Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 99 г. Минска»
Мастер-класс
«Актуальные аспекты совершенствования контрольно-оценочной деятельности учителя»
Подготовила:
учитель начальных классов
Бардукова О.В.
Минск, 2024
Гексы, или Метод шестиугольного обучения на учебных занятиях в 1-4 классах
Мастер-класс
Цель: расширение знаний о возможности использования шестиугольного обучения для формирования универсальных учебных действий.
Задачи:
· Актуализировать знания участников о технике визуализации;
· Передать опыт по обозначенной теме через взаимодействие участников;
· Способствовать развитию у участников умения использовать метод шестиугольного обучения.
Оборудование: магниты, пазлы трех цветов для разделения на группы, мультимедийная презентация, гексы с теоретическим материалом для каждой группы, гексы для работы в группах, буклет.
Деятельность мастера |
Деятельность участников |
|||||
1 |
2 |
|||||
1. Ориентировочно-мотивационный этап. Методические задачи: создание благоприятной атмосферы, развитие положительной познавательной мотивации, организация коммуникации, вовлечение в деятельность. Содержание этапа: приветствие и вступительное слово, направленное на мотивацию участников и совместную деятельность. |
||||||
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать участников нашего мастер-класса! «…..» |
Эмоционально настраиваются на активную работу. |
|||||
2. Этап актуализации субъектного опыта участников. Методические задачи: определение проблемного поля мастер-класса, актуализация субъектного опыта, диагностика уровня знаний участников по теме мастер-класса. Содержание этапа: определение уровня готовности участников к восприятию опыта, постановка проблемы. |
||||||
- Для того, чтобы наше путешествие состоялось, нужно «отремонтировать» машину. Предлагаю определить, насколько вам знакомы техники визуализации. «….» - Вижу, что здесь собрались знающие люди. Выполняя это задание, вы поняли, что тема мастер-класса «…». - Определите степень своей осведомленности по данной теме, выбрав подходящую для вас фразу, и закрепите под ней стикер на доске.
|
Участвуют в заполнении схемы, рефлексируют относительно собственного опыта; определяют уровень готовности к восприятию нового опыта. |
|||||
- Спасибо за ответы. Результаты показывают, что большинство участников мастер-класса не знакомы с методом шестигранного обучения. Предлагаю познакомиться с ним и научиться применять в своей педагогической практике. |
Выполняют разминку «Полет». |
|||||
3. Мотивационно-целевой этап. Методические задачи: мотивация на предстоящую деятельность посредством обеспечения личностного целеполагания участников. Содержание этапа: создание условий для личностного целеполагания участников. |
||||||
Прием «Продолжи фразу»: · Сегодня на мастер-классе я познакомлюсь… (с интерактивным методом шестигранного обучения – «Гексы»). · Сегодня на мастер-классе я научусь… (использовать гексы на уроке). · Сегодня на мастер-классе я пополню свой… (багаж знаний, умений, навыков). |
Выполняют задания мастера. |
|||||
4. Информационно-деятельностный этап. Методические задачи: знакомство с теоретическим материалом, создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений, обеспечение практической деятельности участников по освоению темы мастер-класса, применение на практике полученных знаний. Содержание этапа: деление на группы, знакомство с методикой шестиугольного обучения и способами применения в практической деятельности, применение на практике полученных знаний. |
||||||
- У каждого из вас есть разноцветные части пазла. Необходимо из частей составить картину. В соответствии с цветом объединить в группы: 1) интерактивный гексокон – 2017 год; 2) урок «Мая Радзіма – Беларусь»; 3) 2022 год. 1. Ознакомление участников мастер-класса с методом шестиугольного обучения. - Автором метода шестиугольного обучения является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. О данном методе белорусские педагоги заговорили в 2017 г. В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек – гексов. Каждый гекс – отдельная смысловая единица в виде текста или изображения ( понятия, событие, явление, деятель). Карточки могут быть бумажными или пластиковыми. Их размер может быть произвольным: если это демонстрационный материал, лучше сделать их крупными, если гексы содержат материал для индивидуальной работы, работы в парах или группах, они могут быть небольшими (показывает примеры гексов). Соединяя шестиугольники друг с другом гранями, учащиеся устанавливают определенные связи: между понятиями, явлениями, определенными датами и изучаемыми объектами или личностями. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала. Надо отметить, что учащимся необходимо не только установить связи между карточками, но и объяснить, прокомментировать свой выбор. Как можно использовать метод шестиугольного обучения? Например, можно вписать учебный материал (слова, словосочетания, текст) в шестиугольники и предложить ученикам собрать мозаику. Можно предложить учащимся составить рассказ по гексам. Шестиугольники можно оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить свое мнение по заданной теме. Гексы можно сделать разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. В данном случае цвет отражает определенные общие признаки. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий. Плюсы шестиугольного обучения: · Сотрудничество. Учащиеся в процессе обучения сотрудничают в парах и группах. · Модификация. Шестиугольники на заданную тему можно менять. · Интерактивность. · Запоминание объемного материала происходит легко и быстро. · Эффективная систематизация учебного материала. У каждого учащегося при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя система знаний. · Метод использования гексов можно адаптировать к любой возрастной категории. Ее можно применять не только на учебных и внеурочных занятиях, но и на заседаниях педагогов, собраниях родителей. · Эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока. Затруднения, возникающие при использовании шестиугольного обучения: · На подготовку уходит много времени. · На начальной стадии применения метода не все ученики активно включаются в работу. · В процессе групповой работы возникают затруднения в коммуникации. 2. Организация практической работы в группах. Задание для первой группы очень простое: гексы заполнены необходимой информацией, участникам нужно просто составить смысловую схему. У второй группы гексы заполнены частично, нужно дополнить их своими примерами, установить логические связи. Учащиеся с высоким уровнем подготовки самостоятельно заполняют пустые гексы словами, словосочетаниями, предложениями и составляют смысловую схему. - Интересно, что у вас получилось? Давайте послушаем отчет каждой команды. - Понравилось работать с гексами?
|
Составляют пазл, вывешивают на доску, объединяются в группы в соответствии с цветом.
Слушают мастера.
Слушают мастера, по желанию выполняют.
Слушают мастера, высказывают предположения.
Отвечают на вопрос.
Выполняют разминку «Полет».
Работают в группах с гексами. Составляют схемы на доске.
Защищают свою работу. Отвечают на вопрос.
|
|||||
5. Рефлексивный этап. Методическая задача: оценка эффективности взаимодействия мастера и участников мастер-класса, определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности. Содержание этапа: оценка результативности мастер-класса. |
||||||
- У китайского народа есть пословица: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь». И пусть сегодня каждый выберет свой способ путешествия к знанию! Спасибо за внимание! В конце мастер-класса участники получают буклеты по изученной теме. |
Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности. |
|||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.