Конспект урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
24.02.2018
Предмет - География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
урок 45.docx
Сомова Л. В. учитель географии
МБОУ «Русскокандызская СОШ»,
Северного района.
Предмет География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство
России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово
– учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 2
Место урока в системе уроков по теме – 2 урок по теме: «Европейский Северо – Запад»»
Цель урока: формирование представления о населении и хозяйстве региона, история образования
Калининградской области, знакомство с понятиями анклав и свободной экономической зоной.
Задачи урока:
Образовательные: выявление черт размещения населения, природных ресурсов и хозяйства, проблем
региона и возможные перспективы их решения.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению географии своей страны, развитие
мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения самостоятельно работать с
картами, учебником, делать выводы на основе их анализа. Воспитывающие: воспитание бережного
отношения природе нашей страны, осознание целостности географической среды, ответственного
отношения к учебе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
состав, географическую номенклатуру Европейского Северо – Запада;
отрасли специализации, природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство района;
характерные черты населения для региона
Учащиеся должны уметь:
называть причины, влияющие на особенности населения, природных ресурсов и хозяйства;
видеть роль Калининградской области в хозяйстве района;
самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом.
Техническое обеспечение урока (ссылки на интернетресурсы): учебник, дополнительный
материал, атласы 9 и 8 классов, интерактивная доска, проектор.
https://ria.ru/spravka/20121111/910190392.html
http://www.b17.ru/blog/37894/ http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.li4ki.ru%2F
https://geooge.sdamgia.ru/test?id=215558
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Иванищева Н.А. География России: население, хозяйство и экономические районы: учебное пособие
для магистров и учителей географии. Оренбург: ООО «Агентство «пресса», 2016.;
С.В. Банников, С.В. Жукова. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.
Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций. Москва
«Русское слово» 2015 год.
Содержание урока
I.Организованный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
1 Самостоятельно используя карты атласа определить государства, имеющие общую границу
с Европейским Северо – Западом.
Данные занести в таблицу.
( таблица проектируется на доску)
Сопредельное государство
Субъект Федерации, имеющий общую
границу с государством
2 Фронтальный опрос:
Какова роль Северо – Запвдного района в истории страны?
Работая с картой в атласе 9 класса сравните грузы ввозимые и вывозимые из Северного и
Северо – Западного районов.
3 Выступление учащегося о Калининградской области. (презентация)
III.Изучение нового материала.
Как вы думаете почему, именно Калининградскую область мы с вами рассмотрели в определённом
контексте?
Проблемный вопрос
Как специфика географического положения территории влияет специализацию его хозяйства?
Решаем данную проблему.
Дети слушают учителя и записывают основное в тетрадь.
1. Общие сведения Калининградской области.
S – 15 тыс. км.2 ; население 900 тыс. чел. Самая западная территория России. Она отделена
от основной территории страны и граничит только с Литвой и Польшой. Важнейшая функция
района – это обслуживание внешних экспортно – импортных операций России.
2. Экономико – географическое положение. Калининградская область стала анклавом России после распада Советского Союза.
Вспомним, а что такое анклав?
Это часть территории станы, окружённая со всех сторон территорией других стран. Но
Калининградская область с одной стороны имеет морской берег. Значит, мы можем называть
данную область полуанклавом.
Кроме того область является свободной экономической зоной.
Что такое СЭЗ?
Это самостоятельные территориально – географические анклавы, полуанклавы, обособленные
от остальной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для
привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими
технологиями.
3. Природные условия и ресурсы.
Климат области умеренный, морской, он отличается наличием тёплой зимой и нежарким
летом. Осадков выпадает относительно много. Здесь расположены крупнейшие в мире
месторождения янтаря, имеются запасы нефти, природного газа, бурого угля, каменной соли.
Хорошо представлены лесные ресурсы: хвойными и широколиственными лесами.
4. Население.
Средняя плотность – 60 чел. на 1 км2 ,в городах проживает 80% населения. Крупнейший город
Калининград(до 1946 года Кёнинсберг) был основан ещё в 13 веке.
5. Промышленность.
Работая с картами атласа, дети находят города области где представлены следующие отрасли
промышленности.
Традиционной для этих мест является рыбная и рыбоперерабатывающая промышленность,
Главной отраслью машиностроения является производство судового оборудования и
судоремонт.
Очень хорошо развита мясная и маслодельная промышленность.
Целлюлозно – бумажная отрасль.
Добыча и переработка янтаря. СЭЗ «Янтарь», ежегодно здесь добывают более 1000т янтаря.
6. Сельское хозяйство.
Молочно – мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство.
Выращивание кормовых культур: корнеплоды однолетние и многолетние травы.
7. Транспорт.
Развит морской транспорт а также железнодорожный и автомобильный.
Используя текст учебника, атлас 9 класса, самостоятельно определите основные языковые семьи и
их группы, проживающие на территории Северо – Западного экономического района.
Данные внесите в таблицу.
Языковые семьи
Группа
Территория проживания
IV. Физминутка.
Музыкальный шлэшмоб
V.Рубрика «Готовимся к OГЭ».
Особенности природнохозяйственных зон и районов России
(задания проецируются на доску, приложение 1). VI. Закрепление изученного материала.
Какие субъекты федерации входят в состав Северо – Западного региона?
Какие породы характерны для лесов Калининградской области?
Каковы природные ресурсы Калининградской области?
Замерзает ли Балтийское море у берегов Калининградской области? Почему?
V. Итог урока.
Домашнее задание: п.34; найти сообщения о городе Санкт – Петербург.
VI.Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
1. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для
привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.
Приложение 2.
СЛОГАН
А) Найдите на пляже кусочек древнего янтаря!
Б) Побывайте на границе Европы и Азии!
РЕГИОН
1) Чукотский автономный округ
2) Калининградская область
3) Свердловская область
4) Краснодарский край
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
Пояснение.
А−2: Кусочки янтаря можно найти на берегу Балтийского моря в Калининградской области.
Б−3: Граница Европы и Азии проходит по Уральским горам в Свердловской области.
2. Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги)
для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. За
пишите в ответ цифры, соответствующие выбранным ответам.
СЛОГАН
А) Добро пожаловать на побережье Телецкого озера — горной жемчу
жины с неповторимой красотой!
Б) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский — «жемчужи
ну» средней полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень!
РЕГИОН
1) Республика Ка
релия
2) Краснодарский
край
3) Республика
Алтай
4) Новгородская
область
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А
Б
Пояснение.
А) Телецкое озеро расположено в республике Алтай 3
Б) Озеро Ильмень расположено в Новгородской области 4
Ответ: 34
Конспект урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Конспект урока: Европейский Северо – Запад. Человеческий и хозяйственный потенциал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.