Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП)

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

   

 

 

 

 

 

Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной  программы (АООП)

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

     В соответствии с Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации"ст.79 ч. I установлено, что содержание образования и организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (далее – ОВЗ) определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР).

АООП разрабатывается с учетом:

 - Федерального государственного образовательного стандарта (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016);

- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014);

- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с УО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014

 Педсовет ОУ ежегодно утверждает АООП для обучающихся с ОВЗ.

АООП определяет:

1. объем и содержание образования

2. условия образовательной деятельности

3. результаты обучения

Для обследования категорий лиц с ОВЗ:

- дети-инвалиды;

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с нарушениями речи;

- с нарушениями интеллекта;

- с расстройствами аутистического спектра;

- со сложными дефектами.

АООП состоят из нижеперечисленных разделов:

1.  Целевой  (пояснительная  записка,  планируемые  результаты освоения; система оценки достижений в освоении программы ).

2.  Содержательный  (для  школы:  Программа  формирования универсальных  учебных  действий  обучающихся  (базовых  учебных действий  для  обучающихся  с  УО);  Программа  отдельных  учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей  с  ОВЗ);  Программа  духовно-нравственного  развития;  Программа  формирования  экологической  культуры,  здорового  и  безопасного  образа жизни; Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4,

АООП УО вариант 1); Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для  обучающихся  с  умеренной,  тяжелой,  глубокой  УО  –  АООП  УО вариант 2); Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2, АООП УО вариант 1,2); для дошкольной ОО: содержание образовательных областей:  речевое  развитие,  социально-коммуникативное  развитие, познавательное  развитие,  физическое  развитие,  художественно-эстетическое развитие).

3. Организационный (для школы: учебный план; система условий реализации  АОП  или  АООП;  для  дошкольной  ОО: система  условий, механизмы реализации АОП или АООП и т.д.).

     Кроме  указанных  разделов  АООП  (АОП)  ОО  может  иметь  и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и  возможности  региона  и  ОО.  Например,  в  качестве  дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия,  детальная  характеристика  контингента  обучающихся  по различным параметрам и др.

  При разработке АООП (АОП) нужно учесть, что данный документ является  локальным  нормативным  актом,  описывающим  содержание образования  и  механизм  реализации  ФГОС  для  детей  с  ОВЗ.  В  ней конкретизируются  положения  новых  образовательных  стандартов применительно  к  особенностям  образовательной  организации,  состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.  Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается  отдельным  локальным  нормативным  актом образовательного  учреждения,  в  котором  указываются:  1)  порядок  и периодичность  разработки  АООП  (АОП)  или  внесения  изменений  в действующую  АООП  (АОП)   (в  соответствии  с  периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); 2) состав участников разработки АООП (АОП), их полномочия и ответственность; 3) порядок обсуждения проекта АООП (АОП); 4) порядок утверждения АООП (АОП) и ввода в действие.

 Для  обеспечения  учета  индивидуальных  особенностей  и потребностей  каждого  обучающегося  в  данный  локальный  нормативно-правовой акт ОО может быть включен:

 перечень индивидуальных прав детей и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа;

 процедура  выявления,  фиксирования  образовательных запросов детей с ОВЗ в разных форматах;

 индивидуальная  образовательная  программа  на  основе образовательной программы учреждения, индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках  отдельных  учебных  предметов,  курсов,  видов,  направлений образовательной деятельности и др.

 Особенно  стоит  обратить  внимание  на  описание  учебно-методического оснащения АООП (АОП), в том числе ТСО, учебниками, пособиями и другими средствами обучения, предоставляемыми детям с ОВЗ бесплатно.

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных  АООП  к  каждому  ФГОС  для  обучающихся  с  ОВЗ.

Образовательная  организация  с  опорой  на  Закон  об  образовании  в  РФ, Концепцию  ФГОС,  конкретный  ФГОС  для  обучающихся  с  ОВЗ, Примерные  АООП  определенного  варианта,  а  также  иные  документы самостоятельна  в  составлении  своей  адаптированной  образовательной программы.

В процессе этой работы кристаллизуются методические подходы к осуществлению  образовательного  процесса  конкретных  детей  с  ОВЗ  в

определенных условиях.

Структура АООП включает:

• Титульный лист

• Пояснительная записка, в которой отражается характеристика учащихся с ОВЗ программы, на основе которых разрабатывалась АООП, перераспределение тем, количество часов

• Содержание программы включает 3 компонента:

образовательный компонент

коррекционный компонент

воспитательный компонент

  Пояснительная записка – это четкая «картинка» учеников с ОВЗ, которых будут обучать. Надо указать: «зону актуального развития» (внимание, память,

мышление, речь...), «зону ближайшего развития», основные образовательные потребности, принципы и подходы к разработке АООП (дифференцированный и деятельностный подходы), общую характеристику АООП (сроки, условия, формы, методы).

Содержание программы

1.Образовательный компонент

Базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) - является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ, который  включает перечень основных предметных областей.

2. Коррекционный компонент включает: цели и задачи,  направления:

а) диагностическая работа

б) коррекционно-развивающая (на уроке, развитие ВПФ, универсальных учебных действий, жизненных компетенций)

в) консультативная работа

г) информационно-просветительская работа

д) оздоровительно-просветительская работа.

3. Воспитательный компонент включает  ценностные ориентиры:

- Формирование основ гражданской идентичности личности;

- Развитие ценностно-смысловой сферы личности;

- Формирование механизмов коммуникативного общения, основ социального поведения.

Планируемые результаты освоения АООП: личностные, метапредметные и предметные.

«Оценка личностных результатов включает в себя оценку овладения

социальными (жизненными  компетенциями):

1. Самоопределение

2. Адекватность понимания учащимся причин  успеха/неуспеха

3. Морально-этическая ориентация

 Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов включает в себя:

1. Регулятивные универсальные умения (умение учиться и способность к организации своей деятельности; формирование целеустремленности и настойчивости, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей).

2. Коммуникативные универсальные умения – это умения взаимодействовать, сотрудничать, получать необходимую информацию.

3. Познавательные универсальные умения –общеучебные, логические (анализ, синтез, классификация…) действия постановки и решения проблем.

Оценка предметных результатов включает в себя:

1.Систему предметных знаний 

2.Действия с предметным содержанием

3.Способность решать учебно-познавательные       и учебно-практические

задачи.

      В настоящее время большое внимание уделяется образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В Федеральном законе N-273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

 Программа  коррекционной  работы  ОО  (в  частности,  учителя-логопеда) –  важнейшая  составляющая  АООП  (АОП)  ОО  (вариант  5.1), АООП ДОО, АОП ДОО.

     Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении  основной  образовательной  программы  начального  общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию (примерная основная образовательная  программа  образовательного  учреждения  (начальная школа).

     В  примерной  основной  образовательной  программе образовательного  учреждения  (начальная  школа)  указывается,  что основной  целью  программы  коррекционной  работы  (ПКР)  выступает создание  специальных  условий  обучения  и  воспитания,  позволяющих  учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (а).

    В примерных АООП для детей с ОВЗ цель ПКР формулируется, как создание  системы  комплексного  психолого-медико-педагогического сопровождения  процесса  освоения  АООП  обучающимися  с  ОВЗ, позволяющего  учитывать  их  особые  образовательные  потребности  на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

     Программа  коррекционной  работы  с  детьми  с  ОВЗ  учитывает вариант АООП, но в целом предусматривает:

 реализацию  образовательной  организацией  коррекционно-развивающей  области  через  специальные  курсы,  обеспечивающие удовлетворение  особых  образовательных  потребностей  обучающихся  с ОВЗ, преодоление дефицитарности их развития;

 обеспечение  коррекционной  направленности общеобразовательных  предметов  и  воспитательных  мероприятий,  что позволяет  обучающимся  с  ОВЗ  самостоятельно  повышать  свои компенсаторные,  адаптационные  возможности  в  условиях  урочной  и внеурочной деятельности;

 возможность  адаптации  образовательной  программы  при изучении  различных  предметов  с  учетом  необходимости  коррекции психофизических и речевых недостатков и оптимизации коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ;

 организацию  и  проведение  мероприятий,  обеспечивающих реализацию  «обходных  путей»  коррекционного  воздействия  на психические и речевые процессы (например, коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и др.);

 реализацию  специальных  коррекционных  курсов  с  учетом первичной недостаточности в структуре нарушения.

    Ориентируясь  на  многообразие  как  первичных,  так  и  вторичных отклонений  в  развитии  детей  с  ОВЗ,  ПКР  должна  решать  триединую

задачу:

1) определение  общих,  необходимых  для  всех  детей  с  ОВЗ условий, позволяющих осваивать им образовательную программу;

2) определение  для  конкретной  категории  обучающихся  с  ОВЗ направлений,  содержания  работы,  плана  мероприятий,  планируемых результатов, критериев оценивания;

3) определение  для  конкретного  ребенка  с  ОВЗ  направлений, содержания  работы,  плана  мероприятий,  планируемых  результатов, критериев оценивания.

Это должно быть отражено в ее структуре. В связи с этим можно выделить следующие разделы ПКР образовательной организации:

1.  Общий  раздел:  может  определяться  образовательной организацией  с  перспективой  на  несколько  лет  (до  5-ти  лет)  и утверждается на педагогическом совете в августе-сентябре месяце.

2.  Специальный  раздел:  разрабатывается  в  зависимости  от  того, какая  категория  детей  с  ОВЗ  включена  в  образовательный  процесс, конкретизирует  содержание  и  механизмы  реализации  с  учетом специфических  особенностей  психофизического  и  речевого  развития каждой категории детей с ОВЗ (представлена пакетом рабочих программ коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, педагога-психолога, социального  педагога  и  т.п.).  В  данной  части  также  определяется необходимость индивидуализации коррекционно-педагогической работы с учетом  специфических  особенностей  конкретного  ребенка  с  ОВЗ (представлена  индивидуальными  коррекционно-развивающими программами).

   Специальный раздел ПКР должен определяться ежегодно на основе изучения  контингента  обучающихся  с  ОВЗ  в  сентябре  месяце  и утверждаться на педагогическом совете в октябре месяце.

   Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

     С 1 сентября 2016 года для вышеперечисленных категорий обучающихся вступил в силу ФГОС НОО и разработаны примерные Адаптированные основные образовательные программы.

  Дети-инвалиды, нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончании обучения – аттестат о получении основного общего или среднего общего образования. Поэтому их образование организуется по Адаптированной основной образовательной программе, которую самостоятельно разрабатывает Образовательная организация, опираясь на Закон об образовании, конкретный ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерную Адаптированную основную образовательную программу определенного варианта, иные документы и в соответствии с психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение (программно-методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации), кадровое обеспечение.( в соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012)

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

 – программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,

- адаптированной основной общеобразовательной программе,

- адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

  Таким образом, разработка Адаптированной основной общеобразовательной программы – задача, касающаяся многих педагогов, специалистов и руководителей Образовательных организаций.