Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – география.
алгоритм подготовки к гиа по георафии.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная школа №6
«Алгоритм подготовки к ГИА по
географии».
(из опыта работы)
Кузнецова М.И
учитель географии
г.Чехов Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель
«стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических
отношений, формирования новых жизненных установок личности».
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт
ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые
призваны решать школьные предметы – география. Учителю, с одной стороны,
необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с
другой – внедрять компетентностный подход в преподавании географии.
Введение в школе ЕГЭ и ГИА повышает требования к учителю географии.
Подготовка выпускников к ГИА по географии должна осуществляться
начиная с 5 класса поэтапно:
1 этап работа с понятиями (терминами) на уроках: выделение
ключевых словмаркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы
в другую;
2 этап работа с текстами: развитие навыков осознанного прочтения
текста;
3 этап работа в рабочих тетрадях со схемами, рисунками,
таблицами, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий,
сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по
формированию умений выполнения чертежей и расчетов.
5 этап внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего
углубления, систематизации и классификации знаний (работа с
интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение
игровых и развивающих критическое мышление технологий, работа с ИКТ
технологиями создание развивающих заданий, тестов, кроссвордов, заданий
по прочтению текста и пр.).
В интернете существует много сервисов. Помогающих готовить
учащихся к экзамены. Есть готовые задания на сайте lecta.ru. есть
возможность для учителя самостоятельно создавать такие упражения
тренинги.
В 57 классах наиболее эффективны командные развивающие
игры, несущие в себе соревновательный элемент, работа в паре для
закрепления географической номенклатуры, а в 89 классах – деловые игры
и семинары, задание на построение графиков и таблиц, анализ
статистических данных, умение обрабатывать данные таблиц.
Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по
географии хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической
работы как на уроке, так и дома.
Индивидуальную практическую работу лучше выполнять
письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию
письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на
уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и
навыков, иногда – в качестве домашнего задания (конечно, объём домашней
работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже
традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект
дает использование метода «незаконченных предложений», когда
учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию
к уже имеющимся сведениям. Необходимо использовать задания разных
уровней сложности .
Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой
изучение
нормативных документов по ГИА;
аттестации является регулярное
изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов
ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только
качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками,
но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в
следующем году.
С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на
уроке. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт
использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных
ошибок учащихся в экзаменационных работах.
1) В части А и С ГИА выпускники часто допускают ошибки
в операциях с понятиями
: неоправданное расширение или сужение значения
рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным
вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого,
начиная с младших классов, учащиеся в тетрадях ведут географические
словари терминов, по которым можно проводить регулярные письменные
контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве
дополнительных заданий при ответе у доски, зачета по каждому разделу. Так
происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так
и класса в целом.
Примерный список понятий по темам:
Тема «Карты. Чтение карт»: абсолютная высота, относительная высота,
горизонталь, условные топографические знаки, карта, план местности,
масштаб, шкала глубин и высот, отметка высоты и глубины. Тема «Географические координаты»: географическая широта,
географическая долгота, параллель, меридиан, нулевой меридиан, экватор,
полюса земли
Тема «Климат»: солнечная радиация, прямая, рассеянная, суммарная,
амплитуда температур, средняя температура, ветер, циклон, антициклон,
атмосферное давление, метеоприборы и единицы измерения температуры,
давления, влажности, силы и направления ветра и др.
Тема «Мировой океан»: океан, море, внутренне море, окраинное море,
остров, полуостров, залив, пролив, течение, котловина.
Тема «Внутренние воды»: река, левый и правый приток, устье, исток,
дельта, эстуарий, водосборный бассейн, водораздел, подземные воды,
Тема «Население»: миграция, эмиграция, реэмиграция, урбанизация,
городская агломерация, плотность населения, город, трудовая миграция,
Тема «Рельеф»: горы, хребты, горная страна, равнина, низменность,
плоскогорье, возвышенность.
2) Анализ результатов проведения ГИА показал, что попрежнему
высок уровень невыполнения заданий на осознанное чтение текста,
предполагающих умение,
и интерпретацию
информацию по определенной теме из текстов
географическую
(экономических,
политических,
социальных, географических).
публицистических экологических,
систематизировать
Поэтому важнейшим моментом подготовки к ГИА является работа над
пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на
поставленный вопрос.
3) В экзаменационной работе ГИА трудным для выполнения оказалось
для учащихся задание 15, в котором необходимо прочитать фрагмент текста и
объяснить причины какихлибо географических явлений: землетрясений,
вулканизма, оползней, образования болот и др. Умение ответить на вопрос
базируется, конечно, на знании теоретического материала за курс географии,
но забывается. Поэтому на уроках, изучая тему, записываются шаблоны
ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, а на консультациях
учащиеся сдают эти шаблоны в виде зачета. Шаблоны ответов учитель может
составить сам или воспользоваться ресурсом Сдам ГИА.
Примеры шаблонов (взяты на сайте Сдам ГИА)
1.Наличие многолетней мерзлоты в окрестностях Магадана объясняется
тем, что средняя годовая температура воздуха в этом городе
отрицательная. ИЛИ низкими температурами воздуха в зимний период и
большой продолжительностью зимы. Примеры ответов: • В Магадане
зимы холодные и длинные. • Среднегодовая температура воздуха в Магада
не ниже нуля, и мерзлота не успевает растаять. 2. Частые землетрясения объясняются положением территории на гра
нице литосферных плит. Примеры ответов: Чили находится в зоне кон
такта литосферных плит. Здесь происходит столкновение двух лито
сферных плит.
3. Сезон дождей в Южной Азии начинается в июле и продолжается до се
редины осени. В это время дуют муссоны, приносящие много осадков.
Индия находится в субэкваториальном поясе, в нём дожди идут летом,
потому что материк сильно прогревается, там образуется область низко
го давления и с океана дуют влажные воздушные массы.
4. Псковская область расположена в зоне избыточного увлажнения. Осад
ков выпадает более 700 мм, испаряемость около 600 мм. Коэффициент
увлажнения больше единицы, что приводит к накоплению излишков влаги.
ИЛИ В рельефе ПсковскоЧудская приозёрная низменность представлена
низменной равниной с малыми перепадами высот, а, значит, мал общий
уклон рек, что не способствует выводу излишков воды за пределы области.
4. Задание ГИА номер 20 требует умений читать карту местности,
работать с масштабом карты, определять экспозицию склона и пр. Следует
иметь в виду, что такой вид работы сегодня учащиеся выполняют в 5 классе,
причем не так масштабно, как это спрашивается на ГИА. Поэтому задание
требует не только дополнительной работы на уроках в 5 классе, но и на
консультациях в 9 классе. Этот блок знаний важен, так как на основе плана
местности в ГИА три задания.
типичные недостатки
При анализе работ учащихся над планами местности в младших
классах
каждого ученика при помощи
диагностических карт. Познакомив учащихся с этими недостатками,
направить самостоятельную работу учеников по определению правильного
способа деятельности.
5. Самое сложное для учащихся – задание 23, когда ученики должны
определить факторы размещения различных отраслей промышленности и
сельского хозяйства.
ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Для успешного выполнения заданий к ГИА нужна постоянная
тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают
экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных
пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет
опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет
ожидать во время экзамена.
2.
наибольшее затруднение.
Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке
3.
широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на
каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.
4. При подготовке к ЕГЭ по географии необходимо систематически
проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и
работать над их устранением.
В приложении 1 образец диагностической карты.
Приложение 1.
Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 9 классе
Диагностическая карта учся 9 __ класса ФИ __________________________________
Тема/ Дата
1.Географические особенности природы и народов
Земли
2.Географическое положение России
3.Особенности природы России
4.Геоэкологические проблемы
5.Отрасли хозяйства России, особенности
размещение
6.Природные ресурсы, их использование и охрана
7.Особенности населения России
8.Территориальная обеспеченность ресурсами
9.Разные территории Земли, их обеспеченности
ресурсами
10.Географические явления и процессы в
геосферах
11.Разные территории Земли: анализ карты
12.Причины возникновения геоэкологических
проблем
13.Существенные признаки геогробъектов и
явлений
14.Географические координаты
15.Географические явления и процессы в
геосферах (C1)
16.Географические объекты и явления
17.Разные территории Земли: анализ карт
18.Расстояние на карте просмотреть
19.Направление на карте просмотреть
20.Чтение карт различного содержания (C2)
21.Чтение и анализ карт просмотреть
22.Географические объекты и явления
23. Разные терр Земли, их обеспеченности
ресурсами (C3)
24.Определение поясного времени
25.Особенности природнохозязон и районов
России
26.Географические явления и процессы в
геосферах 27.Анализ информации о разных территориях
Земли
28.Выявление эмпирических зависимостей
29.Географические следствия движений Земли
30.Выявление признаков географических
объектов и явлений
«Алгоритм подготовки к ГИА по географии».
«Алгоритм подготовки к ГИА по географии».
«Алгоритм подготовки к ГИА по географии».
«Алгоритм подготовки к ГИА по географии».
«Алгоритм подготовки к ГИА по географии».
«Алгоритм подготовки к ГИА по географии».
«Алгоритм подготовки к ГИА по географии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.