Актуальность и практическая значимость осмысленного чтения для повышения уровня читательской грамотности
Оценка 4.8

Актуальность и практическая значимость осмысленного чтения для повышения уровня читательской грамотности

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
чтение +2
Детсад—4 кл
24.03.2017
Актуальность  и практическая значимость  осмысленного чтения  для повышения уровня читательской грамотности
Данная работа знакомит с понятием "осмысленного чтения", этапах обучения осмысленному чтению. Представлены разные виды типовых заданий для повышения уровня читательской грамотности. Автор уделила внимание алгоритму осмысленного чтения: что ребенок должен сделать перед началом чтения и к чему должен прийти в итоге.
осмысленное чтение доклад.docx

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Старооскольский институт развития образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  и практическая значимость

осмысленного чтения

для повышения уровня читательской грамотности

 

 

 

 

 

Подготовила:

Азарова Наталия Вячеславовна,

педагог-библиотекрь

МБОУ «СОШ №5 с УИОП»

 

 

 

г. Старый Оскол

2016 год

Приоритетное направление начального и основного общего образования по федеральным государственным  стандартам второго поколения  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. На сегодняшний день актуальным в образовании стало использование таких методов и приемов обучения, которые формируют у обучающихся навыки самостоятельного поиска информации.  Одним из главных условий для таких методов является осмысленное чтение. Но современное обучение чтению состоит из противоречий: с одной стороны, возросло количество детей с понижением фонематического слуха, с задержкой речевого развития, а с другой стороны – неумение осмысленно читать, не должно задерживать умственное развитие обучающихся.

Таким образом, новая система обучения чтению должна давать возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время давать возможность качественного усвоения материала тому, кто к этому недостаточно готов. То есть по мере развития мозговой активности, каждый ученик будет способен включаться в процесс обучения, не отставая и без больших нагрузок.

Поэтому осмысленное чтение должно помогать детям, отстающим в речевом развитии, и в то же время не затормаживать процесс обучения у других учащихся. Современные методы и приемы осмысленного чтения опираются на природный потенциал обучающихся, меньше даются знания в готовом виде, а в большей степени создаются ситуации для наблюдения, погружения в материал, что приводит к самостоятельным открытиям. Тогда как раньше обучение было последовательным и линейным.

Так что же такое осмысленное чтение? В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». В современном мире эта фраза нашла наиболее благоприятную почву. При осмысленном чтении ученик имеет возможность самостоятельно читать текст, самостоятельно (письменно) отвечать на вопросы, самостоятельно оценивать свои ответы и проводить самоанализ чтения. Практическое использование этого чтения показало возможность развития у детей таких важных умений, как самооценка и самоанализ.

Если исходить из этого представления об осмысленном чтении, то можно выделить четыре основных этапа обучения осмысленному чтению.

1 этап – включает в себя знакомство и изучение алфавита, звуко-буквенного произношения с литературоведческими нормами. Этот этап реализуется в начальной школе с помощью различных игр и большого количества наглядного материала: таблицы, карточки-подсказки и т.д.

2 этап – заключается в словесном чтении. Также реализуется в начальной школе. Здесь формируются первичные навыки чтения. На этом этапе основной вид деятельности – игровой с использованием всевозможного рода мллюстрированного материала, карточки с короткими заданиями, чтение по столбикам или в разброс и т.д.

3 этап – представляет собой фразовое чтение с пониманием. Учащиеся самостоятельно уже должны составлять небольшие тексты, проводить анализ произведений, отвечать на такие вопросы: для чего? Почему? Озвучивать основную мысль автора. Реализуется в начальной школе. Основные методы обучения: беседы, обсуждения, путешествия по страницам книг и т.д.

4 этап – основной этап, на котором обучающиеся непосредственно работают с литературоведческим и лингвистическим анализом текстов. Основной вид деятельности –системно-деятельный подход. Реализуется со средней школы и на протяжении всей жизни. На этом этапе чтение делается более осмысленным, для получения большего количества информации, которую затем можно преобразовать в свой жизненный опыт и при этом затрачивать меньше времени и ресурсов.

В чем же заключается осмысленное чтение?

1. Первоначально надо поставить конкретную цель: для чего я взял в руки ту или иную книгу? Потому что цели могут быть совершенно разными, и не обязательно она будет одна. К примеру: получить удовольствие от прочтения книги, насладившись стилем изложения автора, отдохнуть перед сном, узнать, как делать суши и так далее.

2. Кратко ознакомиться с содержанием и сформулировать круг вопросов, на которые хотим получить ответы по завершению чтения.

3. Непосредственно чтение. Если при чтении возникают какие-то вопросы, то желательно зафиксировать их. По окончанию сверить с списком вопросом и проанализировать нашлись ли на них ответы.

Большая роль в становлении и развитии речи принадлежит чтению. К сожалению, в современной семье «культа» книги уже нет, её заменяет Internet, но чтение, принятое в семье все-таки играет особую роль и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно и говорить о прочитанном. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: техника чтения и понимание прочитанного. Одни дети улавливают содержание неточно, другие называют лишь отдельные слова.   В чем же причина? А причин существует много — это расстройства технической стороны процесса чтения, нарушения звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; бедность словарного запаса; нарушения лексико-грамматического развития речи; нарушения пространственных представлений. Но и конечно недостаточность таких психических функций, как внимание и память. Так же к перечисленным причинам добавляется и отрицательное отношение ребёнка к процессу чтения, вызванное неудачным опытом. Нужно использовать дифференцированный подход — нужный навык отрабатывается столько, сколько требуется конкретному ребёнку. Работа направлена на формирование интереса к процессу чтения, преодоления негативного отношения. Читающим ученикам предлагаются занимательные, необычные упражнения в игровой и творческой форме. Техника чтения зависит от объёма слуховых и зрительных восприятий.

Например предлагается такая игра: 18 карточек с 6 предложениями в каждой, но каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Ученик читает по очереди каждое предложение. Тексты зрительных диктантов записываются в тетрадях.

№ 1. 1. Тает снег.

         2. Идёт дождь.

         3. Небо хмурое.

4. Коля заболел.

5. Запели птицы.

6. Поле опустело.

№2. 1. Трещат морозы.

        2. Я ищу землянику.

        3. В лесу росла ель.

        4. Наступила осень.

        5. Дни стали короче.

        6. В лесу много берёз.

Обучающиеся должны проанализировать предложения, найти сходства и различия в звуко-буквенном составе, в членах предложений и т.д. Задания могут быть самыми разнообразными, но все направлены на осмысление представленного материала.

Также можно предложить задания на развитие внимания к значению слова; развитие воображения во время чтения.

Развитие внимания к значению слова.

1.      Найти непонятные слова, проверить их значение.

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)

Ответы: Бор – хвойный лес. Воевода – в древней Руси: начальник войска. Дозор – обход для осмотра порядка. Владение – территория, находящаяся под чьей-нибудь властью.

2.      Придумать словосочетания со словами, записать.

Нарисует, подрисует, перерисует, пририсует. Разложил, переложил, приложил, отложил, подложил, предложил.

Развитие воображения во время чтения.

Этот раздел наиболее интересен детям, так как связан с творчеством. Но для начала, конечно, необходимо правильно прочитать предложенный текст и понять его содержание. А затем предлагается зарисовать то, что представили.

Работа над осмысленным чтением может быть представлена также такими упражнениями:

 1. Расставить предложения по порядку

 2. Выбрать подходящий заголовок из нескольких данных заголовков.

 3. Прочитать, ответить на вопросы, проверить себя.

 4. Работа над пониманием прочитанных слов, предложений (чтение загадок с недостающими словами).

 5. Закончить предложение.

 6. Дать полный развернутый ответ на вопрос (Лев – это животное…) и т. д.

Эти упражнения развивают способность быстро выделять смысл прочитанного, формируют способности, являющиеся составными частями навыка чтения. Их выполнение превращает процесс чтения в необычное, интересное занятие, благодаря чему у детей формируется положительное отношение к самостоятельному осмысленному чтению. А такое чтение занимает центральное место среди других видов речевой деятельности и является одним из условий успешного обучения в средней и старшей школе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.    Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013.

2.    Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

3.    Журналы «Школьная библиотека» за 2000-2010гг.

4.    Журналы «Библиотека». Издательская группа «Основа» за 2013-2014 гг.

5.    Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения (основная школа). Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 462 с.

6.    Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №3. – с.100-109.

 

 


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Старооскольский институт развития образования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Старооскольский институт развития образования»

Приоритетное направление начального и основного общего образования по федеральным государственным стандартам второго поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями,…

Приоритетное направление начального и основного общего образования по федеральным государственным стандартам второго поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями,…

Реализуется в начальной школе

Реализуется в начальной школе

В лесу росла ель. 4

В лесу росла ель. 4

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017