Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство . Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании . Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном
образовании
Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному
изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир
(С.В. Панюкова).
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение
технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют
использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания,
интеграции в мировое пространство . Совокупность традиционных и информационных направлений
внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной
концепции применения ИТ в образовании . Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ
для личностноориентированного развития всех участников педагогического процесса:
воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного
воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при
условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса
(А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт).
Научнотехнический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации
образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые
благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские
образовательные учреждения .
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является
одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и
самообразования педагогических работников.
Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри
педагогического сообщества. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными : часть из
них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом; другая
хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования ; а
некоторые вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам,
основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная
почта, телеконференции.
Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных
технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса
разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий [6]. Информационные
технологии открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании
диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением
технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих
использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания,
интеграции в мировое пространство.
Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании не только
целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами
«Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонне развитой личности.Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически
важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества . Они
создают широкие возможности, но пока у педагогов сохраняется низкий уровень знаний о
возможностях использования ИТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе
информационнокоммуникативных технологий. Очевидно, что педагог, который ведет
просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в
Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках
традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить поток информации по содержанию
образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на
электронных носителях и в сети Интернет
Организованное экспериментальное исследование по оценке материальнотехнических средств в ДОУ
выявило достаточное количество.
Информационнотехнических средств для проведения интересного и науконасыщенного ОП в ДОУ.
Однако, низкая ИТкомпетентность педагогов приводит к недостаточной организации учебно
воспитательного процесса с их использованием, они используются педагогами не в полной мере и
бесплановое [5]. Однако нельзя не отметить широкое применение педагогами сети Интернет по
формированию связей внутри педагогического сообщества, организации переписки со своими
коллегами с целью обмена опытом, участию в открытых обсуждениях новейших тенденций в области
образования, организации работы по оригинальным исследовательским проектам и активное
применение методического материала, найденного в Интернет, в своей работе.
Проведенное нами исследование педагогов показало, что существует ряд трудностей: отсутствие
необходимых навыков работы на компьютере; отсутствие навыков работы в сети Интернет; недоверие
к информации расположенной в сети; нехватка качественной и структурированной информации о
возможности использования сети Интернет в профессиональных целях.
Исходя из вышесказанного, наша работа может быть полезной как для педагогов ДОУ, так и для
администрации, заинтересованной в профессиональном росте педагогического состава.
Перспективность данной работы заключается апробации методических рекомендаций и последующей
оценке их эффективности.
Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей
человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в
основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в
современном обществе.
Список литературы:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. М., 1994.
2. Интернет в профессиональной деятельности. Научнометодический сборник [Текст] / Под
редакцией Д.Т. Рудаковой. М.: ИОСО РАО, 2003. 160 с.
3. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. [Текст] Часть 3. Дистанционное
обучение: Учеб. пособие. / И.А. Морев. Владивосток: Издво Дальневосточного университета,
2004. 150 с.
4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. [Текст] / Под ред.
И.М. Маркова. М.: Наука, 1999. 191 с.5. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и
коммуникационные технологии в образовании [Текст]: Учебнометодическое пособие для
педагогических вузов. / Под редакцией И.В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2006. 374 с.
6. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и
информационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: Монография. / С.Р.
Удалов. Омск: Издво ОмГПУ, 2005. 211 с.
7. Урсова О.В. Интернет как двигатель профессионального.
8. Христочевский С.А. Информатизация образования. [Текст] / С.А. Христочевский //
Информатика и образование. 1994, № 1. С. 1319