Необходимое и важное звено в естественно¬научном просвещении -экологическое образование младших школьников. Экологическое образование должно начинаться с раннего детства . В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения — экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Актуальность экологического образования.docx
Актуальность экологического образования
Автор : Шумакова Ирина леонидовна
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все
более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с
тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения —
экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть послед
ствия вмешательства человека в природу.
Экологическое образование младших школьников — необходимое и важное звено в
естественнонаучном просвещении. От этого зависит дальнейшее отношение человека к
природе. Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети
восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать
нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы
закономерности природных явлении, взаимодействии природы, общества и человека;
экологические проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и
практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности.
Содержание сущности экологического образования позволяет выделить основные
задачи его реализации:
обучение формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности
природных явлении, взаимодействии природы, общества и человека; экологические
проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и практических
умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;
воспитание ценностных ориентации экологического характера, мотивов и потребностей,
привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в
достижении экологических целей; способности научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической
деятельности по охране окружающей среды;
развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических
ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических
проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и
поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; в волевой сфере
формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических
1 проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в
практических делах по защите окружающей среды.
Экологическое образование во внеурочной деятельности учащихся.
Экологическое образование не ограничивается уроком. Оно имеет продолжение во
внеклассной и внешкольной работе. И если, в суровых северных климатических условиях
очень трудно показать детям на практике, как необходимо заботиться об окружающем
мире, трудно в короткий дождливый летний или холодный осенний период насладиться
прекрасными видами тундры, то внеклассная работа дает безграничные возможности в
игровой форме заниматься образованием и воспитанием младших школьников в условиях
крайнего севера. Внеклассная работа это и экологические праздники, и экологические
игры, и экологические проекты, викторины, олимпиады.
На протяжении многих лет мои ученики с огромным удовольствием участвуют в
различных экологических мероприятиях. Приятно то, что приобретенные знания они
применяют на практике. Мир живой природы таит в себе большие возможности для
всестороннего развития ребенка. Регулярная последовательная работа с детьми в данном
направлении развивает ум ребенка, индивидуальные способности, умения видеть,
чувствовать, сопереживать, сопоставлять, формирует правильное отношение к живому,
желание участвовать в созидании, позволяет сформировать эстетическое развитие. Знания,
которые приобретают дети, складываются в систему, навыки переходят в положительные
привычки.
Неоднократно убедилась в том, что мои ученики растут нетерпимыми к
человеческой черствости, неравнодушными к окружающему миру и братья нашим
меньшим. У детей развито чувство толерантности. Они заботливые, добродушные, щедрые,
внимательные, и, конечно же, любознательные. Ведь именно активность и любознательность
моих учеников позволяет мне легко и непринужденно творить с детьми, разрабатывать
проекты, проводить исследования, наблюдения и обобщать все это в научных работах. На
протяжении многих лет мои ученики являются победителями и призерами школьных,
региональных и всероссийских конкурсов. (Приложение №1)
Через увлекательное изучение родного края я учу своих детей быть
справедливыми, внимательными, не терпимыми к злу и заботливыми к ближнему.
2 Мы живем в Красноярском крае за полярным кругом, в холодном городе «у мира на
окраине». Но для того чтобы мои ученики прочувствовались любовью, теплотой к этому
северному городу я, как человек проживший 25 лет на крайнем севере, считаю своим
долгом привить им эти чувства через индивидуальные занятия, эвристические беседы,
коллективные творческие дела, практические работы, музыкальные и театральные
мероприятия.
Школьники должны знать, как велик и могуч наш Красноярский край, какую пользу он
приносит стране, как богат и разнообразен животный и растительный мир. Они должны
гордиться, что являются маленькими жителями удивительного края! А главное, дети
должны усвоить, что именно от них зависит процветание северной земли Таймыра!
Культура Таймыра подобна неповторимой природе. Коренные народности округа –
долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки – стараются хранить свой самобытный
национальный облик.
Мы, норильчане, представляем более восьми десятков
национальностей. Украинцы, татары, осетины, армяне, русские… Мы очень разные, но у
нас много и общего. Считаю, что мы, люди, проживающие на Крайнем севере должны
знать не только культуру своего народа, но и познакомиться с образом жизни наших
земляков. Народы севера это наши земляки, их история – это история нашего края. И
нам, живущим на этой земле, надо знать историю Таймыра, культуру коренных народов, их
обычаи и традиции.
И в этой работе я бы хотела показать, как мои ученики осваивают историю Таймыра,
той малой родины, которая для многих из них останется единственной на всю жизнь.
Вместе с учениками мы разрабатываем экологические проекты, участвуем в
конкурсах, разучиваем экологические игры, пишем научные работы, составляем тесты,
олимпиады, викторины для одноклассников и самых маленьких учеников нашей школы.
(Приложение №2)
На протяжении 4 лет обучения учащихся в начальной школе я с детским
объединением
«Юный эколог» веду «Технологическую карту отслеживания
экологического развития учащихся», в которой прослеживаются различные умения детей.
(Приложение№3)
Заинтересованность учащихся в изучении родного края, погружение детского
воображения в богатую, разнообразную природную и общественную среду активизирует
эмоциональночувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и
родному краю, к истории, к людям Земли, к Земле как планете Солнечной системы, к
3 другим планетам, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в
нашем общем доме.
Доказательством тому являются творческие работы моих детей. (Приложение№4)
творческие проекты, которые учащиеся
Индивидуальные и коллективные
оформляют, защищают, подвергают обсуждению и критике, задают волнующие вопросы,
при этом набирают определенное количество баллов. Представленные проекты ребята
оформляют в виде презентации в компьютерном исполнении, фотоальбома, макета,
рисунка, в виде схем и графиков, контурных картах, изготовленных географических
картах.
(Карту «Животный и растительный мир Красноярского края можно
рассмотреть в Приложении № 4)
В нашей школе на протяжении 15 лет работает детское научное объединение
«ЛУЧ». По традиции школы учеников 4х классов посвящают в «НОУшата». Быть членом
школьного научного объединения почетно и почти каждому моему ученику желанно. По
окончанию начальной школы мои учащиеся пишут научные работы по этно и
экопроблематике и с достоинством представляют их на научно – практической
конференции. Тему ребята выбирают по собственному желанию. Исследовательская
работа и богатое содержание курса на протяжении четырех лет дают возможность активно
и творчески оперировать имеющимися знаниями, формируют умения воспринимать
проблему, выдвигать гипотезу, добывать информацию, пользоваться справочниками и
энциклопедиями, делать обобщения и выводы. (Приложение№5)
В воспитании ребенка очень важное значение играет семья. Именно члены семьи
являются наиболее важными людьми для каждого из нас. Именно в семье формируется
характер ребенка, закладываются понятия хорошего, плохого, добра и зла, жизненные цен
ности, нравственные нормы. Воспитание экологического сознания учащихся и, в целом
воспитание, это система формирования социального поведения. Оно возможно лишь в
результате взаимодействия ученика с другими людьми, так как в результате воспитания
ребенок должен присвоить формы поведения, приемлемые для данного общества, должен
научиться соотносить свои поступки с принятыми в окружающей его мире и правильно их
оценивать. На протяжении нескольких лет моими активными помощниками в деле
воспитания являются родители.
С целью ознакомления детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с
окружающей средой и формирования соответствующих правилам зрительных образов —
экознаков, расширения позитивного опыта взаимодействия с природой и социумом,
4 формирования мотивационной сферы экологической деятельности я провожу для своих
учеников множество внеклассных мероприятий и праздников. Для того чтобы исполнилось
задуманное недостаточно желания учителя. Необходимо и рьяное желание ребятишек, и
трепетная помощь родителей. Только в таком тесном сотрудничестве рождается великий
праздник, который идет на пользу всем: и гостям праздника, и непосредственным
участникам. Сколько эмоций! Сколько впечатлений! А главное экологическое воспитание
не в теории, а наглядно! (Приложение№6)
В результате нашей совместной работы прослеживается:
усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с
окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на
практическое применение их;
потребность в общении с представителями животного и растительного мира,
сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;
бережное отношение ко всему окружающему;
проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать
прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Игра как средство воспитания ребенка
Что любит больше всего ребенок? Конечно же, играть! Можно ли с помощью игры
воспитывать ребенка?
А.С. Выготский сказал: «Игра и есть естественное самовоспитание ребенка,
упражнение для будущего». Нельзя не согласиться и со словами А.С.Макаренко: «Игра
имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому
воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие
ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и
психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».
С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это
столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности.
Я постаралась с помощью игровых технологий познакомить своих учеников с традициями
народов севера, что помогло мне разнообразить игровые виды деятельности ребят и
расширить представление о жизни сверстников проживающих в районах Крайнего севера.
5 Мои ученики сравнивали игры народов севера и игры, к которым привыкли они.
Удивлялись! Пришли к выводу, что с самого рождения родители готовили ребенка к
суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его
во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будьто это мальчик – отец мастерил для
него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха,
сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Мальчики в игре учились охотиться и ловить
рыбу, пасти оленей. Так же в игре они познавали повадки диких животных и учились быть
ловкими, смелыми во время охоты. Наиболее любимые северные игры моих учеников:
«Каюр и собака», «Куропатки и охотники», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и
мышки», «Тройной прыжок», «Прыжки через нарты», «Метание топорика», «Закинь тынзей
за сопку», «Ямб уда – метание аркана» и др.
Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом, подражают
взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам.
Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Подражание?
Нет,
нечто значительно большее и ценнейшее, сказал Я.
Корчак.
Именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим
национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию
физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.
Велико значение игр, особенно народных, в воспитании детей. Можно сказать, что
народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она
воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих
предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила
гостеприимства, взаимовыручки. В играх наиболее полно проявляются такие особенности
народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и
завершенность. (Приложение №7)
Экологическое воспитание через устное народное творчество
Бесспорно и то, что использование таких методов в педагогике, как: передача
народной мудрости через сказки, песни, поговорки, наставления, пословицы, меткое
сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать
собственные выводы. Приведу пример некоторых произведений используемых в работе с
учащимися.
ЦЕНА ИГОЛКИ
(Эвенкийская сказка)
6 По тайге кочевал один эвенк с семьей. Имел он жену, ребенка и оленей. Вот они
остановились на берегу большой реки. Оставив семью и оленей, эвенк ушел на рыбалку.
Рыбачил далеко от чума. Когда добыл рыбу, возвратился домой. Заходит в чум,
видит, что жена его плачет, спрашивает:
Почему плачешь?
Жена отвечает:
Чангиты всех оленей угнали. Я с ребенком в тайге спряталась, потому не убили.
Муж говорит:
Ох, как ты меня напугала. Я думал, ты потеряла иголку.
В старинные времена в семье эвенков женщина имела только одну иголку. Если ее
теряли, то нечем было шить одежду, и вся семья погибала. Так дорого у эвенков
стоила тогда иголка.
ОГДО АКСЕНОВА
(долганские стихи)
В ШКОЛУ
Я на оленя сажусь верхом,
Прощаюсь надолго с верным щенком.
Но только его не загонишь домой,—
Наверное, в школу хочет со мной.
Прижалась ко мне меховая щека.
Сушёною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю:
— Ты без меня не скучай, не горюй.
Школа моя далекодалеко,
Туда не добраться по тундре пешком.
Ты здесь оставайся, меня заменяй,
Папе оленей пасти помогай.
Окрепнет на речке декабрьский лёд
И солнце за мёрзлую землю уйдет,
Тогда меня снова у дома встречай.
Мама услышит твой радостный лай,
Печку затопит и мяса наварит,
И чаю заварит.
7 ОБЫЧАЙ
Есть у долган такой обычай —
Делиться первою добычей.
Запомни, мальчик.
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок — для стариков.
Запомни, мальчик.
Поверье древнее гласит —
Удача у того гостит,
Кто от людей её не прячет.
Поверь мне, мальчик.
Есть у долган такой обычай —
Делись — и будешь сам с добычей.
НАСТАВЛЕНИЯ ЭВЕНКИЙСКОГО НАРОДА
Когда ты начнешь стареть, то своему сыну приготовь камусные лыжи, санки
для оленей, маут и ружье. Лыжи и ружье найдут зверя, санки и маут найдут
оленя— и твой сын будет счастливым человеком.
Кости рыб после еды не бросай и не давай по ним топтаться оленям: дух
охоты Хингкэн рассердится, и рыба в твои сети не попадется.
Никогда не жалей для людей пищу и ты в своей жизни ни в чем не будешь
нуждаться. Люди с тобой тоже будут делиться.
В лабазе оставь спички, чай, продукты. Прохожий человек найдет —сытым
будет и обогреется. Если не будет прохожего, то самому пригодится.
Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы — это следы
твоих предков. Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков
потеряешь.
Не позволяй собаке топтать сети, а то рыба не будет ловиться.
Когда впервые добудешь дикого оленя, то отдай этого оленя своему товарищу,
тогда будешь много добывать диких оленей.
Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам.
Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по проторенной
дороге аргиша.
Бывает так, что человек умелец, а нет у него силы воли, но бывает и по
другому: человек сильный, а ничего не умеет. Такие люди несчастливые.
8 Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не
завидует.
Бывают молодые люди старыми — которые не любят жизнь и не любят
работать. Бывают старые люди молодыми — которые работают, поют,
веселятся и любят жизнь. Надо всегда быть молодым.
В озера и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве
привязывают лоскутки материи и хвосты пушных зверей. Это любовь и
уважение к земле. Землю, где живешь, надо любить.
Первую добычу раздели со всеми, и тогда ты будешь удачливым охотником.
Когда добудешь первого горностая, то брось в огонь оленье сало и подержи
этого горностая над дымом. На эти запахи к тебе придут другие горностаи.
Не ругай землю, если упадешь или споткнешься. Земля — наша мать, она нас
всех кормит и поит, она дает нам жизнь.
Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других
людей.
Кочуя зимой по тайге, если пойдешь на новую стоянку, свернув в сторону от
большой дороги, поставь жерди и укажи вершинами направление, где будет
твое стойбище. Замерзший человек по этим жердям найдет твой чум.
Если в твой чум прибудет издалека большой гость, то его оленей распряги,
постель занеси, накорми и положи спать на лучшем месте. За это люди будут
уважать твоих потомков.
С огромным удовольствием ученики рассуждают, дополняют ответы одноклассников
и приходят к выводу, что эти наставления дают не только народы Крайнего севера своим
детям, эти наставления подходят для детей любой национальности.
Таким образом, предоставив вашему вниманию разнообразные виды деятельности в
работе с учащимися, я показала пути реализации экологического образования учащихся
начальных классов в условиях обучения на Крайнем севере.
Заключение
В заключении я хочу сказать, что проблема экологического воспитания и образования
существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. И чем раньше мы
взрослые: учителя, родители начнем развивать экологическую культуру в детях, тем
больше надежды на то , что ребенок вырастет экологически грамотным. Правильное
экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические
проблемы человечества. Важно вовремя начать формировать осознанное правильное
9 отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы.
Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от
создания правильного использования развивающей среды, а также от системной
экологически направленной педагогической работы с детьми.
10
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Актуальность экологического образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.