Актуальность выпускной квалификационной работы "Сказкотерапия как средство коррекции гиперактивного поведения младших школьников". Актуальностью выпускной квалификационной работы является то, что в настоящее время особенно остро стоит проблема гармоничного развития ребенка в образовательных институтах. Это проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, проблемами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивным поведением, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.Актуальность выпускной квалификационной работы "Сказкотерапия как средство коррекции гиперактивного поведения младших школьников". Актуальностью выпускной квалификационной работы является то, что в настоящее время особенно остро стоит проблема гармоничного развития ребенка в образовательных институтах. Это проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, проблемами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивным поведением, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.
Актуальностью выпускной квалификационной работы является то, что в
настоящее время особенно остро стоит проблема гармоничного развития
ребенка в образовательных институтах. Это проявляется несвойственными
для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью,
проблемами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивным
поведением, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.
Для коррекции гиперактивного поведения детей применяются различные
методы и средства, такие как медикаментозная терапия, психотерапия,
специализированное обучение и другие. Сказкотерапия – является
эффективным средством коррекции гиперактивного поведения,
использующее сказочную форму для интеграции личности, развития
совершенствования
творческих способностей,
расширение сознания,
взаимодействий с окружающим миром.
В связи с этим целью исследования является изучение сказкотерапии
как средства коррекции гиперактивного поведения.
Перед нами также поставлены задачи:
1.
Изучить и проанализировать психологопедагогическую
литературу по проблеме гиперактивного поведения детей младшего
школьного возраста.
2.
Изучить и выделить особенности сказкотерапии как средства
коррекции гиперактивного поведения.
3.
Разработать программу коррекции гиперактивного поведения
детей младшего школьного возраста посредством сказкотерапии.
Мы сформулировали гипотезу: Мы предполагаем, что сказкотерапия
является эффективным средством коррекции гиперактивного поведения
младших школьников
Подобрали методы исследования: анализ психолого – педагогической
литературы по проблеме ВКР, обобщение, наблюдение, изучение
документации, анкетирование.Объектом будет являться: гиперактивное поведение детей младшего
школьного возраста.
Предметом: коррекция гиперактивного поведения младших школьников
посредством сказкотерапии.
Мы составили оглавление, в которое входит:
Введение
Глава 1. Особенности гиперактивного поведения детей младшего школьного
возраста
1.1.История изучения гиперактивного поведения
1.2. Причины возникновения гиперактивного поведения у детей
младшего школьного возраста
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
с гиперактивным поведением
Выводы по первой главе
Глава 2. Сказкотерапия как средство коррекции гиперактивного поведения в
младшем школьном возрасте
2.1.Сущность и особенности сказкотерапии
2.2.Коррекция гиперактивного поведения посредством сказкотерапии
Выводы по второй главе
Глава 3.Опытно – экспериментальное обоснование исследуемой
проблемы
Констатирующий
Формирующий
Контрольный
Заключение
Список литературы
Приложение А Анкета скрининговой диагностики развития ребенка
Приложение Б Тест «Рисунок семьи»Приложение В Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка
Приложение Г Коррекционноразвивающая программа «Путешествие в
сказочный мир»
Мы составили выводы по каждой главе. В опытно –
экспериментальную часть исследуемой проблемы входит:
констатирующий эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось
на базе МБОУ «СОШ №77» г. Кемерово с общим количеством учащихся 157
человек. В соответствии с целями и задачами исследования были
скомплектованы две группы: основная (экспериментальная) и контрольная.
Количество испытуемых в экспериментальной группе составило 22 человека,
в контрольной 20 человек. Экспериментальное исследование включало в себя
3 этапа: первый этап проведение констатирующего эксперимента, второй
этап формирующий эксперимент, третий эксперимент – проведение
Начальная стадия экспериментального
контрольного эксперимента.
исследования состояла из констатирующего эксперимента, который
осуществлялся с использованием ряда методик, направленных на
исследование гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте:
1. Изучение документации.
2. Анкетирование родителей
(Анкета скрининговой диагностики
развития ребенка).
3. Диагностирование (проективная методика «Рисунок семьи» (Волков
Б.С., Волкова Н.В.) и «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка»
(Голобей Л.А., Рыбалко Е.Ф.,))
Результаты каждого учащегося оценивались не в целом, а
дифференцировано, по отдельным показателям, и по каждому из них о
наличии симптомов ГРДВ у учащихся делалось независимое заключение.
Полученные результаты сопоставлялись с медицинской картой развития
ребенка в конкретный период его жизни для качественного анализа.Таким образом, среди причин возникновения СДВГ важное значение
приобретают следующие факторы неблагополучия со стороны матери и отца,
приводящие к патологии беременности: 1) хронические заболевания, 2)
работа на вредном производстве, 3) курение, 4) действие токсических
факторов, что свидетельствует о существенной роли экологического
неблагополучия в развитии психоневрологических функций у обследованных
детей экспериментальной группы. Далее для изучения микроокружения
ребенка с СДВГ использовался проективный тест «Рисунок семьи».
Полученные данные представлены. С целью изучения эмоциональной сферы
развития личности ребенка родителям предлагалось определить степень
выраженности показателей по шкалам опросника «Оценочная шкала
эмоциональных проявлений ребенка».
Формирующий эксперимент. По
результатам исследования были выявлены дети с синдромом гиперактивного
поведения. С целью коррекции гиперактивного поведения детей данной
группы была разработана программа профилактики и коррекции
гиперактивного поведения.
Контрольный эксперимент. Для оценки
использованные в экспериментальной части
применялись тесты,
исследования: «Рисунок семьи», «Оценочная шкала эмоциональных
состояний». Использование данных показателей обусловлено возможностью
достоверного сравнения показателей актуального развития детей до и после
воздействия программы.
Таким образом, были получены следующие результаты:
установлен эмоциональнопозитивный контакт с ребенком;
ребенок ориентирован в обстановке групп «ребеноквзрослый» и
«ребеноксверстник»;
происходит обучение эмоционального отреагирования ребенком чувств
и переживаний, связанных с негативным опытом взаимодействия;
формируются адекватные формы поведения и коммуникации; развиваются способности к осознанию себя и своих возможностей —
позитивация образа «Я»;
выполняемому домашнему поручению с наличием изолированного члена
семьи.
В целом в структуре личности детей с СДВГ после проведения
мультимодальной коррекции обнаружены положительные тенденции
гармонизации личности.
Итак,
разработанная коррекционная программа способствует
гармоничным и личностным изменениям детей с СДВГ и сопровождающим их
развитие взрослым.
На основе ВКР было составлено заключение. Изучен характер и
выявлены закономерности синдрома дефицита внимания, импульсивности,
развития индивидуальных особенностей личности. Полученные результаты
подтвердили предположение о том, что симптомы СДВГ, приводящие к
нарушениям на личностном и поведенческом уровнях, в результате коррекции
могут быть в значительной мере редуцированы. В исследовании
экспериментально показана динамика личностных изменений в результате
коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Составлен
список литературы и разработана коррекционноразвивающая программа
«Путешествие в сказочный мир».