Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания
Оценка 4.9

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Оценка 4.9
doc
30.12.2019
Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания
Проблемы.doc

Дериземля И.Н.

учитель начальных классов

МКОУ Зональная СОШ

Проблемы семьи и семейного воспитания

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

 Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения - ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Одни авторы утверждают, что институт семьи обнаруживает явные симптомы упадка, дезинтеграции и скоро вовсе перестанет существовать, так как потерял свое значение, другие - наоборот, считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей якобы ничто не угрожает, она будет существовать вечно. Между этими крайними точками зрения существует много и других взглядов.

Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Азаров Ю. П., Байков Ф. Я., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Каган Е.В., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., Харчев А. Г. ,Шеляг Т. В. и другие. Актуальна проблема семьи и для государства, общества, школы.

Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что, начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что "неравно-правное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества"(2). Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия". С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. (4. С. 158)

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. (3. С. 25—31)

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый!», «Да зачем же я тебя только на свет родила..», «Любой дурак на твоем месте…!».

Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». (5.С. 38.)

Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Э.В. Васильева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества. (1.С. 41.)

Лишь в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать современные проблемы семьи. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

По моему мнению, важное место во взаимодействии школы и семьи должна занимать организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно-досуговой направленности.

Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку или куда пойти в поход.

Формы организации этой деятельности в моей работе разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников («День матери», «День именинника» и т.д.), игровых семейных конкурсов-состязаний («Спортивная семья», «Музыкальная гостиная» и т.д.), конкурсов рисунков, читательских конференций, походов и экскурсий.

 Любят ребята отмечать со своими товарищами и родителями дни рождения. Продумывают необычные подарки, поздравления, конкурсы, игры, оформляют газеты. А дни открытых дверей  помогают родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встретиться с  психологом, и другими педагогами, которые работают с классом.

Только в тесном сотрудничестве родительской общественности и школы возможны перспективы для стабилизации образовательной системы.

Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление разлагающего влияния на семью, на подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.

Литература

1.      Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников . Социологические проблемы образования и воспитания. - М., Педагогика, 1973. 112 с.;

2.      Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.:Феникс, 2001.

3.      Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989. 198 с.;

4.       Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. 264 с.;

5.      Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-пресс, 1992. 106 с.

 

 

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания

Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2019