МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________Смирнова И.В.
Протокол № ___ от «____»____________2016 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР МБОУ «ТСОШ №2» _____________ Гурина Н.В.
«____»____________2016 г.
|
«Утверждено» Директор МБОУ «ТСОШ №2» _____________Хозина З.И.
«___»______________2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Алгебра»
11 класс
на 2016-2017 уч.г.
Составитель: учитель математики
МБОУ «ТСОШ №2»Савина Н.В.
Темников, 2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В связи с реальной необходимостью в наши дни большое значение приобрела проблема полноценной базовой математической подготовки учащихся. Учащиеся 10-11 классов определяют для себя значимость математики, её роли в развитии общества в целом. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Интерес к вопросам обучения математики обусловлен жизненной необходимостью выполнять достаточно сложные расчёты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, требующие высокого уровня образования, связанного с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Особенность изучаемого курса состоит в формировании математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека: знакомство с методами познания действительности (понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач). Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Статус документа
Настоящая программа по математике для индивидуального обучения учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
· Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (часть II, среднее (полное) образование) /Приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089;
Примерной программы общего образования по математике (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263);
авторской программы Ш. А. Алимова по алгебре и началам математического анализа и авторской программы курса геометрии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений .
Программа адаптированная. Основным принципом организации образовательного процесса для детей данной категории является обеспечение щадящего режима проведения занятий, с учетом характера течения заболевания, особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, особенностей их эмоционально – волевой сферы.
На изучение алгебры и начал математического анализа отводится 2 ч в неделю. По сравнению с типовыми программами количество часов на изучение всех тем сокращено (за счет объединения некоторых тем, сокращения количества часов на отработку и закрепление навыков решения задач, итоговое повторение), но программный материал с учетом психофизического развития и возможностей обучающегося изучается в полном объеме. Содержание материала определено обязательным минимумом.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На изучение предмета «Алгебра и начала математического анализа» в 11 классе (индивидуальное обучение) отводится 2ч в неделю (итого 68 часов). Уровень обучения – базовый.
Тематическое планирование
Название темы |
Кол-во часов |
Контроль- ных работ |
Самостоя тельных работ |
Глава I. Тригонометрические функции |
12 |
1 |
|
Глава II. Производная и ее геометрический смысл |
12 |
1 |
1 |
Глава III Применение производной к исследованию функции |
11 |
1 |
|
Глава IV. Первообразная и интеграл |
9 |
1 |
|
Глава V. Комбинаторика. Глава VI. Элементы теории вероятностей |
13 |
1 |
|
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа |
11 |
|
|
Итого |
68 |
5 |
|
Количество контрольных работ - 5.
Содержание обучения.
Тригонометрические функции. (12 часов)
Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
Производная и ее геометрический смысл. (12 часов)
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций.
Применение производной к исследованию функции. (11часов)
Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл.
Интеграл. (9 часов)
Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Элементы комбинаторики и теория вероятностей. (13 часов)
Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Вероятность события .Сложение вероятностей.
Итоговое повторение. (11часов)
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА 11 класса.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
· вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
· Алгебра
уметь
· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
· проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
· вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изученных функций;
· описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
· решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
· вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
· исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
· вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
· составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
· использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
· изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
· решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
· вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера
Календарно – тематическое планирование.
№ урока |
Тема |
Виды деятельности
учащихся |
Сроки изучения |
|
|||||
|
|
|
план |
фактич |
|
||||
|
Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10 класса (2 ч) |
|
|
|
|
||||
1. |
Тригонометрические формулы, уравнения |
Решать упражнения на вычисления значений и упрощение тригонометрических выражений |
|
|
|
||||
2. |
Логарифмические, показательные уравнения и неравенства |
Решать уравнения и неравенства перечисленных типов |
|
|
|
||||
Глава I. Тригонометрические функции (10 ч)
|
|
|
|
|
|
||||
3. |
Область определения и множество значений тригонометрических функций |
Актуализировать знания о понятии функции, области определения, множестве значения функции С помощью единичной окружности определить область определения и множество значений функций , , , Решать задачи на нахождение области определение функции сложного аргумента, представленного в виде дроби или корня, множества значений функции вида , |
|
|
|
||||
4. |
Множество значений тригонометрических функций |
Решать задачи на нахождение области определения тригонометрических функций Решать задачи на нахождение множества значений тригонометрических функций вида , , |
|
|
|
||||
5. |
Чётность, нечётность тригонометрических функций. Периодичность тригонометрических функций |
Формулировать определения и свойства чётных и нечётных функций Формулировать свойства чётности и нечётности тригонометрических функций Решать задачи на определение чётности и нечётности функций Формулировать определение периодических функций Формулировать свойства периодичности тригонометрических функций Решать задачи на доказательство периодичности функций и нахождение наименьшего положительного периода тригонометрических функций |
|
|
|
|
|
||
6. |
Функция ее свойства и график |
Формулировать свойства функции строить её график Решать задачи на определение свойств функции с применением графика |
|
|
|
|
|
||
7. |
Функция . Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств Функция ее свойства и график |
Решать тригонометрические уравнения и неравенства на промежутке с применением графика функции . Формулировать свойства функции строить её график Решать задачи на определение свойств функции с применением графика |
|
|
|
|
|||
|
|
||||||||
8. |
Функция . Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств |
Решать тригонометрические уравнения и неравенства на промежутке с применением графика функции . |
|
|
|
|
|
||
9. |
Функции их свойства и графики |
Формулировать свойства функций строить их графики Решать задачи на определение свойств функции с применением графика |
|
|
|
|
|||
10. |
Функции . Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств |
Решать задания на применение свойств функции . |
|
|
|
|
|||
11. |
Контрольная работа №1 по теме «Тригонометрические функции» |
|
|
|
|
|
|||
Глава II. Производная и её геометрический смысл (16 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|||
12. |
Предел.
|
Объяснять и иллюстрировать понятие и формулировать определение и свойства предела функции в точке и на бесконечности, пределов функции справа и слева, бесконечно малых функций; определение функции, непрерывной в точке, на интервале и отрезке, свойства функций, непрерывных на отрезке, теорему о промежуточных значениях Формулировать свойства предела функции Вычислять пределы функций
|
|
|
|
|
|||
13. |
Непрерывность функции
|
Формулировать определение непрерывной функции Определять с помощью графика, является ли функция непрерывной на всей числовой прямой или на каких промежутках Вычислять пределы функций |
|
|
|
||||
14. |
Определение производной |
Формулировать определения мгновенной скорости, производной Вычислять производные функций по определению производной, находить производные функций , , |
|
|
|
|
|||
15. |
Вычисление производной функции по определению |
Решать задачи на вычисление производной, используя определением производной |
|
|
|
|
|||
16. |
Дифференцирование суммы, произведения и частного |
Формулировать правила дифференцирования суммы, произведения и частного Применять изученный материал для нахождения производных функций, решать уравнения вида , неравенства вида , |
|
|
|
|
|||
17. |
Дифференцирование сложной и обратной функции |
Формулировать правила дифференцирования сложной и обратной функций Применять изученный материал для решения задач, связанных с производной |
|
|
|
|
|||
18. |
Правила дифференцирования |
Применять изученные правила дифференцирования для решения задач, связанных с производной |
|
|
|
|
|||
19. |
Производная степенной функции |
Формулировать правило дифференцирования степенной функции Применять изученный материал для нахождения производных функций, решать уравнения вида , неравенства вида , |
|
|
|
|
|||
20. |
Производная степенной функции |
Применять правила дифференцирования и формулу производной степенной функции для решения задач, связанных с производной |
|
|
|
|
|||
21. |
Производные некоторых элементарных функций |
Формулировать правила дифференцирования тригонометрических, показательной, логарифмической функций Применять изученные формулы для нахождения производных |
|
|
|
|
|
||
22. |
Решение задач на нахождение производных элементарных функций |
Выводить формулы дифференцирования обратных тригонометрических функций Применять изученные формулы для нахождения производных функций, решать уравнения вида , неравенства вида , |
|
|
|
|
|||
23. |
Производные некоторых элементарных функций |
Применять изученные формулы для решения задач, связанных с производной |
|
|
|
|
|||
24. |
Геометрический смысл производной |
Иллюстрировать, объяснять и формулировать понятие углового коэффициента прямой, касательной к графику функции, геометрический смысл производной Решать задачи на написание уравнения прямой, с заданным угловым коэффициентом и проходящим через данную точку Решать задачи, связанные с геометрическим смыслом производной |
|
|
|
|
|||
25. |
Уравнение касательной к графику функции |
Вывести уравнение касательной к графику функции в данной точке Решать задачи на написание уравнения касательной к графику функции |
|
|
|
|
|||
26. |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Производная и ее геометрический смысл» |
Решать задачи на нахождение производных функций, а также связанных с геометрическим смыслом производной |
|
|
|
|
|||
27. |
Контрольная работа №2 по теме «Производная и ее геометрический смысл» |
Оформлять решение. Выполнять задания по заданному алгоритму |
|
|
|
|
|||
Глава III. Применение производной к исследованию функций (9 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
||
28. |
Возрастание и убывание функции. Решение задач |
Решать задачи на нахождение промежутков монотонности функции |
|
|
|
|
|||
29. |
Экстремумы функции |
Иллюстрировать понятие и формулировать определение экстремумов функции Иллюстрировать и объяснять суть теоремы Ферма Формулировать и доказывать достаточные условия экстремумов Решать задачи на нахождение экстремумов функции |
|
|
|
|
|||
30. |
Экстремумы функции. Решение задач |
Решать задачи на нахождение экстремумов функции |
|
|
|
|
|||
31. |
Возрастание и убывание и экстремумы функции |
Решать задачи на нахождение промежутков монотонности и экстремумов функции |
|
|
|
|
|||
32. |
Наибольшее и наименьшее значения функции, непрерывной на отрезке (изучение алгоритма) |
Формулировать алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значений функции, непрерывной на отрезке, а также на интервале, содержащем только одну критическую точку Решать задачи на нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции, непрерывной на отрезке, а также на интервале, содержащем только одну критическую точку |
|
|
|
|
|||
33. |
Задачи на нахождение наибольшего (наименьшего) значения величин |
Формулировать алгоритм решения задач на нахождение наибольшего (наименьшего) значения величины Решать задачи на нахождение наибольшего (наименьшего) значения величины, используя изученный алгоритм |
|
|
|
|
|
||
34. |
Наибольшее и наименьшее значения функции |
Решать задачи на нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции |
|
|
|
|
|
||
35. |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Применение производной к исследованию функции» |
|
|
|
|
|
|||
36. |
Контрольная работа №3по теме «Применение производной к исследованию функции» |
Оформлять решение. Выполнять задания по заданному алгоритму |
|
|
|
|
|||
Глава IV. Первообразная и интеграл – 9 часов
|
|
|
|
|
|
|
|||
37. |
Первообразная. Решение задач |
Решать задачи на применение понятия первообразной и нахождение первообразных функций |
|
|
|
|
|||
40 |
Правила нахождения первообразных |
Формулировать правила нахождения первообразных Дополнить таблицу первообразных, составленную на уроке 59 Решать задачи на нахождение первообразных функций |
|
|
|
|
|||
41 |
Площадь криволинейной трапеции и интеграл. |
Формулировать понятие криволинейной трапеции, определённого интеграла Записывать формулу Ньютона-Лейбница Изображать криволинейную трапецию Вычислять площади криволинейных трапеций |
|
|
|
|
|||
42 Вычисление интегралов. |
Вычислять интегралы по Формуле Ньютона-Лейбница |
|
|
|
|
||||
43 |
Площадь криволинейной трапеции и интеграл Вычисление интегралов. |
Вычислять площади криволинейных трапеций и интегралы по Формуле Ньютона-Лейбница |
|
|
|
|
|
||
45 |
Вычисление площадей с помощью интегралов |
Формулировать алгоритмы различных вариантов вычисления площадей с помощью интегралов Вычислять площади фигур, ограниченных графиками функций, с помощью определённого интеграла |
|
|
|
|
|||
46 |
Применение интегралов для решения физических задач |
Вычислять площади фигур, ограниченных графиками функций, с помощью определённого интеграла Решать задачи на применение интеграла в физике |
|
|
|
|
|||
47 |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Интеграл» |
Решать задачи на вычисление первообразных функции, определённых интегралов, площадей с помощью интеграла |
|
|
|
|
|||
48 |
Контрольная работа №4 по теме «Интеграл» |
|
|
|
|
|
|||
Глава V. Комбинаторика (6 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|||
49 |
Перестановки |
Знакомятся с понятием перестановки, формулой числа перестановок n элементов, а также перестановок n элементов с повторениями Решать задачи на применение изученных формул Создавать математические модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа перестановок |
|
|
|
|
|||
50 |
Перестановки |
Решать задачи на применение правила произведения, перестановок, а также перестановок с повторениями Создавать математические модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа перестановок |
|
|
|
|
|||
51 |
Размещения без повторений |
Знакомиться с понятием размещения без повторений Создавать математические модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа размещений |
|
|
|
|
|
||
52 |
Сочетания без повторений. |
Знакомиться с сочетаниями и их свойствами Создавать математические модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа сочетаний без повторений |
|
|
|
|
|||
53 |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Комбинаторика» |
Решать комбинаторные задачи различных типов |
|
|
|
|
|||
54 |
Контрольная работа №5 по теме «Комбинаторика» |
Оформлять решение. Выполнять задания по заданному алгоритму |
|
|
|
|
|||
Глава VI. Элементы теории вероятностей (5 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|||
55 |
Сложение вероятностей |
Знакомиться с теоремой о сумме вероятностей двух несовместных событий, а также о сумме вероятностей двух произвольных событий Применять изученные теоремы при решении задач |
|
|
|
|
|||
56 |
Условная вероятность. Независимость событий |
Формулировать определения независимых событий, условной вероятности Вычислять условную вероятность для характеристики одних события от других |
|
|
|
|
|||
57 |
Вероятность произведения независимых событий. Формула Бернулли |
Решать задачи на вычисление вероятности совместного появления независимых событий, вероятности произведения независимых событий или событий, независимых в совокупности Знакомиться с формулой Бернулли Вычислять вероятность события B, заключающегося в том, что при n испытаниях событие A произойдёт ровно k раз |
|
|
|
|
|
||
58 |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Элементы теории вероятности» |
|
|
|
|
|
|
||
59 |
Контрольная работа №6 по теме «Элементы теории вероятности» |
Оформлять решение. Выполнять задания по заданному алгоритму |
|
|
|
|
|||
Глава VIII. Повторение курса алгебры начал математического анализа (9 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|||
60 |
Решение уравнений с одним неизвестным с применением нескольких методов. Решение заданий ЕГЭ |
|
|
|
|
|
|||
61 |
Аналитические приёмы решения уравнений с двумя неизвестными |
|
|
|
|
|
|||
62 |
Графические приёмы решения уравнений с двумя неизвестными |
|
|
|
|
|
|||
63 |
Основные понятия, связанные с решением неравенств с одним неизвестным . Решение алгебраических неравенств с одним неизвестным. Решение заданий ЕГЭ |
Находить все значения параметра, при которых уравнение имеет два решения, одно решение, не имеет решений |
|
|
|
|
|||
64 |
Решение показательных уравнений и неравенств с одним неизвестным. Решение заданий ЕГЭ |
|
|
|
|
|
|||
65 |
Решение логарифмических уравнений и неравенств с одним неизвестным. Решение заданий ЕГЭ |
|
|
|
|
|
|||
66 |
Решение систем уравнений с двумя неизвестными методами сложения и подстановки |
|
|
|
|
|
|
||
67 |
Решение систем уравнений с двумя неизвестными методам равносильных преобразований |
|
|
|
|
|
|||
68 |
Решение заданий ЕГЭ |
|
|
|
|
|
|||
Ресурсное обеспечение программы:
Литература:
Учебно-методический комплект учителя:
1. Алимов Ш.А., Колягин М.Ю. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс (базовый уровень) - Просвещение, 2013 г.
2.Федорова Н.Е., Ткачева М.В. Изучение алгебры и начал математического анализа в 11
классе.
Учебно-методический комплект ученика:
1.Алимов Ш.А., Колягин М.Ю. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс.(базовый уровень) - Просвещение, 2013 г.
Электронные учебные пособия
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Интернет – ресурсы:
· http://www.alleng.ru/edu/math3.htm-Типовые (тематические)задания ЕГЭ.
· http://eek.diary.ru/p62222263.htm-Подготовка к ЕГЭ по математике.
· http://4ege.ru/matematika/page/2-УГЭ портал «Математика».
· http://www.ctege.org/content/view/910/39 - Учебные пособия, разработанные специалистами ФИПИ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.