АЛГОРИТМ ДОКЛАДА ПРИ ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
(Дошкольное образование)
Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!
СЛАЙД 1. Представляем вашему вниманию дипломную работу по теме: Формирование доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников. Наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении мы раскрываем актуальность темы, которая определяется тем, что педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, в общении со сверстниками проявлять вежливое и доброжелательное отношение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Проблемой формирования доброжелательных отношений и навыков общения занимались Т.Н.Бабаева, Е.О.Смирнова, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина и др.. Данные авторы уделяют особое значение социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому проявление доброжелательных отношений являются главной задачей в общении детей старшего дошкольного возраста.
Приступая к работе, мы определили ее параметры:
СЛАЙД 2. Объект: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Предмет: доброжелательные отношения и навыки общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обосновать необходимость целенаправленной работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы.
СЛАЙД 3. Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, с целью ее теоретического обоснования.
2. Выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения старших дошкольников.
3. Разработать тематический период и апробировать его в практике работы с детьми старшей группы в МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово
4. Систематизировать и оформить методическое сопровождение тематического периода «Дорогою добра» для детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 4. Гипотеза: мы предполагаем, что реализация тематического периода «Дорогою Добра» будет способствовать формированию доброжелательных отношений, развитию навыков общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.
СЛАЙД 5: Изучив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме мы пришли к следующим выводам: что общение ребенка со взрослым является главным условием становления всех способностей и качеств детей; формирование доброжелательного отношения дошкольника к сверстнику может успешно осуществляться в использовании разнообразных видов деятельности, которые строятся на социально-нравственных моделях взаимоотношений.
СЛАЙД 6 . В целях проверки гипотезы была проведена опытно-исследовательская работа в старшей группе «Капелька» МБДОУ «Ивушка» с. Леонидово, под руководством научного руководителя Магденко Н.Б., при участии педагога детского сада Сердюковой Е.В., в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный. Период проведения практической работы с 20 марта по 16 апреля 2017г. Исследовалась группа воспитанников в количестве 11 человек. Констатирующий этап проводился с 21по 23 марта.
СЛАЙД 7. Решались следующие задачи:
1. Подобрать диагностический материал и изучить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька»
2. Изучить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения детей старшей группы «Капелька»
СЛАЙД 8 Для решения поставленных задач использовались методы: наблюдение; игра «Секрет»; беседа с воспитателем.
СЛАЙД 9. Для проведения констатирующего этапа был составлен план.
СЛАЙД 10. Мы определили критерии и уровни сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей.
СЛАЙД 11. Выявление уровня сформированности проводилось через сюжетно-ролевую игру «Поликлиника». По окончанию игры проведен анализ.
СЛАЙД 12 Результаты наблюдения представлены в таблице. Из которой мы видим что взаимодействие детей со сверстниками в игре находится на среднем уровне сформированности, а знание норм поведения и проявление нравственных чувств на низком уровне.
СЛАЙД 13 Анализируя полученные результаты, мы выяснили, что :
Высокий и средний уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения продемонстрировали по 27% детей. С низким уровнем выявлены 45% воспитанников, которые не умеют дружно играть, самостоятельно распределять роли. Нарушают правила игры, не сдержаны в эмоциях. Не получив главной роли в игре часто обижаются, игнорируя любые предложения сверстников.
Для определения социального статуса детей в группе, особенностей межличностных взаимоотношений, мы провели игру «Секрет», в ее основе была положена методика Репиной Т.А. Предварительно, нами было получено разрешение родителей на проведение игры и обработку результатов, проводимой совместно с педагогом-психологом Нефедовой М.В.
Результаты игры представлены в матрице и социограмме.
СЛАЙД 14. По подсчету данных социометрической матрицы был выделен индекс групповой сплоченности детей, который составил – 24%, что выявляет низкий уровень избирательных отношений детей.
СЛАЙД 15 На социограмме «Выборы» мы видим, что каждая окружность имеет свое значение: зона «предпочитаемых», в которую попадают лидеры, зона «принятых», со средними показателями, зона пренебрегаемых с показателями ниже среднего, зона изолированных – это те, которые не получили ни одного выбора.
Взаимные выборы в группе только между 2-7; 5-4; 9-8; 1-2.
СЛАЙД 16. Общий процент выборов детей мы вывели на диаграмму, тем самым выяснили, что в группе есть дети со статусом: «предпочитаемые» – 27% выборов, «принятые» – 37% выборов, «непринятые» – 27% выборов, «изолированные» – 9% выборов. Следовательно, взаимоотношения между детьми в группе находятся на низком уровне.
Далее была проведена беседа с воспитателем в ходе, которой мы выяснили, что: педагог имеет представления о необходимости формирования доброжелательных отношений, но не в полной мере применяет для этого доступные формы и методы работы; знает, кто из воспитанников вызывает тревогу и почему. Так же, воспитатель обратила внимание на партнерство во взаимодействии с родителями. Далеко не все родители открыто идут на контакт, и неохотно участвуют в образовательном процессе детского сада.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходима целенаправленная работа по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей, в которой, обязательно должны быть задействованы все участники образовательного процесса.
СЛАЙД 17 На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1. Разработать тематический период – «Дорогою добра»;
2. Включить воспитанников старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово в образовательную деятельность по реализации тематического периода.
СЛАЙД 18. Для реализации задач был составлен тематический план «Дорогою добра»; в который включены формы работы, осуществляемые в разных видах деятельности с детьми и родителями.
СЛАЙД 19. Работа спланирована по блокам: организованная образовательная деятельность; образовательная деятельность в режимных моментах;
СЛАЙД 20. самостоятельная деятельность в центрах развития; работа с родителями.
СЛАЙД 21. В процессе организации тематического периода была проведена работа в ходе которой особое внимание мы уделили детям с низким уровнем доброжелательных отношений и навыков в общении, которая включала следующие педагогические формы и методы:
СЛАЙД 22 беседы с детьми, в ходе которых использовались художественные произведения, примеры из жизни, помогающие донести до сознания детей нравственные нормы поведения. Например: в беседе «Что такое дружба» ребята рассуждали над этим понятием. Софье и Юре было труднее остальных формулировать ответы, а Оксана вспомнила, что у нее дома живет друг по кличке Рэй и когда ей бывает скучно, Рэй ее веселит.
СЛАЙД 23. В сюжетно-ролевой игре «Космос» по ситуации «Как выглядит инопланетянин» возникли споры у Вани и Юры вследствие чего мальчики поссорились. Мы применили метод «мирилки» в нашем детском саду когда мирятся кладут свои ладони на сердечко и
СЛАЙД 24. произносят стишки – мирилки. Например: «Ссориться не будем, будем мы дружить, клятву не забудем, пока будем жить!» Испытывая тактильные ощущения от мягкой игрушки и теплых слов, дети забывают про обиды.
СЛАЙД 25. С интересом для детей прошла экскурсия на «Почту», выяснилось, что Ваня и Оксана впервые посетили почтовое отделение. Общение ребят с почтальонами, по возращению в группу, сподвигло их на с/р игру «Почта», где главными почтальонами были конечно же Ваня и Оксана.
Слайд 26. Проведение ООД оказали эффективный метод формирования доброжелательности и навыков в общении детей,
СЛАЙД 27. в ходе которых ребята закрепляли умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявляли доброжелательность к суждениям сверстников.
СЛАЙД 28. дид/игры с применением схематических картинок способствовали умению характеризовать и оценивать поступки. Например, в игре «Оцени поступок» у Вероники и Вани возникли трудности выстроить логический ряд картинок с хорошими поступками и рассказать добрую историю. Исправить ситуацию нам помог метод «жили-были», с применением карт «Проппа».
СЛАЙД 29. Очень действенными оказались игровые упражнения и ситуации на закрепление представлений о культуре отношений между людьми. Например, в игре «Добрые эльфы» Софья и Юра не справились с задачей показать роль эльфов, чтобы ребята не потеряли интерес к игре, мы тактильно показали ребятам, насколько ласково могут убаюкивать эти волшебные существа.
Слайд 30. Просмотр мультфильмов и чтение художественной литературы так же способствовали воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. После которых дети с удовольствием рисовали любимых героев.
СЛАЙД 31 Небезучастными были и родители, которые оформили и представили детям фотовыставку «Нет в мире ничего важней улыбки», тем самым создали радостное настроение у детей и атмосферу дружбы в группе.
СЛАЙД 32. Родители, так же стали участниками консультации по теме «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольников», где искренне, пытались дать ответы на острые вопросы.
СЛАЙД 33. В завершение формирующего этапа была проведена игра – путешествие «Идем дорогою добра» в которой, Фея доброты провела игры на установление эмоционального контакта; ребята преодолевали препятствия волшебного моря и выполняли имитационные упражнения, где изображали, как делают добрые дела, называли волшебные слова.
СЛАЙД 34. В стране «Добрых поступков» дети разыгрывали сценки «поступки хорошие и не очень», посетили островок «Ласковых слов» и вспомнили самых дорогих и любимых им людей; слушали песни о доброте и создали свою «Планету доброты».
Таким образом, анализируя работу на формирующем этапе можно сделать неоднозначный вывод о том, что проведенная нами работа дала положительные результаты. Чтобы доказать это мы перешли на контрольный этап нашего исследования, который проводился с 12 по 14 апреля.
СЛАЙД 35. Задачи контрольного этапа:
1. Выявить динамику уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы;
2. Систематизировать и оформить методическое сопровождение тематического периода «Дорогою добра» для детей старшего дошкольного возраста.
На контрольной диагностике мы провели повторное наблюдение уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения детей, который выявили через сюжетно-ролевую игру «Больница».
СЛАЙД 36 по результатам диагностики мы выяснили, что к высокому уровню можно отнести 3 человек Они были очень активны во всех видах организованной образовательной деятельности,
Средний уровень выявил 6 детей. Дети, которые стали проявлять чаще дружеские качества, реже конфликтовать со сверстниками и обижаться.
Низкий уровень отразил 2 ребят, этим детям было все же затруднительно в процессе общения и игр проявлять самостоятельность, взаимопонимание со сверстниками, они часто обращались за помощью к воспитателю.
СЛАЙД 37. Таким образом, анализ диагностического обследования показал, что к высокому уровню формирования доброжелательных отношений и навыков общения относится 27% детей; к среднему 54%, к низкому 18% воспитанников.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, о том, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития доброжелательных отношений детей.
В ходе проведения опытно-исследовательской работы был разработан и апробирован тематический период «Дорогою добра», где использовались следующие формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Работа проводилась через организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность детей с педагогом, работу с родителями.
Использовались методы: наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, игра, упражнения, проблемные ситуации, просмотр иллюстраций, мультфильмов.
СЛАЙД 38 . Таким образом, сопоставив результаты констатирующего и контрольного этапов мы выяснили, что состав участников заявленных групп изменился.
Высокий уровень развития доброжелательных отношений и навыков общения детей остался неизменным и составил – 27%
Но, сравнивая показатели среднего и низкого уровней мы отметили, что они оказались самыми результативными: средний уровень возрос с 27% до 54%., низкий уровень снизился с 45% до 18%.
В результате сравнительного анализа был отмечен рост уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы. Результатами контрольного этапа мы подтвердили эффективность проведения педагогического воспитания, используя различные виды организованной образовательной деятельности.
Отсюда следует вывод, что проведенная исследовательская работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, которые основываются на чувственных переживаниях.
Цель работы реализована. Мы обосновали необходимость целенаправленной работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что реализация тематического периода «Дорогою Добра» будет способствовать формированию доброжелательных отношений, развитию навыков общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Практическая значимость работы заключается в систематизировании и оформлении методического сопровождения по теме:
1. разработан план тематического периода и конспекты ООД;
2. комплекс рекомендаций воспитателю по проведению сюжетно-ролевых игр,
3. дидактические пособия для детей,
4. буклет и папка-передвижка для родителей.
Данный материал так же может быть использован молодыми специалистами ДОО, а так же студентами, в ходе педагогической практики.
При написании работы было использовано 27 литературных источников, из них 8 .основных.
СЛАЙД 33 Спасибо за внимание!
Уважаемый председатель и члены комиссии прошу вашего разрешения на продление моего выступления на 3 минуты, и представить вашему вниманию видеоролик по заявленной теме.
БЛАГОДАРСТВЕННАЯ РЕЧЬ
Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, уважаемые рецензенты и гости, разрешите поблагодарить вас за обсуждение нашей работы, за интересные вопросы и ценные замечания, за положительную оценку работы. Позвольте выразить искреннюю благодарность Вам, мои строгие, но справедливые педагоги: Нина Яковлевна, Светлана Ивановна, Нина Алексеевна, Константин Иванович.
Хочу сказать огромное спасибо за терпение, постоянную поддержку и понимание своему научному руководителю Наталье Борисовне Магденко.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.