Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Что такое адаптивная физкультура?
Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид общей физической культуры для людей с ограниченными возможностями.
В настоящее время, существует большое количество категорий социально незащищённых людей и среди них - люди с ОВЗ.
Максимальное развитие жизнеспособности человека средствами и методами адаптивной физической культуры, поддержание его оптимального психофизического состояния даёт каждому человеку с ОВЗ возможность реализовать свой физический потенциал и добиться хороших результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превосходя их.
Содержание адаптивного физического воспитания направлено на формирование комплекса специальных упражнений, жизненно необходимых двигательных навыков и умений у людей с ограниченными возможностями здоровья и лиц с ограниченными возможностями здоровья; развивать основные физические и специальные качества, повышать функциональные возможности различных органов и систем человека.
Основная задача адаптивного физического воспитания - формирование у детей осознанного отношения к своим сильным сторонам, твёрдой уверенности в них, готовности к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования личности, а также потребности в систематических физических упражнениях и здоровом образе жизни.
Существуют задачи адаптивной физической культуры:
1. Коррекционные (сопутствующие заболеванию)
2. Компенсаторные (обучение ходьбе на протезах, ориентировки у незрячих и т .д)
3. Профилактические задачи.
4. Оздоровительно -развивающие задачи(развитие физических качеств и способностей).
5. Образовательные задачи (обучение навыкам,умениям,знаниям).
Основная цель современной адаптивной физической культуры -максимально возможное развитие жизнеспособности человека , который имеет отклонения в развитии.
Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер и от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
Адаптивная физкультура решает и такие задачи:
-осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека,способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
-компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
-потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
-желание улучшать свои личностные качества;
-стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Однако существуют острые проблемы развития адаптивного спорта.
Проблемой является нехватка кадров. Большинство тренеров сегодня обучались для работы со здоровыми спортсменами. Для занятий с инвалидами мало общих знаний по физкультуре, необходимы специальные знания, связанные с психологией и медициной.
Недостаточный уровень обеспеченности спортивными объектами. А в тех местах, где есть строения, наблюдается низкий уровень их загруженности. В большинстве случаев это связано со слабой материально-технической базой. Сооружения не располагают необходимым вспомогательным оборудованием для занятий инвалидов.
Как правило, работа с особенными людьми сопряжена с определёнными трудностями. Большинство организаций не готово работать с инвалидами.
Отсутствие пропаганды спорта среди лиц с ограниченными возможностями. Нет обоснованного подхода к планированию учебно-тренировочного процесса со спортсменами -инвалидами, принципов отбора одарённых людей.
Должна существовать и финансовая мотивация. В адаптивном спорте, как и в спорте высших достижений «обычных» людей должна быть система поощрения и премирования.
В России ,в Санкт -Петербургской Академии физической культуры им. Лесгафта П.Ф. был открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка специалистов для работы с инвалидами, что является методологическим фундаментом в освоении АФК.Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта
несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение. В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Главной задачей все же остаётся вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
Автор: Пундикова Е.А.
Учитель физической культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.