. Игра один из наиболее древних видов
деятельности человека, в определенный период онтогенеза она становится ведущей
деятельностью. Значение игры в жизни ребенка неоспоримо.
В игре можно выделить четыре основных признака:
а) игра приятна, т. е. обычно положительно воспринимается ее участниками;
б) игра протекает спонтанно и предполагает наличие у игроков внутренней мотивации;
в) игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
г) игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития
ребенка
Характерная особенность игры – ее двуплановость. С одной стороны играющий выполняет
реальную деятельность, связанную с решением конкретных задач, с другой – все понимают,
что игровая ситуация условна и это помогает снизить уровень ответственности, внести
элемент творчества и упростить многоплановость реальной ситуации.
Развивающий и коррекционный эффект игры достигается благодаря установлению
эмоционального контакта всех участников игры, снятию некоторых социальных запретов,
проявлению подавляемых ранее страхов, негативных эмоций, повышению уверенности в
себе за счет снижения ответственности за результат.
Велика и диагностическая роль игры. Опытный педагогпсихолог во время игровой
ситуации может получить психологической информации о ребенке больше, чем из
множества тестов.
Примеры игровых упражнений в рамках предпрофильной подготовки «Профессия на букву»
Цель упражнения: расширение знаний участников о мире профессионального труда.
Время проведения: 3040 минут.
Инструкция: Сейчас будет названа какаято буква. Наша задача показать, что мы знаем
много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, нисколько мы знаем мир
профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.
1. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если
называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о
чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа,
и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не
смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно
правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не
является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или
иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно больше 57 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть
увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать
следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно
предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).
В данном упражнении у психолога имеются возможности для ненавязчивой коррекции
представлений учащихся о тех или иных профессиях.
ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Цель: научиться аргументированно отстаивать свой профессиональный выбор перед
родителями (товарищами, учителями и т. д.). Данная игра может быть использована как
самостоятельная, а может быть включена в игру «Профконсулътация» как
подготовительная игровая ситуация.
Возраст: 1416 лет (811 класс).
Ход игры: Время на игру 1520 минут.
1й этап. Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его
«родители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т. д.).
2й этап. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте, что учащийся приходит
домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не
выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом он вообще не
собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить.
Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы
убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, так как насилие — признак
слабости аргументов».
3й этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру.
Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре «Профконсультация»,
так как имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.
4й этап. Обсуждение игры. Если игра используется в «Профконсультации», можно вообще
обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко
сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись
связать их с правильным построением личного профессионального плана.
Диагностические возможности игры. Поскольку школьники могут проецировать поведение
своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию
о позициях реальных родителей данных учеников. Однако относиться к этой информации
следует с определенной осторожностью, т. к. школьники могут имитировать и чужих
родителей.
Типичные трудности. Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть о главной цели игры. В крайнем случае, ведущий может взять себе роль
«прадедушки» и через эту роль вернуть игру в деловое русло, а если учащемуся будет
слишком трудно, стать его союзником, но не решать за него все проблемы.
Перспективы, развития игры. Результатами данной игры могут стать совместно со
школьниками сформулированные правила беседы с родителями на тему выбора профессии.
Интересным представляется также использование данной игры при участии и школьников,
и родителей. Причем родители играли бы роль «учащихся», а школьники — роль
«родителей».
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ,,,
Цель: повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в
профессиональной деятельности того или "иного специалиста.
Возраст: 1416 лет (811 класс).
Ход игры: Ведущий определяет вместе с участниками, какая профессия будет
рассматриваться в игре, например фотомоделъ. Дается инструкция «Сейчас мы
совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего
работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например,
рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок —
двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок —
отличники — звонок — дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы
представляем себе труд фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному
творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность какимто неудачным штришком
(неуместно названным, «ради хохмы») испортить весь рассказ».
Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно
должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься
как целостное произведение. Чтобы запоминать названные существительные, советую
внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои
существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного
(68 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два
существительных.
Цепочка профессий
Цель: развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой
деятельности.
Возраст: 1416 лет (811 класс).
Ход игры: Дается инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я
назову первую профессию, например металлург, следующий назовет профессию, в чемто
близкую металлургу, например повар. Следующий назовет профессию близкую повару и т.
д. Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названной профессии.
Например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с
печами». По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство
вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа
профессия или нет, принимает группа.
Комментарий: При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между
самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства.
Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том,
что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только
одним выбором, ведь очень часто то, что ищет человек в одной (только в одной!)
профессии, может оказаться в других, более доступных. Опыт показывает, что больше
двух раз проводить игру не следует, т. к. она может наскучить игрокам.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.