Необходимое и важное звено в естественно¬научном просвещении -экологическое образование младших школьников. Экологическое образование должно начинаться с раннего детства . В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения — экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Актуальность экологического образования
Автор : Шумакова Ирина леонидовна
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все
более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с
тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения —
экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть послед
ствия вмешательства человека в природу.
Экологическое образование младших школьников — необходимое и важное звено в
естественнонаучном просвещении. От этого зависит дальнейшее отношение человека к
природе. Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети
восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать
нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы
закономерности природных явлении, взаимодействии природы, общества и человека;
экологические проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и
практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности.
Содержание сущности экологического образования позволяет выделить основные
задачи его реализации:
обучение формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности
природных явлении, взаимодействии природы, общества и человека; экологические
проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и практических
умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;
воспитание ценностных ориентации экологического характера, мотивов и потребностей,
привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в
достижении экологических целей; способности научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической
деятельности по охране окружающей среды;
развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических
ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических
проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и
поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; в волевой сфере
формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических
1проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в
практических делах по защите окружающей среды.
Экологическое образование во внеурочной деятельности учащихся.
Экологическое образование не ограничивается уроком. Оно имеет продолжение во
внеклассной и внешкольной работе. И если, в суровых северных климатических условиях
очень трудно показать детям на практике, как необходимо заботиться об окружающем
мире, трудно в короткий дождливый летний или холодный осенний период насладиться
прекрасными видами тундры, то внеклассная работа дает безграничные возможности в
игровой форме заниматься образованием и воспитанием младших школьников в условиях
крайнего севера. Внеклассная работа это и экологические праздники, и экологические
игры, и экологические проекты, викторины, олимпиады.
На протяжении многих лет мои ученики с огромным удовольствием участвуют в
различных экологических мероприятиях. Приятно то, что приобретенные знания они
применяют на практике. Мир живой природы таит в себе большие возможности для
всестороннего развития ребенка. Регулярная последовательная работа с детьми в данном
направлении развивает ум ребенка, индивидуальные способности, умения видеть,
чувствовать, сопереживать, сопоставлять, формирует правильное отношение к живому,
желание участвовать в созидании, позволяет сформировать эстетическое развитие. Знания,
которые приобретают дети, складываются в систему, навыки переходят в положительные
привычки.
Неоднократно убедилась в том, что мои ученики растут нетерпимыми к
человеческой черствости, неравнодушными к окружающему миру и братья нашим
меньшим. У детей развито чувство толерантности. Они заботливые, добродушные, щедрые,
внимательные, и, конечно же, любознательные. Ведь именно активность и любознательность
моих учеников позволяет мне легко и непринужденно творить с детьми, разрабатывать
проекты, проводить исследования, наблюдения и обобщать все это в научных работах. На
протяжении многих лет мои ученики являются победителями и призерами школьных,
региональных и всероссийских конкурсов. (Приложение №1)
Через увлекательное изучение родного края я учу своих детей быть
справедливыми, внимательными, не терпимыми к злу и заботливыми к ближнему.
2Мы живем в Красноярском крае за полярным кругом, в холодном городе «у мира на
окраине». Но для того чтобы мои ученики прочувствовались любовью, теплотой к этому
северному городу я, как человек проживший 25 лет на крайнем севере, считаю своим
долгом привить им эти чувства через индивидуальные занятия, эвристические беседы,
коллективные творческие дела, практические работы, музыкальные и театральные
мероприятия.
Школьники должны знать, как велик и могуч наш Красноярский край, какую пользу он
приносит стране, как богат и разнообразен животный и растительный мир. Они должны
гордиться, что являются маленькими жителями удивительного края! А главное, дети
должны усвоить, что именно от них зависит процветание северной земли Таймыра!
Культура Таймыра подобна неповторимой природе. Коренные народности округа –
долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки – стараются хранить свой самобытный
национальный облик.
Мы, норильчане, представляем более восьми десятков
национальностей. Украинцы, татары, осетины, армяне, русские… Мы очень разные, но у
нас много и общего. Считаю, что мы, люди, проживающие на Крайнем севере должны
знать не только культуру своего народа, но и познакомиться с образом жизни наших
земляков. Народы севера это наши земляки, их история – это история нашего края. И
нам, живущим на этой земле, надо знать историю Таймыра, культуру коренных народов, их
обычаи и традиции.
И в этой работе я бы хотела показать, как мои ученики осваивают историю Таймыра,
той малой родины, которая для многих из них останется единственной на всю жизнь.
Вместе с учениками мы разрабатываем экологические проекты, участвуем в
конкурсах, разучиваем экологические игры, пишем научные работы, составляем тесты,
олимпиады, викторины для одноклассников и самых маленьких учеников нашей школы.
(Приложение №2)
На протяжении 4 лет обучения учащихся в начальной школе я с детским
объединением
«Юный эколог» веду «Технологическую карту отслеживания
экологического развития учащихся», в которой прослеживаются различные умения детей.
(Приложение№3)
Заинтересованность учащихся в изучении родного края, погружение детского
воображения в богатую, разнообразную природную и общественную среду активизирует
эмоциональночувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и
родному краю, к истории, к людям Земли, к Земле как планете Солнечной системы, к
3другим планетам, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в
нашем общем доме.
Доказательством тому являются творческие работы моих детей. (Приложение№4)
творческие проекты, которые учащиеся
Индивидуальные и коллективные
оформляют, защищают, подвергают обсуждению и критике, задают волнующие вопросы,
при этом набирают определенное количество баллов. Представленные проекты ребята
оформляют в виде презентации в компьютерном исполнении, фотоальбома, макета,
рисунка, в виде схем и графиков, контурных картах, изготовленных географических
картах.
(Карту «Животный и растительный мир Красноярского края можно
рассмотреть в Приложении № 4)
В нашей школе на протяжении 15 лет работает детское научное объединение
«ЛУЧ». По традиции школы учеников 4х классов посвящают в «НОУшата». Быть членом
школьного научного объединения почетно и почти каждому моему ученику желанно. По
окончанию начальной школы мои учащиеся пишут научные работы по этно и
экопроблематике и с достоинством представляют их на научно – практической
конференции. Тему ребята выбирают по собственному желанию. Исследовательская
работа и богатое содержание курса на протяжении четырех лет дают возможность активно
и творчески оперировать имеющимися знаниями, формируют умения воспринимать
проблему, выдвигать гипотезу, добывать информацию, пользоваться справочниками и
энциклопедиями, делать обобщения и выводы. (Приложение№5)
В воспитании ребенка очень важное значение играет семья. Именно члены семьи
являются наиболее важными людьми для каждого из нас. Именно в семье формируется
характер ребенка, закладываются понятия хорошего, плохого, добра и зла, жизненные цен
ности, нравственные нормы. Воспитание экологического сознания учащихся и, в целом
воспитание, это система формирования социального поведения. Оно возможно лишь в
результате взаимодействия ученика с другими людьми, так как в результате воспитания
ребенок должен присвоить формы поведения, приемлемые для данного общества, должен
научиться соотносить свои поступки с принятыми в окружающей его мире и правильно их
оценивать. На протяжении нескольких лет моими активными помощниками в деле
воспитания являются родители.
С целью ознакомления детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с
окружающей средой и формирования соответствующих правилам зрительных образов —
экознаков, расширения позитивного опыта взаимодействия с природой и социумом,
4формирования мотивационной сферы экологической деятельности я провожу для своих
учеников множество внеклассных мероприятий и праздников. Для того чтобы исполнилось
задуманное недостаточно желания учителя. Необходимо и рьяное желание ребятишек, и
трепетная помощь родителей. Только в таком тесном сотрудничестве рождается великий
праздник, который идет на пользу всем: и гостям праздника, и непосредственным
участникам. Сколько эмоций! Сколько впечатлений! А главное экологическое воспитание
не в теории, а наглядно! (Приложение№6)
В результате нашей совместной работы прослеживается:
усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с
окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на
практическое применение их;
потребность в общении с представителями животного и растительного мира,
сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;
бережное отношение ко всему окружающему;
проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать
прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Игра как средство воспитания ребенка
Что любит больше всего ребенок? Конечно же, играть! Можно ли с помощью игры
воспитывать ребенка?
А.С. Выготский сказал: «Игра и есть естественное самовоспитание ребенка,
упражнение для будущего». Нельзя не согласиться и со словами А.С.Макаренко: «Игра
имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому
воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие
ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и
психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».
С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это
столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности.
Я постаралась с помощью игровых технологий познакомить своих учеников с традициями
народов севера, что помогло мне разнообразить игровые виды деятельности ребят и
расширить представление о жизни сверстников проживающих в районах Крайнего севера.
5Мои ученики сравнивали игры народов севера и игры, к которым привыкли они.
Удивлялись! Пришли к выводу, что с самого рождения родители готовили ребенка к
суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его
во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будьто это мальчик – отец мастерил для
него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха,
сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Мальчики в игре учились охотиться и ловить
рыбу, пасти оленей. Так же в игре они познавали повадки диких животных и учились быть
ловкими, смелыми во время охоты. Наиболее любимые северные игры моих учеников:
«Каюр и собака», «Куропатки и охотники», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и
мышки», «Тройной прыжок», «Прыжки через нарты», «Метание топорика», «Закинь тынзей
за сопку», «Ямб уда – метание аркана» и др.
Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом, подражают
взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам.
Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Подражание?
Нет,
нечто значительно большее и ценнейшее, сказал Я.
Корчак.
Именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим
национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию
физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.
Велико значение игр, особенно народных, в воспитании детей. Можно сказать, что
народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она
воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих
предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила
гостеприимства, взаимовыручки. В играх наиболее полно проявляются такие особенности
народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и
завершенность. (Приложение №7)
Экологическое воспитание через устное народное творчество
Бесспорно и то, что использование таких методов в педагогике, как: передача
народной мудрости через сказки, песни, поговорки, наставления, пословицы, меткое
сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать
собственные выводы. Приведу пример некоторых произведений используемых в работе с
учащимися.
ЦЕНА ИГОЛКИ
(Эвенкийская сказка)
6По тайге кочевал один эвенк с семьей. Имел он жену, ребенка и оленей. Вот они
остановились на берегу большой реки. Оставив семью и оленей, эвенк ушел на рыбалку.
Рыбачил далеко от чума. Когда добыл рыбу, возвратился домой. Заходит в чум,
видит, что жена его плачет, спрашивает:
Почему плачешь?
Жена отвечает:
Чангиты всех оленей угнали. Я с ребенком в тайге спряталась, потому не убили.
Муж говорит:
Ох, как ты меня напугала. Я думал, ты потеряла иголку.
В старинные времена в семье эвенков женщина имела только одну иголку. Если ее
теряли, то нечем было шить одежду, и вся семья погибала. Так дорого у эвенков
стоила тогда иголка.
ОГДО АКСЕНОВА
(долганские стихи)
В ШКОЛУ
Я на оленя сажусь верхом,
Прощаюсь надолго с верным щенком.
Но только его не загонишь домой,—
Наверное, в школу хочет со мной.
Прижалась ко мне меховая щека.
Сушёною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю:
— Ты без меня не скучай, не горюй.
Школа моя далекодалеко,
Туда не добраться по тундре пешком.
Ты здесь оставайся, меня заменяй,
Папе оленей пасти помогай.
Окрепнет на речке декабрьский лёд
И солнце за мёрзлую землю уйдет,
Тогда меня снова у дома встречай.
Мама услышит твой радостный лай,
Печку затопит и мяса наварит,
И чаю заварит.
7ОБЫЧАЙ
Есть у долган такой обычай —
Делиться первою добычей.
Запомни, мальчик.
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок — для стариков.
Запомни, мальчик.
Поверье древнее гласит —
Удача у того гостит,
Кто от людей её не прячет.
Поверь мне, мальчик.
Есть у долган такой обычай —
Делись — и будешь сам с добычей.
НАСТАВЛЕНИЯ ЭВЕНКИЙСКОГО НАРОДА
Когда ты начнешь стареть, то своему сыну приготовь камусные лыжи, санки
для оленей, маут и ружье. Лыжи и ружье найдут зверя, санки и маут найдут
оленя— и твой сын будет счастливым человеком.
Кости рыб после еды не бросай и не давай по ним топтаться оленям: дух
охоты Хингкэн рассердится, и рыба в твои сети не попадется.
Никогда не жалей для людей пищу и ты в своей жизни ни в чем не будешь
нуждаться. Люди с тобой тоже будут делиться.
В лабазе оставь спички, чай, продукты. Прохожий человек найдет —сытым
будет и обогреется. Если не будет прохожего, то самому пригодится.
Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы — это следы
твоих предков. Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков
потеряешь.
Не позволяй собаке топтать сети, а то рыба не будет ловиться.
Когда впервые добудешь дикого оленя, то отдай этого оленя своему товарищу,
тогда будешь много добывать диких оленей.
Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам.
Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по проторенной
дороге аргиша.
Бывает так, что человек умелец, а нет у него силы воли, но бывает и по
другому: человек сильный, а ничего не умеет. Такие люди несчастливые.
8 Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не
завидует.
Бывают молодые люди старыми — которые не любят жизнь и не любят
работать. Бывают старые люди молодыми — которые работают, поют,
веселятся и любят жизнь. Надо всегда быть молодым.
В озера и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве
привязывают лоскутки материи и хвосты пушных зверей. Это любовь и
уважение к земле. Землю, где живешь, надо любить.
Первую добычу раздели со всеми, и тогда ты будешь удачливым охотником.
Когда добудешь первого горностая, то брось в огонь оленье сало и подержи
этого горностая над дымом. На эти запахи к тебе придут другие горностаи.
Не ругай землю, если упадешь или споткнешься. Земля — наша мать, она нас
всех кормит и поит, она дает нам жизнь.
Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других
людей.
Кочуя зимой по тайге, если пойдешь на новую стоянку, свернув в сторону от
большой дороги, поставь жерди и укажи вершинами направление, где будет
твое стойбище. Замерзший человек по этим жердям найдет твой чум.
Если в твой чум прибудет издалека большой гость, то его оленей распряги,
постель занеси, накорми и положи спать на лучшем месте. За это люди будут
уважать твоих потомков.
С огромным удовольствием ученики рассуждают, дополняют ответы одноклассников
и приходят к выводу, что эти наставления дают не только народы Крайнего севера своим
детям, эти наставления подходят для детей любой национальности.
Таким образом, предоставив вашему вниманию разнообразные виды деятельности в
работе с учащимися, я показала пути реализации экологического образования учащихся
начальных классов в условиях обучения на Крайнем севере.
Заключение
В заключении я хочу сказать, что проблема экологического воспитания и образования
существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. И чем раньше мы
взрослые: учителя, родители начнем развивать экологическую культуру в детях, тем
больше надежды на то , что ребенок вырастет экологически грамотным. Правильное
экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические
проблемы человечества. Важно вовремя начать формировать осознанное правильное
9отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы.
Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от
создания правильного использования развивающей среды, а также от системной
экологически направленной педагогической работы с детьми.
10