Форма урока: комбинированный урок.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произ¬ведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — фор¬мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планиро¬вание вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключе¬вых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо-жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей¬ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност¬ные: формирование системы нравственных ценностей (любовь кприроде, гордость за свою страну, красота человеческих отно¬шений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), про¬явление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
Тема: Александр Сергеевич Пушкин "Туча"
Форма урока: комбинированный урок.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в
тексте по вопросам.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения,
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста,
выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста,
поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,
самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе
художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о
совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь
кприроде, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность
человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к
учебнику.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Эмоциональная и психологическая подготовка к восприятию стихотворения
Цель: создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста.
— Как вы понимаете, что такое мир классики? (Классика — образцовые, выдающиеся,
общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для
национальной и мировой культуры.)
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с творчеством великого русского поэта Александра
Сергеевича Пушкина. Цель нашего урока – познакомиться с биографией поэта и проанализировать его
стихотворение «Няне».
Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам
силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную землю.
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик,
которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был
знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу
Ганнибалу.
Негритенок Ибрагим, сын царя из далекой Эфиопии, был пленен турками. Граф освободил его из
неволи и привез Ибрагима в Москву, где и подарил Петру Первому.
В 1707 году царь окрестил десятилетнего мальчика в православной церкви Вильно, стал его
крестным отцом, назвал Авраамом, передал свое отчество, а фамилию дал в честь великого
африканского полководца Ганнибала. Так Ибрагим превратился в Абрама Петровича Ганнибала(около 16971781).
Сначала он был царским прислужником (арапом) . За быстрый ум, находчивость, способность к
наукам, чрезвычайную чуткость к звукам Петр приблизил его, сделал своим камердинером и
секретарем. Царь поместил его в своей спальне, и ночью по первому зову мальчик тут же
просыпался.
После смерти крестного отца Петра I Абрам Петрович на некоторое время попал в опалу, но
уже при Елизавете Петровне занимал крупные посты, получил чин генераланшефа в 1759 году. А.
П. Ганнибал приходился прадедом А. С. Пушкину по материнской линии.
А. С. Пушкин о своём знаменитом предке написал роман «Арап Петра Великого» ,
опубликованный уже после смерти поэта.
Бабушка поэта и крепостная няня Арина Родионовна Матвеева стали настоящими воспитательницами
и самыми близкими его сердцу людьми.
Няня – простая русская женщина, мастерица народной речи, знаток русских былин и пословиц.Арина
Родионовна первая познакомила Пушкина срусскими сказками. Многие рассказы он
записывал, а потом использовал в своих сказках. Ей мы обязаны появлением на свет любимых сказок
нашего детства.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся
19 октября 1811 г. учебное заведение Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где
располагалась летняя резиденция русских императоров
Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества,
предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной».
В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым
покровительством Александра I. В Лицей принимали дворянских мальчиков 1012 лет по результатам
вступительных экзаменов.
Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был
закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать
пределов Царского Села.
В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и
ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…»
В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском
Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом
1817 года.
9 июня состоялись выпускные экзамены.
Лицей заменил Пушкину детство.
Лицей был закончен детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в
коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он
увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни
Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского.
Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).
Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин понастоящему крепко
любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.
…Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Приумолкла у окна? А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Что же ты, моя старушка,
3.Первичное восприятие стихотворения(аудиоприложение)
4.Проверка первичного восприятия стихотворения
1. Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?
2. Какое чувство, настроение вызвало у вас стихотворение?
3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вы так думаете?
4. Какие слова вам запомнились и показались необычными?
5. Кто открыл для себя чтото новое?6. Хотелось бы вам еще раз послушать стихотворение?
Почему?
5.Самостоятельное чтение детьми стихотворения
После проверки первичного восприятия дети самостоятельно, не спеша, читают текст, отмечая
карандашом слова и выражения, которые непонятны.
6.Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Туча"
Словарная работа
Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово.
Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве».
Алчная – значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении.
Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.
Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.
Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты
раскрытия смысла стихотворения.
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом.
(у каждого ребёнка карточкапомощница)
1.Прочитайте текст.
2.Определите тему текста. (о родине, о природе, о детях, о животных, о любви к ближнему, о
волшебстве, о приключениях)
3. Назовите главную мысль.
4. Определите жанр текста.
5. Назовите героя текста.
6. Опишите его образ.
7. Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора
к герою.
8. Средства художественной выразительности.
Сравнение это сопоставление одного предмета с другим . Сравнение присоединяется
союзами как, словно, будто, точно и др. Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый
предмет или человека.
Метафора (греч. «метафора» – перенос) В метафоре сравнение есть, а слова,
указывающего на него, нет.
Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода
затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия.
Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет
помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека.
Какова тема этого произведения? ( о природе)
Какова главная мысль этого произведения?
Работа по алгоритму.
Всему свое время: в засуху все ожидали тучу, просили дождя, который смог бы напоить
жаждущую влаги землю. После ливня люди хотят увидеть солнышко, чистое, голубое небо, а не
грозовое облако. Поэт настаивает на том, что все нужно делать вовремя, чтобы в будущем не быть
изгнанным и не сожалеть о безвозвратно ушедших днях. Тучка символизирует человека, который
оказался не ко времени и не к месту, поэтому и не был понят.
Определите жанр текста. (стихотворение) Почему стихотворение?
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
(Строфа группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных
строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие)Сколько строф в нашем стихотворении? (3 строфы, четырёхстишие (строфа состоит из 4 строк)
Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)
Назовите рифмы в стихотворении.
Определите вид рифмы в стихотворении. (парная, перекрёстная, опоясывающая(кольцевая)
Парная (рифмуются 12,3 4 строка)
Назовите героя текста. Кому посвящено стихотворение?
Стихотворение посвящено туче.
Опишите образ главного героя.
Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом четверостишии он
агрессивно настроен по отношению к ней. Облако наводит на поэта уныние, поэтому он ждет, когда
оно скроется из вида, а небо станет чистым. Автор укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и
нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе.
Туча во втором четверостишии предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла
небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и
природа. Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее
обволакивала ослепительная молния. Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень
прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны.
В последнем четверостишии туча уже не кажется грозной и величественной, ее даже становится
жалко. Автор не грозит никому, а лишь просит скрыться и не нагонять тоску.
Средства художественной выразительности.
— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней
своего питомца?
— сравнение: (нет)
— эпитеты: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день». Заметьте: не
радостный, не веселый, а именно «ликующий» день. «Грозно обвивала», «алчную землю»,
«таинственный гром», «успокоенных небес».
Олицетворения:
1СТРОФА: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь.
2 СТРОФА: ты [туча] облегала, молния...обвивала, ты [туча] издавала, поила.
3 СТРОФА : пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.
ВЫВОД: туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая
проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается,
приобщается к гармонии и красоте окружающего мира;
Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями. «молния
обвивала». «земля освежилась». «буря промчалась». «ветер гонит».
Какие краски вы бы взяли для рисунка к этому стихотворению?
тёмные краски, т. к.
6. Звуковой рисунок текста стихотворения
Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г».
Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л»
создают атмосферу света, свежести и покоя.
7. Подготовка к выразительному чтению. Конкурс «Лучший чтец».
Объявляется конкурс выразительного чтения «Лучший чтец» стихотворения.
(Выбирается жюри из 3 человек. У них карточки с оценками: «3, 4, 5»)
8. Рефлексия
Выставление оценок за урок.
9. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение
Литература:Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/[Л. Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] М.: Просвещение, 2014.
http://fb.ru/article/122588/aspushkintuchaanalizstihotvoreniya\
http://liricon.ru/analizstihotvoreniyaaspushkinatucha.html
Л. Мальнева Изучение поэтических произведений в начальной школе.