Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения урока по данной программной теме был выбран рассказ Л. Петрушевской "Глюк", так как проблема, которую поднимает в рассказе автор, действительно актуальна в наше время.
Иконка файла материала конспект.docx
«Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе  Цели урока: Образовательные: 1      познакомить студентов с рассказом Л. Петрушевской «Глюк» как произведением литературы постмодернизма; 2      привлечь внимание студентов к проблемам в современном мире; 3      совершенствовать   навыки   смыслового   чтения,   выделять ключевые слова в тексте, осознанного и произвольного построения речевого высказывания,   сопоставлять   информацию, представленную разными способами.   сравнивать,   извлекать, Развивающие: 1 развивать   мыслительные   способности   студентов   –   умение выделять главное, сравнивать, обобщать, характеризовать, доказывать. Воспитательные: 1 2 донести до студентов, что значит истинные и мнимые ценности; формировать  социальные компетенции учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение друг к другу. Информационное и техническое ресурсное обеспечение:   компьютерная техника: мультимедиа, персональный компьютер;  распечатка текста рассказа Л.Петрушевской «Глюк»  презентация к уроку;  толковый словарь под редакцией Ожегова. Методы:   театрализация эпизода;  выборочное чтение;  составление кластера;  словесный (монолог, диалог, беседа);  1 наглядно   ­   демонстрационный   (получение   информации   через ТСО);   практический  (вычленение   главного,  поиск,  работа   с  текстом произведения, словарём);  творческие задания. Подход в обучении: аксиологический, личностно­ориентированный. Технологии  обучения:  технология   критического   мышления   через чтение и письмо, технология открытых задач Урок по рассказу Л. Петрушевской соответствует программной теме «Обзор   произведений   последних   лет.   Особенности   развития   литературы конца 1980 – 2000­х годов. Ощущение постмодернистского мироощущения в современной литературе». Для проведения урока по данной программной теме   я   выбрала   из   рекомендованного   списка   литературы   рассказ   Л. Петрушевской «Глюк», так как проблема, которую поднимает в рассказе автор,   действительно   актуальна   в   наше   время,   она   заставляет   думать   о жизни.   Литературное   течение   постмодернизм,   которое   рассматривает произведение как интеллектуальную игру, которое формирует отношение писателя и читателя как соавторство, помогает внутренне ощутить свою причастность   к   художественному   тексту   и   говорить   о   проблемах   как личностно – значимых.                Урок построен в жанре рассказа, сохранена композиция в методическом   решении   его   этапов:   завязка,   развитие   действия, кульминация, развязка (соответствует основным этапам урока в технологии критического   мышления   через   чтение   и   письмо:   вызов,   осмысление, рефлексия)                Урок  соответствует требованиям  к результатам освоения дисциплины «Литература». 2ХОД УРОКА 1. Слово преподавателя.  Беседа по теме урока Тема урока «Актуальный вопрос современной литературы в рассказе Л. Петрушевской «Глюк». Что значит «актуальный»? Рассказ называется «Глюк».  С каким словом связано это слово? (галлюцинация) Найдите в толковом словаре Ожегова значение этого слова. (   обман   чувств,   ложное   восприятие   вследствие   психического расстройства) А   теперь   найдите   слово   «глюк».   Почему   нет   этого   слова   в словаре? 3(это жаргонное слово, пришло это слово из жаргона хиппи) Составьте словарную статью слова «глюк» (Глюк – это галлюцинация, вызванная действием наркотиков) Рассказ «Глюк» написала Л.Петрушевская. Послушаем сообщение о писателе (это индивидуальное домашнее задание, рассказ сопровождается презентацией)                    Преподаватель:  Рассказ «Глюк»   – это новая для вас литература,   мы   все   годы   читали,   изучали   лучшие   произведения классической   литературы.   Рассказ   «Глюк»   –   это,   как   называют   в литературоведении,   другая   литература,   литература   постмодернизма. Литература   постмодернизма   рассматривает   произведение   как   текст. Вообще,   мы   в   жизни   произносим   текст,   который   складывается   из   уже созданных текстов, затем этот текст может быть взят для создания другого текста и так далее. Следовательно, в тексте произведений постмодернизма мы   найдём   знакомые   нам   тексты   других   произведений.   Литература постмодернизма рассматривается как интеллектуальная игра, формируется новый тип отношений между писателем и читателем. Читатель становится соавтором   текста.   Восприятие   художественных   ценностей   становится многозначным.   Писатели   постмодернизма   в   своих   произведениях   лишь констатируют факты, избегая давать прямые оценки.            Итак, тема нашего урока: «Актуальный вопрос современной литературы в рассказе Л. Петрушевской «Глюк». Я ставлю цель урока: «Я познакомлю   вас   с   литературой   постмодернизма   на   примере   рассказа   Л. Петрушевской «Глюк». 2. Работа над рассказом Л.Петрушевской «Глюк»   Первая часть рассказа  (стадия вызов – завязка)    Инсценирование первой   части рассказа. Что является завязкой? (появление Глюка)  (после инсцерования задаю вопросы «артистам»:   Почему? Наташа,   могла   бы   ты   подружиться   с   девочкой   Таней? 4 проявляется?  Даёт ли Глюк Тане выбор в данной ситуации? Как это Почему у Тани именно такие желания? Напишите   свои   три   желания,   уберите   листочек   и   никому   не показывайте. Беседа с классом. Назовите героев первой части рассказа. (Таня, одноклассники, родители, Глюк) Составьте   кластеры   (работа   в   парах).   На   доске   два   студента   (затем   идёт   фронтальный   опрос   по составляют   кластер   «Глюк»   составленным кластерам) В   чём   заключаются   жизненные   ценности   Тани,   её   родителей, одноклассников? Почему жизненные ценности Тани близки одноклассникам, а не родителям? 3. Работа над второй частью рассказа. Итак,   желания   Тани   сбываются.   Таня   за   границей,   у   неё большой дом, много денег. Довольна ли Таня? С какими трудностями она встретилась? Как меняется настроение Тани? (высказывания студентов с опорой на текст) Таня   вспоминает   родителей,   она   думает,   что   родители беспокоятся о ней, значит, связь между родителями и Таней окончательно ещё не потеряна И   снова   появляется   Глюк.   Как   выглядит   он   теперь?   Как разговаривает с Таней? (на доска продолжаем составлять кластер «Глюк») О чём просит Таня Глюка? (полный холодильник, присутствие в её всех ребят из класса)  Зачем Тане нужно было всё это? (чтобы все видели, что она не хуже их) Что  требует  Глюк  взамен?           Таня   в   красивом   большом   доме,   к   ней   в   гости   приходят   (зачитать.   К   какому одноклассники,   Таня   изменилась   внешне,   5произведению/сцене из произведения близко описание  Тани)             Таня   угощает   своих   гостей.   После   сытной   еды   хочется «деликатесов»  В какой последовательности идёт заказ? ( мороженое, пиво, водка, сигареты, травка  покурить, наркотики) Как называется такой приём в литературе? Прочитаем страшную  картину после приёма наркотиков.               –  Что является кульминацией  рассказа?  (в   состоянии   наркотического   опьянения   Таню   начал   душить одноклассник. Таня умоляет: «Свободы») О какой свободе говорит Таня? Какую   роль   играет   девочка   Катя,   отказавшаяся   принимать наркотики? Можно ли её назвать свободной?           Оля, обучающая данной группы,  нам приготовила иллюстрации к рассказу  (показ презентации) Вопрос Оле:   (Оля сделала отличную презентацию, а в конце она поместила слайд, как обычно, с выводом – призывом) Почему ты сделала последний слайд, ведь в рассказе  этого нет, да к   тому же литература постмодернизма лишь констатирует факты, не делая никаких выводов?  Слово   «глюк»   есть   в   немецком   языке,   в   переводе   означает «счастье». Есть ли какая – то связь? Как вы думаете?  А теперь достаньте свои записки о счастье. Прочитайте. Есть ли у вас желание поделиться своими мыслями о счастье? Оставьте эти записки себе, не показывайте никому, подумайте сами над тем, что вы записали.        В это время появляется Глюк ( студент в страшной маске, он начинает предлагать «наркотики», студенты должны уметь сказать «нет», оттолкнуть Глюка, прогнать)         Продолжаем   и   заканчиваем   кластер   «Глюк»   (работа   по 6составленному кластеру)  Почему рассказ называется «Глюк» (Глюк   – это и волшебник, исполняющий желания; это и глюки – Танины видения;  глюки – это и мнимые ценности, которые сегодня кажутся нам   правильными.   Мы   понимаем,   что   происходит   просто   подмена ценностей) Как вы считаете, этот рассказ для взрослых  или для детей?   4. Третья часть – развязка.        Рассказ «Глюк» ­ литература постмодернизма; нельзя понять, где явь, где сон.  Ребята,   в   начале   урока   я   поставила   цель   познакомить   вас   с литературой   постмодернизма.   Я   свою   цель   выполнила.   А   теперь   вы обозначьте  свою  цель  ознакомления  с  данным  рассказом. В  определении цели вам помогут опорные слова (На слайде:          ­    учиться  (….вдумчиво читать)                 ­ задуматься (…. над теми проблемами, которые поднимает Петрушевская)          ­    понимать  (…что значит истинные и мнимые ценности)                Прочитаем конец рассказа.   «Она лежала и думала, что в косметичке,   которая   была   спрятана   в   рюкзаке,   находится   таблетка   с дискотеки, за которую надо отдать Николе деньги… Ничего не кончилось. Но все были живы» .  5.   Домашнее   задание.  Написать   продолжение   рассказа. (См.приложение)   6. Самооценка деятельности на уроке.  Оценку деятельности на уроке обучающиеся давали самостоятельно 7по тем критериям, которые им были предложены: Оценочный лист.   Оцени свою работу на уроке. Критерии оценивания. 5 4 3 Знание   содержания рассказа Умение   определить   тему урока и поставить цель Умение работать с текстом произведения Умение   отвечать   на вопросы Умение сделать вывод Умение   оценить   свою работу на уроке Поставь себе отметку за работу на уроке Отлично Хорошо Удовлетворительно 8Приложение.       Таню начали одолевать мысли: «Что сделать с таблеткой: отдать её Николе или же всё – таки выпить». Её раздумья прервал телефонный звонок. Звонила Анька: Привет! Идёшь сегодня на дискотеку? Привет! Думаю – да. Ну и отлично! Только не забудь таблетку.       Разговор оборвался. И снова мысли: «Что сделать с таблеткой?»       Так Таня и провалялась с этими мыслями до вечера, вот пора и на дискотеку.       Аня радостно встретила Таню. Пошли. Все уже  в сборе! Все сидели и курили.  Ну, что, где деньги? – спросил Никола.       Таня задумалась. Знаешь, забери её, – сказала Таня и протянула таблетку. – Мне она не нужна. И вообще мне с вами неинтересно.            Все начали кричать: «Таня, ты куда! Ну и дура! Ты точно уверена?       Но ей было всё равно, она просто шла к выходу, не оборачиваясь и не обращая внимания на их визги. Ей было всё равно. Ведь она взрослая, умная девочка, и для себя она уже всё решила. (работа студентки гр.11ЭУ) 9Таню одолели мысли о ценности и смысле жизни. Она начала осознавать, что жизнь и любовь к родным людям никогда не сравнится с той дружбой, которую ей предлагают одноклассники. Таня собралась с мыслями, не дававшими ей покоя, достала пенал и смыла таблетку в унитаз. Конечно, она могла вернуть её Николе, но что – то остановило её.              Через месяц Таня начала возвращаться к нормальной жизни, подтянула учёбу и наладила свои отношения с родителями. Она довольна происходящим.   (работа студента гр.11МТХ)                    Таня ходит к Серёже в больницу каждый день. Таблетку она выкинула,   к   одноклассникам   она   больше   не   тянулась.   Клюк   больше   не появлялся в её жизни. А вот с Серёжей она не перестала общаться, как и Катя. Серёжа по – прежнему продолжать пить, курить, наркоманить. Катя по – прежнему бегала за ним, как хвостик. А Таня, как и раньше, завидовала Кате.         Таня снова и снова пыталась понравиться Серёже. Она убеждала себя, что не надо связываться с алкашом и наркоманом.  Она понимала, что он вряд ли когда – нибудь бросит пить.                 Она всё понимала, но ничего не могла  изменить. (работа студентки гр.11ЭУ)                            Таня вскочила с кровати и подошла к рюкзаку, вытащила косметичку, достала таблетку.   Взяв её в руки, она вспомнила, как имела всё,   о   чём   мечтала:   свою   красоту,   внимание   одноклассников…   Она   не смогла удержаться и проглотила таблетку.       Всё началось снова …  (работа студента гр.11МТХ) 10

Посмотрите также