«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
docx
география
5 кл—9 кл
01.03.2018
Школьная география – предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
актуальные проблемы преподавания географии.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №6
«Актуальные проблемы преподавания
географии в условиях реализации
ФГОС ООО».
Кузнецова М.И
учитель географии г.Чехов
Школьная география – предмет мировоззренческого характера,
формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о
Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят
естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения
географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель
географического образования заключается в овладении учащимися законченной
системой географических знаний и умений, а также возможностями их
применения в различных жизненных ситуациях. Вклад школьной географии в
формирование личности учащегося определяется современным этапом
взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является
важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. Для
приведения в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны
необходимо значительное обновление содержания образования. Главным
условием решения этой задачи является введение государственного стандарта
общего образования.
В настоящее время география относится к ряду учебных предметов, которые в
федеральном компоненте государственного стандарта 2004 года определены как
обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования,
требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих
требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется
обучение, его профиля. География – учебный предмет, дающий возможность
развивать целеполагание, планирование, рефлексию и самооценку во время
урока.
Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК. Необходимо
обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном
процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего и среднего (полного) общего образования). При организации
учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК необходимо внедрять
УМК нового поколения, особенностями которых являются:
переориентация с передачи знаний на формирование ключевых
компетенций;
формирование компетентностей на основе системнодеятельностного
подхода в обучении;
усиление блока прикладных знаний.
Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии
УМК, по которой работает. Каждый авторский коллектив учебных курсов
географии предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными
программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять
теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями,
такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических
материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников
трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов
подготовки к ГИА по географии. Выполнение системы практических работ,
предусмотренных программой, способствует овладению школьниками
картографическими, сравнительноисторическими, геоэкологическими,
геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические
работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие),
итоговые (оценочные). На выполнение практических работ отводится не более
20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные)
работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих
работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются
только удовлетворительные оценки.
Особое внимание попрежнему необходимо уделить времени, отведённому для
изучения географии в 5 и 6 классе. Несмотря на уменьшение количества часов
федерального компонента до 35 часов, на изучение начального курса географии
попрежнему предполагается отводить 70 часов. Дополнительные часы
перенесены в региональный компонент. рекомендовано 1 час учебного времени в
неделю отводить для преподавания краеведческого модуля. На современном
этапе развития школы меняется отношение к краеведению. Оно становится
одним из путей реализации регионального компонента. Выделяя отдельно
проблему создания и осмысления учениками целостности определённой
территории, следует указать на два пути изучения краеведения в школьной
практике. Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по
предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем
краеведческий материал остается дополнительным источником формирования
базовых понятий и представлений географии.
В базисный учебный план стандартов нового поколения включена рубрика
«Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. И,
конечно же, пока в среднем и старшем звене школы этого нет, тем не менее,
одним из направлений является подготовка к олимпиадам. Организация
внеклассной работы способствует расширению навыков практической
деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их
практическим применением, а также предполагает большое количество форм
деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из
педагогических условий для успешной подготовки к олимпиаде является
сочетание урочной и внеклассной работы. Все олимпиадные задания строятся на
основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически
усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму.
Содержание олимпиадных заданий определено «Примерной программой
основного общего образования по географии» в соответствии с разделами:
Источники географической информации
Природа Земли и человек
Материки, океаны, народы и страны
География России
Природопользование и геоэкология.
Природа и человек в современном мире
Население мира
География мирового хозяйства
Регионы и страны мира Россия в современном мире
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
При подготовке победителей районногородского этапа предметной олимпиады
к участию в областной олимпиаде можно использовать задания областных
олимпиад последних 5 лет. При подготовке следует сделать упор на
практическую составляющую их. В частности на построение геолого
геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно
километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и
умение рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных
заданий, возможно включение в структуру практических туров и других заданий,
в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой поисковых
и исследовательских проектов (например, бизнеспланов, программ
территориального развития, историкокраеведческих и т.д.). Задания этого типа,
как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим
экономическую географию.
При подготовке по теоретической части следует сделать упор на географические
открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату узнавать и
описывать по контуру или изображению конкретные участки земной
поверхности; по координатам определять особенные (специфические) точки
земли. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и
вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния, их
специфические проявления на конкретных территориях. По описанию уметь
определять ту или иную территорию (страну или район страны). Четко знать и
применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их
территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму. Особенности
водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод
Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и
теплых течений океана. Понимать особенности территориальной концентрации
многих экономических явлений. Уметь читать и анализировать различные
картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики.
Привычной формой итоговой аттестации стал ОГЭ. Учитывая небольшой
количественный состав участников ОГЭ по географии (менее 5% выпускников),
сложно определить уровень и особенности подготовки по географии всех
выпускников общеобразовательных учреждений. Однако на основе анализа этих
результатов можно составить представление об особенностях усвоения
материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют
выявить некоторые сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить
определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по
совершенствованию процесса обучения. Положительные изменения в качестве
географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние
годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей,
направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню
подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем
уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных
источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков
и текстов) и формированию умений самостоятельно их использовать для
сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и
явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необходимо
систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на анализ
результатов ГИА по географии за предыдущие годы. Акцентирование внимания
учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть
действенным средством профилактики формирования искаженных
географических знаний.
Включение заданий ОГЭ, проверяющих сформированность этих умений, как в
тематические, так и итоговые проверочные работы, использование их в текущем
контроле позволит, с одной стороны, учителю получать объективную картину
состояния сформированности умений, а с другой – будет стимулировать
учащихся акцентировать внимание не только на тексте учебника, но и
иллюстративном материале, статистических приложениях. При организации
контроля усвоения основных понятий важно уделять больше внимания
использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий,
отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их
примеры, умение применить их. Способность четко формулировать свои мысли с
использованием географических терминов и понятий, записывать ход
собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в
окружающей действительности задач является одной из важных предметных
компетенций. Чрезмерное увлечение тестовыми заданиями с выбором ответа при
проверке знаний неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются
возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать
учащихся этому необходимо уже с курса географии 5 класса.
К ГИА как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта
подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение
различных заданий. Важной задачей учителя является квалифицированная
помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к ГИА. Рекомендовать
ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных
Федеральным институтом педагогических к использованию в учебном процессе в
образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ
(http://www.fipi.ru). Отражая смену ценностных установок образования от освоения предметов к
развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных
ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его
важнейшая составная часть и личностный результат.
Одно из главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать
выделение предметных, надпредметных (метапредметных)
иличностных требования к результатам обучения. Среди результатов освоения
этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации
предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка
которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
^ Основные требования к подготовке учащихся (предметные умения)
Объяснять значение основных понятий темы,
приводить примеры влияния различных природных и социально
экономических факторов на численность, воспроизводство, расселение и
размещение населения;
приводить аргументированные доказательства влияния этнического или
религиозного состава населения на особенности социальноэкономической
жизни страны;
сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения;
использовать данные тематических карт как источник аргументов в
пользу того или иного суждения;
давать характеристики на основании картографических данных;
читать и анализировать содержание тематических карт.
Метапредметные умения:
Поиск и отбор необходимых источников информации
Владение навыками анализа и синтеза информации. Классификация
информации по заданным признакам
Выделение главных существенных признаков, определение критериев для
анализа и сравнения
Сравнение объектов, фактов, явлений по заданным критериям
Выявление причинноследственных связей между географическими
объектами, явлениями, событиями, фактами
Представление информации в разных видах
Совершенствование аналитических умений работать со статистикой,
картосхемами, картодиаграммами, тематическими картами
Высказывание собственных аргументированных суждений по актуальным
вопросам изучаемого учебного материала
Работа с текстом учебника, представление текстов в разных видах –
выводов, тезисов, резюме
Изучение отличительных особенностей разных типов глобальных проблем
на основе работы с различными источниками информации
Выявление взаимосвязей между различными глобальными проблемами
Изучение картографических и статистических данных для выяснения
географии экологических проблем
Работа с материалами периодической печати (отбор и анализ)
Высказывание собственных аргументированных суждений по актуальным
вопросам изучаемого учебного материала
Уметь работать с различными источниками информации, анализировать,
делать выводы
Совершенствовать коммуникационные умения, т.е. умения переводить
картографическую, статистическую, графическую информацию в
текстовую и наоборот
Показывать по карте и объяснять географию явлений и процессов,
выявлять причинноследственные связи на основе сопоставления карт,
делать аналитические выводы.
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.