Актуальные проблемы преподавания права в условиях реализации ФГОС СОО
На сегодняшний день правовое образование является составной частью программы обучения в основной и старшей школе. Особенно после того, как было изменено законодательство Российской Федерации, а сегодня очень активно вносятся изменения и поправки во многие нормативно-правовые акты, правовое обучение стало играть важную роль в социализации подрастающего поколения.
В 2004 г. издан стандарт по правоведению. Тематический блок «право» вошёл также в школьный курс обществознания. Был произведён отбор правового материала, необходимого для изучения в школе. Новый государственный образовательный стандарт устанавливает следующие цели и задачи правового обучения: формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся.
Трудности преподавания права связаны в первую очередь с трудностями построения правового государства в России. Изучение российского современного права должно опираться на реальные текущие изменения.
1.Особенно важным видится критическая оценка происходящего в политико-правовой сфере учителем, выделение положительных и отрицательных явлений. Это очень важно для совершенствования содержания уроков. Если мы хотим научить школьников воспринимать право положительно, выработать у них уважение к закону, необходимо, чтобы в изучаемом материале доминировали позитивные примеры изменений в правовой сфере.
2. Нельзя вести разговор только через отклоняющееся поведение (это своего рода антиреклама неправомерного поведения. Замалчивать факты правовых нарушений при изучении соответствующих тем, естественно, нельзя. Учащиеся, особенно старшеклассники, подмечают все промахи и недочёты в функционировании правовой системы. Однако же на уроках желательно не акцентировать внимание на отрицательном, подчеркнув первостепенность и значимость существующих проблем для государства, законодательных органов власти и общества в целом, обозначить проблему для критического рассмотрения и решения на всех уровнях. Примеры должны демонстрировать конструктивное разрешение проблем.
3. Правовые знания, которые преподаются на уроках обществознания, и те нормативно-правовые акты, с которыми работают учащиеся, должны быть актуальны в настоящее время, когда учитель непосредственно ведет урок. На уроках должна преподаваться лишь та правовая информация, которая соответствует нынешнему положению законодательства РФ. Нельзя давать учащимся знания, которые базируются на устаревшей информации, не соответствуют действительности. Эту проблему решить достаточно легко. Просто каждый педагог, работающий с правовой информацией, обязан перед уроком проверить ее актуальность. Для этого существуют правовые базы Консультант Плюс, Гарант
4.Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Ученик должен понимать: зачем изучается материал, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата. Для формирования умений школьников применять полученные знания на практике предполагалось решение познавательных задач.
5. Курс невозможно уложить в школьные уроки. Он должен быть дополнен воспитательными мероприятиями, только тогда работает система гражданского образования и воспитания.
6. Учащихся нужно научить работать с источниками, уметь отыскивать подходящие статьи, применять к ним выработанные наукой толкования, подвергать источники научной критике, уметь систематизировать добытый материал юридических конструкций, применять нормы права на практике. Предварительно школьникам следует разъяснить, что такое источник права, какой может быть его структура, на что следует обращать внимание, читая юридический документ.
7. Трудности работы с юридическими понятиями. Каждое занятие по праву следует завершать четко выверенными фразами, резюмирующими суть изученных правовых понятий. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Задача учителя заключается в том, чтобы суметь передать ученикам юридическую четкость понятия в соответствии с их индивидуальными возрастными особенностями.
8. В курсах правоведения содержится немало проблем, требующих особого творческого осмысления. В этой связи интересными становятся уроки-исследования. Небольшие самостоятельные исследования ученики могут проводить и во внеурочное время. Для этих целей существуют ученические научные общества (НОУ). Учитель помогает выбрать тему исследования, предлагает литературу, которую полезно прочитать по выбранной проблеме. Школьник вместе с учителем формулирует цель исследования, его гипотезу и задачи. Важно познакомить ребят с правилами грамотного оформления таких работ.
9. Еще одна проблема-целесообразность и качество использования наглядных средств обучения на уроках обществознания при изучении тем по праву. При преподавании права необходимо использовать не только текстовую информацию, но и визуальную информацию. Для этого хорошо подходит просмотр документальных и учебных фильмов, изучение различных художественных изображений, карикатур, схем, таблиц и так далее. К сожалению, качественной и содержательной наглядности явно не достает. К сожалению, на уроках права в основной и старшей школе некоторые изображения, карикатуры, зарисовки и другие наглядности показывать учащимся нецелесообразно, так как у них еще в полной мере не сформировалась психика, необходимо поддерживать уважительное отношение к обществу, государству и другим сферам общественной жизни. Учитель всячески должен ограждать своих учеников от насилия; навязывать им уважительное отношение к окружающим людям и их правам; прививать любовь к жизни и многое другое. Этому непосредственно способствуют и наглядные средства обучения.
10. Среди тем, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся, следует выделить : классификации «правонарушение- преступление-аморальный поступок». Часто они путают виды наказаний: административных, уголовных, дисциплинарных. Штраф постоянно встречается у них в числе дисциплинарных наказаниях. Плохо умеют приводить примеры (например, о нарушениях прав человека), путают организационно-правовые формы бизнеса.
11. Правовые вопросы в ЕГЭ отличаются довольно высоким уровнем сложности, предполагают не просто поверхностное ознакомление с материалом, а довольно глубокое знание статей кодексов (например, четкая формулировка способов защиты гражданских прав), что не терпит произвольного толкования и выдумок. Задания ЕГЭ направлены на правовую оценку ситуации, знание сторон различных процессов, их процессуальных прав и обязанностей, умение видеть нарушения законодательства в описанной правовой ситуации( задача 27), знание особенностей правового статуса налогоплательщика, работника, судьи, адвоката и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.