Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП)
2019г.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"ст.79 ч. I установлено, что содержание образования и организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР).
АООП разрабатывается с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016);
- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014);
- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с УО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014
Педсовет ОУ ежегодно утверждает АООП для обучающихся с ОВЗ.
АООП определяет:
1. объем и содержание образования
2. условия образовательной деятельности
3. результаты обучения
Для обследования категорий лиц с ОВЗ:
- дети-инвалиды;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с нарушениями речи;
- с нарушениями интеллекта;
- с расстройствами аутистического спектра;
- со сложными дефектами.
АООП состоят из нижеперечисленных разделов:
1. Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения; система оценки достижений в освоении программы ).
2. Содержательный (для школы: Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий для обучающихся с УО); Программа отдельных учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей с ОВЗ); Программа духовно-нравственного развития; Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4,
АООП УО вариант 1); Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО – АООП УО вариант 2); Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2, АООП УО вариант 1,2); для дошкольной ОО: содержание образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).
3. Организационный (для школы: учебный план; система условий реализации АОП или АООП; для дошкольной ОО: система условий, механизмы реализации АОП или АООП и т.д.).
Кроме указанных разделов АООП (АОП) ОО может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и ОО. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам и др.
При разработке АООП (АОП) нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом образовательного учреждения, в котором указываются: 1) порядок и периодичность разработки АООП (АОП) или внесения изменений в действующую АООП (АОП) (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); 2) состав участников разработки АООП (АОП), их полномочия и ответственность; 3) порядок обсуждения проекта АООП (АОП); 4) порядок утверждения АООП (АОП) и ввода в действие.
Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт ОО может быть включен:
перечень индивидуальных прав детей и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа;
процедура выявления, фиксирования образовательных запросов детей с ОВЗ в разных форматах;
индивидуальная образовательная программа на основе образовательной программы учреждения, индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др.
Особенно стоит обратить внимание на описание учебно-методического оснащения АООП (АОП), в том числе ТСО, учебниками, пособиями и другими средствами обучения, предоставляемыми детям с ОВЗ бесплатно.
Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных АООП к каждому ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Образовательная организация с опорой на Закон об образовании в РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении своей адаптированной образовательной программы.
В процессе этой работы кристаллизуются методические подходы к осуществлению образовательного процесса конкретных детей с ОВЗ в
определенных условиях.
Структура АООП включает:
• Титульный лист
• Пояснительная записка, в которой отражается характеристика учащихся с ОВЗ программы, на основе которых разрабатывалась АООП, перераспределение тем, количество часов
• Содержание программы включает 3 компонента:
образовательный компонент
коррекционный компонент
воспитательный компонент
Пояснительная записка – это четкая «картинка» учеников с ОВЗ, которых будут обучать. Надо указать: «зону актуального развития» (внимание, память,
мышление, речь...), «зону ближайшего развития», основные образовательные потребности, принципы и подходы к разработке АООП (дифференцированный и деятельностный подходы), общую характеристику АООП (сроки, условия, формы, методы).
Содержание программы
1.Образовательный компонент
Базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) - является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ, который включает перечень основных предметных областей.
2. Коррекционный компонент включает: цели и задачи, направления:
а) диагностическая работа
б) коррекционно-развивающая (на уроке, развитие ВПФ, универсальных учебных действий, жизненных компетенций)
в) консультативная работа
г) информационно-просветительская работа
д) оздоровительно-просветительская работа.
3. Воспитательный компонент включает ценностные ориентиры:
- Формирование основ гражданской идентичности личности;
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности;
- Формирование механизмов коммуникативного общения, основ социального поведения.
Планируемые результаты освоения АООП: личностные, метапредметные и предметные.
«Оценка личностных результатов включает в себя оценку овладения
социальными (жизненными компетенциями):
1. Самоопределение
2. Адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха
3. Морально-этическая ориентация
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов включает в себя:
1. Регулятивные универсальные умения (умение учиться и способность к организации своей деятельности; формирование целеустремленности и настойчивости, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей).
2. Коммуникативные универсальные умения – это умения взаимодействовать, сотрудничать, получать необходимую информацию.
3. Познавательные универсальные умения –общеучебные, логические (анализ, синтез, классификация…) действия постановки и решения проблем.
Оценка предметных результатов включает в себя:
1.Систему предметных знаний
2.Действия с предметным содержанием
3.Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи.
В настоящее время большое внимание уделяется образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В Федеральном законе N-273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Программа коррекционной работы ОО (в частности, учителя-логопеда) – важнейшая составляющая АООП (АОП) ОО (вариант 5.1), АООП ДОО, АОП ДОО.
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию (примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа).
В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (начальная школа) указывается, что основной целью программы коррекционной работы (ПКР) выступает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (а).
В примерных АООП для детей с ОВЗ цель ПКР формулируется, как создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ учитывает вариант АООП, но в целом предусматривает:
реализацию образовательной организацией коррекционно-развивающей области через специальные курсы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, преодоление дефицитарности их развития;
обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с ОВЗ самостоятельно повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;
возможность адаптации образовательной программы при изучении различных предметов с учетом необходимости коррекции психофизических и речевых недостатков и оптимизации коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ;
организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на психические и речевые процессы (например, коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и др.);
реализацию специальных коррекционных курсов с учетом первичной недостаточности в структуре нарушения.
Ориентируясь на многообразие как первичных, так и вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ, ПКР должна решать триединую
задачу:
1) определение общих, необходимых для всех детей с ОВЗ условий, позволяющих осваивать им образовательную программу;
2) определение для конкретной категории обучающихся с ОВЗ направлений, содержания работы, плана мероприятий, планируемых результатов, критериев оценивания;
3) определение для конкретного ребенка с ОВЗ направлений, содержания работы, плана мероприятий, планируемых результатов, критериев оценивания.
Это должно быть отражено в ее структуре. В связи с этим можно выделить следующие разделы ПКР образовательной организации:
1. Общий раздел: может определяться образовательной организацией с перспективой на несколько лет (до 5-ти лет) и утверждается на педагогическом совете в августе-сентябре месяце.
2. Специальный раздел: разрабатывается в зависимости от того, какая категория детей с ОВЗ включена в образовательный процесс, конкретизирует содержание и механизмы реализации с учетом специфических особенностей психофизического и речевого развития каждой категории детей с ОВЗ (представлена пакетом рабочих программ коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога и т.п.). В данной части также определяется необходимость индивидуализации коррекционно-педагогической работы с учетом специфических особенностей конкретного ребенка с ОВЗ (представлена индивидуальными коррекционно-развивающими программами).
Специальный раздел ПКР должен определяться ежегодно на основе изучения контингента обучающихся с ОВЗ в сентябре месяце и утверждаться на педагогическом совете в октябре месяце.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 сентября 2016 года для вышеперечисленных категорий обучающихся вступил в силу ФГОС НОО и разработаны примерные Адаптированные основные образовательные программы.
Дети-инвалиды, нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончании обучения – аттестат о получении основного общего или среднего общего образования. Поэтому их образование организуется по Адаптированной основной образовательной программе, которую самостоятельно разрабатывает Образовательная организация, опираясь на Закон об образовании, конкретный ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерную Адаптированную основную образовательную программу определенного варианта, иные документы и в соответствии с психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение (программно-методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации), кадровое обеспечение.( в соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012)
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:
– программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,
- адаптированной основной общеобразовательной программе,
- адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Таким образом, разработка Адаптированной основной общеобразовательной программы – задача, касающаяся многих педагогов, специалистов и руководителей Образовательных организаций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.