АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка 5

АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка 5
docx
19.08.2020
АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО.docx

                                                                        Кононченко Наталья Леонидовна,

                                                                                               учитель музыкального искусства

                             МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                                                                    «ШКОЛА №4  ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»

 

АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

      В России к 70-м годам ХХ века был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Поэтому возникла необходимость создать единую систему, которая давала бы направления в формировании музыкальной культуры учащихся. Таким образом,  Д.Б.Кабалевским была разработана уникальная концепция  и новая программа по музыке для 1-3-х и 4-7-х классов, для массового музыкального образования и воспитания детей и юношества и запущена в работу в 1980 и 1982 г.

   Программа является крупным достижением нашей культуры и служит  базовой для разработки новых программ по музыке. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни: стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета культурных и общечеловеческих ценностей. Всё это дает большой потенциал для развития.

      Одна из важнейших задач программы  Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. В их основе содержанием образовательного процесса является духовный диалог различных культур. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка, творения себя как личности, взгляд в себя. Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего. Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный. В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.

Музыкальное воспитание, направленное на формирование духовной культуры, является одной из сторон гуманизации современной школы. Уроки музыки, наряду с другими художественно-эстетическими дисциплинами, призваны пробудить у школьников стремление познать культурное наследие человечества, потребность осознавать значимость духовных ценностей, роль искусства в жизни человека и общества.
В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования школьников особую актуальность приобретает определение связей между содержанием музыкального образования детей и их музыкальным развитием, разработка критериев эффективности процесса обновления преподавания музыки, а также прогнозирование развития школьной музыкальной педагогики.

        Современная практика преподавания музыки характеризуется устойчивыми тенденциями

  обновления содержания музыкального образования, которые порождают как новаторские   идеи преобразования школьных уроков музыки, так и могут привести к утрате лучших традиций музыкального воспитания, сложившихся в отечественной музыкальной педагогике.

       Последние годы содержание музыкального образования «обновлялось» более в расширенном плане: этот процесс понимался как введение в уроки музыки новых пластов музыкальной культуры - фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений различных жанров и форм. Это естественно, поскольку способствует созданию у детей представления о многогранности музыкального искусства. Привлечение других видов искусства (так называемое «интегрирование»), также способствует обогащению представлений детей о музыке. Но без изменения педагогической технологии, без переориентации её на развитие ребёнка наши усилия останутся бесплодными. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема развития и саморазвития личности школьника.

        Появившиеся в последние годы новые программы по предмету «Музыкальное искусство», а также методические пособия для учителей открывают учителю-музыканту широкие возможности выбора стратегии и тактики музыкально-эстетической работы с детьми, применения различного рода инновационных технологий и экспериментальных методик в своей повседневной деятельности. Таким образом, ведущей идеей современного урока должен являться поиск, апробирование и отбор наиболее приемлемого содержания музыкального воспитания, оптимальных форм, методов, приемов организации музыкально-творческой деятельности детей и, безусловно, формирование целостной системы преподавания предмета «Музыкальное искусство». Многое в этом направлении уже сделано: написаны методические рекомендации, программы, всевозможные разработки. Но, тем не менее, на своих уроках учитель должен стремиться к художественной новизне, использованию новых музыкальных фрагментов.

      Ведь цель каждого учителя в музыкальном воспитании, по словам Д.Б. Кабалевского: «...ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

Творчески подходя к программе, ни в коем случае нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ программы Кабалевского. «Пусть учитель будет свободен от власти схем... Но отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу, анархии» (Д.Б. Кабалевский). Тогда что же можно изменять и преломлять? Прежде всего, музыкальный репертуар. Отбор музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе требует особой тщательности. Произведение, звучащее в классе, должно быть высоко – художественным, увлекательным и интересным для детей. Оно должно быть педагогически целесообразным и должно выполнять определенную воспитательную роль.

Значительно расширен диапазон произведений по слушанию. Это произведения, не вошедшие в программу Д.Б. Кабалевского: музыка из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского, духовная музыка русских композиторов, романсы русских композиторов А. Алябьева, А. Варламова и многое другое.

Работая по программе, важно учитывать те произведения, с которыми учащиеся знакомятся на уроках литературы и изобразительного искусства. Реальные события, которые берутся за основу той или иной оперы или песни, изучаются на уроках истории (Отечественная война 1812г., Великая отечественная война 1941-1945г.г., подвиг Ивана Сусанина и т.п.), что позволяет учитывать межпредметные связи, расширяет знания школьников в различных областях жизни и деятельности, повышает результативность урока, способствует формированию предметных умений и метапредметных универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных качеств.

Основу вокально-хорового репертуара по-прежнему составляют образцы детского отечественного и зарубежного фольклора. Народные песни можно использовать для распеваний, формирования навыка пения a cappella, для изображения действий персонажей, а также сопровождать пение танцевальными движениями, игрой на простейших народных инструментах. На фольклорных образцах лучше начинать и развивать двухголосное пение. Непременной частью песенного репертуара стали произведения-классиков: М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха, В. Моцарта, Э. Грига. Многие из этих произведений адаптированы для детского пения. Третьей составляющей песенного репертуара стали песни современных композиторов: бардовские песни (творчество С. Никитина, В. Высоцкого, Ю. Визбора, О.Митяева, Б.Окуджавы и др.), песен из детских и юношеских кинофильмов («Гардемарины, вперед!», «Мэри Поппинс, до свидания», «Приключение Электроника» и др.), мультфильмов («Бременские музыканты», «Умка», «Приключения Кота Леопольда» и др.), наиболее интересные песни современных композиторов-песенников В. Шаинского, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Г. Гладкова, а также песни современных эстрадных исполнителей: группы «Любэ», «Кино», Алсу, Валерии, О. Газманова.

      Интонационно-образный строй современных песен позволяет расширять эмоциональную

палитру детских впечатлений.

           Однако, даже обновленное содержание может остаться отчужденным от ребенка, если будут  по-прежнему господствовать информативные методы обучения, если все будет держаться только на учителе, а ребенок не будет иметь возможность проживать полученное знание, не будет понимать смысла своей деятельности. Поэтому процесс обновления музыкального воспитания необходимо связывать, прежде всего, с изменением стратегии преподавания музыки и поиском новых методов приобщения детей к искусству. Музыка должна осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства, кардинально должен быть изменен характер деятельности как самого педагога, так и детей. Она должна стать полноценной художественной деятельностью. Нужно стремиться к тому, чтобы в диаде «учитель - ученик» деятельность основывалась на сопереживании, сотрудничестве, соучастии, сотворчестве. Изменение характера деятельности самого педагога и школьника в большой мере приближает нас к воплощению в музыкальной педагогике концепции развивающего образования.

       В связи с этим, особого рассмотрения заслуживает искусство построить урок. Воплощение различных художественно-педагогических идей предполагает большое разнообразие типов уроков. Наиболее часто можно использовать уроки-сценарии, уроки -обучение. Несколько иная структура у уроков-исследований, уроков-монографий, уроков-обобщений. К перечисленным типам уроков можно добавить и своеобразные «жанры» уроков музыки: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-кроссворд и т.п. Несмотря на такое разнообразие форм, у всех этих уроков есть общее - это, прежде всего, уроки Искусства, соответственно и подчиняющиеся его законам.

      В отличие от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

     Программа «Музыкальное искусство» для 1-4 классов начальной школы  составлена

 Н. Г. Минасян, С. А. Данильченко (утверждена приказом Министерства и науки Донецкой Народной Республики от 25. 07. 2018 № 665) и созданный на ее основе учебно-методический комплект – рабочие тетради, методическое пособие, обобщили многолетний опыт по осмыслению основных идей музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.  

       Однако отличительной особенностью данной программы является обновление музыкального материала для восприятия и исполнения, приближено его содержание к современности, введены музыкальные произведения композиторов Донеччины.  Программа 1 класса основана на принципе «погружения» ребёнка в мир музыки; в программу 4 класса введена новая тема «Музыка в народных праздниках и обрядах народов мира» и «Музыка народов донецкого региона»

      Образно-ассоциативные связи музыки с другими видами искусства выстраиваются, прежде всего, с целью активизации слухового опыта детей, накопления ими музыкальных впечатлений, формирования чувства стиля, осознания музыкального языка произведений.

Методические принципы программы — увлеченности, опоры на отечественную музыкальную культуру (вхождение в мир музыки «от родного порога»), «тождества и контраста», интонационности, триединство деятельности «композитора — исполнителя — слушателя», концентричности — направлены на поиск технологий, которые стимулируют развитие активного, осознанного восприятия музыки, творческого мышления, формирования музыкального и художественного вкуса детей, совершенствования качеств личности каждого ребенка. Программа ориентирует учителя на создание системы таких действий, которые помогали бы детям выявлять интонационно-образную и жанрово-стилевые особенности природы музыки. В разноплановых темах программы предложено распределение музыкального материала по видам музыкальной деятельности; слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку, вокальные импровизации.

     Программа «Музыкальное искусство» для 5-8 классов общеобразовательных школ                           (составители - Н. Г. Минасян, С. А. Данильченко) также как и программа для начальной школы оснащается учебно-методическими комплектами. В данной программе очевидна опора на концепцию Д.Б. Кабалевского. Темы программы ориентированы на освоение художественной картины мира, на воссоздание в сознании школьников образа Человека, воплощенного в музыкальных образах. Программа нацеливает на изучение взаимосвязи искусств при доминирующем значении музыки; усвоение школьниками различных стилей в композиторском и исполнительском творчестве; осмысление жанрового многообразия музыки в процессе ее эволюции; понимание роли классического наследия в современном музыкальном искусстве (классика и современность); осознание проблемы традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Введена новая тема «Музыка родного края», представлен гимн Донецкой Народной Республики, богатый региональный музыкальный материал.

     В данной программе по каждому году обучения даны примерные требования к уровню музыкального развития учащихся, четко определена система знаний, умений и практических навыков по видам деятельности.

      Методологическое основание концепции учебного курса «Музыкальное искусство» — «преподавание искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества». Главным методическим принципом программы является принцип моделирования художественно-творческого процесса. Авторы считают, что «это и метод, и принцип, и содержание, и форма работы с детьми, потому, что оно есть то всеобъемлющее, что раскрывает природу искусства и природу художественного творчества в целом... это всеобщий путь познания музыкального искусства».

Кабалевский Дмитрий Борисович создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания школьников. Нет ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трёх китов». А дальше - шаг за шагом, этаж за этажом - выясняется, что, подобно тому как дом, покоясь на фундаменте, не только из фундамента состоит, так и музыка, вырастая из песни, танца и марша, состоит далеко не только из них. Однако как бы ни обогащались, как бы ни развивались «три кита», как бы ни перерастали понятия «песня», «танец» и «марш» в понятия «песенность», «танцевальность» и «маршевость», сколько бы нового в изучаемую музыку ни вносили особые элементы, связанные с выразительностью и изобразительностью, с речитативной декламационностью (речевой интонацией), мы не расстанемся с «тремя китами» ни во втором, ни в пятом, ни в седьмом классе, ни даже на пределе нашего музыкального развития, на вершинах музыкального искусства - на его «небоскрёбах».

     Учитель музыки сегодня – это педагог с высокой музыкальной культурой, профессиональными чертами которого является преданность творческому труду, постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, мастерства, исполнительского уровня, неустанный поиск эффективных методов обучения.

       На современном этапе необходимо создать настолько интересный урок, чтобы его участники не следили за стрелками часов в ожидании перемены, а с желанием двигались по таинственной дороге музыкальных знаний. И в этом учителю музыки может помочь новое видение и интерпретирование концепции программы Д.Б.Кабалевского. Она определяет стратегическое направление государственной политики в области образования и воспитания школьников, ориентированного на формирование личностных и метапредметных действий и перспективы развития музыкально – художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

      Реализация концепции является основой для духовного возрождения Донецкой Народной Республики, укрепления ее статуса в мировом сообществе как государства, в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально – культурную и творческую сторону личности.

Кабалевский, Д.Б. Музыка 4-7 классы, Программа/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.В. Мазниной. Министерство просвещения РСФСР, 1988.-200с.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ О.А. Апраксина; Под ред. Э.В. Мазниной.-М.: Просвещение, 1990.-207 с.-(Б-ка учителя музыки).

Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.

2. Жигалова Л.А. Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского: конспекты уроков и внеклассных занятий. Волгоград: Учитель, 2013. – 171с.

3. Кабалевский, Д.Б. Музыка 4-7 классы, Программа/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.В. Мазниной. Министерство просвещения РСФСР, 1988.-200с.

4. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Музыкальное искусство. 1-4 кл.» / сост. Минасян Н. Г., Данильченко С. А. – 2-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «Дон РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 64 с

5 Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Музыкальное искусство. 5-8кл.» / сост. Минасян Н. Г., Данильченко С. А. – 2-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «Дон РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 71с

Электронные ресурсы

1. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов

2. http://www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей».

3. http://window.edu.ru– электронные образовательные ресурсы.


 

Кононченко Наталья Леонидовна, учитель музыкального искусства

Кононченко Наталья Леонидовна, учитель музыкального искусства

В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов,…

В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов,…

Музыкальное искусство». Многое в этом направлении уже сделано: написаны методические рекомендации, программы, всевозможные разработки

Музыкальное искусство». Многое в этом направлении уже сделано: написаны методические рекомендации, программы, всевозможные разработки

На фольклорных образцах лучше начинать и развивать двухголосное пение

На фольклорных образцах лучше начинать и развивать двухголосное пение

В отличие от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, приобщение к музыкальному искусству…

В отличие от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, приобщение к музыкальному искусству…

Человека, воплощенного в музыкальных образах

Человека, воплощенного в музыкальных образах

На современном этапе необходимо создать настолько интересный урок, чтобы его участники не следили за стрелками часов в ожидании перемены, а с желанием двигались по таинственной…

На современном этапе необходимо создать настолько интересный урок, чтобы его участники не следили за стрелками часов в ожидании перемены, а с желанием двигались по таинственной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2020