Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
9 кл
24.02.2018
Предмет - География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
урок 47.docx
Сомова Л. В. учитель географии
МБОУ «Русскокандызская СОШ»,
Северного района.
Предмет География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и
хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 3
Место урока в системе уроков по теме – 2 урок по теме: «Центральная Россия»»
Цель урока: формирование представления о природных ресурсах и населении региона.
Задачи урока:
Образовательные: выявление причин влияющих на особенности населения природных
ресурсов, оценивать влияние природных ресурсов на хозяйственное развитие региона.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению географии своей страны,
развитие мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения
самостоятельно работать с картами, учебником, делать выводы на основе их анализа.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения природе нашей страны, осознание
целостности географической среды, ответственного отношения к учебе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
что отличает природные ресурсы региона;
особенности населения региона;
Учащиеся должны уметь:
находить плотность населения;
видеть как природные ресурсы влияют на размещение населения;
самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом.
Техническое обеспечение урока (ссылки на интернетресурсы):
дополнительный материал, атласы 9 и 8 классов, интерактивная доска, проектор.
учебник,
https://ria.ru/spravka/20121111/910190392.html
http://www.b17.ru/blog/37894/ http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.li4ki.ru%2F
https://geooge.sdamgia.ru/test?id=215558
http://www.rgo.ru/ru/2010/12/prirodarossii
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Иванищева Н.А. География России: население, хозяйство и экономические районы:
учебное пособие для магистров и учителей географии. Оренбург: ООО «Агентство
«пресса», 2016.;
С.В. Банников, С.В. Жукова. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких,
Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных
организаций. Москва «Русское слово» 2015 год.
Содержание урока
I.Организованный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
1. Выполнение теста на тему: «Географическое положение и природный
потенциал Центральной России».
(приложение 1.)
III.Изучение нового материала.
Проблемный вопрос
Почему для Центральной России характерна высокая плотность населения?
Решаем данную проблему.
Используя текст учебника параграфов 35, 36, 37, атлас 9 класса, выход в интернет,
составьте описание населения Центральной России.
По картам атласа определите этносы, проживающие на территории региона. Результаты
работы занесите в таблицу.
Народ
Языковая семья
Языковая группа
Экономический
район
Центральной
России
Регион богат рекреационными ресурсами, но ещё совсем не освоенными.
Это: Экскурсии и туризм
Санаторнокурортное лечение
Организация мест отдыха населения
В Центральной России находятся 12 государственных природных заповедников, два био
сферных заповедник: это ЦентральноЧерноземный и Воронежский, 9 национальных пар
ков. Уделяют большое внимание для создания условий сохранения естественных ландшаф
тов.
История развития Российского государства оставила след в многочисленных культурноис
торических памятниках. Большая часть их входит в список объектов всемирного природ
ного и культурного наследия: Красная площадь, Московский Кремль, памятники Владими
роСуздальской земли и многое другое. Многие города сочетают в себе историкокультур
ные и природноландшафтные достопримечательности.
(просмотр слайдов архитектуры Центральной России)
IV. Физминутка.
Музыкальный шлэшмоб
V.Рубрика «Готовимся к OГЭ».
Особенности населения России.
(задания проецируются на доску, приложение 2).
VI. Закрепление изученного материала.
Какие понимаете понятие – главная полоса расселения?
Какую функцию выполняют мигранты в Центральной России и какова их роль в
социальном развитии региона?
V. Итог урока.
Домашнее задание: п.35,36,37; подготовить сообщения о народных промыслах Центральной
России.
VI.Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
Приложение1
1 Какой субъект РФ не входит в ЦЭР?
1.Тверская область.
2.Липецкая область.
3.Смоленская область.
4.Рязанская область.
2. Сколько субъектов РФ ЦЭР?
1.11.
2.12.
3.13. 4.14.
3. Какой субъект РФ ЦЭР граничит с Белоруссией?
1.Калужская.
2.Ивановская.
3.Владимирская.
4.Смоленская.
4.Какой субъект РФ ЦЭР граничит с Украиной?
1. Костромская.
2. Брянская.
3. Тульская.
4. Ярославская.
5. Портом скольких морей является Москва?
1. 3
2. 4
3. 5
4. 6
6. С каким районом не граничит ЦЭР?
1. СевероЗападным
2. ВолгоВятским
3. ЦентральноЧерноземным
4. Уральским
7. Какая река протекает по территории ЦЭР?
1. Ока
2. Северная Двина
3. Западная Двина
4. Обь
8. Какой тип климата на территории ЦЭР?
1. Континентальный
2. Резкоконтинентальный
3. Умеренноконтинентальный
4. Муссонный
9. Какой из подмосковных городов является центром микроэлектроники?
1. Жуковский
2. Зеленоград
3 Королев
4. Монино
10. К какому городу было возвращено историческое название Сергиев – Посад?
1. Зарайск
2. Ногинск
3. Загорск
4. Климовск
11. В каком городе нет типографии?
1. Тверь
2. Чехов
3. Ковров
4. Смоленск
12. На территории ЦЭР находится форма рельефа:
1. СмоленскоМосковская возвышенность
2. Среднерусская возвышенность
3. Прикаспийская возвышенность 4. Северные увалы.
13. На Севере ЦЭР находятся следующие виды почв:
1. Серые лесные
2. Тундровоглеевые
3. Подзолистые
4. Каштановые
14. Где в ЦЭР добывают фосфориты?
1. Клин
2. Можайск
3. Егорьевск
4. Тверь
15. Где в ЦЭР наибольшие лесные ресурсы?
1. Тульская область
2. Рязанская область
3. Костромская область
4. Калужская область
16. Какие топливные полезные ископаемые добывают на территории ЦЭР?
1. Бурый уголь
2. Каменный уголь
3. Природный газ
4. Нефть
17. Какая АЭС находится на территории ЦЭР?
1. Курская
2. Тверская
3. Белоярская
4. Ленинградская
18. В каком городе ЦЭР есть нефтеперерабатывающий завод?
1. Калуга
2. Смоленск
3. Брянск
4. Ярославль
19. Какая отрасль ЦЭР является отраслью специализации?
1. Горнодобывающая
2. Рыбная
3. Топливная
4. Легкая
20. В каком городе ЦЭР производят льноуборочные комбайны?
1. Иваново
2. Бежецк
3. Москва
4. Владимир
Ответы: 12, 23, 34, 42, 53, 64, 71, 83, 92, 103, 113, 121, 133, 143, 153, 161, 172,
184, 194, 202.
Приложение 2.
Общие итоги миграции населения в Тверской области в 2000–2008 гг.
(человек) 1
За какой период времени в Тверской области произошло сокращение числа прибывших
и увеличение числа выбывших?
1) 2000–2002 гг.
2) 2002–2004 гг.
3) 2004–2006 гг.
4) 2006–2008 гг.
Задание 8 № 97
Пояснение.
увеличилось от 21366 до 21388.
П р а в и л ь н ы й от в е т у к а з а н п од н о м е р о м 2.
С 2002 года по 2004 число прибывших уменьшилось с 22548 до 22191, а число выбывших
2 Определите миграционный прирост (всего) населения Ярославской области в 2011 г.
Ответ: ___________________________ человек.
Ответ запишите в виде числа.
Пояснение.
27061 - 21085= 5976
3 Определите миграционный прирост населения в 2012 г. Ответ запишите в виде числа. Пояснение.
Берем данные из таблицы: 417681 - 122751=294930
Миграционный прирост определяется разницей прибывших в страну и выбывших из неё.
4 Какая из территорий, обозначенных буквами на карте России, имеет наибольшую сред-
нюю плотность населения?
1) А
2) В
3) С
4) D
Пояснение.
Средняя плотность определяется делением численности населения на площадь. Наиболь-
шие значения плотности характерны для районов с наиболее благоприятными природными
условиями. Среди обозначенных районов это В — южные районы Европейской части России.
П р а в и л ь н ы й от в е т у к а з а н п од н о м е р о м 2.
Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.