Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП)
Оценка 4.8

Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП)

Оценка 4.8
docx
психологическая работа
04.05.2020
Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной  программы (АООП)
1.docx

   

 

 

 

 

 

Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной  программы (АООП)

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

     В соответствии с Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации"ст.79 ч. I установлено, что содержание образования и организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (далее – ОВЗ) определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР).

АООП разрабатывается с учетом:

 - Федерального государственного образовательного стандарта (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016);

- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014);

- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с УО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014

 Педсовет ОУ ежегодно утверждает АООП для обучающихся с ОВЗ.

АООП определяет:

1. объем и содержание образования

2. условия образовательной деятельности

3. результаты обучения

Для обследования категорий лиц с ОВЗ:

- дети-инвалиды;

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с нарушениями речи;

- с нарушениями интеллекта;

- с расстройствами аутистического спектра;

- со сложными дефектами.

АООП состоят из нижеперечисленных разделов:

1.  Целевой  (пояснительная  записка,  планируемые  результаты освоения; система оценки достижений в освоении программы ).

2.  Содержательный  (для  школы:  Программа  формирования универсальных  учебных  действий  обучающихся  (базовых  учебных действий  для  обучающихся  с  УО);  Программа  отдельных  учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей  с  ОВЗ);  Программа  духовно-нравственного  развития;  Программа  формирования  экологической  культуры,  здорового  и  безопасного  образа жизни; Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4,

АООП УО вариант 1); Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для  обучающихся  с  умеренной,  тяжелой,  глубокой  УО  –  АООП  УО вариант 2); Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2, АООП УО вариант 1,2); для дошкольной ОО: содержание образовательных областей:  речевое  развитие,  социально-коммуникативное  развитие, познавательное  развитие,  физическое  развитие,  художественно-эстетическое развитие).

3. Организационный (для школы: учебный план; система условий реализации  АОП  или  АООП;  для  дошкольной  ОО: система  условий, механизмы реализации АОП или АООП и т.д.).

     Кроме  указанных  разделов  АООП  (АОП)  ОО  может  иметь  и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и  возможности  региона  и  ОО.  Например,  в  качестве  дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия,  детальная  характеристика  контингента  обучающихся  по различным параметрам и др.

  При разработке АООП (АОП) нужно учесть, что данный документ является  локальным  нормативным  актом,  описывающим  содержание образования  и  механизм  реализации  ФГОС  для  детей  с  ОВЗ.  В  ней конкретизируются  положения  новых  образовательных  стандартов применительно  к  особенностям  образовательной  организации,  состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.  Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается  отдельным  локальным  нормативным  актом образовательного  учреждения,  в  котором  указываются:  1)  порядок  и периодичность  разработки  АООП  (АОП)  или  внесения  изменений  в действующую  АООП  (АОП)   (в  соответствии  с  периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); 2) состав участников разработки АООП (АОП), их полномочия и ответственность; 3) порядок обсуждения проекта АООП (АОП); 4) порядок утверждения АООП (АОП) и ввода в действие.

 Для  обеспечения  учета  индивидуальных  особенностей  и потребностей  каждого  обучающегося  в  данный  локальный  нормативно-правовой акт ОО может быть включен:

 перечень индивидуальных прав детей и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа;

 процедура  выявления,  фиксирования  образовательных запросов детей с ОВЗ в разных форматах;

 индивидуальная  образовательная  программа  на  основе образовательной программы учреждения, индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках  отдельных  учебных  предметов,  курсов,  видов,  направлений образовательной деятельности и др.

 Особенно  стоит  обратить  внимание  на  описание  учебно-методического оснащения АООП (АОП), в том числе ТСО, учебниками, пособиями и другими средствами обучения, предоставляемыми детям с ОВЗ бесплатно.

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных  АООП  к  каждому  ФГОС  для  обучающихся  с  ОВЗ.

Образовательная  организация  с  опорой  на  Закон  об  образовании  в  РФ, Концепцию  ФГОС,  конкретный  ФГОС  для  обучающихся  с  ОВЗ, Примерные  АООП  определенного  варианта,  а  также  иные  документы самостоятельна  в  составлении  своей  адаптированной  образовательной программы.

В процессе этой работы кристаллизуются методические подходы к осуществлению  образовательного  процесса  конкретных  детей  с  ОВЗ  в

определенных условиях.

Структура АООП включает:

• Титульный лист

• Пояснительная записка, в которой отражается характеристика учащихся с ОВЗ программы, на основе которых разрабатывалась АООП, перераспределение тем, количество часов

• Содержание программы включает 3 компонента:

образовательный компонент

коррекционный компонент

воспитательный компонент

  Пояснительная записка – это четкая «картинка» учеников с ОВЗ, которых будут обучать. Надо указать: «зону актуального развития» (внимание, память,

мышление, речь...), «зону ближайшего развития», основные образовательные потребности, принципы и подходы к разработке АООП (дифференцированный и деятельностный подходы), общую характеристику АООП (сроки, условия, формы, методы).

Содержание программы

1.Образовательный компонент

Базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) - является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ, который  включает перечень основных предметных областей.

2. Коррекционный компонент включает: цели и задачи,  направления:

а) диагностическая работа

б) коррекционно-развивающая (на уроке, развитие ВПФ, универсальных учебных действий, жизненных компетенций)

в) консультативная работа

г) информационно-просветительская работа

д) оздоровительно-просветительская работа.

3. Воспитательный компонент включает  ценностные ориентиры:

- Формирование основ гражданской идентичности личности;

- Развитие ценностно-смысловой сферы личности;

- Формирование механизмов коммуникативного общения, основ социального поведения.

Планируемые результаты освоения АООП: личностные, метапредметные и предметные.

«Оценка личностных результатов включает в себя оценку овладения

социальными (жизненными  компетенциями):

1. Самоопределение

2. Адекватность понимания учащимся причин  успеха/неуспеха

3. Морально-этическая ориентация

 Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов включает в себя:

1. Регулятивные универсальные умения (умение учиться и способность к организации своей деятельности; формирование целеустремленности и настойчивости, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей).

2. Коммуникативные универсальные умения – это умения взаимодействовать, сотрудничать, получать необходимую информацию.

3. Познавательные универсальные умения –общеучебные, логические (анализ, синтез, классификация…) действия постановки и решения проблем.

Оценка предметных результатов включает в себя:

1.Систему предметных знаний 

2.Действия с предметным содержанием

3.Способность решать учебно-познавательные       и учебно-практические

задачи.

      В настоящее время большое внимание уделяется образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В Федеральном законе N-273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

 Программа  коррекционной  работы  ОО  (в  частности,  учителя-логопеда) –  важнейшая  составляющая  АООП  (АОП)  ОО  (вариант  5.1), АООП ДОО, АОП ДОО.

     Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении  основной  образовательной  программы  начального  общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию (примерная основная образовательная  программа  образовательного  учреждения  (начальная школа).

     В  примерной  основной  образовательной  программе образовательного  учреждения  (начальная  школа)  указывается,  что основной  целью  программы  коррекционной  работы  (ПКР)  выступает создание  специальных  условий  обучения  и  воспитания,  позволяющих  учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (а).

    В примерных АООП для детей с ОВЗ цель ПКР формулируется, как создание  системы  комплексного  психолого-медико-педагогического сопровождения  процесса  освоения  АООП  обучающимися  с  ОВЗ, позволяющего  учитывать  их  особые  образовательные  потребности  на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

     Программа  коррекционной  работы  с  детьми  с  ОВЗ  учитывает вариант АООП, но в целом предусматривает:

 реализацию  образовательной  организацией  коррекционно-развивающей  области  через  специальные  курсы,  обеспечивающие удовлетворение  особых  образовательных  потребностей  обучающихся  с ОВЗ, преодоление дефицитарности их развития;

 обеспечение  коррекционной  направленности общеобразовательных  предметов  и  воспитательных  мероприятий,  что позволяет  обучающимся  с  ОВЗ  самостоятельно  повышать  свои компенсаторные,  адаптационные  возможности  в  условиях  урочной  и внеурочной деятельности;

 возможность  адаптации  образовательной  программы  при изучении  различных  предметов  с  учетом  необходимости  коррекции психофизических и речевых недостатков и оптимизации коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ;

 организацию  и  проведение  мероприятий,  обеспечивающих реализацию  «обходных  путей»  коррекционного  воздействия  на психические и речевые процессы (например, коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и др.);

 реализацию  специальных  коррекционных  курсов  с  учетом первичной недостаточности в структуре нарушения.

    Ориентируясь  на  многообразие  как  первичных,  так  и  вторичных отклонений  в  развитии  детей  с  ОВЗ,  ПКР  должна  решать  триединую

задачу:

1) определение  общих,  необходимых  для  всех  детей  с  ОВЗ условий, позволяющих осваивать им образовательную программу;

2) определение  для  конкретной  категории  обучающихся  с  ОВЗ направлений,  содержания  работы,  плана  мероприятий,  планируемых результатов, критериев оценивания;

3) определение  для  конкретного  ребенка  с  ОВЗ  направлений, содержания  работы,  плана  мероприятий,  планируемых  результатов, критериев оценивания.

Это должно быть отражено в ее структуре. В связи с этим можно выделить следующие разделы ПКР образовательной организации:

1.  Общий  раздел:  может  определяться  образовательной организацией  с  перспективой  на  несколько  лет  (до  5-ти  лет)  и утверждается на педагогическом совете в августе-сентябре месяце.

2.  Специальный  раздел:  разрабатывается  в  зависимости  от  того, какая  категория  детей  с  ОВЗ  включена  в  образовательный  процесс, конкретизирует  содержание  и  механизмы  реализации  с  учетом специфических  особенностей  психофизического  и  речевого  развития каждой категории детей с ОВЗ (представлена пакетом рабочих программ коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, педагога-психолога, социального  педагога  и  т.п.).  В  данной  части  также  определяется необходимость индивидуализации коррекционно-педагогической работы с учетом  специфических  особенностей  конкретного  ребенка  с  ОВЗ (представлена  индивидуальными  коррекционно-развивающими программами).

   Специальный раздел ПКР должен определяться ежегодно на основе изучения  контингента  обучающихся  с  ОВЗ  в  сентябре  месяце  и утверждаться на педагогическом совете в октябре месяце.

   Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

     С 1 сентября 2016 года для вышеперечисленных категорий обучающихся вступил в силу ФГОС НОО и разработаны примерные Адаптированные основные образовательные программы.

  Дети-инвалиды, нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончании обучения – аттестат о получении основного общего или среднего общего образования. Поэтому их образование организуется по Адаптированной основной образовательной программе, которую самостоятельно разрабатывает Образовательная организация, опираясь на Закон об образовании, конкретный ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерную Адаптированную основную образовательную программу определенного варианта, иные документы и в соответствии с психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение (программно-методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации), кадровое обеспечение.( в соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012)

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

 – программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,

- адаптированной основной общеобразовательной программе,

- адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

  Таким образом, разработка Адаптированной основной общеобразовательной программы – задача, касающаяся многих педагогов, специалистов и руководителей Образовательных организаций.


 

Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП) 2019г

Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП) 2019г

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г

АООП УО вариант 1); Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

АООП УО вариант 1); Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в

Самоопределение 2. Адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха 3

Самоопределение 2. Адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха 3

ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (а)

ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (а)

Специальный раздел: разрабатывается в зависимости от того, какая категория детей с

Специальный раздел: разрабатывается в зависимости от того, какая категория детей с

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020