Алгоритм подготовки и проведения занятия по изо-деятельности с дошкольниками
№ |
Структурные компоненты деятельности |
Цель деятельности |
Методы деятельности |
Пример деятельности |
1. |
Выбор темы занятия. Постановка цели и задач занятия в соответствии с содержанием ОП или АОП и принципами дидактики |
Планирование занятия в системе годовых задач по образовательной области |
Анализ содержания программы и сравнение выбранного содержания с вариантами методички |
Содержание ОП по предметному рисованию в старшей группе: «Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки». Цель на занятие: учить рисовать лиственные деревья (из Парамоновой) или формировать умение рисовать ель с шишками (из Литвиновой) |
2. |
Предварительная работа |
Формирование у детей представлений об объекте, предмете, явлениях окружающего мира, сюжете художественного произведения; обогащение детей впечатлениями; развитие эмоциональной отзывчивости, интереса и положительного отношения к миру |
Рассматривание натуральных предметов, их изображений; наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира; экспериментально-исследовательская деятельность; чтение худ.произведений; рассматривание картин и их репродукций, иллюстраций и пр. |
Работа по теме «Золотая осень» (старшая группа). Наблюдение на прогулке признаков осени, рассматривание елей на прогулке, изображений елей (строение дерева: ствол, ветви, лапы). Разучивание пальчиковой гимнастики «Всем деревьям в нашем парке…» (по стихотворению Е.Толстенко) |
3. |
Организационный момент |
Привлечение внимания детей, подведение к теме занятия |
Чтение стихотворения, загадки, пальчиковая игра, игровое упражнение, хороводная игра, упражнение с мячом и пр. |
Игровое упражнение «Что лишнее?», «Чего не стало?» и др. |
4. |
Проблемная ситуация |
Мотивация детей к деятельности на занятии |
Чтение стихотворения, загадки, игровое упражнение, решение проблемы для дальнейшей деятельности, приход сказочного героя, подарок маме, другу и пр. |
Целый день с подругой Лилей Мы для кукол вещи шили… А на платьице для Тани Не хватило просто ткани. (Т.Зубкова) Давайте нарисуем красивую ткань, чтобы можно было сделать одежду для всех кукол. |
5. |
Обследование предмета, объекта и образца его изображения, выполненного воспитателем |
Формирование представления о физических свойствах предмета и соотношение его с сенсорными эталонами (формой, цветом, величиной), пропорциями частей самого предмета |
Наблюдение, рассматривание, ощупывание, сравнение с сенсорными эталонами, наложение, приложение, измерение, анализ по частям |
После рассматривания рисунка, выполненного воспитателем вопросы к детям: «Чем похожа большая ель и маленькая? Расскажите о стволе ели: на что похож по форме, одинаковый ли по толщине ствол внизу и вверху, какого он цвета? Расскажите про ветки ели: на что они похожи, как расположены, одинаковые ли по длине вверху и внизу ели. Какого цвета? Чем отличается большая ель от маленькой?» |
6. |
Показ способа выполнения |
Обучение технике изображения |
Показ способа выполнения с подробным словесным сопровождением собственных действий |
«Лист располагаю длинной стороной вниз. Набираю гуашь коричневого цвета на кисть, лишнюю снимаю о край баночки, ставлю кисть внизу листа посередине и веду прямую ровную линию через весь лист снизу вверх. Ствол рисую одним движением, не отрывая кисть от бумаги: сначала палочку кисти держу под наклоном к бумаге и рисую всем ворсом кисти, потом постепенно ее поднимаю вверх и рисую концом кисти. Хорошо промываю кисть и осушаю ее о салфетку, набираю на кисть гуашь зеленого цвета. Ставлю кисть вверху ствола и рисую ветки всем ворсом кисти влево и вправо вниз. Соединяю концы линий дугой, рисуя ее слева направо: получился маленький треугольник вверху ствола ели…» |
7. |
Закрепление последовательности выполнения работы |
Организация оперативного запоминания детьми способа изображения |
Вопросы к детям по последовательности выполнения изображения; рисование сухой кистью на бумаге; выполнение имитационных движений лепки |
«Что мы сначала рисуем? (ствол) Что будем рисовать потом? (треугольники- ветви ели и закрашивать их) Когда мы будем рисовать шишки? (когда высохнет краска на верхних ветках ели). Перед началом выполнения работы воспитатель громко и четко проговаривает общие указания. «Рисуйте ель крупно на весь лист. Ствол начинайте рисовать снизу вверх одним движением, сначала всем ворсом, потом концом кисти. Ветки рисуйте по всей длине ствола. Помните, что ветки увеличиваются по длине: чем ниже, тем длиннее. Хорошо промывайте кисть и осушайте ее о салфетку, прежде чес взять гуашь другого цвета и по окончании рисования». |
8. |
Непосредственное выполнение работы детьми и индивидуальная работа педагога с ними |
Организация дифференцированной помощи детям в изображении, оказание им поддержки, предложение заданий на усложнение |
По операционные карты; показ способа изображения, техники выполнения на своем листе (или материале для лепки) детям, испытывающим затруднения; рекомендации о дополнении выполненной работы дополнительными деталями |
На столы размещаются по операционные карты. Для детей, которые испытывают затруднения, в ходе выполнения работы педагог осуществляет индивидуальный показ на своей работе, советует, дает указания: · Где начинать рисовать ствол ели; · Как рисовать ствол всем ворсом и концом кисти; · Где и как располагать ветви, шишки; · Чем дополнить рисунок, пока сохнет краска или если закончили работу раньше других детей (нарисовать грибы, траву, солнце, тучи, дождь) |
9. |
Анализ детских работ |
Формирование у детей умения анализировать, эстетического вкуса, желания творить, адекватной самооценки |
Рассматривание детских работ, словесные поощрения, положительный анализ детских работ, вопросы к детям |
Педагог хвалит детей и рассматривает их работы. «Посмотрите, как много елей вы нарисовали! Целый лес получился. Покажите рисунок, на котором изображена высокая (низкая) ель. Найдите ели, у которых ствол внизу толстый, а вверху – тонкий. Покажите ели, на которых нарисовано мало (много) шишек. Покажите ели, где ветви нарисованы в верхней части ствола (по всему стволу)». |
10. |
Рефлексия. Подведение итогов |
Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки |
Для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности или содержания учебного материала |
«Чем мы сегодня занимались? Что вам показалось интересным? Сложным? Что понравилось?» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.