Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.
Оценка 4.8

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
04.10.2019
Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.
Научно-исследовательская работа Образовательные программы Воспитательная работа Дошкольное образование 04.10.2019 В работе проведена исследовательская, а также опытно-экспериментальная деятельность направленная на изучение актуальности вопросов развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Определены основные направления деятельности с детьми, родителями и педагогами, разработана программа сопровождения детей с нарушениями эмоциональной сферы, дана оценка результативности проведенной работы.
ПРОграмма итог.docx
ХАНТЫ­МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ­ЮГРА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЕЛОЯРСКИЙ РАЙОН УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «БЕРЕЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол от «__» ________ 201__ год №  __ УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский ____________________А. В. Дмитриева приказ от «__» ________ 201__ год № __ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор:  Юлия Геннадиевна Шевченко Педагог­психолог г. Белоярский, 2016 год Оглавление 1. Актуальность 2. Участники программы 3. Цель и задачи программы 4. Научные и методологические основания программы 5. Обоснование необходимости реализации программы 6. Структура и содержание программы 7. Сроки и этапы реализации программы 8. Ожидаемые результаты 9. Описание используемых технологий, методик, инструментария 10 . 11 . 12 . 13 . 14 Результаты реализации программы 15 . Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы Описание   способов,   которыми   обеспечивается   гарантия   прав участников Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы Приложение 1 2 3 3 4 6 7 9 13 13 14 14 15 16 19 22­68 Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 2 1. Актуальность Изменения,   происходящие   в   государственной   политике   системы образования   Российской   Федерации,   ставит   особые   задачи   перед   первой ступенью образования – дошкольным образованием. Одной из приоритетных задач   Федерального   государственного   образовательного   стандарта дошкольного   образования   (далее   ­   ФГОС   ДО)   является   сохранение   и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения, в   том   числе   его   психоэмоционального   благополучия.   В   частности   в образовательной области социально­коммуникативное развитие, одна из задач направлена   на   развитие   эмоциональной   стороны   личности   дошкольника: эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости. Так же в требованиях к условиям реализации основной образовательной программы   дошкольного   образования   ФГОС   ДО   подчеркивает,   что «результатом   реализации   указанных   требований   должно   быть   создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая   создание   образовательной   среды,   которая   обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников». Не исключено и влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху   социально­экономической   нестабильности,   постоянные   перемены, огромный   информационный   поток   которые   приводят   к   повышению агрессивности   и   эмоциональной   нестабильности   в   жизни   людей   Взрослые люди   не   всегда   в   состоянии   совладать   с   возникающими   жизненными трудностями, справиться с возникшими проблемами, сохранить целостность и уверенность.   Все   это   является   следствием   эмоциональной   неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия. Находясь в ситуации эмоционального дискомфорта, ребенок находится в   поиске   и   выбирает   тот   или   иной   способ   психологической   самозащиты активного или пассивного характера.1 1 Ермолаева М.В. «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников», М., 2008 Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 3 Проблема развития эмоциональной сферы и ее роли в возникновении мотивов как регулятора деятельности и поведения ребенка, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.  Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста тесно связано с личностным   развитием,   с   формированием   мира   чувств   и   эмоций.   Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.   опыт эмоционального   отношения   к   миру,   обретаемый   в   дошкольном   возрасте, весьма прочен и принимает характер установки1.   По   данным   многочисленных   исследований, Эмоциональная память дошкольника фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий. Преобладание   негативного   эмоционального   фона   может   оказать пагубное   воздействие,  как   на   его   психическое   здоровье,   так   и   на   процесс личностного становления2. Л.С.  Выготский говорил о том, что «эмоциональная сторона личности имеет   не   меньшее   значение,   чем   другие   и   составляет   предмет   и   заботу   в воспитании в той же мере, как ум и воля»3. Выделяя   факторы,   влияющие   на   содержание   и   способы   выражения эмоциональных   состояний     дошкольников   ряд   исследователей   (Урунтаева Е.П.,   Лисина   М.И.)   подчеркивают   роль   взрослых,   семьи   и   значимость отношений   со   сверстниками,   т.е.   социальные   условия   развития   детей.   По мнению Л.С. Выготского, развитие эмоций детей, в частности социальных, ­ это процесс управляемый, позволяющий сделать эмоции культурными4. 1 Ежкова Н.С. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Ч.1, М., 2010 2 Ермолаева М.В. «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников», М., 2008 3 Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991 4 Ермолаева М.В. «Особенности и средства развития эмоциоанльной сферы дошкольников», М., 2008 Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 4 А. Д. Кошелева в своих работах высказывает свое мнение о том, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье.1 Выготский   Л.С.,   Запорожец   А.В.,   Леонтьев   А.Н.,   Неверович   Я.З. отмечали   интенсивное   развитие   эмоций   под   влиянием   социальных   условий жизни и воспитания. Запорожец отмечал, что эффективность обучения во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему, к заданию, предлагаемому взрослым,   к   чувствам,   возникающим   у   ребенка   в   данной   ситуации,   и   к переживаниям, связанным с успехами и неудачами2.  Приходится признать, что некоторые взрослые не знают, как заботиться об эмоциональной грамотности детей. В нашем рациональном современном мире главные ценности это знания, логика, суждения, оценки. В случае же непослушания   свое   недовольство   мы   выражаем   повышенным   тоном, игнорированием, критикой, наказаниями, а стоящие за всем этим эмоции – и наши собственные и наших детей остаются не замеченными. Для   действительного   освоения   этого   мира   детям   необходимо   живое общение с нами, взрослыми. Причем общение особенное, такое при котором «дисциплинарные»   проблемы   перестают   быть     в   центре   внимания,   а   на передний   план   выступает   эмоциональная   сторона   жизни   –   переживания, рассказы о них, выслушивание их, обмен ими3. На сегодняшний день, отмечается тенденция к увеличению численности детей   с нарушениями эмоциональной сферы. К типичным симптомам этих нарушений   у   дошкольников   относятся   эмоциональная   неустойчивость, враждебность,   агрессивность,   тревожность   и   т.п.,   что   серьезно   осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.4 Исходя,   из   собственных   наблюдений   и   основываясь   на психодиагностических   данных,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   на сегодняшний   день   в   основном   делается   акцент   на   развитие   когнитивных функций, при этом развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточно 1 Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников.  М.,2002. 2 Ермолаева М.В. «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников», М., 2008 3 Гиппенрейтер Ю.Б. «Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем», М., 2015 4 Ежкова Н.С. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Ч.1, М., 2010 Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 5   Наблюдается   сокращение   времени   уделяемого   чтению внимания. художественных   произведений,   которые   знакомят   с   миром   человеческих эмоций и чувств,  а также бесед по ним. Причем, это происходит не только в семьях, но и в образовательных учреждениях.   О последствиях и ошибках подобного воспитания говорит современная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием   эмоциональных   перегрузок.   Директивные   действия   взрослых   с раннего   возраста   блокируют   у   детей   эмоциональное   самовыражение,   что приводит   к   возникновению   неврозов,   фобий,   дезадаптационных   форм поведения1. Заботиться об эмоциональной жизни ребенка также важно, как о его физическом и умственном развитии. Анализ   журнала   индивидуальных   обращений   за   последние   два   года, позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   увеличилось   количество   обращений педагогов   по   следующей   тематике:  повышенная   тревожность;   отсутствие познавательного   интереса;   агрессивность.   В   свою   очередь   обращения родителей затрагивают вопросы: адаптации; отсутствия у детей выраженных интересов; агрессивность, повышенная возбудимость, обидчивость, робость; несоблюдение правил, непослушание. Ежегодное обследование детей подготовительных групп в начале года, направленное   на   выявление   группы   детей   испытывающих   трудности   в освоении   образовательной   программы,   свидетельствует   об   увеличении численности таких воспитанников. Однако при углубленном индивидуальном обследовании   уровня   актуального   развития   дошкольников   и   определения потенциальных   возможностей,   выявляется   достаточный   уровень   развития когнитивной сферы, однако при обследовании особенностей эмоциональной сферы определяется ряд проблем, которые мешают ребенку в полной мере проявить себя и в полной мере проявить себя.  Качество   освоения   образовательной   программой   зависит   в   большей мере   от   эмоционального   отношения   ребенка   к   процессу   обучения,   его содержанию,   успехам   и   неуспехам.   Поэтому   в   содержание   понятия готовности   к   обучению   в   школе   относят   личностную,   эмоциональную   и интеллектуальную   составляющие.   Познавательную   и   интеллектуальную деятельность   и   все   виды   психических   функций   необходимо   исследовать сквозь призму состояния эмоциональной  сферы ребенка, т.к. негативные и позитивные эмоции могут повлиять и на выполнение заданий, исследующих 1 Котова Е.В. «В мире друзей» Программа эмоционально­личностного развития детей. М., 2007 Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 6 ВПФ,   которые   пронизываются   эмоциями   и   влияют   на   их   формирование, протекание и нарушение. Изучение данного вопроса, анализ запросов педагогов и родителей, по вопросам   трудностей   освоения   образовательной   программы   дошкольной организации и межличностного взаимодействия воспитанников, показали, что на сегодняшний момент существует социальный заказ, ориентированный на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Главное   направление   в   развитии   эмоциональной   сферы   является появление способности управлять эмоциями – произвольность поведения. В этом случае эмоции начинают подчиняться мышлению с опорой на имеющиеся знания, нормы и способы поведения.  Согласно утверждению американского писателя и психолога Дэниеля Гоулмана   успешность   и   самочувствие   человека   зависит   от   способности лавировать в мире эмоций. Каждый человек должен учитывать их в своей жизни,   справляться   с   негативными   эмоциями,   чувствовать   и   проявлять позитивные1.  Несформированность эмоциональной сферы дошкольников ведет:   к   неумению   дифференцировать   собственные   переживания,   и   как следствие к недостаточному развитию эмоциональной саморегуляции;   непониманию   эмоциональных   переживаний   окружающих,   и   как следствие   трудности в межличностном  общении. Кроме того – это, безусловно,   сказывается   на   образовательной   деятельности   детей   и порой приводит к трудностям освоения образовательной программы в целом. Проблема   эмоционального   развития   детей   дошкольного   возраста является   важным   аспектом   в   современном   образовании   и   воспитании. Эмоциональный мир ребенка играет важнейшую роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых социумом нравственных норм и правил.  Осваивая   социальную   обусловленность   эмоций,   дети   овладевают нормативными   категориями,   эталонами   их   проявления,   что   способствует начальному   становлению   эмоциональной   культуры   личности.   Ребенок   с развитой   эмоциональной   сферой   легче   преодолевает   эгоцентризм,   лучше включается в учебно­познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности и легче проживает период адаптации, что особенно важно для будущих первоклассников. Программы может стать крепким  фундаментом 1 Что такое эмоциональный интеллект дошкольника: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2016 № 11 Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» для   школьных   психологов   работающими   с   детьми,   прибывшими   в   первый класс в период адаптации.  7 Учитывая   все   вышеизложенное,   обозначена   актуальность   разработки коррекционно­развивающей детству» ориентированной на развитие эмоциональной сферы дошкольников (далее ­ программа).   Данная   программа   была   разработана   на   основе   изучения методической   литературы   и   личного   профессионального   опыта   педагога­ психолога дошкольной организации. программы   «Навстречу     Содержание данной программы направлено на работу по формированию эмоциональной   и   коммуникативной   компетентности   участников образовательных   отношений,   формированию   эмоционального   интеллекта   и эмоциональной отзывчивости у дошкольников.  В программу включены мероприятия направленные на работу не только с детьми, но и с родителями и педагогами преследующие цель повышения коммуникативной   компетентности   взрослых   в   вопросах   эмоционального развития   дошкольников   и   улучшения   социальной   ситуации   влияющей   на становление дошкольников. 2. Участники программы Коррекционно­развивающая   программа   «Навстречу   детству» рассчитана на участие в ее реализации детей старшего дошкольного возраста (6­7   лет)   с   нарушениями   эмоциональной   сферы,   их   родителей   (законных представителей) и педагогов. 3. Цель и задачи программы Цель: способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:  знакомить   детей   с   базовыми   эмоциями   и   их   влиянием   на жизнедеятельность человека;  обучать социально приемлемым способам проявления эмоциональных состояний (эмоциональной саморегуляции);  формировать самооценку, чувство собственной значимости;  способствовать   развитию   эмоциональной   отзывчивости,   эмпатии, взаимопомощи, поддержки,  сочувствия, сорадости; Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 8  развивать коммуникативные навыки и сотрудничество, стимулировать коммуникативную,   познавательную   игровую   активность   детей   в различных видах деятельности;  повышать   психологическую   и   педагогическую   компетентность родителей   и   педагогов   в   области   знаний   о   развитии   эмоциональной сферы и влияния ближайшего окружения на данную сторону личности. 4. Научные, методологические и методические основания программы В   основу   программы   заложена   личностно­ориентированная   модель взаимодействия с детьми. Современная детская психология выдвигает положение о том, что уже в дошкольном   возрасте   складывается   личность   ребенка.   Формирование личности   находится   в   тесной   взаимосвязи   с   формирование   эмоциональной сферы. Первые исследования онтогенеза эмоциональной сферы принадлежат Д. Уотсон (поведенческий научно­теоретический подход, бихевиоризм). Уотсон определял эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма на определенную ситуацию (стимул), которая существует уже на ранних стадиях онтогенеза.   В   свою   очередь,   дальнейшими   исследованиями   эмоциональной сферы М. Шерман, опровергал  предположение Уотсона Д., о врожденности эмоциональных   реакций   и   показали   не   дифференцированность   реакций младенца   на   различные   стимулы.   Как   писал   Бриджес   К.     стратегия онтогенетического   развития   эмоций,   заключается   в   их   постепенной дифференциации на основе состояния общего возбуждения новорожденного. С точки зрения деятельностного подхода нормативно­возрастное поле эмоционального развития составляют эмоциональные новообразования (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Г. М. Бреслав, Л. И. Божович, И. М. Юсупов) последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза. На   протяжении   дошкольного   детства   происходит   ряд   закономерных изменений   в   эмоциональной   сфере   дошкольников,   обусловленных   ее усложнением и обогащением. Эмоции   человека   чрезвычайно   многообразны   и   сложны.   Как   писал советский   ученый   П.   К.   Анохин,   без   эмоций   человек   превратился   бы   в подобие   робота,   которому   не   ведомы   ни   беды,   ни   радости,   ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью. Такой человек  не смог Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 9 бы   понять   переживания   других   людей   и   значения   для   окружающих   своих поступков. Над   темой   эмоций   и   чувств   работало   немало   известных   ученных. Причем   взгляды   на   данную   сторону   личности   человека   у   некоторых существенно разнились. Одни полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий "эмоций и чувств". А вот Томкинс и К. Изард утверждают, что эмоции и чувства образуют первичную мотивационную   систему   человека1.  По   мнению   К. Изарда,  именно  «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие»2 Л. С. Выготский и А. В. Запорожец справедливо указывали на  важность согласованного   функционирования   двух   систем   интеллектуальной   и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм   деятельности.  А.В.   Запорожец   доказал,   что   «на   протяжении   детства эмоции   проходят   путь   прогрессивного   развития,   приобретая   все   более сложные   формы   проявления   под   влиянием   социальных   условий   жизни   и воспитания».3 Сопровождая   любые   события   жизни   индивида,   эмоции   отражают значимость (смысл) явлений и ситуаций и вместе с тем выступают в качестве механизмов   внутренней   регуляции   психической   деятельности   и   поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Согласно С. Л. Рубинштейну,   эмоция   есть   форма   отражающей   и   регулирующей   функции мозга4.  Существуют   различные   классификации   эмоций   и   чувств:   К. Изарда, Б.И. Додонова,   И. Канта,   А. Бэна,   Т. Брауна,   В.О. Леонтьева,   П. Экмана, Г. Плутчика,   Дж. Грея  однако,  все еще отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций.   В.К. Вилюнаса,   Л.В. Куликова,   У. Джеймса, Методологическую основу программы составляют: 1 Изард.К. Э. Психология эмоций. СПб., 2006. 2 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985 3 А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. М.,  1986. 4 Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии.  М., 1976. Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»  теория Томкинса и К. Изарда  ­ эмоции как первичная мотивационная 10 система человека.  теория   об   эмоциональных   новообразованиях,   как   нормативно­ возрастном   поле   эмоционального   развития  (А.   В.   Запорожец,   Я.   З. Неверович,  Г. М. Бреслав, Л. И. Божович, И. М. Юсупов);  теория   о   развитии   личности   ребенка   дошкольного   возраста   (Т.   С. Комарова);  исследования   отечественных   психологов   (Л.С.   Выготский,   А.   В. Запорожец, Я. З. Неверович) о важности согласованности двух  систем эмоциональной и интеллектуальной;  труды Зинкевич­Евстигнеевой  Т.Д. ­ о сказке, как методе смягчения поведенческого негативизма у ребенка, развитие нравственной сферы;  личностно­ориентированный подход …… Программа   имеет   ряд  идей  составляющих   ее   основу.   Данные   идеи необходимо реализовывать специалистами, работающими по программе: 1. Идея  развивающего  обучения, позволяющая исправлять  недостатки   у детей   через   опору   на   зону   ближайшего   и   актуального   развития дошкольников. 2. Идея   компетентностного   подхода,   рассматриваемого,   в   рамках программы,  как  единство   средств   и   методов,   как  многомерное психолого­педагогическое,   социальное   и   физическое   пространство,  в котором формируются компетенции участников ОО. Практическая   значимость   программы  заключается   в   том,   что коррекционно­развивающая   программа   «Навстречу   детству»   по   развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, подобранный диагностический   инструментарий,   практические   рекомендации,   игры   и упражнения могут быть использованы педагогами­психологами дошкольных образовательных   учреждений   как   готовый   инструмент,   направленный   на развитие   эмоциональной   сферы   старших   дошкольников.   Кроме   того, программа   способствует   преемственности   психологов   образования   в дошкольной   и   школьной   системах,   что   в   значительной   степени   облегчает период адаптации в момент поступления ребенка в школу. Обоснование   необходимости   реализации   данной   программы   для 5. достижения указанных целей и решения поставленных задач Эмоциональная   сфера   человека   –   сложная   система   эмоциональных переживаний.   Эмоции   в   этой   системе   –   важная,   но   не   единственная составляющая.  Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 11 Классик   отечественной  психологии   А.Н.  Леонтьев   выделил   основные составляющие эмоциональной сферы человека: аффекты, собственно эмоции, чувства,   настроение,   эмоциональные   состояния   (более   длительные   по сравнению   с   собственно   эмоциями   переживания).     Стратегической   линией развития   эмоциональной   сферы   дошкольников,     является   развитие   чувств (социальных,   интеллектуальных,   эстетических),   которые   сопровождают человека всю жизнь, постоянно его «подпитывают».  Программа «Навстречу детству» направлена на развитие эмоциональной сферы   дошкольников,   формирование   чувственной   и   аффективной   сфер, способствует   развитию   эмоционального   интеллекта   и   эмоциональной отзывчивости,   что   в   свою   очередь,   способствует   формированию   и коммуникативной сферы дошкольников. Развитие эмоциональной сферы не возможно,   если   ребенок   не   понимает   свои   собственные   эмоциональные состояния и эмоциональные состояния окружающих людей, если ребенок не может   адекватно   оценить   ситуацию   и   выбрать   способы   реагирования   на конкретную текущую ситуацию. Программа   использование   предусматривает   разнообразных интерактивных   технологий   и   методов.   Позволяет   реализовать   системный подход   в   развитии   эмоциональной   сферы,   что   способствует   повышению эффективности ее реализации. 6. Структура и содержание программы Структура программы включает поэтапную реализацию программного содержания по направлениям (таблица 1,2):   коррекционно­развивающая деятельность с детьми;  консультирование, просветительско­профилактическая  деятельность с педагогами;  консультирование,   просветительско­профилактическая   деятельность, повышение   психологической   и   педагогической   компетентности родителей. Коррекционно­развивающая   деятельность   с   детьми  представляет собой   систему   психологических   занятий,   направленных   на   развитие эмоциональной сферы дошкольников, снижение неблагоприятных состояний влияющих   на   эмоциональную   сторону   личности   каждого   ребенка   и реализуется   через   различные   формы   организации   детей   (групповая, подгрупповая, индивидуальная).  Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 12 Данная система включает в себя 21 встречу (1 раз в неделю) педагога­ психолога с воспитанниками, объединенных в группы (6­8 человек) по каким­ либо характеристикам. Продолжительность встречи составляет 30 минут, что соответствует   требованиям   СанПиН   2.4.1.3049­13   к   организации образовательной деятельности с детьми 6­7 лет. Каждая встреча проводится в специально   оборудованном   помещении,   носит   игровой   характер   и осуществляется   через   различные   формы   организации   коррекционно­ развивающей деятельности (игровой мини­тренинг, коллективная, проблемно­ поисковая и/или творческая деятельность и др.).  Коррекционно­развивающая   деятельность   с   детьми   предполагает использование   различных   методов   и   приемов:   дидактические,   ролевые, сюжетные,   коммуникативные   игры,   игры   на   развитие   произвольности, театрализация   сказок,   практические   задания   разной   направленности, требующие   последующего   анализа,   эмоционально   символические   методы, вербальные и невербальные «поглаживания», метафорические высказывания, этюды   психогимнастики,   релаксационные,   дыхательные   и   визуально­ кинестетические упражнения. Игры и упражнения подобраны таким образом, чтобы   задействовать   все   каналы   восприятия:   аудиальный,   визуальный, кинестетический.   и   Консультирование просветительско­профилактическая деятельность   с   педагогами  направлены   на   оказание   психологической, педагогической и информационной помощи воспитателям в создании условий, способствующих   повышению   эмоционального   комфорта   в   группе, ознакомлению с особенностями и закономерностями развития эмоциональной сферы   детей   дошкольного   возраста   через   организацию   семинаров­ практикумов, тренингов и индивидуального консультирования по запросам. Предложен практический материал (Приложение 1). Основным содержанием в направлении по развитию взаимодействия с   семьями   воспитанников   являются   мероприятия  по   повышению психологической   и   педагогической   компетентности   в  области   развития эмоциональной   сферы,   укреплению   детско­родительских   отношений, определению   роли   родителей   в   развитии   эмоциональной   сферы   детей, влияния   социальной   ситуации   развития   на   формирование   личности дошкольников.   Программа   предполагает   групповые   встречи   с   родителями (тренинги,   детско­родительские   встречи,   семинары­практикумы)   по   общей тематике   и   индивидуальные   консультации   по   инициативе   представителей сторон.  Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» Содержание программы Таблица 1 Краткий план встречи Решаемые задачи Взаимодействие с семьями воспитанников  Взаимодействие с педагогами  № а м е Т я и т я н а з   (индивидуальные   Сбор   Консультативная   работа   с   родителями   и   педагогами беседы, консультации). дополнительной информации   по   необходимости.   Знакомство   с содержанием программы. Заключение договоров ПМПк. Рекомендации по взаимодействию   с   детьми   с   нарушением эмоциональной сферы. Тренинг   с   родителями «Влияние   ближайшего окружения   на   развитие эмоциональной   сферы «Возрастные особенности   детей   6­7 лет» Буклет Психологическая акция «Мой   ребенок   в   лучах солнца» Семинар­практикум «Эмоциональное развитие   дошкольного Индивидуальное консультирование Оформление эмоциональных уголков   в   группах детского сада детей Диагностика Определить   уровень   развития эмоциональной сферы, внутрисемейных   отношений. Определить   пути   коррекции выявленных нарушений   1 2 3 е о н д о в В е и е т о я н н д а о з в В е и т я н т с а о з д а Р 1. Приветствие 2. Знакомство 3. Поменяйтесь местами те, кто… 4. Комплименты 1. Приветствие «Я и мое имя» 2. Игра «Меняются местами те, кто…» 3. Игра «Запомни» 4. Игра «Что изменилось» ь 1. Приветствие «Прошепчи имя» 2. Этюд «Встреча с другом» 3. Этюд «Новая кукла» 4. Этюд «После дождя»     условия Знакомить детей друг с другом. Создать для позитивного   взаимодействия детей   друг   с   другом.   Снять Продолжать   знакомить   детей друг с другом. Создать условий для позитивного взаимодействия   детей   друг   с Способствовать сплочению детского коллектива. Работать над выразительностью жестов   для   правильного ь 1. Приветствие Упражнение «Друг к  дружке» 2. Игра «Море волнуется» 3. Этюд «Остров плакс» 1. Приветствие «Страна настроений» 2. Чтение сказки «Путешествие в страну  Настроений» 3. Беседа по сказке 1. Приветствие «Ладошки» 2. Фокус со стаканом 3. Этюд «Удивление» 4. Собери пиктограмму 1. Ритуал приветствия «Страна  Настроений» 2. Чтение сказки «Путешествие в страну  Настроений» 1. Приветствие «Встанет на кого я смотрю» 2. Собери пиктограмму 3. Изобрази гнев 4. Этюд «Сердитый дедушка» 1. Приветствие «Страна Настроений» 2. Чтение сказки «Путешествие в страну  Настроений» 3. Беседа по сказке 1. Приветствие «Тепло рук» 2. Проектор эмоций «Удивление» 3. Проектор эмоций «Гнев» 4. Упражнение «Пружинка» 4 5 6 7 8 9 10 т с у р Г .   и ь т с о д а Р ь и т н с е у л р в г и д У е и н е л в и д У е в е н Г в е н Г , ь т с о д а Р ь т с у р г ,   положительный Создать эмоциональный фон.  Работать над выразительностью Познакомить детей с  эмоциональным состоянием  радости и грусти: мимика,  Способствовать созданию  положительного  эмоционального фона.  Работать над выразительностью Способствовать созданию  условий для позитивного  взаимодействия детей друг с  другом. Развивать  с Знакомить эмоциональным   состоянием гнев:   мимика,   пантомимика, интонация,   анализ   внутренних детей         детей Знакомить с эмоциональным   состоянием гнев:   мимика,   пантомимика, Совершенствовать умения детей   передавать   заданное эмоциональное состояние. Развивать способность     Тренинг   с   родителями. «Развитие эмоциональной сферы»   Влияние   родительских установок на эмоциональную   сферу ребенка   дошкольного Тренинг «Наказание. За и против». 1 Индивидуальное консультирование Индивидуальное консультирование «Стили   Тренинг педагогического общения» Буклет  «Как организовать   выходной день с ребенком» Индивидуальное консультирование Практикум для детей и родителей совместно с воспитателями   групп   «Ребенок   глазами родителей, родители глазами детей» Создание в группе уголка «Управление гневом» совместно с родителями и педагогами Психологическая акция «Эмоции моего ребенка.   Они   такие разные»   Индивидуальное консультирование Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 11 12 13 14 15 16 17 18 х 11. Приветствие «Эхо» а р т С 12. Чтение стихотворения 13. Упражнение «Закончи предложение» 14. Этюд «Ежи» х 1. Ритуал приветствия «Страна  а р т С ь 1. Ритуал приветствия «Страна  Настроений» 2. Чтение сказки «Путешествие в страну  , , т с о б о Р вину 1. Ритуал приветствия «Страна  Настроений» 2. Чтение сказки 3. Беседа по сказке 1. Ритуал приветствия «Страна  Настроения» 1. Приветствие «Эхо» 2. Игра «Закончи предложение» 3. Изобрази человека, испытывающего  и б О а д д ы т С а н и в д ы т С а н и в т с й о к о п С е а 1. Ритуал приветствия «Страна  и в т о р б о Д Настроения» 2. Чтение сказки 3. Беседа по сказке 1. Ритуал приветствия «Страна  Настроения» 2. Чтение сказки 3. Беседа по сказке Настроения» 2. Чтение сказки 3. Беседа по сказке       снятию созданию Способствовать положительного эмоционального фона.   Способствовать Способствовать созданию  условий для позитивного  взаимодействия детей друг с  Познакомить   с   эмоцией робость.   Учить   определять чувства и эмоции по мимике, пантомимике, интонации. Познакомить с чувством обида,  со способами выражения обиды Познакомить с чувством стыда.  Продолжать учить определять  чувства и эмоции по мимике,  пантомимике, интонации.  Познакомить с чувством стыда. Продолжать   учить   определять чувства   и   эмоции   по   мимике, пантомимике, интонации.  Способствовать развитию  саморегуляции эмоциональными состояниями. Способствовать снятию  Развивать умения эмоционально воспринимать   только   не содержание   сказки,   но   и эмоциональное понимать     Тренинг   «Общение   с ребенком и эмоциональный контакт» Индивидуальные консультации по запросам Семинар­практикум «Влияние педагогической оценки   2 на   Создание   совместно   с родителями и педагогами   в   группе «уголка уединения» Семинар­практикум «Тактика общения с детьми: сверху, снизу, рядом» «Ситуация успеха и ее создание». Буклет Тренинг «Как научиться принимать и понимать» Индивидуальные консультации   запросам по «Будьте   единомышленниками   воспитания» Буклет   в   вопросах «Ругать можно, а хвалить НУЖНО» Буклет    Дискуссия заповедей родительства» «10 Психологическая акция радость и добро»   «Подари Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 19 20 21 1. Ритуал приветствия «Страна  в о б ю Л ь а 1. Ритуал приветствия «Страна  Настроения» 2. Чтение сказки Настроения» 2. Чтение сказки 3. Беседа по сказке 12. Приветствие «Тепло ладоней» 13. Игра «Кубик с эмоциями» 14. Дидактическая игра «Домик  настроения» Диагностика т о б а З т и ч ю л к а З е о н ь л е Развивать умения эмоционально воспринимать   только   не содержание   сказки,   но   и Совершенствовать представления   детей   о   заботе, как   неотъемлемом   качестве человека. Закрепить   умений   и   знаний различать чувства и эмоции. Определить реализации программы   эффективность Психологическая акция «Моя семья» Детско­родительский тренинг  Детско­родительский тренинг. 3 Психологическая акция   «Я   в   нашей группе детского сада» Психологическая «Теплота акция поддержки согреет и в мороз»   Отчет о реализации программы. Индивидуальные консультации по запросам. Таблица 2 Наименование этапа I этап. Диагностический  Сроки реализации сентябрь 7. Сроки и этапы реализации программы Цель  Содержание/мероприятия комплексная и индивидуальная диагностика детей на выявление особенностей эмоциональной Участие   ребенка   в   диагностическом   обследовании осуществляется   с   письменного   согласия   родителей   (законных представителей).  формирование групп для дальнейшей работы с педагогом­ сферы, личностных характеристик психологом анкетирование и опрос родителей по вопросам развития   Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 4 дошкольников, особенностей взаимодействия с окружающими: родителями, сверстниками, педагогами Реализация программного содержания  II этап. Практический октябрь­ апрель III этап. Аналитический апрель­май проверка эффективности реализации программы  ребенка  сбор информации об особенностях развития ребенка и его  поведения в игровой и образовательной деятельности в  трехмерном объеме: психолог­родитель­педагог  Индивидуальное консультирование родителей по вопросам     выявленных проблем выработка единых требований и форм сопровождения ребенка  из «группы риска» вовлечение родителей и педагогов в единую коррекционно­ развивающую деятельность организация просветительско­профилактической работы  (выставки творческих работ, оформление информационно­ печатных материалов для родителей и педагогов: буклеты,  памятки, видеоролики, фотоматериалы, индивидуальные  беседы, детско­родительские встречи и др.) Сравнительный анализ входных и итоговых диагностических данных обследования   детей   дошкольного   возраста   с   целью   определения динамики в развитии эмоциональной сферы Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 8. Ожидаемые результаты  Дети   знакомы   с   базовыми   эмоциями   и   их   влиянием   на жизнедеятельность человека.  Воспитанники владеют социально приемлемым способам проявления эмоциональных состояний (эмоциональной саморегуляции).  Дошкольники   научились   пониманию   эмоциональных   состояний окружающих.  Дети   стали     эмоционально   отзывчивы,   проявляют   эмпатию, взаимопомощь, поддержку,  сочувствие, сорадуются.  Развиты коммуникативные навыки и сотрудничество.  Повысилась   психологическая   и   педагогическая   компетентность педагогов и родителей в области знаний о развитии эмоциональной сферы   и   влияния   ближайшего   окружения   на   данную   сторону личности.  В совместной деятельности участников образовательных отношений устанавливаются дружественные доверительные взаимоотношения. Описание используемых технологий, инструментария со ссылкой на 9. источник Программа   предусматривает   оценку   эффективности   ее   реализации, которая   вытекает   из   результатов   психологического   обследования.   В программе   используется   комплекс   взаимодополняющих   методов исследования.   Перед   началом   использования   комплекса   из   краткосрочных   в проведении   и   обработке   методик   за   возрастной   группой   детей   ведется наблюдение. Наблюдение позволяет сделать вывод о силе уравновешенности, подвижности   нервных   процессов   на   основании   поведенческих   реакций, которые   считаются   наиболее   ярко   встречающимися   в   организованной   и свободной деятельности дошкольников. Результаты наблюдений вносятся в «карту наблюдений», отмечаются также признаки психического напряжения и невротических тенденций.  При   реализации   коррекционно­развивающей   программы   «Навстречу детству» используются следующие диагностические методики:  социометрическая методика «Капитан корабля»; 1  тест   тревожности   Р.   Теммл,   М.   Дорки,   В.   Амен.   Методика   выбери нужное   лицо/   Источник:   Психологический   инструментарий/   Центр ИМАТОН;  тест опросник родительско­детских отношений (РДО) А. Я. Варга, В. В.   «Возрастная   психология Столин/Источник:   О.   А.   Карабанова   Конспекты лекций», М., 2008. Описание   вышеперечисленного   диагностического   материала представлено в приложении 2. 10. Критерии формирования групп, ограничения и  противопоказания на участие в освоении программы Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности дошкольников:  нарушения эмоциональной сферы: агрессивность, тревожность, страхи, неуверенность в себе, застенчивость;  особенности   развития   эмоциональной   серы:   протестные   реакции, упрямство, обидчивость;  проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за себя, повышенная возбудимость;  проблемы   в   общении:   трудности   адаптации,   отсутствие   друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;  нарушения детско­родительских отношений Критериями ограничения и участия в занятиях реализуемых  программой являются:  личный отказ (нежелание) ребенка идти на занятие;  отказ родителей (законных представителей) ребенка от его участия в  программе;  наличие острой психотической симптоматики (психопатоподобные  особенности поведения и т.п.);  снижение интеллекта. 11. Описание   способов,   которыми   обеспечивается   гарантия   прав участников программы 1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г. 2. Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации» принятый 29.12.2012 г. № 273­ФЗ. Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 2 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,   утвержденный   приказом   Министерством   образования   и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155. 4. Федеральные   требования   к   образовательному   учреждению   в   части охраны   здоровья   обучающихся,   воспитанников,   утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г.   № 2106. 5. Федеральный   закон   от   24   июля   1998   г.   N   124­ФЗ   "Об   основных гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации"   (с   изменениями   и дополнениями от 2000 г.). 6. Этический   кодекс   педагога­психолога   службы   практической психологии образования России. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049­13 "Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации   режима   работы   дошкольных   образовательных организаций». 8. Устав МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 9. Письменное   информированное   согласие   родителей   воспитанников (законных   представителей)   на   участие   ребенка   в   психолого­ педагогическом сопровождении. Приложение 3 Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 12.Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы  13. Админи страция ДОУ 19. Соблюд ение  основн ых  нормат ивных  докуме нтов,  регламе нтирую щие  образов ательн ый  процесс  в ОУ. 14. Педагоги ческий коллекти в 20. Взаимоде йствие с  воспитанн иками в  рамках  субъект­ субъектн ых  отношени й в  психолог о­ педагогич еском  коррекци онно­ развиваю щем,  образоват ельно­ воспитате льном  15. Родители воспитан ников 18. Ответственность 21. Обеспече ние  присутств ия  ребенка  на  занятиях.  Соблюден ие и  выполнен ие  рекоменд аций  педагога­ психолога . 16. Педагог­ психолог 17. Дети 27. 22. Безопаснос ть детей на  занятиях. 23. Качественн ая  реализация программы . 24. Выбор  диагностич еских  методик,  методов,  приемов  реализации программы . ость  предоставл яемых  диагностич 25. Достоверн 1 еских  данных. 26. Соблюдени е  конфиденц иальности. процессе,  что  способств ует  формиров анию  благопри ятного  психолог ического  климата в коллекти ве  дошкольн иков.  Толерант ное  отношени е к детям  с  нарушени ями  эмоциона льной  сферы и  формиров ание  такого же отношени я в  Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 29. Получа ть  информ ацию о  ходе  реализа ции   програ ммы. детском  коллекти ве. 30. Уважител ьное  отношени е к себе. 31. Повышать психолог ическую  компетен тность в  вопросах  развития  эмоциона льной  сферы  дошкольн иков.  32. Получать  (дозирова но)  информац ию о ходе реализаци и  программ ы. 28. Права 33. Добровол ьное  участие в  программ е. 34. Уважител ьное  отношени е к себе. 35. Повышен ие  психологи ческой  компетен тности в  вопросах  развития  эмоциона льной  сферы и  способах  взаимодей ствия с  детьми. 36. Получать  квалифиц 37. Доброволь ный выбор  методик,  методов,  средств и  приемов  работы, в  рамках  реализации программы ,   способству ющих  решению  поставленн ых задач и  достижени я  поставленн ой цели. 38. Изменение  содержани я занятий в зависимост и от  контингент Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 2 39. Добровол ьное  участие в  программ е. 40. Уважител ьное  отношени е к себе. 41. Получать  квалифиц ированну ю  психологи ческую  помощь и  поддержк у. ированну ю  психологи ческую  помощь  по  выявленн ым  проблема м их  детей. 42. Обязанности 46. а детей. 3 50. 47. Избегать  причинени я вреда  участникам программы . 48. Своевреме нно  предоставл ять  информаци ю   родителям  воспитанни ков о  наличии  или  отсутствии 43. Обеспеч ение  условий необход имых  для  реализа ции  програ ммы. 44. Информи ровать  педагога­ психолога об  эмоциона льных  проявлен иях детей участвую щих в  реализаци и  программ ы  «Навстре чу  детству». Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» 45. Формиров ать  благопри ятный  психолог ический  климат в  детском  коллекти ве. 4 динамики в развитии  ребенка. 49. Оказывать  психолого­ педагогиче ское  сопровожд ение всех  участников реализуемо й  программы . Шевченко Ю.Г., педагог­психолог МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.

Актуальные вопросы развития эмоциональной сферы у современных дошкольников. Пути решения возникающих трудностей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2019