План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:
Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения урока по данной программной теме был выбран рассказ Л. Петрушевской "Глюк", так как проблема, которую поднимает в рассказе автор, действительно актуальна в наше время.
«Актуальный вопрос современной русской литературы в
рассказе
Цели урока:
Образовательные:
1 познакомить студентов с рассказом Л. Петрушевской «Глюк»
как произведением литературы постмодернизма;
2 привлечь внимание студентов к проблемам в современном мире;
3 совершенствовать навыки смыслового чтения, выделять
ключевые слова в тексте, осознанного и произвольного построения речевого
высказывания,
сопоставлять информацию,
представленную разными способами.
сравнивать,
извлекать,
Развивающие:
1
развивать мыслительные способности студентов – умение
выделять главное, сравнивать, обобщать, характеризовать, доказывать.
Воспитательные:
1
2
донести до студентов, что значит истинные и мнимые ценности;
формировать социальные компетенции учащихся, воспитывать
бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение друг к
другу.
Информационное и техническое ресурсное обеспечение:
компьютерная техника: мультимедиа, персональный компьютер;
распечатка текста рассказа Л.Петрушевской «Глюк»
презентация к уроку;
толковый словарь под редакцией Ожегова.
Методы:
театрализация эпизода;
выборочное чтение;
составление кластера;
словесный (монолог, диалог, беседа);
1 наглядно демонстрационный (получение информации через
ТСО);
практический (вычленение главного, поиск, работа с текстом
произведения, словарём);
творческие задания.
Подход в обучении: аксиологический, личностноориентированный.
Технологии обучения: технология критического мышления через
чтение и письмо, технология открытых задач
Урок по рассказу Л. Петрушевской соответствует программной теме
«Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы
конца 1980 – 2000х годов. Ощущение постмодернистского мироощущения
в современной литературе». Для проведения урока по данной программной
теме я выбрала из рекомендованного списка литературы рассказ Л.
Петрушевской «Глюк», так как проблема, которую поднимает в рассказе
автор, действительно актуальна в наше время, она заставляет думать о
жизни. Литературное течение постмодернизм, которое рассматривает
произведение как интеллектуальную игру, которое формирует отношение
писателя и читателя как соавторство, помогает внутренне ощутить свою
причастность к художественному тексту и говорить о проблемах как
личностно – значимых.
Урок построен в жанре рассказа, сохранена композиция в
методическом решении его этапов: завязка, развитие действия,
кульминация, развязка (соответствует основным этапам урока в технологии
критического мышления через чтение и письмо: вызов, осмысление,
рефлексия)
Урок соответствует требованиям к результатам освоения
дисциплины «Литература».
2ХОД УРОКА
1. Слово преподавателя. Беседа по теме урока
Тема урока «Актуальный вопрос современной литературы в рассказе
Л. Петрушевской «Глюк».
Что значит «актуальный»?
Рассказ называется «Глюк». С каким словом связано это слово?
(галлюцинация)
Найдите в толковом словаре Ожегова значение этого слова.
( обман чувств, ложное восприятие вследствие психического
расстройства)
А теперь найдите слово «глюк». Почему нет этого слова в
словаре?
3(это жаргонное слово, пришло это слово из жаргона хиппи)
Составьте словарную статью слова «глюк»
(Глюк – это галлюцинация, вызванная действием наркотиков)
Рассказ «Глюк» написала Л.Петрушевская. Послушаем сообщение о
писателе (это индивидуальное домашнее задание, рассказ сопровождается
презентацией)
Преподаватель: Рассказ «Глюк» – это новая для вас
литература, мы все годы читали, изучали лучшие произведения
классической литературы. Рассказ «Глюк» – это, как называют в
литературоведении, другая литература, литература постмодернизма.
Литература постмодернизма рассматривает произведение как текст.
Вообще, мы в жизни произносим текст, который складывается из уже
созданных текстов, затем этот текст может быть взят для создания другого
текста и так далее. Следовательно, в тексте произведений постмодернизма
мы найдём знакомые нам тексты других произведений. Литература
постмодернизма рассматривается как интеллектуальная игра, формируется
новый тип отношений между писателем и читателем. Читатель становится
соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится
многозначным. Писатели постмодернизма в своих произведениях лишь
констатируют факты, избегая давать прямые оценки.
Итак, тема нашего урока: «Актуальный вопрос современной
литературы в рассказе Л. Петрушевской «Глюк». Я ставлю цель урока: «Я
познакомлю вас с литературой постмодернизма на примере рассказа Л.
Петрушевской «Глюк».
2. Работа над рассказом Л.Петрушевской «Глюк»
Первая часть рассказа (стадия вызов – завязка)
Инсценирование первой части рассказа. Что является завязкой?
(появление Глюка)
(после инсцерования задаю вопросы «артистам»:
Почему?
Наташа, могла бы ты подружиться с девочкой Таней?
4
проявляется?
Даёт ли Глюк Тане выбор в данной ситуации? Как это
Почему у Тани именно такие желания?
Напишите свои три желания, уберите листочек и никому не
показывайте.
Беседа с классом.
Назовите героев первой части рассказа. (Таня, одноклассники,
родители, Глюк)
Составьте кластеры (работа в парах). На доске два студента
(затем идёт фронтальный опрос по
составляют кластер «Глюк»
составленным кластерам)
В чём заключаются жизненные ценности Тани, её родителей,
одноклассников?
Почему жизненные ценности Тани близки одноклассникам, а не
родителям?
3. Работа над второй частью рассказа.
Итак, желания Тани сбываются. Таня за границей, у неё
большой дом, много денег. Довольна ли Таня? С какими трудностями она
встретилась? Как меняется настроение Тани?
(высказывания студентов с опорой на текст)
Таня вспоминает родителей, она думает, что родители
беспокоятся о ней, значит, связь между родителями и Таней окончательно
ещё не потеряна
И снова появляется Глюк. Как выглядит он теперь? Как
разговаривает с Таней? (на доска продолжаем составлять кластер «Глюк»)
О чём просит Таня Глюка? (полный холодильник, присутствие в
её всех ребят из класса)
Зачем Тане нужно было всё это? (чтобы все видели, что она не
хуже их)
Что требует Глюк взамен?
Таня в красивом большом доме, к ней в гости приходят
(зачитать. К какому
одноклассники, Таня изменилась внешне,
5произведению/сцене из произведения близко описание Тани)
Таня угощает своих гостей. После сытной еды хочется
«деликатесов»
В какой последовательности идёт заказ?
( мороженое, пиво, водка, сигареты, травка покурить, наркотики)
Как называется такой приём в литературе?
Прочитаем страшную картину после приёма наркотиков.
– Что является кульминацией рассказа?
(в состоянии наркотического опьянения Таню начал душить
одноклассник. Таня умоляет: «Свободы»)
О какой свободе говорит Таня?
Какую роль играет девочка Катя, отказавшаяся принимать
наркотики?
Можно ли её назвать свободной?
Оля, обучающая данной группы, нам приготовила иллюстрации
к рассказу (показ презентации)
Вопрос Оле: (Оля сделала отличную презентацию, а в конце она
поместила слайд, как обычно, с выводом – призывом)
Почему ты сделала последний слайд, ведь в рассказе этого нет,
да к тому же литература постмодернизма лишь констатирует факты, не
делая никаких выводов?
Слово «глюк» есть в немецком языке, в переводе означает
«счастье».
Есть ли какая – то связь? Как вы думаете?
А теперь достаньте свои записки о счастье. Прочитайте. Есть ли
у вас желание поделиться своими мыслями о счастье? Оставьте эти записки
себе, не показывайте никому, подумайте сами над тем, что вы записали.
В это время появляется Глюк ( студент в страшной маске, он
начинает предлагать «наркотики», студенты должны уметь сказать «нет»,
оттолкнуть Глюка, прогнать)
Продолжаем и заканчиваем кластер «Глюк» (работа по
6составленному кластеру)
Почему рассказ называется «Глюк»
(Глюк – это и волшебник, исполняющий желания; это и глюки –
Танины видения; глюки – это и мнимые ценности, которые сегодня кажутся
нам правильными. Мы понимаем, что происходит просто подмена
ценностей)
Как вы считаете, этот рассказ для взрослых или для детей?
4. Третья часть – развязка.
Рассказ «Глюк» литература постмодернизма; нельзя понять, где
явь, где сон.
Ребята, в начале урока я поставила цель познакомить вас с
литературой постмодернизма. Я свою цель выполнила. А теперь вы
обозначьте свою цель ознакомления с данным рассказом. В определении
цели вам помогут опорные слова (На слайде:
учиться (….вдумчиво читать)
задуматься (…. над теми проблемами, которые поднимает
Петрушевская)
понимать (…что значит истинные и мнимые ценности)
Прочитаем конец рассказа. «Она лежала и думала, что в
косметичке, которая была спрятана в рюкзаке, находится таблетка с
дискотеки, за которую надо отдать Николе деньги… Ничего не кончилось.
Но все были живы»
.
5.
Домашнее задание. Написать продолжение рассказа.
(См.приложение)
6. Самооценка деятельности на уроке.
Оценку деятельности на уроке обучающиеся давали самостоятельно
7по тем критериям, которые им были предложены:
Оценочный лист. Оцени свою работу на уроке.
Критерии оценивания.
5
4
3
Знание
содержания
рассказа
Умение определить тему
урока и поставить цель
Умение работать с текстом
произведения
Умение
отвечать
на
вопросы
Умение сделать вывод
Умение оценить свою
работу на уроке
Поставь себе отметку за работу на уроке
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
8Приложение.
Таню начали одолевать мысли: «Что сделать с таблеткой: отдать
её Николе или же всё – таки выпить». Её раздумья прервал телефонный
звонок. Звонила Анька:
Привет! Идёшь сегодня на дискотеку?
Привет! Думаю – да.
Ну и отлично! Только не забудь таблетку.
Разговор оборвался. И снова мысли: «Что сделать с таблеткой?»
Так Таня и провалялась с этими мыслями до вечера, вот пора и
на дискотеку.
Аня радостно встретила Таню.
Пошли. Все уже в сборе!
Все сидели и курили.
Ну, что, где деньги? – спросил Никола.
Таня задумалась.
Знаешь, забери её, – сказала Таня и протянула таблетку. – Мне
она не нужна. И вообще мне с вами неинтересно.
Все начали кричать: «Таня, ты куда! Ну и дура! Ты точно
уверена?
Но ей было всё равно, она просто шла к выходу, не оборачиваясь
и не обращая внимания на их визги. Ей было всё равно. Ведь она взрослая,
умная девочка, и для себя она уже всё решила. (работа студентки гр.11ЭУ)
9Таню одолели мысли о ценности и смысле жизни. Она начала
осознавать, что жизнь и любовь к родным людям никогда не сравнится с той
дружбой, которую ей предлагают одноклассники.
Таня собралась с мыслями, не дававшими ей покоя, достала пенал и
смыла таблетку в унитаз. Конечно, она могла вернуть её Николе, но что – то
остановило её.
Через месяц Таня начала возвращаться к нормальной жизни,
подтянула учёбу и наладила свои отношения с родителями. Она довольна
происходящим. (работа студента гр.11МТХ)
Таня ходит к Серёже в больницу каждый день. Таблетку она
выкинула, к одноклассникам она больше не тянулась. Клюк больше не
появлялся в её жизни. А вот с Серёжей она не перестала общаться, как и
Катя. Серёжа по – прежнему продолжать пить, курить, наркоманить. Катя
по – прежнему бегала за ним, как хвостик. А Таня, как и раньше, завидовала
Кате.
Таня снова и снова пыталась понравиться Серёже. Она убеждала
себя, что не надо связываться с алкашом и наркоманом. Она понимала, что
он вряд ли когда – нибудь бросит пить.
Она всё понимала, но ничего не могла изменить. (работа
студентки гр.11ЭУ)
Таня вскочила с кровати и подошла к рюкзаку, вытащила
косметичку, достала таблетку. Взяв её в руки, она вспомнила, как имела
всё, о чём мечтала: свою красоту, внимание одноклассников… Она не
смогла удержаться и проглотила таблетку.
Всё началось снова … (работа студента гр.11МТХ)
10