Алгоритм психолого-педагогического сопровождения
трудового обучения учащихся с ОВЗ
1. Психологическая диагностика, в ходе которой оцениваются особенности актуального психического состояния учащихся, возможности их развития, а также определяются направления психолого-педагогической помощи.
Диагностируются такие показатели как:
· особенности развития процессов когнитивной сферы (процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и т. п.);
· нарушения в эмоционально-мотивационной сфере (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность и т. п.);
· индивидуально-типологические особенности учащихся;
· диагностика профориентационных намерений ученика.
2.Коррекционно - развивающие занятия (осуществляется через индивидуальную и групповую формы работы)
- формирование позитивного образа жизни, умение ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения;
- помощь в решении проблемы профессионального выбора;
- формирование у учащихся готовности самостоятельно строить свои жизненные планы и перспективы;
- формирование навыков общения с окружающими людьми и коррекция личностных качеств;
- помощь в адаптации на разных возрастных этапах, в том числе при выпуске из школы – интерната.
3. Контроль динамики психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи.
4. Профконсультирование – оказание подросткам и их родителям помощи при выборе профессии, помощь педагогам в решении актуальных проблем развития и воспитания.
5. Психологическое просвещение – знакомство с современным миром профессий.
Организуя процесс формирования трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта, необходимо учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу берутся внешние и внутренние условия формирования навыков.
К внешним условиям относятся:с
· соответствующие материально-технические условия;
· эффективность объяснения учителем трудовых приемов
· организация системы упражнений
· оценка учителем действий учащихся
· дифференцированный подход к учащимся
· выявление результатов трудовых действий
К внутренним условиям относятся:
· интеллектуальный уровень обучаемых (способность к формированию образа эталона труда и к осознанию трудовых действий)
· уровень сенсорной чувствительности
· наличие трудового опыта
· самооценка трудовой деятельности
· развитие самоконтроля трудовых действий
· способность к переносу трудовых навыков
· состояние двигательной сферы
· энергетический потенциал личности (эмоции, работоспособность)
· мотивация к трудовой деятельности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.