ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ
ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
Тема программы
Тема занятия
I. Дидактическое обоснование занятия
Цели занятия:
1. Образовательные
Варианты:
1.1 Способствовать формированию и развитию умений и навыков …..
1.2Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3 Способствовать формированию представления о…
1.4 Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
· Раскрыть причины…
· Выяснить последствия…
1.5 Способствовать пониманию закономерности…
· Создать условия для выявления взаимосвязи между…
· Способствовать пониманию зависимости между…
2. Развивающие
Варианты:
2.1 Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
2.2 Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.3 Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.4 Способствовать развитию речи учащихся.
2.5 Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к профилю кружка.
2.6 Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7 Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные
Варианты:
3.1 Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
3.2 Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
4. Профориентационные
Варианты:
4.1 Обобщать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4.2 Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3 Развивать потребность в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4.4 Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение занятия:
1. Материально-техническая база:
- кабинет (мастерская, класс, лаборатория);
- станки, машины;
- техника (карты, мотоциклы и др.);
- инструменты, приспособления;
- материалы;
- тренажёры;
- компьютеры.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебное пособие;
- рабочая тетрадь;
- сборник заданий;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- плакаты;
- таблицы,
- учебно-техническая документация (инструкционные, технологические карты);
- материалы для контроля знаний учащихся (карточки-задания, тесты, кроссворды).
Методы обучения: (например: беседа, диспут, инструктаж, тестирование, элементы ТРИЗ, игровые ситуации, разбор ситуаций и др.)
Тип занятия: (например: вводное учебное занятие, занятие изучения нового материала, занятие комплексного применения знаний и др.)
II. Ход занятия
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение журнала учёта занятий;
- доведение до учащихся темы и плана занятия.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (если оно было задано).
3. Актуализация знаний учащихся (содержание, методы, средства).
4. Изложение педагогом нового материала (содержание, методы, средства).
5.Закрепление знаний учащихся (содержание, методы, средства).
6. Физкультминутка.
7. Практическая работа (название):
7.1
Вводный инструктаж педагога:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- ознакомление с учебно-технической документацией;
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
7.2 Самостоятельная работа учащихся:
7.3. Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1 Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест (рабочий стол, инструмент, приспособления);
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2 Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3 Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;
- оказание помощи отстающим учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4 Заключительный инструктаж педагога:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- выяснение причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.
8. Инструктаж педагога по выполнению домашнего задания (содержание, методы, средства).
9. Подведение итогов занятия педагогом:
- сообщение педагога о достижении целей занятия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на занятии.
10. Уборка рабочих мест
Основной формой организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи является занятие, которое может проводиться или в объединении по интересам или индивидуально.
В Положении об УДОДиМ написано, что к документации объединения по интересам относятся:
- образовательная программа;
- журнал учёта посещения занятий;
- иная документация, необходимая для организации деятельности объединения.
Для того, чтобы видеть перед собой весь образовательный процесс, необходимо спланировать каждый его этап, каждое свое действие. Для этого следует постепенно, начиная с первого дня работы в качестве педагога создавать учебно-методический комплекс, который включает в себя:
1. Образовательную программу (стержень).
2. Планы занятий.
3. Дидактические средства, которые используются в процессе обучения: печатные и электронные источники информации, наглядные пособия, перечень учебного оборудования.
4. Задания, тесты, технологические и инструкционные карты.
5. Электронные средства обучения, электронные учебные пособия.
6. Методические пособия, написанные лично вами.
Основательно проработанный комплекс – это залог хорошо организованного и эффективного обучения.
Для успешного проведения занятия необходимо иметь план занятия. Ведь это документ, который подтверждает вашу готовность к занятию. План – это эскиз, набросок к будущей картине занятия. (предложить примерный алгоритм плана-конспекта занятия)
Формы проведения занятий разнообразны. Всё зависит от учебных целей занятия, его содержания, степени подготовки учащихся. Задача педагога – выбрать те из них, которые в данном случае максимально способствовали бы развитию познавательной и творческой активности учащихся. Занятия должны будить мысль учащихся, активизировать их мышление.
Конечно, первое время вы будете проводить их традиционным методом. Но постепенно необходимо переходить от таких занятий к занятиям с использованием современных педагогических технологий. Это может быть метод проектов, теория исследовательского обучения, проблемное обучение, кейс-технологии (разбор ситуаций), игровые технологии, информационные, технология групповой работы и т.д. Целесообразно использовать те технологии, которые соответствуют уровню развития учащихся, отвечают целям и содержанию образовательного процесса. Учащиеся должны быть активными участниками учебного процесса, а не пассивными потребителями.
От того, какие методы, формы и средства обучения вы будете использовать, как вы сумеете заинтересовать детей, будет зависеть и качество обучения, и посещаемость занятий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.