«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
Оценка 4.7

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
docx
география
5 кл—9 кл
01.03.2018
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
Школьная география – предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
актуальные проблемы преподавания географии.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6  «Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО». Кузнецова М.И учитель географии г.Чехов            Школьная география – предмет мировоззренческого характера,  формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о  Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят  естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения  географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель  географического образования заключается в овладении учащимися законченной  системой географических знаний и умений, а также возможностями их  применения в различных жизненных ситуациях. Вклад школьной географии в  формирование личности учащегося определяется современным этапом  взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является  важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. Для  приведения в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны  необходимо значительное обновление содержания образования. Главным  условием решения этой задачи является введение государственного стандарта  общего образования. В настоящее время география относится к ряду учебных предметов, которые в  федеральном компоненте государственного стандарта 2004 года определены как  обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования,  требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется  обучение, его профиля. География – учебный предмет, дающий возможность  развивать целеполагание, планирование, рефлексию и самооценку во время  урока. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК. Необходимо  обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном  процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в  соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего и среднего (полного) общего образования). При организации  учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК необходимо внедрять  УМК нового поколения, особенностями которых являются:   переориентация с передачи знаний на формирование ключевых  компетенций;   формирование компетентностей на основе системно­деятельностного  подхода в обучении;  усиление блока прикладных знаний.  Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии  УМК, по которой работает. Каждый авторский коллектив учебных курсов  географии предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными  программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с  примерными программами начального общего образования.  Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.  Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять  теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями,  такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических  материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников  трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов  подготовки к  ГИА по географии. Выполнение системы практических работ,  предусмотренных программой, способствует овладению школьниками  картографическими, сравнительно­историческими, геоэкологическими,  геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические  работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие),  итоговые (оценочные). На выполнение практических работ отводится не более  20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные)  работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих  работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются  только удовлетворительные оценки.  Особое внимание по­прежнему необходимо уделить времени, отведённому для  изучения географии в 5 и 6  классе. Несмотря на уменьшение количества часов  федерального компонента до 35 часов, на изучение начального курса географии  по­прежнему предполагается отводить 70 часов. Дополнительные часы  перенесены в региональный компонент. рекомендовано 1 час учебного времени в  неделю отводить для преподавания краеведческого модуля. На современном  этапе развития школы меняется отношение к краеведению. Оно становится  одним из путей реализации регионального компонента. Выделяя отдельно  проблему создания и осмысления учениками целостности определённой  территории, следует указать на два пути изучения краеведения в школьной  практике. Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по  предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем  краеведческий материал остается дополнительным источником формирования  базовых понятий и представлений географии.   В базисный учебный план стандартов нового поколения включена рубрика  «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. И,  конечно же, пока в среднем и старшем звене школы этого нет, тем не менее,  одним из направлений является подготовка к олимпиадам. Организация  внеклассной работы способствует расширению навыков практической  деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их  практическим применением, а также предполагает большое количество форм  деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из  педагогических условий для успешной подготовки к олимпиаде является  сочетание урочной и внеклассной работы. Все олимпиадные задания строятся на  основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически  усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму.  Содержание олимпиадных заданий определено «Примерной программой  основного общего образования по географии» в соответствии с разделами:          Источники географической информации Природа Земли и человек Материки, океаны, народы и страны География России  Природопользование и геоэкология. Природа и человек в современном мире Население мира География мирового хозяйства Регионы и страны мира Россия в современном мире   Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.   При подготовке победителей районно­городского этапа предметной олимпиады к участию в областной олимпиаде можно использовать задания областных  олимпиад последних 5 лет. При подготовке следует сделать упор на  практическую составляющую их. В частности на построение геолого­ геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно­ километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и  умение рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных  заданий, возможно включение в структуру практических туров и других заданий, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой поисковых  и исследовательских проектов (например, бизнес­планов, программ  территориального развития, историко­краеведческих и т.д.). Задания этого типа,  как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим  экономическую географию. При подготовке по теоретической части следует сделать упор на географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату  узнавать и  описывать по контуру или изображению конкретные участки земной  поверхности; по координатам определять особенные (специфические) точки  земли. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и  вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния, их  специфические проявления на конкретных территориях. По описанию уметь  определять ту или иную территорию (страну или район страны). Четко знать и  применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их  территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму. Особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод  Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и  теплых течений океана. Понимать особенности территориальной концентрации  многих экономических явлений. Уметь читать и анализировать различные  картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики.     Привычной формой итоговой аттестации стал ОГЭ. Учитывая небольшой  количественный состав участников ОГЭ по географии (менее 5% выпускников),  сложно определить уровень и особенности подготовки по географии всех  выпускников общеобразовательных учреждений. Однако на основе анализа этих  результатов можно составить представление об особенностях усвоения  материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют  выявить некоторые сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить  определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по  совершенствованию процесса обучения. Положительные изменения в качестве  географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние  годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей,  направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню  подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем  уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных  источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков  и текстов) и формированию умений самостоятельно их использовать для  сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и  явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необходимо  систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на анализ  результатов ГИА по географии за предыдущие годы. Акцентирование внимания  учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть  действенным средством профилактики формирования искаженных  географических знаний.  Включение заданий ОГЭ, проверяющих сформированность этих умений, как в  тематические, так и итоговые проверочные работы, использование их в текущем  контроле позволит, с одной стороны, учителю получать объективную картину  состояния сформированности умений, а с другой – будет стимулировать  учащихся акцентировать внимание не только на тексте учебника, но и  иллюстративном материале, статистических приложениях. При организации  контроля усвоения основных понятий важно уделять больше внимания  использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий,  отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их  примеры, умение применить их. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход  собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в  окружающей действительности задач является одной из важных предметных  компетенций. Чрезмерное увлечение тестовыми заданиями с выбором ответа при проверке знаний неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются  возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать  учащихся этому необходимо уже с курса географии 5 класса. К ГИА как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта  подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение  различных заданий. Важной задачей учителя является квалифицированная  помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к ГИА. Рекомендовать  ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных  Федеральным институтом педагогических к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ  (http://www.fipi.ru). Отражая смену ценностных установок образования ­ от освоения предметов к  развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных  ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его  важнейшая составная часть и личностный результат.  Одно из главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать  выделение предметных, надпредметных (метапредметных)  иличностных требования к результатам обучения. Среди результатов освоения  этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации   предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка  которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.  ^ Основные требования к подготовке учащихся (предметные умения)        Объяснять значение основных понятий темы,  приводить примеры влияния различных природных и социально­ экономических факторов на численность, воспроизводство, расселение и  размещение населения;  приводить аргументированные доказательства влияния этнического или религиозного состава населения на особенности социально­экономической  жизни страны; сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения; использовать данные тематических карт как источник аргументов в  пользу того или иного суждения; давать характеристики на основании картографических данных; читать и анализировать содержание тематических карт. Метапредметные умения:              Поиск и отбор необходимых источников информации Владение навыками анализа и синтеза информации. Классификация  информации по заданным признакам Выделение главных существенных признаков, определение критериев для  анализа и сравнения Сравнение объектов, фактов, явлений по заданным критериям Выявление причинно­следственных связей между географическими  объектами, явлениями, событиями, фактами Представление информации в разных видах Совершенствование аналитических умений работать со статистикой,  картосхемами, картодиаграммами, тематическими картами Высказывание собственных аргументированных суждений по актуальным  вопросам изучаемого учебного материала Работа с текстом учебника, представление текстов в разных видах –  выводов, тезисов, резюме Изучение отличительных особенностей разных типов глобальных проблем  на основе работы с различными источниками информации Выявление взаимосвязей между различными глобальными проблемами Изучение картографических и статистических данных для выяснения  географии экологических проблем Работа с материалами периодической печати (отбор и анализ)     Высказывание собственных аргументированных суждений по актуальным  вопросам изучаемого учебного материала Уметь работать с различными источниками информации, анализировать,  делать выводы Совершенствовать коммуникационные умения, т.е. умения переводить  картографическую, статистическую, графическую информацию в  текстовую и наоборот Показывать по карте и объяснять географию явлений и процессов,  выявлять причинно­следственные связи на основе сопоставления карт,  делать аналитические выводы.

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018