Алгоритм работы в парах
· Педагог делит детей на пары.
· Педагог объясняет детям, что всю работу они будут выполнять вместе, иногда, если так решит педагог, в одной книге или одной рабочей тетради.
· Педагог объявляет номер задания и просит детей посовещаться в парах и объяснить, что здесь надо сделать.
· Педагог просит детей договориться, кто будет отвечать. При этом он объясняет, что второй человек в паре может дополнить ответ сразу же, как только первый отвечающий закончит объяснение. Более того, на первых порах педагог всегда обращается ко второму человеку в паре с вопросом, согласен ли он с ответом товарища и не хочет ли его дополнить.
· Педагог выслушивает мнение 2-3 пар и обращается к классу с просьбой окончательно сформулировать задание.
· Следующим обсуждается вопрос «как мы будем выполнять задание». Обсуждение проходит так же, как было описано выше. Результат обсуждения, то есть план действия, фиксируется на доске в виде пиктограммы, которая создаётся из мнемонических опор, созданных педагогом совместно с детьми.
· Дети выполняют задание, помогая друг другу. Педагог следит за процессом выполнения задания, вмешиваясь лишь в самых необходимых случаях (отказ от работы, отказ от помощи и т.д.).Ошибки в выполнении задания на этом этапе не исправляются педагогом, и не корректируется ход выполнения задания.
· Проверка результатов осуществляется в парах так же, как было описано выше: педагог предлагает одному человеку в паре отчитаться за выполненное задание, второй человек его может дополнять. Работа пары оценивается всем классом, и ошибки осмысляются и корректируются на данном этапе.
Алгоритм работы с текстом задачи .
· Чтение текста «про себя» детьми. Подчёркиваем основную информацию. Это все числа, описанные в задаче (известные и неизвестные), поясняющие эти числа слова и главный вопрос задачи. Дети не только могут, но и должны помогать друг другу искать эту информацию.
· Педагог организовывает опрос детей на тему «Какую информацию нашли?». При этом он выписывает на доску без обсуждений любую названную информацию.
· Педагог организовывает беседу с детьми, побуждая их к анализу и оценке информации, вынесенной на доску (верно она записана, неверно, нужна, не нужна и т. д.).
· Педагог вместе с детьми отбирает из того, что записано на доске, только самую необходимую информацию и организовывает краткую запись.
· В случае необходимости (если в классе есть хотя бы один обучающийся, который не в состоянии от этой краткой записи перейти к решению задачи) педагог организует деятельность детей по созданию наглядно-схематической модели к задаче. Это может быть как схема, так и схематический рисунок и рисунок, а также сочетание этих моделей. Дети сами под руководством учителя выстраивают внятную для них наглядную опору.
· Запись плана решения задачи (при этом все дети класса участвуют в обсуждении ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.