Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год
Итоги контрольной работы - Урок 4 - Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств
Цели: сообщить результаты работы; рассмотреть наиболее типичные ошибки; разобрать трудные задачи.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Итоги контрольной работы
III. Ответы и решения
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Решения
Вариант 5
1.
а) Запишем уравнение в виде Учтем
определение модуля |а| = -а, если а ≤ 0. Тогда данное уравнение
равносильно квадратному неравенству х2 + 5х - 14 ≤ 0. Его
решение: х ∈ [-7; 2].
Ответ: [-7; 2].
б)
Перенесем все члены уравнения в левую часть, учтем его ОДЗ (х ≤ -3) и
разложим эту часть на множители: Произведение
множителей равно нулю, если один из них равен нулю, а другие имеют смысл.
Получаем два случая:
а) 2х - 1 =0. Корень этого линейного уравнения х = 1/2 не входит в ОДЗ (посторонний корень);
б) или
-х - 3 = 1, откуда х = -4.
Ответ: х = -4.
2.
а) Систему уравнений запишем в виде Для
решения используем способ подстановки. Из первого уравнения выразим х = 3 - у2 и
подставим во второе: (3 - у2)2 - 2у4 =
2 или 0 = у4 + 6у2 - 7. Корни этого
биквадратного уравнения: у = ±1 (тогда х = 2). Итак, система уравнений имеет
два решения: (2; 1), (2; -1).
Ответ: (2; 1), (2; -1).
б)
В первом уравнении системы перейдем к одному основанию логарифмов: Введем
новую переменную t = logxy и получим уравнение:
или
t2 – 4t + 4 = 0, или (t - 2)2 = 0, которое
имеет единственный корень t = 2. Вернемся к старой переменной logxy
= 2, откуда у = х2. Подставим эту величину во второе уравнение:
5√х - х = 4 (учтено, что х > 0, x ≠ 1). Введем новую переменную
z = √х и получим уравнение: 5z - z2 = 4 или 0 = z2 -
5z + 4. Корни этого уравнения: z = 1 (не подходит) и z = 4. Вернемся к старой
переменной √х = 4 и найдем х = 16 и у = 162 = 256.
Система имеет единственное решение (16; 256).
Ответ: (16; 256).
3.
Введем новую переменную t = log2x и получим рациональное
неравенство: или
или
Решая
это неравенство методом интервалов, найдем: t ≤ -1 и 1 < t ≤ 2.
Вернемся к старой переменной и получим простейшие логарифмические неравенства:
log2х ≤ -1 и 1 < log2х ≤ 2, откуда 0 <
х ≤ 1/2 и 2 < х ≤ 4.
Ответ:
4. Рассмотрим график функции у = sin х на отрезке [0; 2π].
Перенесем
все члены уравнения в правую часть и разложим ее на множители: Это
уравнение равносильно совокупности уравнений
Первое
уравнение на отрезке [0; 2π] уже имеет 3 корня. Значит, второе уравнение
на данном отрезке должно иметь единственный корень. Это возможно, если правая
часть уравнения будет равна ±1. Получаем совокупность уравнений:
или
которая
имеет четыре решения: а = -1, а = -4, а = 0, а = -5.
Ответ: а = -1, а = -4, а = 0, а = -5.
Вариант 6
1.
а) Запишем уравнение в виде Учтем
определение модуля |а| = -а, если а ≤ 0. Тогда данное уравнение
равносильно квадратному неравенству х2 - 5х - 15 ≤ 0. Его
решение: х ∈ [-3; 5].
Ответ: [-3; 5].
б)
Перенесем все члены уравнения в левую часть, учтем его ОДЗ (х ≤ -1) и
разложим эту часть на множители: Произведение
множителей равно нулю, если один из них равен нулю, а другие имеют смысл.
Получаем два случая:
а) х - 2 = 0. Корень этого линейного уравнения х = 2 не входит в ОДЗ (посторонний корень);
б) или
-х - 1 = 1, откуда х = -2.
Ответ: х = -2.
2.
а) Систему уравнений запишем в виде Для
решения используем способ подстановки. Из первого уравнения выразим х = у2 -
2 и подставим во второе: 2у4 - (у2 - 2)2 =
1 или у4 + 4у2 - 5 = 0. Корни этого биквадратного
уравнения у = ±1 (тогда х = -1). Итак, система уравнений имеет два решения:
(-1; 1), (-1; -1).
Ответ: (-1; 1), (-1; -1).
б)
В первом уравнении системы перейдем к одному основанию логарифмов: Введем
новую переменную t = logxу и получим уравнение:
или
2t2 – 5t + 2 = 0, которое имеет корни t1 = 2 и
t2 = 1/2. Вернемся к старой переменной: logxy = 2
(откуда у = х2) и logxу = 1/2 (тогда у = √х).
Подставим эти величины во второе уравнение и рассмотрим два случая:
Из
второго уравнения имеем: 3√x - x = 2 (учтено, что х > 0, х ≠ 1).
Введем новую переменную z = √х и получим уравнение 3z - z2 =
2 или 0 = z2 - 3z + 2. Корни этого уравнения: z = 1 (не
подходит) и z = 2. Вернемся к старой переменной √х = 2 и найдем: х = 4 и
у = 42 = 16.
Из
второго уравнения имеем:
Введем
новую переменную
и
получим уравнение: 3z2 - z = 2 или 3z2 - z - 2
= 0. Корни этого уравнения: z = 1 (не подходит) и z = -2/3 (не подходит, т. к.
z ≥ 0).
Система имеет единственное решение (4; 16).
Ответ: (4; 16).
3.
Введем новую переменную t = log2х и получим рациональное
неравенство или
или
Решая
это неравенство методом интервалов, найдем: -2 ≤ y < -1 и t ≥ 1.
Вернемся к старой переменной и получим простейшие логарифмические неравенства:
-2 ≤ log2х < -1 и log2х ≥ 1, откуда
и
х ≥ 2.
Ответ:
4. Рассмотрим график функции у = sin x на отрезке [0; 2π].
Перенесем
все члены уравнения в правую часть и разложим ее на множители: Это
уравнение равносильно совокупности уравнений
Первое
уравнение на отрезке [0; 2π] уже имеет три корня. Значит, второе уравнение
на данном отрезке должно иметь один корень. Это возможно, если правая часть
уравнения будет равна ±1. Получаем совокупность уравнений:
или
которая
имеет четыре решения: а = -8, а = -5, а = 0, а = -13.
Ответ: а = -8, а = -5, а = 0, а = -13.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.