Конспект урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
24.02.2018
Предмет - География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
урок 46.docx
Сомова Л. В. учитель географии
МБОУ «Русскокандызская СОШ»,
Северного района.
Предмет География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и
хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока:
потенциал.
Центральная Россия. Географическое положение и природный
Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 3
Место урока в системе уроков по теме – 1 урок по теме: «Центральная Россия»»
Цель урока: формирование представления об истории образования региона, особенностях
его географического положения и природы.
Задачи урока:
Образовательные: выявление особенностей географического положения, хозяйственного
освоения и природы региона, особенность его районирования.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению географии своей страны,
развитие мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения
самостоятельно работать с картами, учебником, делать выводы на основе их анализа.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения природе нашей страны, осознание
целостности географической среды, ответственного отношения к учебе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
состав, географическую номенклатуру Центральной России, экономические районы
входящие в состав региона;
отрасли специализации, природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство
района;
природные условия Центральной России;
Учащиеся должны уметь:
находить экономические районы, входящие в состав Центральной России;
видеть роль Москвы в хозяйстве Центральной России;
самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом. Техническое обеспечение урока (ссылки на интернетресурсы):
дополнительный материал, атласы 9 и 8 классов, интерактивная доска, проектор.
учебник,
https://ria.ru/spravka/20121111/910190392.html
http://www.b17.ru/blog/37894/
http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.li4ki.ru%2F
https://geooge.sdamgia.ru/test?id=215558
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Иванищева Н.А. География России: население, хозяйство и экономические районы:
учебное пособие для магистров и учителей географии. Оренбург: ООО «Агентство
«пресса», 2016.;
С.В. Банников, С.В. Жукова. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких,
Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных
организаций. Москва «Русское слово» 2015 год.
Содержание урока
I.Организованный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
1 Фронтальный опрос учащихся отвечая на вопросы к конце параграфов 33,34 на
стр. 184, 186.
2 Выступление учащегося о городе Санкт Петербург. (презентация)
Почему Санкт – Петербург продолжает выполнять столичные функции?
III.Изучение нового материала.
План урока:
1. Экономические районы, входящие в состав региона.
2. Последовательность освоения территории Центральной России.
3. Характерные черты географического положения региона.
4. Природные условия Центральной России.
Проблемный вопрос
Почему в название региона используется слово «центральный»?
Решаем данную проблему.
Дети слушают учителя и записывают основное в тетрадь.
В состав Центральной России входят экономические районы: 1. Центральный.
2. Центрально – Чернозёмный.
3. Волго – Вятский.
А именно области: Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Курская, Белгородская,
Нижегородская, Кировская, Ярославская, Тульская, Тверская, Смоленская, Рязанская,
Орловская,
Московская, Костромская, Калужская, Ивановская, Владимировская,
Брянская.
Три республики: Мордовия, Чувашская и Марий Эл.
Город столичного значения – Москва.
Центральная Россия имела и в настоящее время имеет удачное военностратегическое
положение. (путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Западной Двине, по Днепру в
Черное море) В 1116 веках реки использовали транспортными путями, по ним
осуществлялись связи с соседними странами и окраинами России. Положение района на
территории страны пограничное. Центральная Россия граничит с Финляндией,
Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусь, Украина. Центральная Россия столичный регион.
Соседи как экономического района Европейский Север, Урал, Поволжье,
Европейский Юг.
Природные условия Центральной России: благоприятный умеренноконтинентальный
климат, достаточно увлажненный на большей части, зима снежная, но не суровая, лето
теплое. Рельеф представлен равниной Восточной – Европейской. Природные зоны на
Севере тайга, смешенные леса, лесостепи. Леса сильно вырублены. Почвы достаточно
плодородны особенно ЦентральноЧерноземный район.
Водные ресурсы богаче всех представлены на северо – западе региона. Остальные
экономические районы испытывают недостаток воды, особенно – Москва и ЦЧР.
Минеральные ресурсы в Центральной России представлены слабо, так как Подмосковный
буроугольный бассейн, стары и уголь низкого качества. Но имеются строительные
материалы: глина, песок. Из химического сырья фосфаты, соли. На северозападе
бокситы. Наибольшее значение месторождение железной руды КМА на территории
Центрально Черноземного района.
Удобное транспортногеографическое положение имеет Центральная Россия, то есть через
неё проходят транспортные пути, соединяющие территорию с основными поставщиками
продовольствия, энергии, сырья, а так же с рынками сбыта. Регион находится на пересече
нии крупных автомобильных, железнодорожных, трубопроводных транспортных маги
стралей. Это приводит к развитию региона ведь соседние с регионом территории обладают
крупными запасами природных ресурсов. С севера на юг по реке Волга проходит основной
водный путь России
Используя текст учебника параграфов 35, 36, 37, атлас 9 класса, выход в интернет
самостоятельно определите состав субъектов Федерации входящие в состав района а также
основные их характеристики. Данные внесите в таблицу.
Центральный район
Центрально
Чернозёмный район
Волго – Вятский
район
Субъекты Федерации
входящие в состав
района
Площадь
Население
Минеральные
ресурсы
Отрасли
специализации
Машиностроение
Химическая
промышленность
Электроэнергетика
Чёрная металлургия
Лесная
промышленность
Пищевая
промышленность
Текстильная
промышленность
Сельское хозяйство
IV. Физминутка.
Музыкальный шлэшмоб
V.Рубрика «Готовимся к OГЭ».
Отрасли хозяйства России, особенности, размещение.
(задания проецируются на доску, приложение 1).
VI. Закрепление изученного материала.
Какие экономические районы входят в состав Центральной Росси?
Какие природные зоны характерны для территории региона?
В чём заключаются выгоды географического положения Центральной России?
V. Итог урока.
Домашнее задание: п.35,36,37; нанести на к.к. субъекты экономических районов
Центральной России.
VI.Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание. 1 Какой из перечисленных городов России является крупным центром автомобиле
Приложение 1.
строения?
1) Архангельск
2) Тамбов
3) Череповец
4) Нижний Новгород
Пояснение.
В Нижнем Новгороде расположен крупный центр автомобилестроения — Горьковский
автомобильный завод.
П р а в ил ь н ы й о т в е т у к а з а н п о д н о м е р о м 4 .
2 Каким из перечисленных полезных ископаемых наиболее богаты недра Центральной
России?
1) алюминиевые руды
2) природный газ
3) каменный уголь
4) железные руды
Пояснение.
В Центральной России расположена Курская Магнитная Аномалия (КМА) — крупней
шее месторождение железных руд.
П р а в ил ь н ы й о т в е т у к а з а н п о д н о м е р о м 4 .
3 Какие из перечисленных электростанций являются тепловыми?
1) Курская и Тверская
2) Красноярская и Братская
3) Зейская и УстьИлимская
4) Сургутская и Тюменская
Пояснение.
При ответе на этот вопрос можно действовать методом исключения, исключая из вари
антов ответов АЭС и ГЭС.
П р а в ил ь н ы й о т в е т у к а з а н п о д н о м е р о м 4 .
4 Какой из перечисленных городов России является крупным центром алюминиевой
промышленности?
1) Ставрополь
2) Тамбов
3) Красноярск
4) Рязань
Пояснение.
Центры алюминиевой промышленности привязаны к крупным ГЭС.
П р а в ил ь н ы й о т в е т у к а з а н п о д н о м е р о м 3 .
5 Какой из перечисленных регионов лидирует в России по добыче нефти, природного
газа и каменного угля?
1) Поволжье
2) Европейский Север
3) Западная Сибирь 4) Дальний Восток
Пояснение.
Безусловным лидером по добыче нефти, природного газа и каменного угля является За
падная Сибирь.
П р а в ил ь н ы й о т в е т у к а з а н п о д н о м е р о м 3 .
Конспект урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Центральная Россия. Географическое положение и природный потенциал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.