Алгоритм действия в случае конфликтной ситуации

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Алгоритм действия в случае конфликтной ситуации.docx

Памятка для родителей

Алгоритм действия в случае конфликтной ситуации

1.     Прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.

После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

 

2.     Сбор предложений.

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.

 

3.     Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

 

4.     Детализация решения.

После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станьте другом для подростка.

 

Как вести себя родителям, чтобы не утратить доверия подростка и помочь ему в

кризисной ситуации?

Считается, что ребенок достигает подросткового возраста к 12-13 годам, но в зависимости от физиологии этот период может наступить и раньше. Родителям, прежде всего, необходимо понять, что происходящие изменения – естественная возрастная особенность. А любые перемены сопровождаются отсутствием стабильности.

Что происходит?

В период полового созревания организм так много сил затрачивает на физиологическое совершенствование, что выбивает человека из равновесия. В результате у подростков нередко наблюдается повышенная возбудимость. Возможны депрессивные состояния. Неустойчивость настроения характерна даже для вполне здоровых ребят.

Из-за гормональных настроений нестабильна внешность - то на лице появляются прыщи, то тело становится угловатым и неуклюжим. В результате кто-то просто чувствует себя неуютно. А кто-то делает из этого трагедию. И в том и в другом случае снижается самооценка. А это причина дальнейших неудач.

Вместе с перестройкой организма меняется отношение к миру и самому себе. Формируется собственное мировоззрение.

Право на суверенность

Подросток отстаивает свою самостоятельность и независимость и в соответствии с этим выстраивает новые отношения с родителями.

«Задача взрослых - признать право на суверенность, это необходимая часть развития самостоятельности, - подчеркивает психоаналитик Института психологии РАН Татьяна Ребеко. – Ребенок не должен отчитываться во всем. При этом родителям важно показать, что в семье его примут независимо от происходящих изменений».

Чтобы не оскорбить взрослеющее «Я» обращайтесь к подростку в форме совета, а не в форме приказа.

Домашние советы

В начальных классах вы постоянно опекали своего отпрыска, а теперь он стал самостоятельным и во многом способен обойтись без вашей помощи?

Старайтесь не делать резких шагов. Ваш ненавязчивый интерес («Ты яблоко взяла?») позволит почувствовать, что внимания не стало меньше. С одной стороны, дети стремятся оторваться от родителей, а с другой, не чувствуя заинтересованности взрослых, могут решить, что их больше не любят.

Самооценка подростка во многом зависит от мнения сверстников, но чтобы поддержать ее стабильность, порой достаточно с юмором прокомментировать ситуацию и тем самым уменьшить ее трагичность.

«При большом самомнении стоит корректно продемонстрировать, что при всех достоинствах ребенок не безусловно хорош, - советует психоаналитик.- Ты молодец, что свободно говоришь по-английски, но твои успехи не стоит сравнивать с результатами тех ребят, которые не занимались с преподавателем индивидуально в течение нескольких лет».

Несмотря на стремление выглядеть взрослым, подросток крайне чувствителен и раним. Подчас ему сложно понять причины своих эмоций. При этом нечуткие упреки или насмешки взрослых, по мнению психологов, способны привести к упрямству или вызвать подавленное настроении.

Подростковый негативизм

На фоне резких физиологических настроений сложно понять собственное «я» - разобраться в себе и своих желаниях. Из-за этого подростку трудно сориентироваться в авторитетах. И иногда авторитетами для него становятся совсем не те личности, которые действительно важны. «Гормональная буря в организме толкает подростка к необычному поведению или необычным увлечениям, - рассказывает психолог Людмила Аншакова. Повышенная возбудимость нередко проявляется негативизмом, а подчас и агрессивностью».

Как же направить эмоции в другое русло?

«Самый страшный враг подростка - это безделье, - объясняет психолог. – День должен быть максимально наполнен, особенно у мальчиков. От взрослых же требуется не контроль, а заинтересованность жизнью детей». Если вам не нравится поведение и увлечение своего чада, воздержитесь от критических нравоучений постарайтесь понять причины происходящего. «Чтобы разобраться, прежде всего, нужно принять точку зрения подростка, пожить его интересами», комментирует Людмила Аншакова. Окунувшемуся в мир увлечений своего ребенка взрослому будет проще уменьшить ценность негативных авторитетов в глазах сына или дочери. Иногда стоит попробовать переключить интерес. Альтернатива может быть любой - другая компания или занятия дайвингом, например, советует Татьяна Ребеко.

Таким образом, основной принцип - принять, проявить интерес, понять причины

происходящего. Ведь иногда взрослеющему ребенку трудно найти способ для выражения индивидуальности или просто для того, чтобы на него обратили внимание. Он протестует против всего, что уму навязывают, и в то же время подсознательно нуждается в сочувствии и родительской поддержке.

В некоторых случаях, чтобы понять подростка, стоит вспомнить себя в его возрасте и, может пересмотреть существующие в семье ограничения, выработав разумный минимум.

Как наладить отношения с подростком

1. Слушая подростка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с событием, о котором он рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал.Это нужно, для того чтобы:

· Подросток убедился, что вы его слышите;

· Он может услышать самого себя как бы со стороны и лучше понять себя;

· Он убедится в том, что вы его правильно поняли.

2. Слушая подростка, следите за его мимикой и жестами. Иногда дети уверяют, что у них всев порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, верьте мимике, выражению лица, жестам, интонациям.

3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, похлопайте по плечу, кивните головой, возьмите за руку.

4. Поощряя подростка, поддерживайте разговор, демонстрируя вашу заинтересованность. «А что было дальше?», «Расскажи мне об этом...»

Подростки – активны и энергичны, что сильно пугает родителей. Покажите разумные пути выхода энергии, научите подростка отстаивать свои интересы.

Организм ребенка наполнен мощной энергией, которую необходимо направить в нужное русло. Полезное увлечение (спорт, хобби, кружки и пр.) даст выход адреналина и поможет избежать многих проблем.

Чтобы заложить первые основы будущих перемен специалисты советуют:

· рассказать подростку о своих страхах, чтобы он мог вас понять;

· выслушать ребенка без критики, пусть выскажет свое мнение;

· быть готовым слушать и понимать;

· давать советы подростку только в том случае, если он попросит;

· подросток также не обязан следовать вашим советам.

Любой неверный шаг со стороны родителей приводит к тому, что подросток «закрывается», перестает делиться своими проблемами и переживаниями или даже хуже – начинает врать.

· Интересуйтесь тем, что интересно ему, будь это музыка, компьютерные игры, виртуальное общение, спорт и т.д. Намерение объяснить подростку, что его интересы неправильные приведет к тому, что он не будет с Вами обсуждать эту тему. Если вникнуть в суть интересов ребенка и беседовать об этом, то всегда есть шанс найти понимание и доверие.

· Помните, что любое навязывание мнения подростком воспринимается «в штыки».

· Будьте терпимее, не поддавайтесь соблазну осуждать. Это вызывает отторжение у подростка. Не стоит пускаться в критику или давить на подростка. Наладить нормальные отношения можно, если родители всегда открыты для контакта, готовы выслушать и говорить на равных. И только заслужив такой статус, вы сможете влиять на позицию ребенка разумными аргументами и доводами.

· Несмотря на то, что многие подростки дистанцируются от семьи, проводить время вместе необходимо. Внимательным родителям в этом случае важно найти те формы времяпровождения, которые будут интересны всем участникам (поход на футбольный матч, различныевиды активного отдыха, туризм, шопинг или даже виртуальные развлечения).

Важно соблюдать подход к детям уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности.

Это подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи.

Профилактика депрессий и негативных проявлений поведения

Подростки нуждаются в открытых, теплых отношениях с родителями:

· Имеют возможность обсуждать с родителями их отношения;

· Имеют возможность периодически высказывать претензии;

· Понимают, что взрослые их слышат;

· Периодически выплескивают напряжение.

«Профилактика депрессий и суицидов не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным» И.С. Кон

Главный стрессор для подростков – семейные конфликты, которые ложатся на гормональный фон, экологические стрессоры, проблемы самоидентификации у подростков.

10-15% подростков говорят о попытках самоубийства.

У 15-20-летних самоубийство 3-я причина смерти

 

Риск возникновения проблем возрастает, если подросток находится в изоляции (конфликт с родителями, родители заняты работой, выяснением отношений между собой, алкоголизация родителей и пр.)

Помогающие специалисты:

· Социальный педагог;

· Педагог-психолог;

· Семейный терапевт;

· Врач-психиатр;

· Школьный инспектор;

Памятка для родителей подростков

Младший подросток 11-15 лет.

·Вы перестали понимать ребенка.

·Он изменился внешне и стал неуклюжим.

·Он ведет себя не так как раньше, иногда вызывающе.

·Прежние методы воспитания и обучения уже не действуют.

·У него на все свое мнение, которое уже не совпадает с Вашим.

Это значит, что ребенок превратился в подростка.

Признаки подросткового возраста:

·Рост тела, неравномерное развитие внутренних органов;

·Появление вторичных половых признаков;

·Гормональный взрыв;

·Неадекватная эмоциональность (грубость, плаксивость, частая смена настроения);

·Неадекватная самооценка, чаще заниженная;

·Важна внешность;

·Появляется абстрактность и критичность мышления;

·Характерно дихотомическое «черно-белое» мышление;

·Сформирована способность рассуждать и стоить гипотезы;

·Снижается интерес к учебе;

·Подвергают сомнению модели поведения взрослых;

·Расширяют границы допустимого (все хотят попробовать, поэтому нарушают правила, охотно идут на риск);

·Живут сегодняшним днем;

·Недооценивают значения взрослых в своей жизни (что ими обеспечен «тыл»);

·Важно общение со сверстниками, интересны «чужие» люди;

·Склонны к групповому «заражению» (делать то же, что сверстники);

·Частая смена интересов и идеалов;

·Демонстрируют взрослость различными методами.

Подростковый возраст – это период, который оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Этот период определяет (закладывает) как человек будет:

·реагировать на события своей жизни;

·принимать решения;

· какой круг общения выберет;

· как будет относиться к самому себе и своим близким;

· как будет строить отношения с противоположным полом и коллегами;

·будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого;

· каковы будут его стремления, и как он будет преодолевать трудности.

Если Вы хотите сохранить хорошие отношения с подростком важно:

·Исключить нотации и длинные предложения в общении с ним;

·Перестать опекать подростка тотально;

·Избегать чрезмерной критики;

·Предлагая что-либо сделать, предоставлять возможность самому выбрать время или способ;

·Предъявлять аргументированные требования;

·Позволяйте столкнуться с последствиями своих действий или бездействий и самостоятельно исправить их;

·Отказаться от насилия;

·Оказывать поддержку, выражать понимание, подбадривать.

Мы заботимся о подростке и помогаем ему формировать важные жизненные умения:

·понимать свои особенности, потребности, склонности, способности, возможности и желания;

· ставить перед собой адекватную цель и выстраивать последовательные шаги к цели;

· задумываться о последствиях своих действий;

·принимать на себя ответственность и самому отвечать за полученный результат;

·договариваться с людьми, разрешать конфликты, отстаивать себя и просить о помощи, правильно реагировать на критику и выражать благодарность, преодолевать трудности и расслабляться;

·проявлять заботу о других людях.

Успешное взаимодействие с подростком возможно при условии, если взрослые растут и развиваются вместе с ним.

Как реагировать на подростковые «колкости»:

1. Осознайте свои чувства, связанные с подростком, часто это бывает растерянность и раздражение.

2. Прежде, чем их «сбросить» на «источник» негативных переживаний скажите себе «Стоп» и попытайтесь понять, что кроется за негативным поведением. Например:

· Подросток ведет себя вызывающе и «нарывается» на скандал – может быть он испытывает напряжение, связанное с предстоящей контрольной.

· Постоянно канючит и ноет – нуждается во внимании.

· Вызывающе одевается – хочет быть заметной личностью.

· Агрессивно себя ведет – нуждается в помощи и признании.

· Отказывается выполнять задание – не уверен в своих знаниях и способностях.

3. Используйте полезные фразы в общении с подростком:

«Давай поговорим»;

«Что думаешь об этом?»;

«Что ты собираешься с этим делать?»;

«Что будет, если ты это сделаешь?»;

«Мне интересно твое мнение»;

«С тобой стало интересно общаться»;

«Ты рассуждаешь, как взрослый, а легко ли это будет сделать?»;

«Спасибо, что ты мне доверяешь»;

«Я сохраню твою тайну и ни с кем не буду это обсуждать».

4. Помните, что подросток нуждается в Вашем внимании и поддержке значительно больше, чем, кажется на первый взгляд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

Памятка родителям

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

http://ideafilm.narod.ru/images/Deti/Deti1.jpg

 

 

 

 

 

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»
 

Вечная детская мудрость

 

 

 

 

 

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

***

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

***

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

***

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

***

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

***

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

***

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

***

8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

***

9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

***

10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

***

11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

***

12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.

***

13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

***

14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

***

15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

***

16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

***

17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

***

18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.

***

19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

***

20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

***

21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

***

22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.

***

23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

***

24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

***

25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

***

26. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

***

27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

***

28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.

***

29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.

***

30. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.

***

31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

***

32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

***

33. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам  критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

***

34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

***

35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.