АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДНР
Оценка 5

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДНР

Оценка 5
Научные работы
docx
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
15.01.2021
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  ЛИЧНОСТНЫМ  РАЗВИТИЕМ  ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В УСЛОВИЯХ  РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДНР
Аннотация. Статья посвящена проблеме личного развития дошкольниковв условиях реформирования образования. Рассматриваются направления сотрудничества ребенка дошкольного возрастас педагогом, со сверстниками и с самим собой, посредством которых формируется детская самостоятельность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ.docx

 

 

Филиппова Инна Петровна,

Заведующий  МДОУ

«Шахтерский ясли – сад №6»

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  ЛИЧНОСТНЫМ  РАЗВИТИЕМ  ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В УСЛОВИЯХ  РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДНР

Аннотация. Статья посвящена проблеме личного развития дошкольниковв условиях реформирования образования. Рассматриваются направления  сотрудничества ребенка дошкольного  возрастас педагогом,  со сверстниками и с самим собой, посредством которых формируется детская самостоятельность.

Ключевые слова: личность, личностное  развитие дошкольников, взаимодействие, базисные характеристики личности дошкольника.

Анализ       современного дошкольного образования выявил актуальность проблемы личностного развития дошкольников в условиях детского сада. Актуальность статьи  заключается в  актуализации  интереса к проблеме развития детской личности и потребностями   развивающейся дошкольной образовательной сферы,     преобразованиями  современного  общества.

         Проблема многоплановых человеческих взаимоотношений  приобретает в последнее время особую остроту и значимость, особенно  взаимодействие поколений: взрослых и детей.

В настоящее время   в дошкольном  образовании  происходит  поиск и внедрение прогрессивных технологий,  организационных форм, пересматриваются    принципы образовательной деятельности,  эффективные способы индивидуального подхода к детям.

Проблемой изучения личности ребенка дошкольного возраста  занимались выдающиеся детские психологи: Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович,   П. Я. Гальперин, В. С. Мухина,   А. Н. Леонтьев, проявляя   интерес и уважение к развивающейся личности ребенка.  Изучение личностных особенностей дошкольников связано с именами К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, Е.А. Аркина, М.Х. Свентицкой, Е.И. Тихеевой.Значимыми   являются работы А. В. Запорожца, А. М. Леушиной, А. Л. Усовой, В. В. Давыдова,   Д. В. Менджерицкой, Н.А.Ветлугиной,  которые  рассматривали    личностное становление дошкольника в разных видах деятельности. 

Рядом с нами рождаются, растут, умнеют малыши. Они - наше настоящее и будущее.В.А. Сухомлинский назвал их  нежными ростками, слабой веточкой, которая станет могучим деревом и поэтому требует особой заботы, нежности и осторожности.

Детство – это период жизни человека, в котором закладываются основы личной ответственности и личностных качеств ребенка. Период, когда человек наиболее незащищен от влияния окружающей среды, социального, психологического и физического насилия. Этот период характеризуется постоянной ориентацией на взрослый мир, нередко закрытый от взрослого общества.В дошкольном   возрасте происходит  интенсивное усвоение   норм и правил поведения,     формируются  механизмы личностного поведения.

Мир,  в котором живут и растут наши дети сложный  и неоднозначный. Ребенку  даны  такие же права,  как и взрослому. Но в тоже время ребенок менее защищен. Малыши хотят, чтобы их любили, оберегали и помогали им, и это желание сильнее, чем самые вкусные конфеты и  игрушки. Ребенку хочется, чтобы  тот,  кто имеет богатый жизненный опыт, взял на себя не только ответственность за него, не только заботу о его благе, а и  ответственность за его развитие, радости, волнения. Мы, взрослые, должны исполнить это желание и не обидеть детей своим равнодушием и невниманием.

         Дети мечтают о свободе, равенстве и братстве, и взрослые  также  не должны об этом забывать.  Дети  ценят уважение к себе как к отдельной личности  и  страдают,как взрослые: от одиночества, зависимости, непонимания, от несоответствия желаний и возможностей. Когда  мы   запрещаем, позволяем, даем указания, наказываем, осуждаем или хвалим,мы  обязаны помнить, что    ребенок имеет право на выбор, на свои ошибки и уроки, на нашу честность и уважение. Потому что ребенок - самостоятельная личность, хотя  пока еще маленькая. Ощущение устойчивости личности является важным условием внутреннего благополучия ребенка и установления хороших взаимоотношений с окружающими.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это период первоначального фактического склада личности,происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности. 

 Личность -   особое сочетание индивидуальных, душевных качеств ребенка, его интересы, таланты. Заложенный в этот   период жизни фундамент, имеет    значение для всего последующего развития ребенка. Именно в этот период формируются качества, необходимые для понимания себя, осмысления новых социальных связей, поэтому уже в дошкольном учреждении необходимо целенаправленно  развивать системные качества личности,  так как  дошкольник полностью осознаёт себя как личность.

К базисным характеристикам личности дошкольника относим:

1.     Произвольность, волевое поведение, управление   поведением в соответствии с нормами и правилами. 

2.      Самостоятельность, возможность   решения жизненных проблем без помощи взрослого.   На  развитие самостоятельности влияет стиль общения ребенка и взрослого.

3.      Инициативность как показатель развития   интеллекта, познавательной деятельности.

4.      Креативность,    уровень развития мышления, памяти, воображения, восприятия,   произвольности   поведения.

5.      Свобода поведения,   уверенность  в своих силах, способность   сделать выбор средств и способов достижения  цели.  

6.      Безопасность поведения, жизнедеятельности, понимание причинно-следственных связей и усвоение социально обусловленных запретов.

7.     Ответственность, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка,   переживание  последствий своих действий по отношению к другим людям.

8.     Самосознание.

 Базисные характеристики личности   специфичны   для каждого возрастного этапа развития личности и   являются залогом успешного развития ребенка.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания приоритетную проблему: как сформировать человека,  отвечающего требованиям общества на нынешнем этапе историческогоразвития.

Сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на ёё формирование. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, нравственно – стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному совершенствованию.

Проблема развития ребенка дошкольного возраста актуальна и находит своё отражение в основных документах, определяющих деятельность учреждений образования:

1. Конституция Донецкой Народной Республики

2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»

3.Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки ДНР № 23 от 29.01.2015)

4. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 287 от 04.04.2018)

5. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» (приказ Министерства образования и науки ДНР № 725 от 23.08.2018)

 

 

6. Воспитательно-образовательная программа для детей  дошкольного возраста «Донбасс - мой край родной» (утверждено решением научно-методического совета  Донецкого РИДПО Протокол № 3 от 04.06.2018);

7. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки ДНР № 94 от 22.06.2015).

 8. Концепция непрерывного воспитания детей и обучающейся молодежи ДНР (приказ Министерства образования и науки ДНР № 832 от 16.08.2017).

9.Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи ДНР ( приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 843 от 03.08.2016).

В данных документах изложены перспективы государственной поддержки дошкольного образования, они являются правовыми основаниями его дальнейшего развития и   призваны   обогатить     образовательное пространство.

         Исходя из требований нормативных  документов, мы, педагоги МДОУ, строим образовательную деятельностьв соответствии с принципами развития,  психологической комфортности, взаимодействия, доверительного сотрудничества, обогащая таким образом  личностный  опыт воспитанников, развивая умение учиться, способность к саморазвитию, самостоятельному расширению  границы своих возможностей, определению   пределов  собственных умений, знаний, способностей.

Личностное развитие в дошкольном детстве - это  становление ребенка в непосредственной образовательной деятельности, в процессе которой он «присваивает» социальный опыт, рефлексирует его с содержанием имеющегося опыта.

 Системность личностного развития ребенка в дошкольном учреждении обеспечивает педагог, воспитатель, целенаправленно совершенствующий свою профессиональную деятельность,   педагогические  знания и умения. Воспитатель обеспечивает ребенку активную жизнедеятельность и возможность индивидуального самовыражения.  Растущая  личность вступает в социальные отношения, а воспитатель является носителем,     посредником между ребенком  социальной средой.Воспитатель, создавая  пространство для  развития ребенка,  стимулирует и свой  личностный рост, формирует  управленческие умения.

А высокая психолого-педагогическая культура педагога  обеспечивает личностные и познавательные изменения в личности воспитанников, влияет на ценности, смыслы, мотивы, цели  деятельности, то есть  на дальнейшее развитие растущей личности ребенка дошкольного возраста.

 Эффективность управления воспитательным процессом зависит от внутренних и внешних    воздействий:   социальное развитие личности и  развитие под воздействием самого себя.   Внешняя  среда -  это  влияние родителей, педагогов, средств массовой информации, а внутренняя – работа  над собой.   Современная  психология определяет саморазвитие как активное, последовательное и необратимое качественное изменение психического качества личности. По мнению Г. А. Цукерман, «Саморазвитие – это сознательное изменение и столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мое «Я» – самость».   «Берите нас (детей) такими, какие мы есть, и делайте нас  такими, какими мы должны стать.  Нам трудно понять вас, поэтому мы и дети. Вы должны понять нас. Потому что вы взрослые».

Как часто мы говорим   маленькому человеку: «Не бегай, не прыгай, не кричи, сиди спокойно», а ему хочется бегать, прыгать,  кричать. Это природа ребенка, его физиологические потребности, условие его роста и развития. Взрослые лишены такой энергии. А для малыша - природно. Кто и когда придумал, что ожидая чего-то, ребенок должен придерживаться дисциплины?  Зачастую воспитатель не учитывает потребности и интересы, а значит, не учитывает и источники активности самого ребенка, в то время как любая деятельность, в том числе игровая, подразумевает активность, творчество участвующей в ней личности.   

 Не  «работать над дисциплиной» должны педагоги, родители, не сдерживать детскую энергию, а давать возможность для ее проявления.  Практика  и теория дошкольного образования последних лет показывает выраженное стремление уйти от жесткого регламентированного обучения детей, сковывающего их развитие.

 Так,  на занятии можно  не сидеть, а ходить и играть, тогда воспитателю не придется сдерживать ребенка, а ребенок  вырвется с плена запретов.    Кто-то стесняется сказать сам, а вместе со всеми, хором, произнесет, затем    научится отвечать. Невнимание малышей на занятии - это ошибка не  детей, а воспитателя. Как только ниточка взаимопонимания обрывается, необходимо срочно привлечь к себе внимание ребенка - сменить ход занятия, предложить новое задание, поставить интересный вопрос.  Если найденное решение правильно, внимание детей снова вернется к вам. Если нет - продолжать искать,   не тратить  время на  усиление дисциплины, а создавать  условия для развития детей.

Непосредственная образовательная деятельность детей  в динамике, с продуманным дозированием развивающих упражнений, радостных минут отдыха,  играми, шутливыми вопросами, скороговорками   даёт положительный результат.

 Идеальная модель воспитательного процесса - это диалог, который опирается на взаимное уважение, восхищение и проходит в процессе  интерактивной, исследовательской деятельности детей. Такое обучение гарантирует высокие результаты и формирует желание узнавать новое.

 Знание мотивов поведения ребенка помогает понять его, найти к нему подход, общаться,  использовать наиболее эффективные методы воспитания и обучения. Надеяться  на развитие интеллекта  и думать, что чем лучше у ребенка мышление, тем счастливее он будет, наивно.

Личностное ядро в человеке - это эмоциональный опыт любви и ненависти, доверия и гнева зависти, страха или добра. Дети легче переносят физиологический голод, чем эмоциональный. Малыши лучше и быстрее растут, развиваются в атмосфере радости и ярких положительных эмоций. Однажды пережитые эмоции не пропадают, а откладываются в подсознании, формируют  характер в детстве и определяют в большинстве своём жизненную позицию человека.

         Именно отсюда идут добрые и злые, жизнерадостные и хмурые….Важно научить ребенка  бороться и побеждать страх, злость, жадность, важно научить ребенка восхищаться и заботиться, печалиться, радоваться, сочувствовать и гордиться….. Ребенок быстрее и глубже усваивает мораль сердцем и душой, и это происходит, благодаря  ласковому и мудрому отношению к нему всех окружающих, созданию радостной атмосферы  в дошкольном учреждении, так и в семье.

Дети развиваются,  со временем видоизменяются их  способности. И только терпение, постоянное деликатное внимание и понимание помогут малышу ярче, полнее и многогранно проявить себя в обществе.Хочется, чтобы добра на нашей планете    становилось больше! Так хочется, чтобы мы с вами не опоздали с  самым главным в воспитании и развитии наших детей! Пусть дети помнят добро и забывают зло, прощают обиды. Наблюдайте и изучайте своих детей,   не спешите вешать ярлыки, огорчаться или радоваться своим наблюдениям.

 Со временем каждый ребенок расцветет по-своему. Важно увидеть, почувствовать то, что ребенку удаётся легко, к чему он проявляет интерес,  и с опорой на первые ростки способностей строить  сотрудничество взрослого и ребенка. 

В новых условиях  реформирования образования в Донецкой Народной Республике формирование личности ребенка дошкольного возраста   становится приоритетным направлением.Исходя из вышеизложенного,  считаем, что  функцией дошкольного образования является целенаправленная организация процесса становления растущей личности, создание особойсреды, поддерживающей личностной рост дошкольника.

 

Список  литературы

1.     Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2002. 299 с.

2.     Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1980.

3.     Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995. – 328с.

4.     Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // М., 1968.

5.     Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. – 352с.

6.     Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода //Вопросы психологии. 1997. - №6. - С. 58-68.

7.     Масленникова У.Н.  Развитие личности у детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.

8.     Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития //Вопросы психологии. 1998. - №3. - С.З-18.

9.     Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993

10. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования М.: Педагогическое общество России , 2001 г., — 224 с. Серия: Психология развития.

 


 

Филиппова Инна Петровна, Заведующий

Филиппова Инна Петровна, Заведующий

Лесгафта, С.Т. Шацкого, Е.А. Аркина,

Лесгафта, С.Т. Шацкого, Е.А. Аркина,

Дошкольный возраст, по определению

Дошкольный возраст, по определению

Базисные характеристики личности специфичны для каждого возрастного этапа развития личности и являются залогом успешного развития ребенка

Базисные характеристики личности специфичны для каждого возрастного этапа развития личности и являются залогом успешного развития ребенка

В данных документах изложены перспективы государственной поддержки дошкольного образования, они являются правовыми основаниями его дальнейшего развития и призваны обогатить образовательное пространство

В данных документах изложены перспективы государственной поддержки дошкольного образования, они являются правовыми основаниями его дальнейшего развития и призваны обогатить образовательное пространство

По мнению Г. А. Цукерман, «Саморазвитие – это сознательное изменение и столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мое «Я» – самость»

По мнению Г. А. Цукерман, «Саморазвитие – это сознательное изменение и столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мое «Я» – самость»

Такое обучение гарантирует высокие результаты и формирует желание узнавать новое

Такое обучение гарантирует высокие результаты и формирует желание узнавать новое

Исходя из вышеизложенного, считаем, что функцией дошкольного образования является целенаправленная организация процесса становления растущей личности, создание особойсреды, поддерживающей личностной рост дошкольника

Исходя из вышеизложенного, считаем, что функцией дошкольного образования является целенаправленная организация процесса становления растущей личности, создание особойсреды, поддерживающей личностной рост дошкольника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021