Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство . Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании . Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса
Иконка файла материала Актуальность использования информационны.doc
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном  образовании  Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному  изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир  (С.В. Панюкова). Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение  технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют  использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания,  интеграции в мировое пространство . Совокупность традиционных и информационных направлений  внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной  концепции применения ИТ в образовании . Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ   для личностно­ориентированного развития всех участников педагогического процесса:  воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного  воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при  условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса  (А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт). Научно­технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации  образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые  благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские  образовательные учреждения . Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и  самообразования педагогических работников. Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри  педагогического сообщества. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными : часть из  них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом; другая  хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования ; а  некоторые вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам,  основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная  почта, телеконференции. Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса  разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий [6]. Информационные  технологии открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы.  Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании  диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением  технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих  использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания,  интеграции в мировое пространство.  Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании не только  целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами  «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонне развитой личности.Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически  важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества . Они  создают широкие возможности, но пока у педагогов сохраняется низкий уровень знаний о  возможностях использования ИТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе  информационно­коммуникативных технологий. Очевидно, что педагог, который ведет  просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в  Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках  традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить поток информации по содержанию  образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на  электронных носителях и в сети Интернет  Организованное экспериментальное исследование по оценке материально­технических средств в ДОУ выявило достаточное количество. Информационно­технических средств для проведения интересного и науко­насыщенного ОП в ДОУ.  Однако, низкая ИТ­компетентность педагогов приводит к недостаточной организации учебно­ воспитательного процесса с их использованием, они используются педагогами не в полной мере и  бесплановое [5]. Однако нельзя не отметить широкое применение педагогами сети Интернет по  формированию связей внутри педагогического сообщества, организации переписки со своими  коллегами с целью обмена опытом, участию в открытых обсуждениях новейших тенденций в области  образования, организации работы по оригинальным исследовательским проектам и активное  применение методического материала, найденного в Интернет, в своей работе. Проведенное нами исследование педагогов показало, что существует ряд трудностей: отсутствие  необходимых навыков работы на компьютере; отсутствие навыков работы в сети Интернет; недоверие к информации расположенной в сети; нехватка качественной и структурированной информации о  возможности использования сети Интернет в профессиональных целях. Исходя из вышесказанного, наша работа может быть полезной как для педагогов ДОУ, так и для  администрации, заинтересованной в профессиональном росте педагогического состава.  Перспективность данной работы заключается апробации методических рекомендаций и последующей  оценке их эффективности. Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей  человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в  основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в  современном обществе. Список литературы: 1. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. ­ М., 1994. 2. Интернет в профессиональной деятельности. Научно­методический сборник [Текст] / Под  редакцией Д.Т. Рудаковой. ­ М.: ИОСО РАО, 2003. 160 с. 3. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. [Текст] Часть 3. Дистанционное  обучение: Учеб. пособие. / И.А. Морев. ­ Владивосток: Изд­во Дальневосточного университета, 2004. 150 с. 4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. [Текст] / Под ред. И.М. Маркова. ­ М.: Наука, 1999. 191 с.5. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и  коммуникационные технологии в образовании [Текст]: Учебно­методическое пособие для  педагогических вузов. / Под редакцией И.В. Роберт. ­ М.: ИИО РАО, 2006. 374 с. 6. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и  информационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: Монография. / С.Р.  Удалов. ­ Омск: Изд­во ОмГПУ, 2005. 211 с. 7. Урсова О.В. Интернет как двигатель профессионального. 8. Христочевский С.А. Информатизация образования. [Текст] / С.А. Христочевский //  Информатика и образование. ­ 1994, № 1. С. 13­19