Алгоритм психолого-педагогического сопровождения взрослого человека с нарушенным слухом
1 этап
¾ развитие зрительного внимания;
¾ выработка связи между зрительным восприятием и речевыми движениями;
¾ узнавание оральных образов гласных звуков и отчетливо различимых согласных [п, б, м, ф, в, ш, ж, ч, щ] в слоговых упражнениях в сочетании с гласными [а, о, у, ы] и в простых распространенных предложениях;
¾ зрительное восприятие видимых речевых движений (чтение с губ);
¾ зрительно-слуховое и зрительно-вибрационное восприятия, представляющие сочетание во времени видимых по губам сигналов с доступной оглохшему слуховой или вибротактильной информацией;
¾ восприятие звукопроизносительных движений и их зрительных образов;
¾ усвоение оральных образов наиболее употребительных неизменяемых слов, словосочетаний и бытовых выражений независимо от их звукового состава;
¾ изучение оральных образов грамматических форм слов (падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе, спряжения глаголов и др.);
¾ сопоставление слов по длительности произнесения;
¾ распознавание сходных слов по смыслу фразы и т.д.
2 этап
¾ закрепление оральных образов фонетических единиц языка;
¾ тренировка скорости зрительного восприятия и увеличение объема (длительности) зрительного внимания;
¾ укрепление связи между звукопроизносительными движениями и их зрительными образами;
¾ продолжение изучения оральных образов неизменяемых слов, приказаний и бытовых выражений;
¾ знакомство с оральными образами грамматических форм (глагольных окончаний в единственном и множественном числе, глагольных окончаний мужского и женского рода в прошедшем времени, личных местоимений вы и ты);
¾ сопоставление слов по длительности их произнесения и др.
3 этап
¾ автоматизацию умений чтения с губ на основе восприятия текстов различной тематики, устных сообщений, разнообразных вопросоответных единств;
¾ освоение оральных образов некоторых грамматических форм в простых и сложных предложениях (приставок с глаголами, наиболее употребительных местоимений, предлогов, видов простых и сложных предложений);
¾ считывание с губ разговора двух собеседников (в профиль).
Для тренировки моносенсорного вибротактильного, а также слухового обучения восприятию речи лежит следующий алгоритм:
¾ чувственная рецепция речевых единиц;
¾ актуализация соответствующих речевых образов, хранящихся в долговременной памяти человека;
¾ встречная активность1 при отраженном проговаривании воспринятого;
¾ прогнозирование поступающей информации (на основе речевого и внеречевого контекста);
¾ принятие решений и их коррекция.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.