Актуальность развития творческих способностей детей.
Готовность ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).
Творчество - самовыражение и самоутверждение личности.« Творчество - как отмечал JI.C. Выготский, - это необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». В дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение проблемы начинается уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности. (Л. А. Векгер. Н. А. Ветлугина. Л. С. Выготский, и т. д.).
В области дошкольного образования вопросы творчества и его развитие исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М.Дьяченко. Т.Г.Казакова. Т.С.Комарова и др. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Понятие « творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Большинство известных художников - педагогов подчёркивают сообразность развития способностей в ранний период детства. Каждый ребёнок индивидуален, имеет определённые задатки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации - задача весьма важная.
При всем многообразии методик можно выделить две основные тенденции, характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Наблюдения педагогической практики в старших группах показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в младших группах не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.