Актуальные проблемы демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» и инструменты их решения

  • docx
  • 04.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья ДЭ.docx

Лисенкова Наталья Станиславовна,

преподаватель

ГБПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж»

г. Калуга, Калужская область

 

Актуальные проблемы демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» и инструменты их решения

Аннотация: В статье рассматривается вопрос применения демонстрационного экзамена как инструмента оценки освоения профессиональных компетенций обучающихся по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Обозначены достоинства и недостатки данного вида аттестации. Представлен опыт внедрения промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена в учебный процесс ГБПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж».

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, опыт подготовки, экспертная оценка, компетенция, эксперт, промежуточная аттестация.

 

Демонстрационный экзамен – это новый формат проверки знаний студентов, который активно внедряется в образовательные учреждения. Он позволяет студентам продемонстрировать свои навыки и умения в реальной производственной обстановке, используя современное оборудование и технологии.

Преимущества демонстрационного экзамена очевидны. Студент не только получает независимую экспертную оценку своих знаний, но и подтверждает квалификацию, в том числе в присутствии потенциальных работодателей. Есть плюсы и для самого колледжа: возможность объективно оценить качество своих программ и материально-техническую базу. Эксперты-работодатели могут присмотреться к выпускникам непосредственно во время их профессиональной деятельности. Кроме того, демонстрационный экзамен подразумевает использование инновационных технологий и оборудования, что способствует развитию актуальных навыков обучающихся, а также формат демоэкзамена позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого студента, что делает процесс оценки более справедливым и точным.

Однако, существует и ряд проблем, связанных с проведением демонстрационного экзамена. Одной из них является недостаточная подготовка преподавателей: они могут не иметь достаточного опыта работы с новым оборудованием и технологиями. Для решения этой проблемы необходимо проводить регулярные тренинги и семинары для преподавателей, предоставлять им возможность получить необходимые знания и опыт работы с новым оборудованием и технологиями. Одним из эффективных инструментов является разработка единого методического ресурса, который объединяет лучшие практики и примеры успешного проведения экзаменов. Это может включать онлайн-платформы для обмена опытом, совместные тренинги и мастер-классы. Также необходимо создать систему обратной связи между образовательным учреждением и предприятиями (организациями) с целью актуализации заданий для демонстрационного экзамена, максимально соответствующих требованиям реального производства. Важным является внедрение системы рецензирования, где эксперты могут анализировать и оценивать экзаменационные задания, обеспечивая тем самым их актуальность и соответствие современным требованиям.

Отсутствие материалов и оборудования, сложности с организацией пространства также могут стать проблемой для образовательного учреждения. В условиях, когда компетенции будущих специалистов проверяются в реальных практических ситуациях, недоступность необходимого инвентаря может привести к искажению результатов экзамена и, как следствие, к недостаточной подготовленности выпускников. Решение данной проблемы требует комплексного подхода. Во-первых, необходимо провести анализ потребностей образовательных учреждений и установить перечень критически важных материалов и оборудования для проведения экзаменов. Во-вторых, следует наладить сотрудничество с промышленными партнерами и учреждениями, которые могут предоставить оборудование на время проведения экзаменов. В-третьих, возможно использование инновационных технологий, таких как виртуальная реальность, для моделирования практических ситуаций без необходимости в физическом оборудовании. Наконец, государственные программы могут поддерживать финансирование закупок оборудования для учебных заведений, что обеспечит устойчивое развитие системы профессионального образования.

В процессе проведения демонстрационного экзамена могут возникнуть технические сбои, такие как проблемы с интернетом, программным обеспечением и другими техническими средствами. Это может серьезно осложнить проведение экзамена и негативно сказаться на его результатах. В таких ситуациях крайне важно, чтобы организаторы имели четкий план действий на случай технических неполадок. Необходимо предусмотреть резервные каналы связи и альтернативные способы проведения экзамена, такие как возможность перехода на бумажный формат или переноса экзамена на другое время. Кроме того, заблаговременно стоит провести тестирование оборудования и программного обеспечения, чтобы обнаружить и устранить потенциальные проблемы до начала экзамена. Регулярные тренировки с участниками также помогут им адаптироваться к возможным сложностям и повысить уверенность в своих силах. Также следует наладить оперативную связь с технической поддержкой, чтобы быстро реагировать на любые возникающие проблемы. Четкая координация действий позволит организации не только справиться с трудностями, но и продемонстрировать профессионализм и ответственность, что, в свою очередь, повышает доверие к системе экзаменов в целом.

Совершенствование процедуры организации и проведения демонстрационного экзамена по компетенции "Преподавание в младших классах" также требует учета множества организационно-педагогических условий, способствующих созданию эффективной образовательной среды.

ГБПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж» – в числе тех образовательных учреждений, которые имеют опыт подготовки и проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена. Одной из главных трудностей является недостаточная подготовка студентов к реальным условиям экзамена, что зачастую приводит к их низкой уверенности и стрессу. Решением данной проблемы мы видим внедрение системы тренировочных модулей, которые имитируют экзаменационные условия и позволяют будущим педагогам более уверенно чувствовать себя на экзамене. Важным аспектом является обеспечение связи теоретического материала с практическими задачами. Это помогает студентам более глубоко осваивать предмет и развивать критическое мышление. Организация практико-ориентированных семинаров и мастер-классов позволяет будущим педагогам не только продемонстрировать свои навыки, но и получить обратную связь от опытных специалистов. Наконец, важно учитывать психологический аспект подготовки обучающихся. Индивидуальные консультации и тренинги по управлению стрессом могут помочь студентам справиться с эмоциями и повысить их уверенность во время экзамена. Сочетание практического опыта, теоретической подготовки и психологической поддержки создаст условия, способствующие успешной сдаче демонстрационного экзамена.

Наш колледж реализует проведение промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» с 2019 года. С момента первого внедрения данной формы промежуточной аттестации и по сегодняшний день проведена большая работа, которая дала хорошие результаты. Ежегодно увеличивается число педагогических кадров, повышающих квалификацию по образовательным программам среднего профессионального образования, а также прошедших обучение и внесённых в реестр экспертов демонстрационного экзамена. В рамках реализации проекта "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально - технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" в 2020 году на базе колледжа созданы 4 мастерских по приоритетной группе " Социальная сфера ", в том числе по компетенции «Преподавание в младших классах». Всё это, несомненно, повлияло на повышение качества знаний обучающихся, а также на улучшение результатов демонстрационного экзамена.

Таблица 1 - Динамика качества знаний обучающихся по результатам демонстрационного экзамена

Категория

2019 год

2023 год

 

Отношение полученного количества баллов к максимально возможному

64,2% - 21%

96,2% - 63,8 %

 

Количество оценок «5» с учётом перевода результатов ДЭ из стобалльной шкалы в пятибалльную

-

13

Количество оценок «4» с учётом перевода результатов ДЭ из стобалльной шкалы в пятибалльную

6

7

Количество оценок «3» с учётом перевода результатов ДЭ из стобалльной шкалы в пятибалльную

14

-

 

Современное оснащение материально-технической базы, новые технологии, грамотный педагогический состав, активность администрации, безусловно, повышает престиж колледжа. Школьники города и района имеют мотивацию на обучение в колледже с момента профориентации, как и те абитуриенты, которые, выбрав колледж, погружаются в новую социальную, образовательную высокотехнологичную среду с первых занятий.

Список источников:

1.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» http://ivo.garant.ru/#/document/403173179

2.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 января 2023 г. № 37 «О внесении изменений в Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 800»

3.     Ларин И.В. Демонстрационный экзамен как новая форма адаптации выпускников на рынке труда // Профессиональное образование и рынок труда. — 2021.  — С. 188–191

4.     Павлова О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2021. – № 5–6 — С. 27–28

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru