Актуальность экологического образования

  • Разработки курсов
  • Семинары
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Необходимое и важное звено в естественно¬научном просвещении -экологическое образование младших школьников. Экологическое образование должно начинаться с раннего детства . В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения — экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Иконка файла материала Актуальность экологического образования.docx
Актуальность экологического образования Автор : Шумакова Ирина леонидовна               В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой   экологической   ситуацией   на   земле.   Одна   из   причин   такого   положения   — экологическая  неграмотность большей  части  населения и  неумение  предвидеть  послед­ ствия вмешательства человека в природу.             Экологическое образование младших школьников — необходимое и важное звено в естественнонаучном   просвещении.   От   этого   зависит   дальнейшее   отношение   человека   к природе.   Экологическое   образование   должно   начинаться   с   раннего   детства.   Дети восприимчивы   к   добру,   они   очень   любознательны.   И   в   эту   пору   следует   закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы закономерности   природных   явлении,   взаимодействии   природы,   общества   и   человека; экологические проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности.              Содержание сущности экологического образования позволяет выделить основные задачи его реализации: обучение  ­ формирование знаний о единстве живой и неживой природы,  закономерности природных   явлении,   взаимодействии   природы,   общества   и   человека;   экологические проблемы   и   способы   их   решения;   развитие   системы   интеллектуальных   и   практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;  воспитание ценностных ориентации экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении   экологических   целей;   способности   научных,   эстетических,   нравственных   и правовых   суждений   по   экологическим   вопросам,   стремления   к   активной   практической деятельности по охране окружающей среды;  развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций,   альтернативному   мышлению   в   выборе   способов   решения   экологических проблем;   к   восприятию   прекрасного,   удовлетворению   и   негодованию   от   поведения   и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; в волевой сфере ­формирование   убеждения   в   необходимости     и     возможности     решения   экологических 1проблем,   уверенности   в   правоте   своих   взглядов,   стремления   к   личному   участию   в практических делах по защите окружающей среды.  Экологическое образование во внеурочной деятельности учащихся.            Экологическое образование не ограничивается уроком. Оно имеет продолжение во внеклассной и внешкольной работе. И если,  в суровых северных климатических условиях очень трудно показать детям на практике,   как необходимо заботиться об окружающем мире, трудно в короткий  дождливый  летний или холодный  осенний  период насладиться прекрасными видами тундры,   то внеклассная работа дает безграничные возможности в игровой форме заниматься образованием и воспитанием младших школьников в условиях крайнего севера.  Внеклассная работа это и экологические праздники,  и   экологические игры,   и   экологические проекты, викторины, олимпиады.        На протяжении многих лет мои ученики с огромным удовольствием участвуют в различных   экологических   мероприятиях.   Приятно   то,   что   приобретенные     знания   они применяют   на   практике.    Мир   живой   природы   таит   в   себе   большие   возможности   для всестороннего развития ребенка. Регулярная последовательная работа с детьми  в данном направлении   развивает   ум   ребенка,   индивидуальные   способности,   умения   видеть, чувствовать,   сопереживать,   сопоставлять,   формирует   правильное   отношение   к   живому, желание участвовать в созидании,  позволяет сформировать эстетическое развитие. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему, навыки переходят в положительные привычки.     Неоднократно   убедилась   в   том,   что   мои   ученики   растут   нетерпимыми   к человеческой   черствости,   неравнодушными   к   окружающему   миру   и   братья   нашим меньшим. У детей развито чувство толерантности. Они заботливые, добродушные, щедрые, внимательные, и, конечно же, любознательные. Ведь именно активность и любознательность моих учеников позволяет мне легко и непринужденно творить с детьми, разрабатывать проекты, проводить исследования, наблюдения и обобщать все это в научных работах.  На протяжении   многих   лет   мои   ученики   являются   победителями   и   призерами   школьных, региональных и всероссийских конкурсов. (Приложение №1)                               Через   увлекательное   изучение   родного   края   я   учу   своих   детей   быть справедливыми, внимательными, не терпимыми к злу и заботливыми к ближнему.   2Мы живем в Красноярском крае за полярным кругом,  в холодном городе «у мира на окраине». Но для того чтобы мои ученики прочувствовались любовью, теплотой к этому северному городу  я, как человек проживший  25 лет на крайнем  севере, считаю своим долгом привить   им эти чувства через   индивидуальные занятия, эвристические беседы, коллективные   творческие   дела,   практические   работы,   музыкальные   и   театральные мероприятия.        Школьники должны знать, как велик и могуч наш Красноярский край, какую пользу он приносит стране, как богат и разнообразен животный и растительный мир. Они должны гордиться,   что   являются   маленькими   жителями   удивительного   края!   А   главное,   дети должны   усвоить,   что   именно   от   них   зависит   процветание   северной   земли   ­   Таймыра! Культура   Таймыра   подобна   неповторимой   природе.   Коренные   народности   округа   – долганы,   ненцы,   нганасаны,   энцы,   эвенки   –   стараются   хранить   свой   самобытный национальный   облик.     Мы,   норильчане,   представляем   более   восьми   десятков национальностей. Украинцы, татары, осетины, армяне, русские…  Мы очень разные, но у нас много и общего.   Считаю, что мы, люди, проживающие на Крайнем севере должны знать не только культуру  своего народа,  но и  познакомиться    с образом жизни наших земляков.   Народы севера ­ это наши земляки, их история – это история нашего края. И нам, живущим на этой земле, надо знать историю Таймыра, культуру коренных народов, их обычаи и традиции.               И в этой работе я бы хотела показать, как мои ученики осваивают историю Таймыра, той малой родины, которая для многих из них останется единственной на всю жизнь.                    Вместе с учениками мы разрабатываем экологические   проекты, участвуем в конкурсах, разучиваем   экологические игры, пишем научные работы, составляем тесты, олимпиады, викторины для одноклассников и самых маленьких учеников нашей школы. (Приложение №2)                   На   протяжении   4   лет   обучения   учащихся   в   начальной   школе   я   с     детским объединением     «Юный   эколог»   веду   «Технологическую   карту   отслеживания экологического развития учащихся», в которой прослеживаются различные умения детей. (Приложение№3)               Заинтересованность учащихся  в изучении родного края, погружение  детского воображения в богатую, разнообразную природную и общественную среду активизирует эмоционально­чувственную   сферу   детей,   пробуждает   у   них   интерес   к   своей   Земле   и родному краю, к истории, к людям Земли, к Земле как планете Солнечной системы, к 3другим планетам, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.   Доказательством тому являются творческие работы моих детей.  (Приложение№4)   творческие   проекты,   которые   учащиеся Индивидуальные   и   коллективные   оформляют, защищают, подвергают обсуждению и критике, задают волнующие вопросы, при   этом   набирают   определенное   количество   баллов.   Представленные   проекты   ребята оформляют   в   виде   презентации   в   компьютерном   исполнении,   фотоальбома,   макета, рисунка,   в   виде   схем   и   графиков,   контурных   картах,   изготовленных     географических картах.  (Карту   «Животный   и   растительный   мир   Красноярского   края   можно рассмотреть в Приложении № 4)                          В нашей школе на протяжении 15 лет работает детское научное объединение «ЛУЧ». По традиции школы учеников 4­х классов посвящают в «НОУшата». Быть членом школьного научного объединения почетно и почти каждому моему ученику желанно.  По окончанию   начальной   школы   мои   учащиеся   пишут   научные   работы   по   этно­   и экопроблематике   и   с   достоинством   представляют   их   на   научно   –   практической конференции.   Тему   ребята   выбирают   по   собственному   желанию.   Исследовательская работа и богатое содержание курса на протяжении четырех лет дают возможность активно и   творчески   оперировать   имеющимися   знаниями,   формируют   умения   воспринимать проблему,   выдвигать   гипотезу,   добывать   информацию,   пользоваться   справочниками   и энциклопедиями, делать обобщения и выводы.  (Приложение№5)                В воспитании ребенка очень важное значение играет семья. Именно члены семьи являются наиболее важными людьми для каждого из нас. Именно в семье формируется характер ребенка, закладываются понятия хорошего, плохого, добра и зла, жизненные цен­ ности, нравственные нормы. Воспитание экологического сознания учащихся   и, в целом воспитание,   это   система формирования социального поведения. Оно возможно лишь в результате взаимодействия   ученика с другими людьми, так как в результате воспитания ребенок должен присвоить формы поведения, приемлемые для данного общества, должен научиться соотносить свои поступки с принятыми в окружающей его мире и правильно их оценивать.   На   протяжении   нескольких   лет   моими   активными   помощниками   в   деле воспитания являются родители.    С целью  ознакомления детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой и формирования соответствующих правилам зрительных образов — экознаков,   расширения   позитивного   опыта   взаимодействия   с   природой   и   социумом, 4формирования мотивационной сферы экологической деятельности я провожу для своих учеников множество внеклассных мероприятий и праздников. Для того чтобы исполнилось задуманное недостаточно желания учителя. Необходимо и рьяное желание ребятишек, и трепетная помощь родителей.   Только в таком тесном сотрудничестве рождается великий праздник,   который   идет   на   пользу   всем:   и   гостям   праздника,   и   непосредственным участникам.  Сколько эмоций! Сколько впечатлений! А главное­ экологическое воспитание не в теории, а наглядно!  (Приложение№6)  В результате нашей совместной работы прослеживается:      усвоение   норм   и   правил   экологически   обоснованного   взаимодействия   с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки  ребёнка; наличие   потребности   в   приобретении   экологических   знаний,   ориентация   на практическое применение их; потребность   в   общении   с   представителями   животного   и   растительного   мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему; проявления   эстетических   чувств,   умения   и   потребности   видеть   и   понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения. Игра как средство воспитания ребенка          Что любит больше всего ребенок?  Конечно же, играть! Можно  ли  с помощью игры воспитывать ребенка?                      А.С.  Выготский  сказал:  «Игра и  есть  естественное  самовоспитание  ребенка, упражнение для будущего».  Нельзя не согласиться и со словами А.С.Макаренко: «Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».            С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности.  Я постаралась  с помощью игровых технологий познакомить своих учеников с традициями народов   севера,   что   помогло   мне   разнообразить   игровые   виды   деятельности     ребят   и расширить  представление о жизни сверстников проживающих в районах Крайнего севера. 5Мои   ученики   сравнивали   игры   народов   севера   и   игры,   к   которым   привыкли   они. Удивлялись!   Пришли   к   выводу,   что   с  самого   рождения   родители   готовили   ребенка   к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь­то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Мальчики в игре учились охотиться и ловить рыбу, пасти оленей. Так же в игре они познавали повадки диких животных и учились быть ловкими,  смелыми  во  время   охоты.  Наиболее  любимые   северные  игры   моих  учеников: «Каюр   и   собака»,   «Куропатки   и   охотники»,   «Бег   в   снегоступах»,   «Полярная   сова   и мышки», «Тройной прыжок», «Прыжки через нарты», «Метание топорика», «Закинь тынзей за сопку», «Ямб уда – метание аркана» и др.  Во   время   игр   дети,   вступая   в   различные   взаимоотношения   друг   с   другом,   подражают взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам.            Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых.  Подражание? Нет,   нечто   значительно   большее   и   ценнейшее,­   сказал  Я.   Корчак.                Именно   через   игру   ребенок   стремится   к   самостоятельному   труду,   к   лучшим национальным   традициям:   любви   к   природе,   бережному   к   ней   отношению,   воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.             Велико значение игр, особенно народных, в воспитании детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает   в   подрастающем   поколении   уважение   к   своей   нации,   к   традициям   своих предков,   воспитывает   доброжелательное   отношение   друг   к   другу,   сохраняя   правила гостеприимства, взаимовыручки. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность. (Приложение №7)  Экологическое воспитание через устное народное творчество                Бесспорно и   то, что использование таких методов в педагогике, как: передача народной   мудрости   через   сказки,   песни,   поговорки,   наставления,   пословицы,   меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы.  Приведу пример некоторых произведений используемых в работе с учащимися.                 ЦЕНА ИГОЛКИ (Эвенкийская сказка) 6По тайге кочевал один эвенк с семьей. Имел он жену, ребенка и оленей. Вот они  остановились на берегу большой реки. Оставив семью и оленей, эвенк ушел на рыбалку.  Рыбачил далеко от чума. Когда добыл рыбу, возвратился домой. Заходит в чум,  видит, что жена его плачет, спрашивает:     ­ Почему плачешь?     Жена отвечает:     ­ Чангиты всех оленей угнали. Я с ребенком в тайге спряталась, потому не убили.     Муж говорит:     ­ Ох, как ты меня напугала. Я думал, ты потеряла иголку.     В старинные времена в семье эвенков женщина имела только одну иголку. Если ее  теряли, то нечем было шить одежду, и вся семья погибала. Так дорого у эвенков  стоила тогда иголка.                                                                          ОГДО АКСЕНОВА (долганские стихи)    В   ШКОЛУ  Я на оленя сажусь верхом, Прощаюсь надолго с верным щенком.   Но только его не загонишь домой,—   Наверное, в школу хочет со мной. Прижалась  ко мне меховая  щека. Сушёною рыбой кормлю я щенка И на прощанье ему говорю: — Ты без меня не скучай, не горюй. Школа моя далеко­далеко, Туда  не добраться по тундре пешком. Ты здесь оставайся, меня заменяй, Папе оленей пасти помогай. Окрепнет на речке декабрьский лёд И солнце за мёрзлую землю уйдет, Тогда меня снова у дома встречай. Мама услышит твой радостный лай, Печку затопит и мяса наварит, И чаю заварит. 7ОБЫЧАЙ Есть у долган такой обычай —  Делиться первою добычей.  Запомни, мальчик. Дай гостю лучший из кусков,  Второй кусок — для стариков.  Запомни, мальчик. Поверье древнее гласит —  Удача у того гостит,  Кто от людей её не прячет.  Поверь мне, мальчик. Есть  у долган такой  обычай —  Делись — и будешь сам с добычей. НАСТАВЛЕНИЯ ЭВЕНКИЙСКОГО НАРОДА  Когда ты начнешь стареть, то своему сыну приготовь камусные лыжи, санки  для оленей, маут и ружье. Лыжи и ружье найдут зверя, санки и маут найдут  оленя— и твой сын будет счастливым человеком.  Кости рыб после еды не бросай и не давай по ним топтаться оленям: дух  охоты Хингкэн рассердится, и рыба в твои сети не попадется.  Никогда не жалей для людей пищу и ты в своей жизни ни в чем не будешь  нуждаться. Люди с тобой тоже будут делиться.  В лабазе оставь спички, чай, продукты. Прохожий человек найдет —сытым  будет и обогреется. Если не будет прохожего, то самому пригодится.  Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы — это следы твоих предков. Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков  потеряешь.   Не позволяй собаке топтать сети, а то рыба не будет ловиться.  Когда впервые добудешь дикого оленя, то отдай этого оленя своему товарищу,  тогда будешь много добывать диких оленей.  Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам.  Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по проторенной  дороге аргиша.  Бывает так, что человек умелец, а нет у него силы воли, но бывает и по­ другому: человек сильный, а ничего не умеет. Такие люди несчастливые. 8 Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не  завидует.  Бывают молодые люди старыми — которые не любят жизнь и не любят  работать. Бывают старые люди молодыми — которые работают, поют,  веселятся и любят жизнь. Надо всегда быть молодым.  В озера и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве  привязывают лоскутки материи и хвосты пушных зверей. Это любовь и  уважение к земле. Землю, где живешь, надо любить.  Первую добычу раздели со всеми, и тогда ты будешь удачливым охотником.  Когда добудешь первого горностая, то брось в огонь оленье сало и подержи  этого горностая над дымом. На эти запахи к тебе придут другие горностаи.   Не ругай землю, если упадешь или споткнешься. Земля — наша мать, она нас  всех кормит и поит, она дает нам жизнь.  Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других  людей.  Кочуя зимой по тайге, если пойдешь на новую стоянку, свернув в сторону от  большой дороги, поставь жерди и укажи вершинами направление, где будет  твое стойбище. Замерзший человек по этим жердям найдет твой чум.  Если в твой чум прибудет издалека большой гость, то его оленей распряги,  постель занеси, накорми и положи спать на лучшем месте. За это люди будут  уважать твоих потомков.         С огромным удовольствием ученики рассуждают, дополняют ответы одноклассников и приходят к выводу, что эти наставления дают не только народы Крайнего севера своим детям, эти наставления подходят для детей любой национальности.          Таким образом, предоставив вашему вниманию разнообразные виды деятельности в  работе с учащимися,   я показала пути  реализации экологического образования учащихся   начальных классов в условиях обучения на Крайнем севере.                                                                Заключение          В заключении я хочу сказать, что проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. И чем раньше мы ­ взрослые: учителя, родители начнем   развивать экологическую культуру   в детях, тем больше   надежды на то , что ребенок вырастет экологически грамотным.   Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы   человечества.  Важно   вовремя   начать   формировать   осознанное   правильное 9отношение   к   природе,   окружающей   среде,   объектам   живой   и   неживой   природы. Эффективность   экологического   воспитания   младших   школьников   целиком   зависит   от создания   правильного   использования   развивающей   среды,   а   также   от   системной экологически направленной педагогической работы с детьми.  10