Алгоритм методики развития регулятивных универсальных учебных действий средствами письменного высказывания у обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы
1. Развитие РУУД в процессе обучения письменному высказыванию
1.1. Алгоритм методики развития РУУД средствами письменного высказывания
Центром развития РУУД является способность к саморегуляции и самоконтролю действий планирования, контроля и коррекции. Регуляционная основа деятельности связана с построением внутреннего плана действий как представления о цели, способах и средствах деятельности. Общение является необходимым условием развития саморегуляции. Из совместной деятельности, сорегуляции и содействия вырастают саморегуляция и самоуправление.
Предлагаемая методическая модель представляет собой алгоритм, соблюдая который учащиеся систематически обучаются стратегиям и навыкам построения успешного письменного высказывания. Данная модель состоит из 7 этапов и представляет собой методику, разработанную на синтезе положений социально-когнитивной теории и системно-деятельностного подхода. Благодаря предлагаемой методике, ученик становится эффективным «писателем», более того, в процессе использования данной модели, развиваются учебные действия целеполагания, планирования, прогнозирования, самоконтроля и самокоррекции, то есть - регулятивные универсальные учебные действия.
Таблица1
Алгоритм методики развития РУУД средствами письменного высказывания
Этапы |
Цель |
Ключевые элементы методики |
1 |
Оценка существующего уровня развития РУУД и навыков письменного высказывания или актуализация имеющегося знания |
Предъявление текста-стимула: вопрос, сказка, видеофрагмент, картинка, цитата и т.п. на основе которого формулируется тематическое задание. |
|
Осознание самоэффективности, стимуляция мотивации на развитие навыков письменного высказывания, развитие навыка целеполагания. Например:
https://yandex.ru/video/search?text=marta+modeling+SRSD |
Раскрытие секретов эффективного писателя. презентация моделей и стратегий планирования письменного высказывания с помощью графических таблиц - органайзеров (приложение 1), таблиц, схем, шаблонов, инструкций, рабочих лисов и т.п., облегчающих процесс планирования и написания, анализ совместно с учителем эталонов - образцов высказываний: выделение структуры письменного высказывания (в соответствии с типом); обсуждение базовых умений для качества письменного высказывания (лексика, грамматика, связность, логичность и т.п); |
3 |
Знакомство с критериями письменного высказывания; Осознание необходимости обогащения словаря |
Презентация критериев; анализ собственных работ и других образцов в соответствии с критериями; обсуждение недостатков. |
4 |
Обогащение словаря, совершенствование навыков чтения, говорения и аудирования по теме |
Развивающие упражнения, которые проводятся на занятиях в классе, в группе, а также задаются в качестве домашнего задания. |
|
Моделирование процесса написания письменного высказывания во внешней речи; http://iris.peabody.vanderbilt.edu/module/srs/cresource/q2/p06/#content |
Демонстрация учителем процесса обдумывания ВСЛУХ; совместное сочинение с проговариванием; учитель создает условия для осознанного моделирования с помощью открытых вопросов и поддержания интереса к достижению цели. Использование опорных таблиц, критериев. Разъяснение критериев, иллюстрация примеров и т.п. |
6 |
Отработка и запоминание. Работа в группах. |
Повторение, сочинение в группах, постепенный переход с графических таблиц-опор и критериев к описанию действий во внешней речи. Оценка работ сверстников, самооценка работ. Речь – опора становящегося действия. |
7 |
Итоговая диагностика |
перенос внешней речи во внутренний план, самостоятельное высказывание без опор. |
8 |
Развитие волевой саморугуляции |
Взаимокоррекция, самокоррекция по «закодированным» ошибкам |
1.2. Критерии как инструмент саморегуляции письменного высказывания
Критерии оценки письменного высказывания (rubrics) являются эффективным инструментом для совершенствования грамотности и повышения уровня собственно навыка письменного высказывания. Понимание требований к письменному высказыванию дает обучающимся чувство достижимого успеха и уверенности в своих силах, развиваются важные качества, лежащие в основе мотивации к обучению.
Критерии разрабатываются учителем или совместно учителем и учениками в качестве инструмента для оценивания, самооценки и развития навыков саморегуляции учебного действия. Содержание критериев зависит от типа письменного высказывания. В критериях обязательно описываются качественные и количественные (в баллах) характеристики для нескольких уровней.
Самым простым по типу высказывания является письменное высказывание-описание (предмета, животного, человека, места и т.п.), обучение которому начинается в 5 классе. Детальная информация позволяет читателю представить в воображении описываемый предмет или явление; чем детальнее картинка, тем проще нам представить образ. Обучая описанию, важно учить принимать во внимание все 5 чувств, то есть описывать каков предмет на ощупь, на вкус, на запах, как он звучит и как он выглядит, а также использовать в процессе описания интересные сравнения и ассоциации.
Ниже представлен пример критериев письменного высказывания – описания, который следует адаптировать в зависимости от конкретного задания (Таблица 2).
Таблица 2
Критерии письменного высказывания-описания для 5-6 классов
критерий |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|
Содержание
|
Дано не менее 3 характеристик, выражено свое отношение к предмету |
Дано не менее 2 характеристик и выражено своё отношение к предмету |
Описан только 1признак и\ или не выражено отношение к предмету |
|
Связность и логичность |
В описании четко обозначено 3 части: вступление - общее впечатление от предмета, (места, явления), описание деталей предмета (явления), заключение – свое отношение к предмету (явлению); правильно используются необходимые союзы и предлоги |
Не выражено свое мнение или общее восприятие предмета (явления); имеются 1-2 ошибки в использовании союзов и предлогов |
Не выражено свое мнение и общее восприятие предмета (явления) или наблюдается путаница в описании; более 3 ошибок в использовании союзов и предлогов |
|
Лексико-грамматическое оформление |
В описании использована лексика, соответствующая теме, нормативная сочетаемость слов, допускается не более 4 не грубых грамматических и орфографических ошибок |
В описании использована лексика, соответствующая теме, Допускаются 1-2 грубые ошибки или 3-4 не грубые грамматические или орфографические ошибки |
Используется лексика, не соответствующая теме, более 2 грубых грамматических ошибок и/или более 4 орфографических ошибок |
|
Креативность
|
Используются образные средства (сравнения, ассоциации и/или воображение) |
Есть 1 сравнение
|
Образные средства не используются |
|
объем |
70-80 слов |
69-60 слов |
59-40 слов |
2. Задания на развитие навыков письменного высказывания-описания (на примере описания животных)
2.1.Пример диагностического задания
Цель: диагностика умений письменного высказывания-описания относительно заданной темы.
1. Task1. Опиши животное
Используй следующий план:
1. Introduction. Вступление.
Назови животное, укажи характеристики, общие для всех животных данного класса;
2. Description. Описание животного изображенного на картинке.
Опиши детально внешний вид животного на картинке (размер, цвет, настроение, части тела). Постарайся использовать воображение, представь, какое оно на ощупь, какие звуки оно может издавать, чем пахнуть. Подумай, с чем ты можешь сравнить это животное, расскажи, где оно живет, чем питается, что умеет делать, опасно ли оно для человека;
3. Conclusion. Заключение.
Вырази своё отношение - почему тебе нравится или не нравится это животное.
Важно!!! В описании должно быть 3 абзаца, не менее 70 слов. Для связи слов и предложений используй союзы и предлоги: and, but, also.
2.2.Диагностика уровня развития РУУД
С целью оценки эффективности описываемой методики в ходе диагностического этапа учитель посредством наблюдения оценивает уровень развития РУУД учащихся. С помощью данной таблицы можно проследить динамику развития РУУД индивидуально по каждому обучающемуся. Для диагностики уровня развития РУУД на ребенка заводится диагностическая карта (Таблица 3). Динамику можно прослеживать систематически, например, после каждой входной или самостоятельной работы, или через определенный временной период.
Таблица3 Диагностическая карта развития РУУД
Наименование РУУД |
25 баллов |
15 баллов |
5 баллов |
0 баллов |
Целеполагание планирование |
Самостоятельно ставит цели и планирует действия |
Ставит цели и планирует действия со сторонней помощью |
Ставит цель с помощью учителя, но не планирует действия или частично планирует действия |
Не ставит целей, не планирует действие, действует хаотично |
Контроль и Коррекция |
Самостоятельно корректирует ошибки в процессе самопроверки работы, пользуется черновиком |
Корректирует ошибки в процессе работы с помощью, пользуется черновиком |
Частично корректирует ошибки в процессе работы с помощью учителя, не использует черновик |
Не корректирует ошибки, не использует черновик |
Оценка |
Самостоятельно и правильно оценивает работу по заданным критериям |
Правильно оценивает работу по критериям со сторонней помощью |
Неверно оценивает работу, выражает желание уйти от критериев |
Не оценивает работу |
Волевая регуляция |
Самостоятельно анализирует и исправляет все ошибки после оценивания работы учителем |
Самостоятельно исправляет большую часть ошибок после оценивания учителем |
Самостоятельно корректирует меньшую часть ошибок |
Не корректирует работу после оценивания |
Интерпретация результатов:
высокий уровень -100-80б ;
средний уровень; 79 – 59б ;
ниже среднего 58-38б ;
низкий уровень- менее 38б.
2.1. Развивающие упражнения на обогащение словаря
По результатам входной диагностики проводятся аналитические мастерские, стимулирующие обсуждение вслух. Учитель должен представить критерии описания животного и наглядно объяснить способы их использования.
Таким образом, учитель подводит учеников к осознанию того, что для живого, интересного описания животного необходимо знать много специальной лексики, поэтому далее следует провести серию развивающих упражнений на обогащение словаря и совершенствование навыков аудирования, чтения и говорения по теме.
При отборе упражнений следует учитывать следующие параметры практического материала: обоснованность отбора содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям; логика, последовательность в изложении материала; сложность понятийного аппарата, тематическое соответствие и единство. Необходимо соблюдать принцип «Чем больше практики, тем лучше навык», всё зависит от потребностей целевой аудитории. Лучше строить упражнения в соответствии с принципом «от простого к сложному». Необходимо помнить, что работу лучше всего проводить, соблюдая принципы ученико-ориентированного (learner-centered, https://yadi.sk/i/CgyV_XmI3C3YJW) и разноуровневого (mixed-ability, http://www.teachingenglish.org.uk/node/2237/poll) подходов.
На этой стадии важно стремиться к оптимальному соотношению коллективных, групповых и индивидуальных форм учебной деятельности. Время на выполнение заданий рекомендуется ограничивать в зависимости от сложности задания, критерии и часть технического задания всегда должны быть доступны учащимся. Большое внимание необходимо уделять рефлексии. Степень познавательного интереса будет свидетельствовать о том, что уровень сложности упражнений соответствует поставленным задачам. Необходимо помнить, что количество материала должно быть достаточно для устранения недочетов, выявленных в ходе входного тестирования и повышения качества письменного высказывания. После отработки упражнений следует провести контрольное сочинение по теме, во время которого учащимся необходимо вновь предъявлять техническое задание, но менее детальное, с критериями описания. Далее можно начинать работу со следующей темой по заданному алгоритму, но каждый раз техническое задание необходимо усложнять, делая его менее детальным. Таким образом, необходимо добиться, чтобы дети писали связное и логичное описание без вспомогательного материала.
Используя данный алгоритм и рекомендуемые приемы, представляется возможным не только эффективно подготовить учащихся к письменной части экзамена, но и повысить общий уровень владения иностранным языком, более того, такая технология будет способствовать развитию метапредметных умений и универсальных учебных действий.
2.1.1. Примеры развивающих упражнений
1a) What animals are good pets? Why?
1b) read the paragraph.
First of all, goldfish are very easy to take care of. They live in a big bowl or a small fish tank full of water, so you always know where they are. Second, goldfish do not get lonely, so you can spend time with them when you want to. Also, they eat fish food. It is easy to buy this food. It is not expensive and it lasts for a long time because goldfish do not eat much. Last, these pets are a lot of fun to look at, and they make people feel relaxed.
1c) Which sentence would make a good first sentence for the paragraph? Write the letter in the box above.
A. Goldfish are good pets to have in your house.
B. Goldfish are awful pets to have in your house.
C. Hamsters are good pets to have in your house.
D. Birds are dangerous pets to have in your house.
2. Match a topic sentence for the paragraph.
a. I want a cat as a pet because cats are independent.
b. I want a lizard - a pet that is unique and independent.
c. I’d like to have a hamster because they are easy to take care of.
d. I’d like to have a cat because cats are clean and quiet.
1. My mother doesn’t like to have dirt in the house and she doesn’t want to clean up after an animal. My father doesn’t like noisy animals. Also, I like animals that are small, furry and cuddly.
2. Not many people have this animal as a pet. It also looks a little scary. I’m sure that my friends would be surprised and impressed!
3. Cats can take care of themselves. They can stay out of danger and I wouldn’t need to watch my cat every minute of the day.
4. You just need a simple cage to keep these pets. They don’t bite people and they like to play.
2. Write two paragraphs about the topic.
What pet do you like? Why do you like this pet? Why is this pet better than other kinds of pets?
A pet I like…
I would like to have a … because
This pet is better than other pets because …
3. Choose a title and two topic sentences. Then put the sentences in order.
Title:___________________________________________
Topic Sentence 1:________________________________
Topic Sentence 2:_________________________________
a. They can do many tricks.
b. They also like to play games.
c. First of all, I would like to have a chimpanzee because they are so friendly.
d. They can learn things quickly.
e. Second, chimpanzees are better than other pets because they are so smart.
f. Chimpanzee - A pet I would like to have.
g. It would be fun to have an animal that likes to play.
h. This pet could even help me clean my room!
i. Chimpanzees like to hug people. I can teach things to my chimpanzee.
2. Rearrange the sentences above in two clear paragraphs with a title.
2.3.2. Видео-и-аудио задания (https://yadi.sk/d/EtSLi_N2tJMR9.)
1a) watch the video and circle the correct answer.
1. Where do the animals in the video live?
a. China b. India c. Pakistan
1. Why are these two animals special?
a. Because they are very beautiful.
b. Because they are dangerous.
c. Because there are not many of them.
1b) watch again. Are the statements true (T) or false (F)?
1. There are only 2,000 red pandas in the world. _
2. Red pandas eat small animals. _
3. Some red pandas live in busy cities. _
4. Rhinos go to the river on hot days. _
5. There are only 3,000 rhinos in India. _
6. Soldiers kill rhinos for food. _
7. A rhino horn can sell for $ 100,000. _
8. Farmers look after red pandas and rhinos. _
2a) you are going to listen to two women talk about orangutans. Before you listen, work with your partner. What do you know about orangutans?
1. What do they look like? (Are they big animals?)
2. What do they eat?
3. Where do they live?
2b) Label the photographs with the words from the box.
HANDS JUNGLE LEAVES ORANGUTAN STICK TREE |
2c) Complete these facts about orangutans with
the words from the box.
BRAIN CLIMB LONG USE WET |
1. They have very _____ arms.
2. They can _____ trees easily.
3. They like water, but they don’t like getting _____.
4. They _____ sticks to eat insects.
5. They have a big _____.
3a) Listen to two women (Kate and Zaskia) talking about orangutans. In what order do you hear the information? Write numbers 1-4.
_ what orangutans eat
_ what kind of places orangutans live in
_ why orangutans are special
_ what the name orangutan means
3b) Listen again. Then work with the partner. What do the words in bald mean?
1. So orangutan means …
2. Orangutans are arboreal. That means …
3. They’re omnivores, so …
4. A primate is a kind of …
5. They are good toolmakers. That means …
1. Match the words 1-5 to the correct definitions (a-e).
a. … animal that can use its hands to climb trees.
b. … they live in trees.
c. … they can make things to help them.
d. … “the man in the forest”.
e. … they can eat meat, fruit and vegetables.
1. Work with your partner. Read the sentences, then discuss the questions below.
Orangutans live only in Indonesia and Malaysia. They are special animals in these countries.
1. Which animals are special in your countries? Why are they special?
2. Do you know any animals that are special in other countries?
Russia - bear, Libya - lion, New Zealand - kiwi
6a) Read the texts. Which animals do they describe?
This animal is a kind of reptile. They live in deserts in the Arab world. They live in burrows”. That means a hole in the ground. They eat plants and small insects.
|
This animal is a kind of insects. They are small and yellow or green. They live in Africa, the Arab world and Asia. They travel in large groups called a “swarm”. They are millions of these insects in each swarm. |
6b) Choose an animal. Use the phrases from the box to make a definition (don’t say the animal’s name).
This animal is a kind of… They are big/small… They are brown/green… They live in… They eat…
|
7a) You are going to listen to two student talking about an animal from their
country. Before you listen, which photographs show
1. A bald eagle?
2. An oryx?
7b)Work with your partner. Can you answer these questions?
1. Where do these animals live?
2. What do they eat?
8a) Write the words from the box in the correct column of the table below.
|
CUT FISH GRASS HARD JUMP LONG RABBIT RUN SHARP |
|
||
NOUN |
VERBS |
ADJECTIVES |
||
fish |
cut |
hard |
||
8b) Work with your partner. Take turn to ask and answer the questions. The answers are the words from the table.
1. What should you do if you see a lion?
2. Which animals live in the sea?
3. What do cows and sheep eat?
4. Which animals have long ears?
5. What can you do with a sharp knife?
6. What can kangaroos do very easily?
7. What is the opposite of soft?
9a) Listen to two students talking about animals from their country. Number the photographs in the order you hear them (1-4).
9b) Listen again and answer the questions.
Jason
1. Which two countries can you see a bald eagle in?
2. What is a nest?
3. What do bald eagles eat?
4. What can bald eagles do with their beaks?
Khaled
1. Can you see oryx in forests?
2. Where does Khaled come from?
3. What two things do oryx eat?
4. What does “nomadic” mean?
10a) Label the photographs with the words from the box.
BEAK FEATHERS HORNS NEST |
10b) Listen to the beginning of Jason and Khaled’s presentations about animals again. Write the missing words in the gaps.
1) Ok, good morning! I’m Jason, and_______I’m going to ______ you ____a bird from my country, the American bald eagle.
2) Ok, good morning _______.My name’s Khaled and I’m going to________ _________the animal in photograph_______. So this is an Arabian oryx.
11a) Use the words from the box to check your answers.
ABOUT(x2) EVERYBODY TODAY TELL HERE TALK THIS |
11b) Listen to three parts of Jason’s talk.
Which question below (a-c) goes in each gap?
1. _____ Well, you can see them in the US and Canada and here’s a photograph of one.
2. Some nests can be very big. _____ Well, there was one eagle’s nest that was more than 1,000 kilos.
3. _____ Well, fish are their prey. That means that eagles hunt them.
a. How big can they be?
b. So what do bald eagles eat?
c. Ok, so where do they live?
12. Listen a student’s talk about brown bears and answer the question below:
1. How do they live?
2. What do they eat?
3. Why are they special?
4. Where do these bears live?
5. Where can you see brown bears?
13. Take turns to answer the same questions about your animals.
14. Use the Internet to find photographs of your animal. Look for photographs that can help you explain your new words.
15. Write words and phrases in the gaps that are true for you. Fill in the gaps.
Ok, hello, everybody. My name’s _____ . I’m going to talk about _____ . This is a photograph of (a/an) _____. You can see (a/an) _____ in _____ . It eats _____ .
Список использованной литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования»/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63с. – (Стандарты второго поколения)
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2011. — 159c.
3. Кладова И.С. Универсальность как условие формирования информационно — коммуникативной культуры личности/И.С.Кладова//Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – С. 42-48.
4. 4. Кладова И.С. Развитие навыков связного и логичного высказывания в процессе обучения написанию сочинению-рассуждению/И.С.Кладова// Языковое образование сегодня – векторы развития, Материалы VII международной научно-практической конференции-форума. – 2015 – С. 51-63.
5. Кладова И.С. Формирование умений самооценки, самоконтроля и саморегуляции в процессе работы над письменным высказыванием // Просвещение. Иностранные языки. Электрон.журн.2014.№11. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/04/formation-skills-2/
6. Bandura A. Self-Efficacy. The Exercise of Control. – New York: W.H. Freeman and company, 1997. – P. 610.
7. Schunk D. H. Zimmerman B. J. Influencing children’s self-efficacy and self-regulation of reading and writing through modeling [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://libres.uncg.edu/ir/uncg/f/d_schunk_influencing_2007.pdf
8. N. M. White Unlock 1. Student’s book. – Cambridge University Press, 2014. – P. 222.Алгоритм методики развития РУУД. Аудио-и-видео приложение [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://yadi.sk/d/EtSLi_N2tJMR9
Приложение 1
Графическая таблица - органайзер
(письменное высказывание - описание картинки)
см.: https://yandex.ru/video/search?text=marta+modeling+SRSD
WHO
|
WHEN
|
WHERE
|
WHAT
|
WHAT
|
HOW
|
HOW
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.