Актуальность программы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одна из приоритетных задач, поставленная перед педагогами нашей страны – это не только достижение высокого общеобразовательного уровня, но и формирование здорового, физически развитого, репродуктивного человека. Решают эту задачу специалисты по физической культуре и спорту. Полноценное физическое развитие ребенка – это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности. Данная программа представляет собой описание различных форм работы педагога дополнительного образования по коррекции крупной моторики в воде у детей с различными психофизическими нарушениямиОдна из приоритетных задач, поставленная перед педагогами нашей страны – это не только достижение высокого общеобразовательного уровня, но и формирование здорового, физически развитого, репродуктивного человека. Решают эту задачу специалисты по физической культуре и спорту. Полноценное физическое развитие ребенка – это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности. Данная программа представляет собой описание различных форм работы педагога дополнительного образования по коррекции крупной моторики в воде у детей с различными психофизическими нарушениями
Иконка файла материала programma_basseyn_duka_o.i._vzaimodeystvie.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                Одна из приоритетных задач, поставленная перед педагогами нашей страны – это не только достижение высокого общеобразовательного уровня, но и формирование здорового, физически   развитого,   репродуктивного   человека.   Решают   эту   задачу   специалисты     по физической культуре и спорту.                   Полноценное   физическое   развитие   ребенка   –   это   прежде   всего   своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно­волевых черт личности.             Данная   программа   представляет   собой   описание   различных   форм   работы   педагога дополнительного образования по коррекции крупной моторики в воде  у детей с различными психофизическими нарушениями.        Необходимость разработки данной программы возникла в связи с работой с детьми с ОВЗ по   коррекции   физического   развития   с   помощью  водной   среды   и  воспитания   основ  ЗОЖ. Существующие программы по данному направлению работы не адаптированы для детей с различными психофизическими нарушениями.  Актуальность программы 1Движение  –  жизнь. Регулярная   и дозируемая   физическая  тренировка  стимулирует функциональную     деятельность   всех   основных   систем   организма,   способствуя функциональной адаптации детей к возрастающим физическим и психическим нагрузкам с повышением   резервов   их   жизнеспособности   и   работоспособности.   Существует   связь скелетной мускулатуры   человека со всеми внутренними органами, осуществляемая  через центральную   нервную   систему.   От   нервных   окончаний,   заложенных   в   мышцах,   связках, сухожилиях,   в   мозг,   а   оттуда   во   внутренние   органы   поступают   импульсы   определенной частоты. Если мышечная система хорошо развита, тонус мышц на должном уровне и человек достаточно двигается, то с проприорецепторов передаются на внутренние органы импульсы оптимальной   частоты.   Это   обуславливает   нормальную   деятельность   мозга   и   внутренних органов.   Если   же   мышцы   слабо   развиты   и     уровень   двигательной   активности   низок,   то передаются импульсы более низкой частоты. Из­за этого ухудшается деятельность мозга и внутренних   органов.   Поэтому     на   сегодня   нет   более   эффективного   средства   улучшения работы   различных   систем   организма,   чем   мышечная   деятельность.   Известный   врач   Тиссо писал: ,,Движения составляют главный источник здоровья, бездействие есть могила здоровья. Движения   могут   заменить   лекарства,   между   тем   как   лекарства,   вместе   взятые   не   могут заменить движения’’.              При низкой двигательной активности отмечается снижение энергетических запасов нервных   клеток.   Недаром   у   людей   сильных   физически   при   прочих   равных   условиях зафиксирована    и более высокая умственная работоспособность, чем у слабых физически нетренированных   лиц.     У   последних   также   отмечается   повышенная   раздражительность, неустойчивость в стрессовых ситуациях.             Как  видно,  для  поддержания  нормального  состояния   здоровья  детей  и  подростков необходим   определенный   уровень   двигательной   активности.   Наиболее   благоприятный   для человека   способ   его   оптимизации   –   регулярное   выполнение   физических   упражнений, особенно в водной среде бассейна.         Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой   неотделимо   от   познания   мира,   овладения   речью,   трудовыми   навыками,   поэтому важное   значение   для   социализации   и   интеграция   личности   данной   категории   детей   имеет активное формирование двигательных умений и навыков.         Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только   накладывающие   отрицательный   отпечаток   на   их   физическое,   но   и   психическое здоровье.        Коррекция двигательных нарушений через обучение плаванию является обязательным и важным   направлением   оздоровительно­коррекционной   работы   в   специальных (коррекционных)   учреждениях,   поскольку   процесс   физического   воспитания   оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере ­ на становление его познавательной деятельности.  Методологические основы программы          В специальной литературе изложены основные теоретические положения, на которых строится   оздоровительно­коррекционная   работа   с   детьми,   имеющими   проблемы   развития, имеется большое количество исследований по развитию у них познавательных возможностей, речи,   памяти,   практической   деятельности,   а   также   отдельных   аспектов   физического воспитания.               Программа опирается на концепцию развития адаптационных реакций под влиянием дозированной физической тренировки (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин) 2Важным   в   программе   считается   необходимость   не   только   количественной,   но   и качественной   оценки   состояния   здоровья   детей.  (Н.М.  Амосов)  В  программе  «Коррекция крупной   моторики»   (Бассейн)     учитываются   следующие   основные   механизмы   лечебного воздействия:   тонизирующие,   трофические,   формирующие   компенсации,   нормализующие функции. (В.К. Добровольский)          Обучение плаванию, как вид физической культуры предназначено для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта   и   др.).   Кроме   того,   в   число   ведущих   потребностей   этого   комплекса   входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за   пределы   замкнутого   пространства   своей   квартиры,   в   более   обобщенном   выражении социализации и социальной интеграции.         Главной целью обучения плаванию является максимально возможная самореализация и коррекция   детей   с   отклонениями   в   состоянии   здоровья   в   социально   приемлемом   и одобряемом   виде   деятельности,   повышение   их   реабилитационного   потенциала   и   уровня развития двигательных качеств,  и как следствие, ­ социализация и последующая социальная интеграция данной категории детей.            Обучение   плаванию   ­   система   средств   физической   культуры,   применяемых   для профилактики   и   лечения   различных   заболеваний   и   их   последствий.   Занятия   в   бассейне направлены   на   выведение   организма   детей   из   патологического   состояния,   повышение   его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов. Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного  тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.         Положительными последствиями занятий в бассейне являются: 1) глубокая биологичность ­ движения свойственны всему живому;  2) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);  3) возможность длительного применения;  4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;  5) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;  6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.                Несмотря на индивидуализацию занятий по обучению плаванию детей с нарушениями в развитии, существуют общие правила и принципы, которых необходимо придерживаться во время занятий:  1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).  2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.  3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.  4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.  5. Перед занятием помещение бассейна  надо хорошо проветривать.  6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).  7.При появлении признаков утомления детей в бассейне, занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки. 38.   Регулярно   проводить   врачебно­педагогический   контроль   за   детьми   на   занятиях   по обучению плаванию.             При планировании и проведении занятий в бассейне должны быть учтены особенности организма   учащихся   и   воспитанников,   их   пониженные   функциональные   возможности, замедленность   адаптации   к   физическим   нагрузкам.   В   зависимости   от   вида   и   глубины зрительной   патологии,   деформаций   опорно­двигательного   аппарата,   функциональных возможностей   предполагается   применение   физических   упражнений   в   разной последовательности и дозировке.            Систематические,   разнообразные   занятия   по   обучению   плаванию   в   процессе   всей коррекционно­воспитательной   работы,   планомерное   повышение   нагрузок   при   текущем медико­педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности детей, улучшение состояния здоровья.  Направленность программы       Занятия  в бассейне направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка   в   сложной   двигательной   деятельности,   развитие   двигательной   моторики, концентрация   внимания,   распределение   внимания,   объем   поля   зрения,   оперативность мышления, моторная выносливость).      Программа по обучению плаванию позволяет рационально строить коррекционный процесс, получать   положительные   сдвиги   в   развитии   организма   ребенка   и   формировать   и корректировать   в   соответствии   с   возрастными   особенностями   правильное   выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств) в воздушной и водной среде.                                                             Цели и задачи программы             Цель программы: укрепление здоровья детей, совершенствование их физического  развития, формирование основных двигательных качеств,  социализация и интеграция детей с  проблемами в состоянии здоровья и развитии средствами обучения плаванию.  Программа   позволяет   оказывать   комплексную   физкультурно­спортивную,   психолого­ педагогическую   и   социальную   поддержку   детям­инвалидам   и   детям   с   ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграции в общество, раскрытия и реализации человеческого   потенциала;   развить   физические,   интеллектуальные   и   нравственные способности;   достичь   уровень   успехов   детей   сообразно   способностям   и   возможностям   в формирование здорового образа жизни. Задачи программы  коррекционно­оздоровительные:  позитивные   изменения   в   психофизическом   и • двигательном состоянии детей с проблемами в состоянии здоровья и развития, закаливание. Изменения   должны   корректировать   основной   дефект   ­   компенсацией   за   счет   сохранных функций   и   структур   ЦНС;  приобретение   занимающимися   разносторонней   физической подготовленности:   развитие   аэробной   выносливости,   быстроты,   скорости,   силовых   и координационных возможностей; •  образовательные: ­  привлечение максимально возможного числа детей с ограниченными возможностями   к   спортивно­оздоровительным   занятиям,   занятиям   оздоровительным 4плаванием,   формирование   у   них   устойчивого   интереса,   мотивации   к   систематическим занятиям физическими упражнениями и к здоровому образу жизни; расширить двигательный опыт (навык) детей с проблемами в состоянии здоровья и развития,  посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах  двигательной активности ( в бассейне), изучение техники плавания, овладение жизненно  необходимым навыком плавания; обучение основам техники всех способов плавания и  широкому кругу двигательных навыков; •  воспитательные: приобщить детей с проблемами в состоянии здоровья и развития к  здоровому образу жизни, воспитать у них основы  физической культуры, решить проблему  социально­бытовой ориентации. Формирование морально­волевых качеств личности;  формирование   системы   элементарных   знаний  о   здоровом   образе • жизни; обучение комплексам оздоровительных упражнений; развитие плавательных умений. обучение основам техники плавания и широкому кругу двигательных навыков; •  коррекционные: коррекция общей моторики детей с использованием  возможностей водной среды (плавание в бассейне), развитие двигательных способностей и физических качеств  (выносливость, координация, сила, быстрота, др. ) у детей с нарушениями в развитии. • профилактические: профилактика заболеваний дыхательных путей, формирование  навыков рационального дыхания, профилактика нарушений осанки и других нарушений  опорно­двигательного аппарата;  обучающие:                                     Адрестность программы      Программа рассчитана на работу с детьми от 6 до 12 лет с нормативными показателями  развития, с нарушениями развития, а также с детьми с ОВЗ.       Показания для работы по программе:  1. Дети с нарушениями осанки и плоскостопием. 2. Соматически ослабленные дети. 3. Дети с нарушениями крупной моторики (с несформированными двигательными  навыками, нарушениями координации и пр.) 4. Дети с различными психомоторными нарушениями (гиперактивные, заторможенные,  возбудимые, эмоционально­неустойчивые, тревожные, с трудностями эмоционально­ волевой регуляции). 5. Дети с признаками педагогической запущенности и оказавшиеся в сложной жизненной  ситуации.                                          Продолжительность программы          Программа рассчитана на 72 часа за  учебный год, групповые занятия, в бассейне длятся 45мин (один академический час). Занятия проводятся 2 раза в неделю вне зависимости от возраста детей. Цикл занятий – один учебный год. Наполняемость групп зависит от формы и тяжести нарушений в развитии ребёнка.             Требование к результату освоения программы               Требования   к   результату   освоения   программы   предъявляются   в   соответствии   с индивидуальными возможностями и особенностями ребёнка.  Даже небольшие достижения в коррекционном   процессе   (научился   опускать   голову   в   воду   и   делать   выдох,   научился тянуться   на   воде   и   т.п.)   для   детей   с   ОВЗ   являются   бесспорным   позитивным   сдвигом   и оцениваются положительно. Но, несмотря на препятствия, которыми являются особенности в 5развитии детей с ОВЗ, педагог старается достичь наилучшего результата (обучить плаванию, улучшить крупную моторику, социализировать ребёнка).  Оценка качества усвоения программы            Оценка качества заключается в анализе результатов двигательных умений и навыков педагогом вместе с детьми во время обучения. Количественный   анализ  –   посещаемость,   фиксация   занятий   в   рабочем   журнале, отслеживание результата, статистические данные. Качественный   анализ  –   диагностика   формирования   навыков,   анализ   успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ исходного и актуального состояния ребенка.                         Педагог постоянно осуществляет наблюдение за освоением детьми программного материала и проводит   тестирование плавательной подготовленности и совершенствования физических качеств. УЧЕБНЫЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ  ПО КОРРЕКЦИИ КРУПНОЙ МОТОРИКИ  У ДЕТЕЙ 6­12 ЛЕТ В ВОДНОЙ СРЕДЕ (БАССЕЙН) В том числе Форма контроля № 1 Наименование блоков Знакомство Всего часов 3 ч теоретических практических 1,1ч 1,9ч педагогическое  наблюдение,  тестирование,  проверка  плавательной  подготовленности педагогическое  наблюдение Проверка  плавательной  подготовленности, тестирование  основных  физических  качеств, моторных навыков. 2 Основная часть 3 Подведение итогов 65 ч 4ч 13ч 1 ч 52ч 3 ч Итого 72 ч 8 ч 35 ч УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  К ПРОГРАММЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ  ПО КОРРЕКЦИИ КРУПНОЙ МОТОРИКИ  У ДЕТЕЙ 6­12 ЛЕТ В ВОДНОЙ СРЕДЕ (БАССЕЙН) № 1 Наименование блоков Знакомство Всего часов 3 ч В том числе Форма контроля Теоретических практических 1,1ч 1,9ч  педагогическое  наблюдение  61.1. Техника безопасности в  1.2. бассейне. Знакомство с водной  средой. 1.3. Проверка плавательной  подготовленности 1 ч  1ч 1 ч 2 Основная часть 65 ч 2.1. Общеразвивающие и  специальные упражнения в воде 2.2. Формирование  правильного дыхания в  воде. 2.3. Обучение движениям  руками при плавании (все  способы) 2.4. Обучение движениям  ногами (все способы) 2.5. Обучение плаванию  облегченными способами. 2.6. Обучение плаванию  кролем на груди. 2.7. Обучение плаванию  кролем на спине. 2.8. Обучение плаванию  брасом. 2.9. 3 Работа над  согласованностью  движений при плавании  всеми способами Подведение итогов 5ч 5ч 5ч 5ч 5 ч 10ч 10ч 10ч 10ч 4 ч 1,5 ч 3.1. Итоговое тестирование  2 ч 0,5ч плавательной  подготовленности. 3.2. Соревнования и эстафеты  на воде. 3.3. Игры на воде.  1 ч 1ч 0,5ч 0.5ч 0,5ч 0,3ч 0,3 ч 13ч 1ч  1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 2ч 2ч 2ч  0,5ч 0,7ч 0,7 ч 52ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 8ч 8ч 8ч 8ч 2,5ч  1,5ч  1,5ч 0,5ч педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение тестирование  основных  физических  качеств,  моторных  навыков педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое  наблюдение,  тестирование  физических  качеств и  моторных  навыков педагогическое  наблюдение педагогическое  наблюдение 7Итого 72ч 15,6 ч 56,4 ч педагогическое  наблюдение                                             Содержание программы Вода ­ уникальный тренажёр, в сравнении с ветром её сопротивляемость в 10­15 раз больше.   Мышцы   работают   с   максимальной   нагрузкой,   тело   находиться   в   горизонтальном положении, напоминающее невесомость, разгружая кости и суставы. Человек не чувствует собственного   веса,   происходит   разгрузка   позвоночника,   снижается   асимметричная   работа межпозвоночных   мышц,   что   способствует   выполнению   движений,   которые   уменьшают давление   на   зоны   роста   тел   позвонков.   Цель   каждого   занятия   ­   разумно   разгрузить позвоночник, стабилизировать сколиозный процесс, нарастить и укрепить мышцы спины, рук, живота, сформировать "мышечный корсет", который не позволил бы заболеваниям опорно­ двигательного аппарата прогрессировать.                                                                            Каждое   движение   преодолевает   сопротивление   воды,   а   это   стимулирует   крово   ­   и лимфоток, укрепляет мышцы позвоночника и всего скелета, улучшается лёгочная вентиляция. Одновременно   сознание   фиксирует   не   болевые   ощущения,   а   тонизирующую   систему организма (заряд энергии). Хотя плавание является универсальным способом разностороннего влияния   на   организм   человека,   определенные   ограничения   есть   и   тут.   Тренер   не   должен требовать   от   занимающихся   достижения   "олимпийских"   спортивных   высот,   здесь   есть элементы игры, но не соревнования. Строго подобранная нагрузка дозируется индивидуально в   зависимости   от   возраста,   формы   и   степени   тренированности   мышечной   системы, выносливости, состояния здоровья занимающихся.. Занятия в воде не похожи на развлечения в аквапарке, дети и по настоящему работают и за 40­минут успевают выполнить определенный объем нагрузки и проплыть до 300 метров.         Энергозатраты при выполнении физических упражнений в воде превышают более,  чем в 2 раза, энергозатраты при выполнении таких же упражнений   на   воздухе.   Поэтому   плавание   является   предпочтительным   средством оздоровления  людей с избыточной массой тела.                   Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, в несколько раз больше расходуется энергия. Все это в комплексе способствует достижению оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем мышечной и жировой тканей. Вода оказывает   стимулирующее,   укрепляющее   воздействие   на   центральную   нервную   систему, стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки.               Взвешенное   состояние   тела   в   воде разгружает опорно­двигательный  аппарат от статической   нагрузки   и   способствует   правильному   процессу   физического   формирования человека.   Создаются   условия   для   коррекции   нарушений   осанки,   восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травмы или болезни и для предупреждения их последствий.   Горизонтальное   положение   тела   при   выполнении   плавательных   движений, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное тело содействуют притоку крови к сердцу, что в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно­сосудистой системы. Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Таким   образом,   широкий   диапазон   воздействия   плавания   делает   его   эффективным средством разностороннего физического развития и совершенствования организма человека, а 8процессов,   также   средством   оздоровления   детей   с   ограниченными   возможностями   и   даже   лечения.             Симметричные   движения   в   горизонтальном   положении   являются   прекрасными корригирующими упражнениями, устраняющими различные нарушения осанки ­ сутулости, искривления позвоночного столба в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), тугоподвижность суставов (контрактуры). Наибольший эффект при дефектах осанки даёт плавание брассом, несколько  меньше  ­  кролем  на груди  и  на  спине.  Работа  ног  тренирует  мышцы  и  связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы.              Упражнения с различными плавательными средствами уменьшают нагрузку на позвоночный столб.        Основная мотивация занятий плаванием с оздоровительной направленностью ­ развитие жизненно   необходимого   навыка   самостоятельного   передвижения   в   воде   в   нужном направлении;   овладение   элементами   плавания;   укрепление   здоровья   и   физического развития. Известно,   что   пребывание   человека   в   водной   среде   вызывает   изменение терморегуляторных организма.     В   плавании   практически   нет   статических   нагрузок,   поэтому   оно   в   первую   очередь рекомендуется   тем,   чья   работа   связана   с   постоянной   позой:   сидением,   стоянием   и   т.   д. Плавание   предотвращает   венозный   застой,   облегчая   возврат   венозной   крови   в   сердце, поскольку   горизонтальное   положение   пловца   и   отсутствие   сил   гравитации   значительно способствуют   этому.   Вот   почему   плавание   является   лечебным   фактором   для   больных   с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.        Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика: увеличивается   экскурсия   диафрагмы   за   счет   большей   глубины   и   частоты   дыхания. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течение 3–5 минут при температуре 24–25°С увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ — на 50–75 %. Следовательно, плавание   является   незаменимым   видом   физической   активности   для   лиц,   страдающих избыточной полнотой. Уменьшение веса тела человека в воде, согласно закону Архимеда, позволяет   с   меньшими   усилиями   выполнять   движения,   что   облегчает   достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно­ двигательный   аппарат   людей,   страдающих   ожирением,   предотвращая   травмы   мышц   и суставов. Плавание является наименее травматичным видом физических упражнений. способствует закаливанию   Эффект   «гидроневесомости»,   возникающий   в   воде,   освобождает   хрящевые межпозвоночные   диски   от   постоянного   сдавливания   их   позвонками.   В   раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это   оказывает   оздоравливающее   действие   при   распространенных   сейчас   остеохондрозах, позволяет   исправлять   дефекты   осанки,   искривление   позвоночника.   В   детском   возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.                                 Считают, что для лечения и профилактики начальных стадий нейроциркуляторной дистонии, гипотонической болезни и атеросклероза нет более эффективного средства, чем купание   в   прохладной   (17–20°С)   воде.   При   этом   активно   стимулируется   эндокринная система,   тонизируются   нервные   центры.   Не   менее   важно   также   благотворное   действие гидродинамического   массажа   тела   и   кровеносных   сосудов,   которое   происходит   при плавании.       Всем известная игра «нырялки» на начальном этапе представляет некоторую сложность. Чтобы выработать у ребенка правильный навык, надо четко поставить ему задание: вдохнуть, задержать воздух, погрузиться, вынырнуть. Игры в бассейне 9Усложнить   поиск   поможет   игра   «найди   клад».   В   этом   случае   на   дно   кладется       В играх с погружением целесообразно использовать дополнительные предметы: резиновые игрушки, обручи, надувные зверушки.       Разнообразить игры для мальчиков в бассейне можно похожей игрой «спасатель». Задача – отважно спасти утонувшую игрушку­зверушку, лежащую на дне бассейна.   неприметный предмет, например, пластиковая прозрачная бутылка с водой.            Количество объектов для поиска постепенно увеличивается, благодаря чему ребенок вынужден открывать глаза под водой и удлинять время задержки дыхания.       Следующим важным этапом становится научить ребенка держаться на поверхности воды. Популярная игра   «поплавок» или «морская   звезда» –   отличное   упражнение.   Задача   – вдохнуть и, не погружаясь, удержаться на поверхности.      «Звезда» свободно раскидывает свои «лучи», чтобы живот выступал из воды, а «поплавок» группируется, прижимая лоб к коленкам, и мерно покачивается на плаву. Приобретя   эти   простые   навыки,   пора   приступать   к   более   сложным   заданиям,   например, подныриванию.       Игра «гости» идеально для этого подходит. Внутри плавающего обруча «живет» надувная зверушка. Заходя к ней «в дом», надо поднырнуть под обруч и всплыть уже внутри «домика».          Сходную с ней игру «дельфины» в бассейне организовать легко: достаточно скрепить между   собой   несколько   обручей   и   расположить   их   «дорожкой».   Дельфин   выныривает   из одного круга и, проходя над обручем, погружается в следующий (точно так же, как мы видели в дельфинарии).           Игры для девочек в бассейне  неплохо превратить в выступление  любимой артистки (спортсменки, танцовщицы).            Включение танцевальных элементов, прыжков, подскоков, изящное отведение рук­ног (например, при исполнении «звезды») или создание волн преобразят игры и придадут играм некий художественный оттенок.       Удачным будет использование ролевых игр, в которых ребенок невольно станет выполнять вышеописанные упражнения, следуя за сюжетом. в   на   бассейне   проводится                                     Игры в воде для детей от 5 лет и старше  «Рыбалка».              Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, координации движения. Игра   мелком   ограниченном   участке. Дети находятся на дорожках ( по 2­3 человека) у стенки бассейна лицом к центру. Тренер­ преподаватель  бросает в воду по   5 ­ 6 ярких рыбок ( на каждую дорожку)   По сигналу начинается   «рыбалка»,   дети   передвигаются   по   своей   дорожке   и   «поймав»   рыбку,  транспортируют   ее   к   бортику   бассейна   в   лукошко,   возвращаются   за   следующей.   Дети передвигаются   в   воде,   помогая   себе   руками   и   ногами. Маленькие   дети   работают   в нарукавниках. Правила игры: в воде нельзя толкаться, брызгаться, вырывать рыбку у другого, применять силу.   Ловить   и   транспортировать   только   по   одной   рыбке.   Отмечаются   дети,   поймавшие большее количество рыбы, а игра начинается сначала. «Собери пирамидку».              Цель   игры: учить   классифицировать   предметы   по   цвету   и   размерам,   обучение передвижению в воде с помощью ног.   Игра   мелком   ограниченном   участке. Дети находятся на дорожках ( по 1 человеку) у стенки бассейна лицом к центру. Тренер­   проводится     бассейне   на в 10преподаватель бросает в воду пирамидку, предварительно разобрав ее ( на каждую дорожку)  По  сигналу  начинается   игра,  дети  передвигаются   по своей   дорожке  к первому  элементу пирамидки (основание),  транспортируют его к бортику бассейна называя цвет, возвращаются за следующим и так далее, пока пирамидка не будет собрана. Дети передвигаются в воде с помощью ног, помогая себе руками. Маленькие дети работают в нарукавниках. Правила игры: Транспортировать только по одному предмету и собирать согласно роста пирамиды. Отмечаются дети, правильно и быстро собравшие пирамидку и игра начинается сначала.                                   Игры в воде для детей умеющих плавать Игра «Сборщики жемчуга».        Цель игры: обучение передвижению под водой на задержке дыхания, открывание глаз в воде, развитие ловкости, координации движения. Игра проводится в бассейне на мелком (для младших), на глубоком (для старших) участке. Тренер­преподаватель   бросает   в   воду   предметы.   Дети   находятся   у   бортика   в   воде.   По сигналу   «водолазы»   передвигаются   под   водой   (плывут)   и   собирают   предметы, транспортируют их к бортику бассейна, возвращаются за следующим.   Правила   игры: в   воде   не   вырывать   предмет   у   другого,   не   применять   силу.   Собирать   и транспортировать  только по одному предмету. Отмечаются дети, поймавшие большее количество «жемчуга», игра начинается сначала. Игра «Водолазы».    Цель игры: обучение   задержке дыхания под водой на глубоком вдохе, открывание глаз в воде. участке. Дети   находятся   у   бортика   в   воде.   По   сигналу   «водолазы»   делают   глубокий   вдох   и погружаются под воду, держась за бортик бассейна, открывают глаза.  Правила   игры: погрузившись   в   воду,   открыв   глаза,   «водолазы»   находятся   на   задержке дыхания,   затем   производят   медленный   «сброс»   воздуха   ­   пауза   и   по   необходимости выныривают из воды, делая вдох. Побеждает тот, кто вынырнул последним, т.е. находился в воде большее количество времени. Отмечаются  дети, показавшие  хорошие результаты.  После  свободного дыхания  (через  5­7 мин.) игра начинается сначала.  Во время занятия можно проводить эту игру 3­4 раза.   мелком   проводится  Игра   бассейне   в     на                                             Групповые игры в бассейне         Когда ребенок уже уверенно себя чувствует в бассейне, увлекательным станет для него игра   в   группе.   Вопросы «кто   больше» или «кто   быстрее» способны   пробудить   азарт   и вызвать желание принять участие в групповой деятельности.       Полезны игры «кошки­мышки» или «волк и гуси», где нужна ловкость, чтобы убежать или спрятаться от хищника или другого известного ребенку персонажа.             Любимыми   детскими   играми   можно   назвать «собачку», «пятнашки», «эстафету» и всевозможные игры с мячом. Соревновательный момент поддерживает интерес к процессу обучения   плаванию   и   дает   возможность   обучающему   незаметно   включать   все   новые тренировочные задания.        Взрослый должен понимать, что любые занятия с детьми предполагают игровую форму обучения.   Организованное   в   виде   игры   плавание   в   бассейне   превращается   в   задорный   и радостный процесс, всесторонне развивающий тело, логику и фантазию. 11Игра «Корабли» может   быть   включена   в   занятие,   когда   дети   освоят   упражнения «скольжение   на   груди,   на   спине».   Каждый   ребёнок   превращается   в   «корабль»,   который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл?     Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры   имеют   элемент   соревнования.   Например,   в   игре «Почтальон». По   команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие  предметы). Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег), стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты».   Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи. В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей,   разделенные   на   две   команды   −   «Ловкие»   и   «Умелые».   Одна   команда (4 человека) находится   в   воде   около   одного   бортика,   другая   команда   −   около противоположного бортика. Посередине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5­6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку.   Когда   в   игре   наступает   момент,   что   все   мячи   оказались   на   одной   площадке, преподаватель   подаёт   сигнал   окончания   игры.   Побеждает   та   команда,   которой   удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет   детей   активно   двигаться,   и   поэтому   дети   способны   проявлять   интерес   к   ней определённое время (до появления чувства утомления). Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить.   Преподаватель   объявляет,   что   игра   закончилась   вничью,   и   хвалит   всех   за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.   КОМПЛЕКС ОЗДОРАВЛИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ   1. и.п. ­ руки к плечам ходьба с высоким подниманием коленей, локти свести, голову наклонить вперед, локти  развести, свести лопатки, голову вверх; 2.  и.п. ­ кисти в «замок», руки вверх, ладони наружу, ноги врозь      наклоны туловища в стороны; 3.  и.п. ­ руки к плечам, поднимая колено, коснуться разноименного локтя; 4.  и.п. ­ кисти в «замок», руки внизу, ладони наружу, махи ногами в стороны; 5.  и.п. ­ руки вверх, мах ногой вперед, руки вперед; 6.  и.п. ­ руки согнуты, ладони вперед, полуприседы с поочередными движениями  ( толкающими воду ) ладонями вперед; 7.  и.п. ­ ноги врозь, руки за голову, перенос тяжести тела с одной ноги, согнув в колене, на  другую, с поворотом плеч; 8.  и.п. ­ руки в стороны, поочередное поднимание ног, согнутых в колене и прижатие их  руками к груди; 9.  и.п. ­ руки на плаву, прыжки на двух с подтягиванием коленей; 10. восстановление дыхания 11. и.п. ­ стоя лицом к бортику, руки на бортик, прыжком подтянуть колени к груди,  оттолкнуться от бортика (не отрывая рук), прийти в горизонтальное положение, выпрямив  ноги; 1212. и.п. ­ то же, выпрыгивание вверх, ноги врозь, руки выпрямить в локтях, при приземлении  ноги вместе; 13. и.п. ­ о.с., продвижение по дорожке бассейна бегом с высоким подниманием бедра; 14. и.п. ­ о.с., продвижение по дорожке бассейна выпадами вперед, руки вперед; 15. и.п. ­ о.с., продвижение по дорожке бассейна прыжками на двух, руки балансируют; 16.  восстановление дыхания; 17. и.п.­ стоя у бортика лицом, руки на краю бортика, подняться на носки, перекат на пятки; 18. и.п. ­ полуприсед, руки в стороны на плаву,  прыжки в полуприседе с поворотом коленей и  таза вправо­влево, плечи на месте; 19.  свободное плавание с расслабляющим эффектом. КОМПЛЕКС ОЗДОРАВЛИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АКВААЭРОБИКИ (УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЛИ) 1.  и.п. ­ руки к плечам, ноги врозь      1 ­ соединить локти  впереди, наклонить голову лбом к локтям      2 ­ локти развести, голову поднять вверх, прогнуться      3­4 ­ то же; 2.  и.п. ­ руки на поясе, ноги врозь      1 ­ перенести тяжесть тела на правую ногу, голову наклонить вправо, поднять правое плечо     2 ­ то же влево     3­4 ­ повторить; 3.  и.п. ­ кисти в замок, руки вниз, ладони наружу, ноги врозь     1­3 ­ три рывка прямыми руками назад     4 ­ и.п. 4.  и.п. ­ кисти в замок, руки вверх, ладони наружу, ноги врозь     1­2 ­ два наклона вправо     3­4 ­ два наклона влево; 5.  и.п. ­ кисти в замок, руки сзади, ладони наружу, ноги врозь      1 ­ наклон вперед, руки отвести назад, смотреть вперед      2 ­ вернуться в и.п.      3­4 ­ повторить; 6.  и.п. ­ руки в стороны, ноги на ширине плеч      1 ­ поднять правое колено, прижать руками к туловищу      2 ­ вернуться в и.п.      3 ­ поднять левое колено, прижать руками к туловищу      4 ­ вернуться в и.п.; 7.  и.п. ­ руки к плечам, ноги на ширине плеч      1 ­ поднять правую ногу, коленом коснуться левого локтя      2 ­ вернуться в и.п.      3­4 ­ то же с левой ноги; 8.  и.п. ­ руки вверх, ноги на ширине плеч      1 ­ согнуть правую руки в локте за головой      2­3 ­ левой рукой потянуть за локоть согнутую руку в лево      4 ­ вернуться в и.п.      1­4 ­ тоже с другой руки; 9.  и.п. ­  руки в стороны, ноги на ширине плеч      1­4 ­ завести руки за спину: правую сверху, левую снизу, сделать «замок»      1­4 ­ то же, левая сверху, правая снизу; 1310. и.п. ­ руки на поясе, ноги на ширине плеч       1­4 ­ круговые вращения плечами вперед       1­4­ то же назад; 11. и.п. ­ туловище наклонено вперед, руки вперед       движение руками как при «брассе» 12. и.п. ­ руки в стороны, на плаву       1 ­ мах правой ногой в сторону       2 ­ вернуться в и.п.       3 ­ мах левой ногой в сторону       4 ­ вернуться в и.п. 13. и.п. ­ руки вверх      1 ­ мах правой ногой вперед, руки вперед      2 ­ и.п.      3­4 ­ тоже с левой; 14. и.п. ­ туловище наклонено вперед, руки вперед       движение руками как при «кроле»; 15. и.п. ­ руки на поясе, ноги на ширине плеч      1­4 ­ круговые вращения тазом вправо      1­4 ­ тоже влево; 16. и.п. ­ руки на поясе, ноги на ширине плеч       полуприседание; 17. и.п. ­ руки к плечам, ноги врозь       1 ­ перенести тяжесть тела на правую ногу (полуприсед), левая в сторону прямая на пятку      2 ­ и.п.      3­4 ­ в другую сторону; 18. и.п. ­ руки в стороны, на плаву      1­4 ­ прыжки на двух с поворотами нижней части туловища, ног (колени полусогнуты)  вправо­влево, плечи   и руки на месте; 19. и.п. ­ руки в стороны       прыжки со сменой ног (вперед­назад); 20. и.п. ­ руки на поясе, ноги вместе       1 ­ прыжок на двух вперед       2 ­ прыжок назад       3­4 ­ два маха прямой правой ногой вперед       1­2 ­прыжок на двух ногах вперед­назад       3­4 ­ два маха левой ногой вперед        («летка­енька»); 21.  и.п. ­ руки на поясе       («ковырялочка)       1­2 ­ правой ногой в сторону носок­пятка       3­4 ­ два притопа двумя ногами       то же с другой ноги; 22. и.п. ­ о.с.       бег на месте с высоким подниманием бедра; 23. и.п. ­ о.с.       бег на месте с захлестыванием голени назад; 24.  и.п. ­ о.с.        прыжки на двух с подтягиванием коленей к груди; 25.  и.п. ­ о.с. 14прыжки на двух ногах с продвижением вперед КОМПЛЕКС ОЗДОРАВЛИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АКВААЭРОБИКИ (УПРАЖНЕНИЯ У ОПОРЫ) 1.  и.п. ­  руки (плечи) на бортик, стоя спиной к опоре      1 ­ подтянуть колени к груди, повернуть вправо, коснуться опоры      2 ­ опустить ноги      3­4 ­ тоже в другую сторону; 2.  и.п. ­ руки на бортик, лицом к опоре      1 ­ подтянуть колени, упереться стопами  в опору        2 ­ оттолкнуться ногами прийти в горизонтальное положение, выпрямив   ноги, руки от бортика не отрывать      3­4 ­ повторить; 3.  и.п. ­ руки на бортик спиной к опоре, туловище на плаву      движение ногами «велосипед»; 4.  и.п. ­ руки на бортик спиной к опоре, туловище на плаву      движение ногами: врозь­вместе, врозь­скрестно; 5.  и.п. ­ стоя лицом к опоре, руки (ладони) на бортике      выпрыгивание вверх, опираясь о бортик, выпрямляя руки в локтях, разводя ноги врозь; 6.  и.п. ­ стоя лицом к опоре, руки (ладони) на бортике прыжки с подтягиванием коленей к груди, опираясь о бортик, выпрямляя руки в локтях; 7.  и.п. ­ стоя спиной к опоре, руки на бортике, пятки у опоры      1 ­ прогнуться в пояснице      2 ­ вернуться в и.п.      3­4 ­ повторить; 8.  и.п. ­ стоя боком к опоре, руки на бортике, ноги у опоры      1 ­ прогибаясь, сделать наклон в противоположную от бортика сторону      2 ­ вернуться в и.п.       3­4 ­ тоже в другую сторону; 9.  и.п. ­ стоя лицом к опоре, руки на бортике      1 ­ подняться на носки      2 ­ перекатиться на пятки      3­4 ­ повторить; 10.  и.п. ­ стоя спиной к опоре, руки на бортике      1 ­ выпрямить руки, подняться из воды      2 ­ согнуть, опуститься      3­4 ­ повторить; 11. и.п. ­ руки на бортике, лицом к опоре       работа ногами как при «кроле»; 12. и.п. ­ спиной к опоре, руки на бортике (на глубине)      движение «маятник»; 13. и.п. ­ вис на ручке стартовой тумбочки      повороты (закручивание)туловища вправо­влево; 14. и.п. ­ упор сзади на бортике, спиной к опоре      продвижение на выпрямленных руках вправо­влево; 15. и.п. ­ руки на бортике, лицом к опоре      выпрыгнуть вверх, ноги согнутые назад, прогнуться («корзиночка») Нагрузка   и   количество   упражнений   в   комплексе   может   варьироваться   в   зависимости   от возраста контингента и уровня его подготовки. 15Упражнения могут выполняться под релаксационную музыку. КОМПЛЕКС ОЗДОРАВЛИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ 1. и.п.  мяч впереди на вытянутых руках стоя в воде. Мяч вверх, посмотреть вверх, вдох. Вернуться в и.п., выдох. 2.  и.п.  мяч вверху на вытянутых руках.      Движения головой вправо­влево, вперед­назад. 3.  и.п.  мяч вверху на вытянутых руках.      Круги мячом перед собой на прямых руках с погружением мяча в воду. 4.  и.п.  мяч за головой.      Повороты туловища в стороны с наклоном и подниманием колен к разноименному  локтю. 5.  и.п.  мяч вверху.      Махи ногами в стороны с одноименным наклоном туловища . 6.  и.п. мяч вверху.      Махи ногами вперед, мяч вперед. 7.  и.п.  туловище в горизонтальном положении на животе, мяч впереди на вытянутых  руках.      Продвижение вперед с помощью ног (ножницы) 25м. 8.  и.п.  туловище горизонтально на спине, мяч за головой.      Продвижение вперед с помощью ног (ножницы) 25м. 9.  Восстановление  дыхания. Вдох, погружение в воду ­ выдох. 5­6 раз. 10.  и.п.  мяч в правой руке в сторону.        Наклон вправо, левой рукой переводим мяч по воде влево и т.д. 11.  и.п.  мяч прижат к груди, туловище в горизонтальном положении (на животе).        Движение ногами «брасс»  25 м. 12.  и.п.  мяч за головой (лежа на спине).        Движение ногами «брасс»  25 м. 13.  и.п.  мяч двумя руками перед грудью.        Потянуться вперед, наклон, мяч на вытянутых руках вперед.        Выпрямиться, мяч провести под водой вниз. 14.  и.п. мяч в руках перед грудью.        Прыжки ноги врозь, вместе, мяч вверх, вниз. Прыжки с подтягиванием коленей к груди,  мячом коснуться коленей. 15.  и.п.  мяч в руках перед грудью.        Подбрасывание мяча одной рукой вверх, ловля двумя руками. 16.  Плавание с мячом произвольное.                                                            Методическое обеспечение                  Программой предусмотрено посещение детьми двух занятий в неделю в течение учебного   года.   Это   позволяет   максимально   эффективно   осуществлять   коррекцию двигательных нарушений в водной среде. Структура занятия в бассейне:  Подготовка к занятию в бассейне (раздевание, развитие навыков самообслуживания)  Разминка на суше и в воде, повторение техники безопасности  Общеразвивающие упражнения в воде  Специальные коррегирующие упражнения в воде  Ознакомление с прикладными и спортивны воду (на протяжении всего занятия) 16 Игры в воде  Релаксационные упражнения, упражнения на вытяжение  Одевание (развитие навыков самообслуживания) Безопасность при проведении занятий         При проведении занятий необходим контроль за переносимостью нагрузки. В середине занятия показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) должен быть увеличен не более чем на   25%   по   сравнению   с   пульсом   до   начала   занятий.   Физиологическая   кривая,   которая строится   на   основании   пульса,   должна   быть   многовершинной,   т.   е.   плавный   подъем   и понижение сменяются в течение занятий несколько раз. Восстановление пульса в течение 3­4 минут после упражнений – показатель хорошей переносимости нагрузки. При появлении в процессе   упражнений   или   после   них   патологической   реакции   пульса   занятия   нужно прекратить   и   пересмотреть   характер   нагрузки.   Процесс   адаптации   детей   к   нарастающей физической нагрузке должен происходить постепенно.  Материалы и оборудование 1. Бассейн 3,5 на 7,5 м. кв. глубиной от 80 см. до 1 м. 20 см. 2. Доски для плавания, колобашки, лопатки для кистей рук 3. Ласты 4. Мячи 5. Тонущие предметы 6. Тонущие обручи 7. Круги надувные, нарукавники 8. Надувные игрушки 9. Волейбольные и баскетбольные принадлежности для игр в воде Форма контроля усвоения программы: педагогическое наблюдение и тестирование. Оценка качества усвоения программы: № ФИО  1. Иванов  Илья я и н е д ж о р   а т а Д у д о в   в   и х о д ы В Хор. и д у р г   а н   е и н е ж ь л о к С Уд. е и н а в и р ы н д о П Отл. е н и п с   а н   е и н е ж ь л о к С Хор. а к н а с О с с а р Б ь л о р К Хор. Хор. Уд. е и н а в а л п   е о н д а л к и р П Отл. Результативность программы:            В ходе реализации программы   проводится анализ результатов деятельности детей, участвующих   в   программе,   особенностей   физического   развития   в   коррекции   имеющихся недостатков.        Предложенные методы развития двигательных умений и навыков способствовали:  Улучшению крупной моторики детей  Изучению   основ   техники   плавания   и   овладению   жизненно   необходимым   навыком плавания 17 Ознакомление с правилами безопасности на воде и овладение навыками прикладного плавания.  Формированию новых двигательных умений и навыков  Улучшению осанки и укреплению свода стопы  Нормализации дыхательной функции  Снижению заболеваемости   Повышению   адекватной самооценки у детей  Гармонизации эмоционального состояния  Более успешному взаимодействию с окружающим миром.  ми видами плавания  Выдохи в воду.                            Работа по взаимодействию педагога дополнительного образования по лечебной физкультуре с психологами, дефектологами, логопедами Центра помогает более эффективно решать вышеуказанные задачи. Литература 1. Матвеев А.П. Программы для учащихся специальной медицинской группы. М. 2000 г. 2. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.2005 г.  3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Обучение плаванию школьников. М. 2011 г. 4. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию школьников и младших  школьников. М.2005 г. 5. Правосудов В.П. Учебник инструктора по ЛФК. М. 1995 г. 6. Стебелева Е.А., Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими  7. отклонения в психофизическом развитии. М. 2007 г. 8. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М. 2003 г. 9. Якубович М.А., Преснова О.В..  Коррекция двигательных и речевых нарушений  методами физического воспитания.  М. 2006 г.      18