Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.
Оценка 4.6

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Оценка 4.6
Мероприятия +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
22.04.2018
Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.
Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед закреплением его. Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно – вариативный характер. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) в курсе математики – это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условия задач, определяют условия задач, определяют данные и искомое, а затем воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией.docx
Актуализация знаний учащихся как одна из технологий развития.docx
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №153, город Новосибирск Калашникова Любовь Петровна         Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.             Одним из важнейших аспектов современного школьного образование является организация   самостоятельной   деятельности   школьников.   Учебный   процесс   должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и способность к самостоятельной умственной деятельности,   умение   и   потребность   самостоятельно   учиться.   Важно   не   только вооружать учащихся современными знаниями и умениями, но и формировать у них навыки   самостоятельной   работы,   потребность   в   непрерывном   самообразовании. Согласно   федеральному   государственному   образовательному   стандарту   основного общего образования от учащегося требуется умение самостоятельно определять цели своего   обучения,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и познавательной   деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. В связи с этим перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы школьников в ходе выполнения которой не только закрепляются умение и навыки, но и развивается их.       Сегодня ученик определяется не просто как субъект образовательного процесса, он  признается субъектом социального взаимодействия, в процессе которого происходит  взаимное развитие и личностное развитие всех участников взаимодействия.  Начальное  звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого  свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом  возрасте в учебной деятельности. Под самостоятельной учебной работой обычно  понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся в  специально отведенное для этого время. Как дидактическое явление, самостоятельная  работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен  выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления  соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при  выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит  школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания,  либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.  Самостоятельная   работа   включает   два   этапа:  подготовительный  и исполнительный. На первом этапе ученики знакомятся с заданием, осмысливают его, выделяют,   что   нужно   сделать,   какие   потребуются   для   этого   задания   и   действия, составляют план выполнения задания. Второй этап заключается в том, что ученики, поняв задание и составив план действий, выполняют и проверяют его.    На современном уроке самостоятельная деятельность учащихся должна обязательно  сопровождаться оценочной (а точнее – самооценочной ) деятельностью (самопроверка по ключу или эталону, фиксирование и выявление причин ошибок и затруднений,  корректировка маршрута обучения и т.п.) Можно выделить следующие виды самостоятельной работы, учитывая при этом  уровень активности мышления детей, показать возможности их использования на  различных этапах обучения математике. 1. Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся. Актуализировать опорные знания  и умения учитель должен перед введением  нового  материала и перед закреплением его. Данная работа может носить воспроизводящий и  реконструктивно – вариативный характер. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) в курсе математики – это  многочисленные типовые примеры и задачи  с полностью заданными условиями. В ходе  выполнения этих работ   ученики формулируют условия задач, определяют условия  задач, определяют данные и искомое, а затем воспроизводя  соответствующие знания,  находят способ решения. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной  инструкцией. Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида    30 – 6  целесообразно предложить следующую систему заданий: 1). Замени числа суммой по образцу: 50=40+10       70 =    +     90 =80+10       20=    + 2). Заполни «окошки» 60 +      =65     72 +6 =         +8 =78 3).Реши удобным способом: (50+10)­6         (30+10)­4 Данная работа должна быть проведена с целью определения уровня подготовленности  учащихся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фронтальная,  выборочная , с использованием обратной связи и т.д. Работы реконструктивно – вариативного характера требуют  от учащихся  различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и  умения. Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные  характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым углубляются,  их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление  учащихся достигает уровня продуктивной деятельности. Представим систему подготовительных заданий на примере той же темы 30 – 6 1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому – нибудь признаку,  обоснуй свой ответ: 40­8        34+5      44+3       80­9     56+20 70­8        90­6       45+50     30­6     72+10 2. Среди данных примеров найди  те , которые помогут решить примеры одного из  столбиков, записанных в задании. (20+10)­6     (70+10)­9 (30+10)­8    (60+10)­8 (50+10)­1    (80+10)­3 (40+10)­2    (80+10)­6 3.Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно. 2.  Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний Введение нового материала может проводиться на разных уровнях  познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и уровня  подготовленности класса. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются учащимися  всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень  познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности. Например, на доске записаны примеры: 48­3; 48­30 Учитель объявляет тему и делает развернутую запись решения примера: 48­30=(40+8)­30=(40­30)+8=10+8=18 ­ Посмотрите, на доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными  словами, которые помогут вам объяснить способ решения. ­ Ребята, самостоятельно разберитесь в решении данного примера. Опрос целесообразно  начинать по желанию и со слабых учащихся. В конце учитель делает обобщение по ответам учащихся. Работы реконструктивно – вариативного характера. Здесь учащиеся должны видеть и применять опорные знания и умения. А для  этого необходима система подготовительных знаний. Только система целесообразно  подобранных подготовительных вопросов и заданий позволит организовать  самостоятельную работу данного вида. Например, надо ввести  вычислительный прием вида 30­6. Мы будем исходить из той  подготовки, которая нами представлена в пункте 1. Тогда вопросы и задания на этапе изучения будут  следующие: Посмотрите внимательно на только что решенные нами примеры. Нет ли среди них тех,  которые помогут решить  данный ? Детям дается время на обдумывание. После обсуждения им предлагается самостоятельно  записать пример с подробным объяснением, используя опорные слова памятки, устно проговорить  алгоритм. В конце такой работы учитель должен дать образец рассуждения решения данного примера  с использованием  тех же опорных слов. Работы частично­поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью  самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать уч­ся  какой­нибудь  вспомогательный материал. Для примера рассмотрим знакомство с вычислительным  примером 47+5 Ребята, сейчас вы будете учиться решать примеры вида 47+5. У вас на столах пучки палочек  разного цвета (две палочки другого цвета) Как удобно посчитать, сколько всего палочек? Детям  дается время на обдумывание. После обсуждения учитель делает обобщение и предлагает учащимся  самостоятельно записать решение. Далее следует проверка и образец алгоритма решения примера. В работе исследовательского характера учащимся самим разрешить проблему, составить  алгоритмы решения, сделать обобщения. Организовать работу данного вида можно только в сильном  классе, где у учащихся сформированы умения, необходимые для исследования. Большую роль здесь  играет  и система подготовительных упражнений. Например, надо познакомить учащихся с новым вычислительным приемом вида 42­5. Будем  исходить из того, что нами предлагалась та подготовительная работа, о которой я говорила в пункте  1. Тогда на этапе изучения можно предложить следующую систему вопросов и заданий. Ребята, вам надо решить пример 42­5. Подумайте, как можно вычислить. На столах лежат  палочки одного цвета, но практическая помощь детям не предлагается. Мы преследовали цель ввести  материал на более высоком абстрактном уровне. Только тем детям, которые не справились с  заданием, целесообразно предложить помощь – счетные палочки. После обсуждения поиска решения, которое должно начинаться со слабых учащихся и по  желанию, учитель может предложить записать решение с полным объяснением и рассказать алгоритм,  пользуясь памяткой. Мы рассмотрели 4 вида самостоятельных работ, которые можно проводить с целью изучения  новых знаний. Эти работы могут проводиться только в указанной последовательности, так как в  содержании происходит постепенное нарастание трудности, что влечет за собой рост активности в  мышлении учащихся. Самый высокий уровень познавательной активности проявляется в работах  исследовательского характера. 3. Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое  применение знаний и умений. Чаще всего на практике мы наблюдаем многократное  выполнение аналогичных заданий. Этого, конечно, недостаточно. Закрепление –  процесс длительный и задания должны предлагаться в определенной  последовательности: решение аналогичных заданий; выполнение заданий, где  осуществляется перенос знаний в новые условия; далее – включение новых знаний в  систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. Для  самостоятельного выполнения можно предлагать задания любого вида. При  закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и  реконструктивно­вариативный характер. Например, для работы воспроизводящего характера можно предложить задания: 1. 2. 3. Реши примеры по образцу. Реши задачу, подобно той, которую разобрали устно. Начерти такой же отрезок и т. д. Для работ  конструктивно­ вариативного характера целесообразно предлагать такие задания, где  нужно осуществить перенос знаний в новые условия, увидев внутрипредметные  связи, и задания  творческого  характера. Например:              1.Используя первый пример, составь второй на вычисления:               (20+10)­6            (40+10)­7               2.Придумай задачу, которая решалась бы так: 30*6. 4.  Самостоятельные работы с целью   проверки знаний и умений  учащихся Цель проверки – определение уровня усвоения  знаний и умений уч­ся.  Результат проверки – выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при  закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно­вариативный  характер, задания предлагаются аналогичные. Мною были назвали основные виды самостоятельных работ, используемых в  начальной школе, которые могут повышать активность учащихся на различных этапах  урока, а в дальнейшем способствовать самостоятельному овладению новыми знаниями. Формы организации самостоятельной работы учащихся на  уроках  математики. Самостоятельная работа как прием обучения может входить  почти во все методы  обучения, применяться на разных этапах процесса обучения. В большинстве случаев на  этапе осмысления изучаемого  материала самостоятельные работы на уроках математики  занимают  около 5­6 минут, на этапе формирования умений по  применению  изучаемого  материала до 10­15 минут, а на этапе формирования навыков ­ до  30 минут. 1. Работа с учебником: чтение текста; чтение про себя; воспроизведение прочитанного;                            обсуждение прочитанного; разбивка прочитанного на смысловые части; составление плана прочитанного; работа с оглавлением, с предложенным указателем; работа над понятием, термином. 2. Выполнение письменных самостоятельных работ на уроке: выполнение упражнений, задач на закрепление темы; составление задач, уравнений, упражнений, схем, таблиц; работа над ошибками; работа по чертежу, графику, таблице, схеме; лабораторные и практические работы; тестовые задания. 3. Виды практических работ Математический диктант. Исходить из заданий изучаемого пункта: включать задания на повторение, слабо усвоенный материал; все задания максимально приближать к изучаемому материалу; усвоение приема самоконтроля. Уроки ­ отчеты: домашнее задание дается вперед в течение двух недель на карточке. Практическая работа по закреплению знаний, умений и навыков на заключительном  этапе. Составление схем. Таблиц. Тесты. Требования: определенность; простота; однозначность; равнотрудность. Современный учебный процесс не мыслим без системы тестового контроля.  Использование тестов позволяет сэкономить время, проверить широкий спектр знаний  учащихся по предмету, уровня сформированности некоторых умений и навыков. Лабораторная работа построение графиков и их применение; использование моделей, чертежных инструментов; обработка данных по формуле и средних результатов; применение таблиц, справочников; связь с другими дисциплинами. Творческие «Особые задания»    Естественно, что на разных этапах обучения самостоятельные  работы используются  для достижения различных целей: на этапе осознания учебного материала  самостоятельные работы направлены на понимание смысла  изучаемых  понятий,  правил; на  этапе  формирования умений самостоятельные работы направлены прежде  всего на отработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они  направлены  на  отработку  быстроты  выполняемых  действий.  Естественно, что и формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения  математики на каждом из  этих  этапов  обладает своей спецификой. Рассмотрим более подробно.     На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны  самостоятельные  работы  с   текстом  учебника. Вообще  говоря, текст учебника,  предназначенный  для  чтения  после  объяснения учителя и тот текст, который  рассчитан на  самостоятельное  чтение учащимися, должны различаться. Следует  помнить, что  самостоятельное  чтение  математического текста ­ это очень  сложная задача  в  силу  того, что  этот  текст обычно насыщен информацией,  приводимые  в  нем  ссылки  могут  ускользать из поля зрения учащихся, отдельные  замечания могут  показаться излишними. Поэтому, выбирая материал для  самостоятельной работы с учебником, учителю приходится учитывать уровень  доступности текста учебника. При этом большую  помощь  оказывает  сочетание  различных методов. Например, часть нового материала учитель  объясняет сам, а  другую  часть  из учебника предлагает  изучить  самостоятельно.     Для целенаправленного формирования этого умения некоторые учителя используют  следующий алгоритм.  1) Прочитать в книге пример решения  задачи  и  составить  общий план решения  подобных задач.  2) Проверить, можно ли с его помощью решить другую задачу  данного типа.  3) Решить ряд задач нового типа, пользуясь своим планом и корректируя его в случае  необходимости.    Проблема активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся  тесно  связана  с  проблемой  развития  их  математической культуры, с проблемой  постановки в  процессе  обучения  математике системы различных учебно­ познавательных задач.     Умение решать задачи, навык в решении  их  ­  это, пожалуй, самое важное в  обучении математике.    Для воспитания навыков  в  решении  задач, естественно, учащимся потребуется  решать много и самых разнообразных задач; но решать их следует не механически, не  без разбора, а сознательно  и  продуманно, опираясь на непререкаемую логику.    Как говорил академик И. М. Виноградов, что лучше решить одну и туже задачу  разными  способами, чем  несколько  задач  одним  и  тем же, шаблонным способом.  Отметим, что самостоятельное продумывание задач  ­  это  лучший способ  проникновения в сущность и  дух  задач. Продумывание  задач может происходить по  заданной формуле, правилу  или теме.     Математика, как никакой  другой  предмет, позволяет  формировать нужный для  самостоятельной работы навык  самоконтроля за своей работой. Как известно,  самоконтроль является одним из  важных  факторов, обеспечивающих  самостоятельную деятельность учащихся, назначение которого заключается в  своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.  Установлено, что существует  прямая зависимость между уровнем самостоятельности  учащихся при выполнении работы и степенью владения ими самоконтролем. Формирование навыков самоконтроля ­  процесс  непрерывный, осуществляющийся  под руководством учителя на всех  стадиях  процесса обучения (при изучении  нового  материала, при  отработке  навыков практической деятельности, при творческой  самостоятельной  работе учащихся и т.п.),и начинается он  с  первого  класса.  Остановимся на специфике формирования навыков самоконтроля при  проведении  математических диктантов, являющихся одной из форм организации самостоятельной  деятельности учащихся на уроках.     Математические  диктанты   желательно  проводить  после  изучения  соответствующего  материала  каждой  темы   учебника. При разработке содержания  диктанта следует:  ­ исходить из заданий для проверки знания объяснительного  текста изучаемого пункта(параграфа)учебника;  ­ включать задания, решение которых слабо усвоены, или задания  на повторение;  ­ использовать задания, способствующие усвоению сущности  приемов самоконтроля, применяемых при решении математических задач;  ­ все задания максимально приближать к содержанию изученного материала.    Естественно, что задания необходимо составлять с учетом особенностей подготовки  каждого конкретного класса.    Регулярная проверка понимания содержания объяснительного  текста учебника  приучает школьников к систематичной  самостоятельной работе с книгой.    Тщательная систематизация и учет  ошибок, допускаемых  учащимися, позволяют  бороться с пробелами в знаниях учащихся, однако материал о характерных ошибках  должен подаваться весьма осторожно.    Задания на повторение желательно составлять с учетом  их  важности и степени  усвоения учащимися пройденного материала. Не  следует избегать неоднократного  использования в  нескольких  диктантах подряд заданий на отработку плохо  усвоенного материала.       При составлении  математических  диктантов  целесообразно  использовать 5  заданий ­ это дает возможность самостоятельной оценке диктантов: оценка за работу  равна числу верно выполненных  заданий.        Математические  диктанты  предназначаются  для  систематизации теоретических  знаний учащихся и могут предшествовать  контрольной работе. Диктант представляет  собой набор небольших задач по прямому применению теории. При проведении  диктанта  учитель  предлагает вопрос или задачу, а ученик должен в течение  нескольких минут дать на них ответ. Необходимое для ответа время  регулирует  учитель  в зависимости от сложности вопроса и подготовленности класса. На такую  работу можно отвести 30­35 минут.    Как только диктант закончится, учащиеся по команде учителя  вынимают копирку. С  этого момента начинается важный этап  формирования самостоятельной деятельности  учащихся ­ непосредственное обучение их самоконтролю, связанное с организацией как  взаимопроверки, так и самопроверки. Опыт работы многих учителей  показывает, что  здесь следует отдать предпочтение использованию такого приема самоконтроля, как  сверка с образцом. Образец может:  ­ подаваться в виде полного решения задачи;  ­ включать только промежуточные и  конечный  результаты, получаемые при решении  задачи; состоять только из конечного результата.    Ответы к заданиям заготавливаются заранее и по окончанию  диктанта представляют  их для пользования  учащимся. На  втором  листе учащиеся исправляют ошибки,  записывают решение невыполненного  задания и т.д. (поправка учащихся заметно  отличается от записи решения заданий диктанта, так как оттиск на втором листе имеет  специфическую окраску). В случае необходимости работа над ошибками  может  завершаться взаимооценкой, либо самооценкой  (оценку  учащиеся выставляют на  втором листе). Двойные листы, не  разрывая,  сдаются учителю.    При проведении диктантов учитель должен четко представить  себе результативность следующих видов работ: а) проверка диктантов только учителем; б) взаимопроверка работ соседями по парте; в) взаимопроверка работ соседями по варианту; г) самопроверка.    Исследования показали, что наиболее высокий  процент  объективных оценок, как  правило, бывает при взаимопроверке соседей  по  варианту. Самый низкий ­ соседей по  парте, так как обмен  работами  в этом случае приводит к перемене варианта задания.    Итак, проведение математических диктантов по рассмотренной  методике дает  возможность многоплановому развитию навыков  самоконтроля учащихся в процессе  их самостоятельной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его  непосредственного формирования.    Современная точка зрения не предполагает давать  одним  ученикам больший объем  материала, а другим ­ меньший.    Каждый должен пройти через полноценный  учебный  процесс, который ни для кого  не может быть ограничен требованиями минимума.    Этим  требованиям  удовлетворяет   много вариативная  самостоятельная работа. Ее основу составляет одно задание. Однако  ориентация задания на различные группы  учащихся  осуществляется  с  помощью специальных указаний.  Проверка выполнения  такой работы включает всех учащихся класса  в  этот  процесс, позволяет  школьникам  ощутить себя участником выполнения  всей  деятельности. .    Задание первого варианта по  сложности  несколько  превосходит обязательный  уровень, и, естественно, оно рассчитано на сильных  учащихся. Задания же других  вариантов соответствуют обязательным  результатам и ориентированы на разные  группы школьников. Такая  форма самостоятельной работы эффективна при контроле  знаний, при  ознакомлении учащихся с новыми понятиями, правилами, на этапе  обобщения и систематизации знаний и умений.    Для того чтобы приблизить самостоятельную работу к  практической деятельности,  полезно проводить  лабораторные   работы. Их  можно дифференцировать как по  содержанию, так и по методам выполнения  от простейших задач практического  характера  на  непосредственное применение знаний до серьезных исследовательских работ, связанных с  конструированием  и  математическим  моделированием,  Лабораторно­практические работы развивают у  учащихся  навык  приближенных  вычислений, учат  пользоваться  таблицами  и    микрокалькуляторами, справочной  литературой, проводить различные  измерения  и  построения геометрических фигур, а  самым  демонстрируют  прикладной характер математики. Однако проведение  лабораторно­практических работ сложнее в методическом отношении, чем  организация  других видов самостоятельной работы. Они требуют от  учителя  большей подготовки, достаточное количество измерительного инструмента,  микрокалькуляторов и раздаточного материала. Их проводят 2­3  раза  в год, чтобы  учителю было легче  проверить  измерения  и  вычисления учащихся,  все модели  следует пронумеровать  и  на  каждую  завести паспорт. Для этой работы можно  привлечь членов кружка, учащихся, увлеченных математикой.    Практически самостоятельной работой можно  считать  и  решение учеником  домашней задачи, но степень самостоятельности здесь установить, как правило,  трудно. Однако выполнение  учащимися  различных  практических заданий, связанных  с построениями, измерениями при условии, что они индивидуализированы, можно  считать всегда  самостоятельной работой. Одним из видов  самостоятельной  работы  учащихся является также выполнение необязательных заданий,  то есть для желающих. Это задачи повышенной трудности или материал  учебника, не предназначенный для  обязательного изучения.    Полезно приучать учащихся к самостоятельной подготовке   сообщений (докладов,  рефератов) на различные темы в дополнение к изучаемому на уроке. Сначала  учащимся можно указывать  литературу, а  затем и предлагать подбирать самим.  Умение подобрать нужную  литературу также элемент самостоятельной деятельности  учащихся.    Задача повышения качества  образования  заставляет  выработать наиболее  эффективные средства и  формы  обучения. Одной  из  таких форм занятий является  работа  творческих групп на уроках математики.    При организации этих групп учитываются способности к математике. В каждой  группе должен  быть  обязательно  сильный  ученик, 2­3 средних, 1­2 слабых. В каждой  из групп состоит по 5­7 учащихся. Учитываются отношения друг к другу (друзья в одну  группу).В  каждой группе выбирается руководитель, который выполняет функции  организатора, это в основном ученик, который хорошо разбирается в математике,  имеет способности  и  желание  помочь товарищу. Продуктивной  оказывается работа с  творческими  группами  на  уроках­практикумах. Таким урокам предшествуют уроки­ лекции, проводимые учителем. учащиеся предупреждаются заранее о предстоящей  самостоятельной работе, поэтому лекции оказываются для них не просто источником  информации. Ученики нередко самостоятельно знакомятся  с  материалом  предстоящей лекции.     Уроки­практикумы  организуются иначе. Например, при отработке навыков  решения  уравнений учащиеся  рассаживаются  по группам вокруг одного стола каждая  группа. К  уроку  подготовлены тетради, конспекты, справочники, таблицы, учебные  пособия. В   начале урока учитель доводит до учащихся цели  урока:  закрепить  навыки решения показательных  уравнений  различными  способами, совершенствовать навыки коллективной работы. Затем  дается  инструктаж  по форме выполнения  задания.    К концу урока руководители групп должны подготовиться к подведению итогов  работы. Руководители групп  инструктируются  учителем заранее. Важно распределить работу в группе так, чтобы  учащиеся  с разной степенью подготовленности работали с  полной нагрузкой. Поэтому задания даются с нарастающей степенью трудности :  решение по образцу, с предварительными тождественными преобразованиями, с  "изюминкой".    На первом этапе объясняет решение  менее  подготовленный  ученик, средние  помогают. Руководитель в своей тетради не пишет, он работает с группой, добиваясь  четких теоретических  обоснований, грамотной математической письменной и устной  речи, организуя  взаимопомощь. На следующем этапе, при выполнении заданий средней  трудности, руководитель активизирует работу средних  учеников, они  подают идеи,  слабые тоже  могут  высказываться, что  всегда  поощряется. На последнем этапе ход  решения вырабатывают  сильные  учащиеся, средние участвуют в обсуждении, перед  слабыми ставится  задача  обязательно добиться понимания хода решения. Роль  учителя заключается в корректировке деятельности  прежде  всего  руководителей  группа также самих учащихся, в создании и поддержании необходимого  делового  настроя.    В конце урока­практикума обязательно  подводятся  итоги, например, внутри группы. Руководитель в  присутствии  учителя  оценивает работу каждого члена группы:  степень подготовки учащихся к  уроку, все ли и всеми ли учащимися  выполнено, какие  задания  вызвали наибольшие затруднения и почему, кому необходима дальнейшая  индивидуальная работа, ее форма и сроки. Могут подводиться  итоги  и  в классе.  Тогда выступают с информацией о  результатах  руководители групп, а в обсуждении  участвует весь класс вместе  с  учителем. Что же дает такая форма учебной  деятельности ? В  первую  очередь  (и это сразу выражается в отметках) повышается  качество знаний  учащихся. При такой организации урока обмен мнениями идет  свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их  ошибок, в  атмосфере взаимной заинтересованности  в  результатах  труда, нередко в процессе  общения снимаются  отрицательные  эмоциональные барьеры. Можно подглядывать в  чужую тетрадь, сразу же спросить о неясном. Так как общение идет с  равными  себе  по  положению, то оно  демократично, опрос, если  можно  так  назвать  доверительные беседы­дискуссии, идет не  ради  оценок, а  для  того, чтобы развить навыки решения  задач и усвоить материал. Отвечают  все, роли активного ученика и пассивного все  время меняются.    Уроки­практикумы учат ребят сотрудничать, преодолевать конфликты, трудности.    Развивающая взаимопомощь располагает к тому, что слабые  подтягиваются, сильные  помогают, ответственность за результаты становится общей, повышается интерес к  предмету. Слабый ученик  воспитывает уверенность  в  себе. У сильных  учащихся  развивается  самостоятельность мышления. Само деление на слабых, сильных и  средних  становится подвижным. Обеспечивается рост. При такой форме работы  каждый  ученик  переходит  к самоорганизации, самообразованию. Через творческие  группы легко организовать игровые формы  учебной  деятельности. В управлении самостоятельной учебной деятельностью  школьников у учителя наблюдаются  такие  ошибки.    Учителя нередко совершенно избегают единых для  всех  учащихся учебных заданий  (из­за боязни списывания), но без этого вообще невозможно  организовать  совместную  учебно­познавательную  работу всего класса.    Другая ошибка ­ когда учебная  работа  задается  фронтально, но учитель не следит  за тем, чтобы она сразу же протекала  в  индивидуальной фазе, когда все ученики  самостоятельно, независимо друг от друга пытаются выполнить упражнение, решить  задачу, хотя выполняется одно и то же задание. А устная работа в таких  случаях  ведется лишь с активом класса, ведь ответы первых же  опрошенных  учеников (более  того ­ записи одного из них на доске) дают остальным  подсказку. Другое дело, если до  общего классного обсуждения  каждый  ученик уже сделал в тетради какие­то свои  записи, подготовил свой вариант ответа. Очевидно, учебные задания, предназначенные  для  устной работы, должны быть не громоздкими, своего рода  учебными  заданиями  на  сообразительность; желательно, чтобы  различных  вычислительных расчетов было  поменьше, а ответ имел лаконичную, не громоздкую  форму.    Еще при проведении самостоятельных работ учитель  сталкивается и с такими  трудностями.  1) Учащиеся заканчивают работу не одновременно. Поэтому  целесообразно заранее  включать дополнительные задания для  тех, кто  работает быстрее.  2) Трудно подобрать задание, одинаково посильное для всех учащихся .Если  выполняется  ряд  простых  однотипных  упражнений, одинаково посильные для всех.  В этом случае хорошо  помогает прием сочетания устных и письменных упражнений.  Сначала решают несколько задач устно, а затем некоторые из них включаются  в  самостоятельную или контрольную работу.  3) Трудно организовать  проверку  самостоятельной  работы. Иногда учитель собирает  и проверяет тетради  всех  учащихся. Это  хорошая форма проверки, но она не всегда  осуществима. Поэтому  используются и другие  приемы. Среди  них ­ некоторые  явно    неудачные. Например, сначала выполняют самостоятельную работу, а к концу ее один  из учащихся записывает решение задачи на доске для последующей  проверки. Это  приводит к лишней трате времени. Гораздо лучше получается, когда 1­2 ученика  записывают решение задач на вращающейся доске. К концу самостоятельной работы  доски поворачиваются к классу и предлагается проверить решения  задач. Еще  лучше  получается  эта форма при наличии кодоскопа. Некоторые учителя при отсутствии  вращающейся доски и кодоскопа используют другой вариант проверки.    Класс пишет самостоятельную работу.1­2  ученика  молча  решают эти же задачи на  доске. Списывание сводится к  минимуму  следующим предупреждением: "Кто хочет,  может сверяться с записями на  доске по ходу решения, но лучше  после  него.  Проверьте  свои  возможности. После самостоятельной работы будет дана контрольная  работа  с подобными упражнениями".    Отметим ряд  типичных  недостатков, наблюдаемых, к  сожалению, на многих уроках.    Некоторые учителя сами мешают спокойной и сосредоточенной  работе учащихся,  неоднократно прерывают ее всякими указаниями, репликами, замечаниями. Заметив  ошибку в тетрадях  1­2  учеников, учитель отрывает весь класс от работы,  и  дает  соответствующее  указание всем ученикам, чтобы не повторили ошибку. Это лучше  делать  до  или после самостоятельной работы. Увидев, что отдельные учащиеся закончили работу и сидят без дела, учитель говорит  слишком громко, тем самым  мешая  работе  всего класса.    Все ученики сосредоточенно работают, и в напряженной тишине время от времени  раздается громкий стук каблуков при ходьбе  учителя по классу. Иногда учитель  слишком  долго  дает  объяснения  одному ученику, не замечая, что 3­4 ученика все это время держат  поднятые руки и просят его помощи. Это неправильно. Надо  ориентироваться  на весь класс, а не на отдельного ученика. Учителю следует  как  можно чаще окидывать взглядом весь класс и спешить туда, где помощь  его более  необходима. Если поднимают руки сразу 2­3 ученика, можно кивнуть им. Ученики,  удостоверившись, что учитель заметил их, обычно успокаиваются и продолжают свою  работу. Выполнение домашнего задания Домашняя   учебная   работа   –   это   форма   организации   самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение   домашней   учебной   работы,   особенно   в   начальных   классах,   состоит   в следующем. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает. Н.К.Крупская в статье ''Методика задавания уроков на дом'' писала: ''Уроки на дом   имеют   большое   значение.   Правильно   организованные   они   приучают   к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками’’ (6). Домашние   задания   для   младших   школьников   –   это   шаг   к   самостоятельному добыванию   знаний.   Их   выполнение   способствует   воспитанию   самостоятельности, ответственности и добросовестности ученика в процессе обучения. Домашняя   работа   активизирует   мыслительную   деятельность   ученика,   т.к.   ему приходится самому искать пути, средства и приёмы рассуждений и доказательств. Они приучают к самоконтролю, ведь рядом нет ни учителя, ни товарищей, которые могли бы   помочь   разъяснениями,   способствуют   формированию   умений   и   навыков организационного труда: учащиеся должны самостоятельно организовать своё рабочее место,   соблюдать   установленный   режим   времени,   подготавливать   необходимое оборудование и учебные материалы. Основные требования к организации домашних заданий следующие.  В первом задание следует давать только после того, как у детей сформируются I. первоначальные умения и навыки. Вначале всякую учебную работу дети выполняют под руководством учителя в классе. Не следует также давать задания перед выходными и праздничными днями. Дети в эти   дни   отдыхают   вместе   с   родителями   и   могут   совершать   туристские   прогулки, посещать   музеи,   парки.   Полезно   один   день   в   неделю   дать   отдых   от   напряжённой учебной работы. II. Домашние задания младшим школьникам следует давать систематически. III. Объём домашнего задания по всем предметам должен исходить из определённых норм времени на их выполнение: во втором классе – до 1,5 часов; в третьем ­ четвёртом  классах – до 2 часов.    Для более трудных заданий нужно предусмотреть резерв времени. Например, если   в   классе   ученики   выполняют   задание   за   10   минут,   то   на   самостоятельное выполнение подобного задания дома нужно выделять  примерно 15 минут. IV. Логика домашних заданий должна быть более проста и доступна, чем система объяснения в классе. Нужно подобрать такое упражнение, задачу, пример, в которых хорошо выделяется изучаемое основное положение. V. В   начальных   классах   особенно   важно,   чтобы   домашние   задания   вызывали интерес, включали элементы занимательности, смекалки, игры. “Чем младше возраст, тем интереснее должно быть само задание’’,­ писала Н.К.Крупская (6). Одним из активных средств заинтересованности детей является связь домашней работы   с   жизненным   опытом   ребёнка:   наблюдения   за   явлениями,   событиями окружающей действительности; составление текстов, математических задач, примеров на   основе   наблюдений   за   реальными   явлениями,   близкими   детям;   проведение возможных измерений и отдельных практических работ. VI. Младшим школьникам необходимы  разъяснения и советы о технике выполнения домашнего задания: какое правило следует повторить и как пользоваться им в процессе выполнения упражнений; какова должна быть запись предложений, задач, примеров; как следует самому проверить выполненное задание.  VII. Всякая   домашняя   работа   должна   быть   проверена   учителем.   Систематический контроль помогает учителю выявить преимущества и недостатки в усвоении материала и   приучает   ученика   к   ответственности.   Существуют   различные   способы   проверки. Самой распространённой считается проверка в виде фронтального опроса на уроке. Учитель проверяет, все ли выполнили задание, и задаёт вопрос по содержанию задания. Выявленные ошибки учитель исправляет, делает краткий вывод, как усвоен учениками материал, и приступает к следующему этапу урока. Индивидуальная форма проверки предусматривает подробные ответы 1 – 3 учеников по содержанию изученного дома материала;   другие   учащиеся   класса   следят   за   ответами   товарищей,   исправляют ошибки, вносят дополнения. В   начальных   классах   учитель   систематически   собирает   тетради   и   проверяет выполнение домашних и классных работ. VIII. Важным   условием   успешного   выполнения   младшими   школьниками   домашних заданий является консультация для родителей о посильной и целесообразной помощи детям. Заключение  Без   систематической   организации   самостоятельной   деятельности   школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать   желание   и   умение   познать   новое,   обязательные   для   самообразования, самосовершенствования, тем более в условиях работы с двумя, тремя классами. Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, если человек знает, как познавать и владеет способами познания. Овладеть же ими без самостоятельной работы нельзя.   Большое   значение   самостоятельные   работы   имеют   и   при   повторении, закреплении и проверке знаний и умений. Все авторы указывают на важную роль самостоятельных работ и самостоятельной деятельности учащихся в познавании эффективности урока, а также качества знаний, умений и навыков школьников.  Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу   это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно­воспитательный процесс ─ Поиски   путей   самостоятельной   деятельности   учащихся   признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя. ─   задача,   которую        Необходимо помнить, что один урок не может решить всех задач обучения ученика навыкам самостоятельной работы, нужна система в работе, преемственность в  обучении, четкое понимание роли самостоятельной работы ученика в учебном  процессе. Ведь результат успешности обучения школьника прямо зависим от уровня  его самостоятельности. Невозможно ожидать от учеников оригинальных, красивых  решение, ответов, если учитель предварительно не продемонстрировал школьникам  собственного интереса к предмету, его важности. Так и равнодушие учителя к  результатам самостоятельной работы ученика не может вызвать развития его  самостоятельности.       Образование по новым стандартам ­ это подготовка всесторонне развитых  личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой  деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. При этом человек должен  на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть  хоть в некоторой степени успешным. Поэтому одной из главных задач  образования  является формирование умения оперировать приобретенными знаниями, применять их  в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в  нестандартных условиях. Д. Ушинский считает организованные самостоятельные наблюдения и опыты. Он  пишет: «Язык, конечно, есть один из мощнейших воспитателей человека; но он не  может заменить собою знаний, извлекаемых прямо из наблюдений и опытов... Не уметь  хорошо выражать свои мысли — недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей —  ещё гораздо больший; самостоятельные, же мысли вытекают только из самостоятельно, же приобретённых знаний». Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их  составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается  специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и  систематически, а не случайно и эпизодически.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Актуализации знаний учащихся, как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018