Пояснительная записка.
Курс «Алгебраические приемы и методы решения уравнений» создан в поддержку предмета «математика», а также для подготовки к ЕГЭ, предназначен учащимся 11 непрофильных классов.
Особенностью данной программы является её ориентированность на решение заданий, которые входят в КИМы по математике, а в школьной программе рассмотрены не достаточно системно, т. к. требуют применения не только стандартных, но и искусственных приёмов.
Задания такого вида предполагают не только развитие конкретных математических знаний и умений, но и вырабатывают определённый математический стиль мышления, способствует воспитанию активности в поиске способа решения уравнения, понимания красоты и изящества математических рассуждений.
Устранить недостаточную информированность учащихся в данном вопросе и призвана данная программа.
Цель программы.
Создать целостную картину различных видов уравнений, и в зависимости от этого, способов их решения.
Задачи.
§ Выработать умение при решении уравнений, наряду со стандартными способами, применять и искусственные приёмы, а также решать уравнения двумя и более способами, отбирать рациональные.
§ Расширить спектр заданий, посильных для учащихся, по каждому виду уравнений школьного курса.
§ Создать благоприятные условия для стремления учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Программа реализуется в форме комбинированных занятий и практикумов по решению задач. Комбинированные занятия строятся по принципу сочетания элементов
● лекции-диалога
● беседы-обсуждения
● семинара
● практического решения разнообразного задачного материала , в том числе, подобранного самими учащимися.
Текущий контроль предусмотрен в форме
● наблюдения за деятельностью учащихся
● индивидуального собеседования с учащимися
После завершения каждого раздела программы учащиеся в результате самостоятельной работы с различными задачниками представляют выполненную ими подборку уравнений и их решений, иллюстрирующих материал изученных тем. Итоговый контроль по каждому разделу осуществляется в форме «зачет/незачет» .
На изучение курса отводится 34 часа.
Методическое обеспечение
1. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. –Ростов-на-Дону: Легион, 2008
2. П.В.Семенов. Уравнения и неравенства. М: Издательство МЦНМО, 2008
Основное содержание курса.
1. Тригонометрические уравнения (9 ч)
Простейшие тригонометрические уравнения. Частные случаи. Уравнения, сводимые к алгебраическим. Метод разложения на множители. Понижение порядка тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. Применение преобразования суммы в произведение, произведения в сумму. Метод введения вспомогательного угла. Метод оценки. Отбор общих корней уравнения в нескольких сериях решений тригонометрических уравнений.
2. Иррациональные уравнения(8 ч)
Метод возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень. Решение уравнений с использованием замены переменной. Метод разложения на множители выражений, входящих в уравнение. Метод выделения полных квадратов при решении иррациональных уравнений. Метод оценки. Применение монотонности функций. Умножение обеих частей на сопряженное выражение.
3. Показательные и логарифмические уравнения (7 ч)
Простейшие показательные уравнения. Использование свойств степеней и логарифмов.
Применение замен. Логарифмирование, потенцирование. Метод оценки левой и правой частей уравнения. Применение монотонности функций.
4. Уравнения, содержащие знак модуля (5 ч)
Основные методы решения уравнений с модулем. Метод замены переменных при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Метод интервалов при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Способ последовательного раскрытия модуля при решении уравнений, содержащих «модуль в модуле» Графическое решение уравнений, содержащих абсолютные величины.
5. Уравнения, содержащие параметр (5 ч)
Линейные уравнения с параметром. Уравнения, сводящиеся к линейным. Уравнения второй степени с параметром. Уравнения, сводящиеся к квадратным.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны знать:
§ Основные понятия, относящиеся к уравнениям.
§ Алгоритмы решения элементарных уравнений школьной программы, нахождение области определения данных уравнений.
§ Формулы, применяемые при решении уравнений.
Учащиеся должны уметь:
§ Решать уравнения несколькими способами
§ Применять искусственные приёмы при решении более сложных уравнений.
§ Грамотно записывать ответ при решении уравнений с параметрами.
§ Укладываться в отведённое время.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Материал учебника |
Форма учебного занятия |
Дата (месяц) |
Требования к уровню подготовки учащихся |
||
Базовые знания |
Развитие познавательных умений |
Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности |
||||||
1. Тригонометрические уравнения. |
||||||||
1 |
Простейшие тригонометрические уравнения. Частные случаи. |
1 |
|
практикум |
|
Знать формулы решения простейших тригонометрических уравнений. |
Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения. |
|
2 |
Уравнения, сводимые к алгебраическим. Метод разложения на множители. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод разложения на множители. |
Уметь решать уравнения методом разложения на множителию |
|
3 |
Понижение порядка тригонометрических уравнений. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод понижения порядка тригонометрических уравнений. |
Уметь решать тригонометрические уравнения методом понижения порядка. |
|
4 |
Однородные уравнения. |
1 |
|
практикум |
|
Знать понятие однородного уравнения. |
Уметь решать однородные уравнения. |
|
5 |
Применение преобразования суммы в произведение, произведения в сумму. |
1 |
|
практикум |
|
Знать формулы преобразования суммы в произведение, произведения в сумму. |
Уметь решать уравнения преобразованием суммы в произведение, произведения в сумму. |
|
6 |
Метод введения вспомогательного угла. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод введения вспомогательного угла |
Уметь решать уравнения методом введения вспомогательного угла. |
|
7 |
Метод оценки. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод оценки |
Уметь решать уравнения методом оценки |
|
8 |
Отбор общих корней уравнения в нескольких сериях решений тригонометрических уравнений..
|
1 |
|
практикум |
|
Знать формулы корней простейшего уравнения |
Уметь проводить отбор общих корней уравнения в нескольких сериях решений тригонометрических уравнений..
|
|
9 |
Решение тригонометрических уравнений разными методами. |
1 |
|
семинар |
|
|
Уметь решать уравнения разными методами |
|
2. Иррациональные уравнения |
||||||||
10 |
Метод возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень. |
Уметь решать задачи методом возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень. |
|
11 |
Решение уравнений с использованием замены переменной. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод замены переменной |
Уметь решать уравнения с использованием замены переменной. |
|
12 |
Метод разложения на множители выражений, входящих в уравнение. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод разложения на множители |
Уметь решать уравнения методом разложения на множители выражений, входящих в уравнение. |
|
13 |
Метод выделения полных квадратов при решении иррациональных уравнений. |
1 |
|
пр актикум |
|
Знать метод выделения полных квадратов |
Уметь решать уравнения методом выделения полных квадратов |
|
14 |
Метод оценки. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод оценки |
Уметь решать уравнения методом оценки |
|
15 |
Применение монотонности функций |
1 |
|
практикум |
|
Знать понятие монотонности функции |
Уметь применять монотонность функций при решении уравнений |
|
16 |
Умножение обеих частей на сопряженное выражение. |
1 |
|
практикум |
|
Знать понятие выражения, сопряженного данному |
Уметь решать уравнения методом умножения обеих частей на сопряженное выражение. |
|
17 |
Решение иррациональных уравнений разными методами. |
1 |
|
семинар |
|
|
Уметь решать уравнения разными методами |
|
3. Показательные и логарифмические уравнения ( 7 ч) |
||||||||
18 |
Простейшие показательные уравнения. |
1 |
|
практикум |
|
Знать определение показательного уравнения |
Уметь решать простейшие показательные уравнения |
|
19 |
Использование свойств степеней и логарифмов.
|
1 |
|
практикум |
|
Знать свойства степеней и логарифмов. |
Уметь решать уравнения с использованием свойств степеней и логарифмов |
|
20 |
Применение замен. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод замены |
Уметь решать уравнения методом замены |
|
21 |
Логарифмирование, потенцирование.
|
1 |
|
практикум |
|
Знать понятия логарифмирования, потенцирования. |
Уметь решать уравнения методом логарифмирования, потенцирования. |
|
22 |
Метод оценки левой и правой частей уравнения. |
1 |
|
практикум |
|
Знать метод оценки |
Уметь решать уравнения методом оце нки |
|
23 |
Применение монотонности функций. |
1 |
|
практикум |
|
Знать понятие монотонности функции |
Уметь применять монотонность функций при решении уравнени |
|
24 |
Решение показательных и логарифмических уравнений разными методами. |
1 |
|
семинар |
|
|
Уметь решать уравнения разными методами |
|
4. Уравнения, содержащие знак модуля. |
||||||||
25 |
Основные методы решения уравнений с модулем |
1 |
|
КУ |
|
Знать основные методы решения уравнений с модулем |
Уметь решать уравнения с модулем основными методами |
|
26 |
Метод замены переменных при решении уравнений, содержащих абсолютные величины |
1 |
|
КУ |
|
Знать метод замены переменной |
Уметь решать уравнения методом замены |
|
27 |
Метод интервалов при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. |
1 |
|
КУ |
|
Знать метод интервалов |
Уметь решать уравнения методом интервалов |
|
28 |
Способ последовательного раскрытия модуля при решении уравнений, содержащих «модуль в модуле» |
1 |
|
КУ |
|
Знать метод последовательного раскрытия модуля |
Уметь решать уравнения методом последовательного раскрытия модуля |
|
29 |
Графическое решение уравнений, содержащих абсолютные величины |
1 |
|
КУ |
|
Знать понятие графического способа решения уравнений |
Уметь решать уравнения графическим способом |
|
5. Уравнения, содержащие параметр. |
||||||||
30 |
Линейные уравнения с параметром |
1 |
|
УОНМ |
|
Знать понятие линейного уравнения с параметром |
Уметь решать линейные уравнения с параметром |
|
31 |
Уравнения, сводящиеся к линейным |
1 |
|
УОНМ |
|
Знать понятие уравнения, сводящегося к квадратному |
Уметь решать уравнения с модулем, сводящиеся к линейным |
|
32 |
Уравнения второй степени с параметром |
1 |
|
УОНМ |
|
Знать понятие уравнения второй степени с параметром |
Уметь решать уравнения второй степени с параметром |
|
33 |
Уравнения, сводящиеся к квадратным. |
1 |
|
УОНМ |
|
Знать понятие уравнения, сводящегося к квадратному |
Уметь решать уравнения с параметром, сводящиеся к квадратным |
|
34 |
Заключительный урок |
1 |
|
Урок-консультация |
|
|
Уметь решать уравнения изученными методами и приемами |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.