Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
Оценка 4.7

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология +1
Взрослым
26.05.2018
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Методы и формы обучения подчинены не учебному содержанию, а используются как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.материал для выступления на педагогическом совете
Салова Н.М.Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования.docx
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования Салова Нурании Мусабировны, учитель технологии  Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя  русско­татарская школа № 57» Кировского района г. Казани РТ         «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта   второго   поколения»   зафиксировали   тенденцию   к   переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций.   Это   значит,   что   компетентностный   подход   в   нашей   стране приходит на смену «знаниевому». Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник   –   это   не   эрудит   с   широким   кругозором,   а   человек,   умеющий ставить   перед   собой   цели,   достигать   их,   эффективно   общаться,   жить   в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином   своей   жизни.   Каждое   из   приведённых   качеств   называется «компетентностью».   Перед   школой   ставится   задача   эти   компетентности формировать.                  Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач.   Основным   результатом   обучения   становятся   не   знания,   умения   и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно.   Оцениваю   не   накопленный   багаж   дидактических   единиц,   а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к решению   жизненных   проблем   и   полагаться   на   свою   самостоятельность.   И поэтому   методы  и  формы   обучения  должны   быть   подчинены   не  учебному содержанию,   а   использоваться   как   самостоятельные   средства   достижения определённых педагогических целей. При   составлении   плана   урока   продумываю,   какими   методами воспользоваться,  чтобы   задания   имели   не  только  учебное,  но  и  жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Стараюсь   отказываться   от   таких   некомпетентностных   форм   и   методов учебной   работы,   как   монолог   учителя,   фронтально­индивидуальный   опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др. Что даёт компетентностный подход?  Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с  собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с  каждым годом возрастает,  Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в  дальнейшем,  Подготовку учащихся к успеху в жизни,  Повышает степень мотивации учения,  Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и  воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость  собственного воспитания и собственной культуры для его жизни. В первую очередь учитель должен уметь:  Сам быть самостоятельным, инициативным, ответственным.  Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.  Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами  учащихся, характерными для их возраста.  Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.  Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и  методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной  работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно­ исследовательских методов.  В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».  Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.  Оценивать достижения учащихся не только отметкой­баллом, но и  содержательной характеристикой.  Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни. Учитель должен понимать:  Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к  любым неожиданностям,  Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних  знаний и вчерашнего опыта невозможно,  Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в  будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные  союзники,  Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся. Реализация   компетентностного   подхода   позволит   разрешить   противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом,   работодателем,   и   его   образовательными   результатами. Преподаватель   должен   по­новому   через   компетентностный   подход организовать   весь   учебно­познавательный   процесс   в   продуктивную   и творческую деятельность обучающихся. Алгоритм   построения   учебного   занятия   в   системе   компетентностного образования может включать в себя три основных этапа: 1­й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия,  устанавливаются цели и основные задачи. 2­й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём  происходит: 1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие  компетенции:  теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;  практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении  данной темы, практическое и оперативное применение знаний к  конкретным ситуациям;  воспитание – нравственные ценности, категории, оценки,  формирование которых возможно на основе материала данной  темы; 2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования  компетенции, определение логики нового содержания образования); 3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых  формируются компетенции, и результатов их происхождения. 3­й этап – выбор формы организации учебно­познавательной  деятельности.     Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно­познавательной деятельности посредством моделирования  разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности.  При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная  задача которого в отличие от традиционного урока – организовать  продуктивную деятельность.  Основные характеристики творческого урока:  Исследовательский метод и вид деятельности;  Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре  урока;  Многообразие подходов и точек зрения;  Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний  контроль;  Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания. 4­й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно­практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности). На заключительном, 5­м этапе, учитель подбирает диагностический  инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки  уровней освоения компетенции, а также процедуру анализа и коррекции. При компетентностном подходе в качестве результата рассматривается не  сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в  различных ситуациях. Разработка компетентностного подхода в образовательном процессе может  стать фундаментом серьёзной и многолетней работы каждого педагога  ­сложной, но безусловно интересной и чрезвычайно актуальной. Возьмем для примера развитие   коммуникативных  компетенций. Так, как, основной   задачей   учителя   становится   воспитание   разносторонне   развитой, образованной   и  коммуникационно­   компетентной  личности,   рассмотрим: Как ее можно реализовать? Коммуникативная   компетентность   не   возникает   на   пустом   месте,   она формируется.   Как   и   любая   другая   компетентность,   она   не   может   быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого   общения.   Педагог   формирует   данный   вид   компетентности, задавая   своим   собственным   общением   эталон   коммуникативных   умений, организовывая,   взаимодействие   учеников   друг   с   другом.   С   этой   целью большое внимание я уделяю технологиям коллективного   взаимообучения – работе в группах,  в парах (Методики А.Г. Ривина имеют различные названия:   «коллективное «организованный   диалог», взаимообучение»,   «коллективный   способ   обучения   (КСО)»,   «работы   «сочетательный   диалог», учащихся   в   парах   сменного   состава»).   Приступая,   к   организации   общения ребят   в   парах,   провожу   тренинги   по   выработке   навыков,   нужных   им   для парной работы. К ним относятся: ­ ориентация в пространстве; ­ умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит; ­ работа в постоянном шуме; ­ поиск нужной информации; ­ использование листков индивидуального учёта. Работа в парах, по определённым правилам, может быть очень разнообразной. Позволяет   плодотворно   развивать   у   обучаемых   самостоятельность, коммуникативные умения. Кроме того, использую,  как при изучении нового материала, так и при мини­исследованиях, при оценивании работ друг – друга, во внеурочной деятельности и т.д.  Парную работу можно использовать в трёх видах:  статистическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников,  меняющихся ролями "учитель"­"ученик"; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного  расположения;  динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно  задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части  задания и самоконтроля ученик обсуждает задание трижды с каждым  партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику  изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;  вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё  задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводим  взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Группа одаренных творческих учащихся включились в разработку  исследовательского проекта «Карта Татарстана с народными ремеслами» к  интегрированному мероприятию по технологии и географии.                             В процессе работы над проектом были изучены различные информационные  источники,  организованы выставки работ мастеров  и самих учащихся;  была   разработана  карта Татарстана с  учетом  размещения народных промыслов по районным зонам.                                                                                                 И  самое главное формировались компетенции:  умение работать в коллективе, слушать товарища, уважать чужое  мнение;  умение брать на себя и разделять  ответственность за решение, выбор;  умение анализировать результаты деятельности;  способность ощущать себя членом команды;  добиваться  успеха Технологии   коллективного     взаимообучения   способствуют   формированию коммуникативных   компетенций,   делают   уроки   технологии   и   внеклассные мероприятия интересными, живыми, непохожими друг на друга. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Тренировка в общении в ходе учебного занятия и во внеурочной деятельности даёт   ученику   возможность   не   только   повысить   свои   учебные   достижения, перебороть   какие­то   психологические   барьеры,  но   и  повлиять   на  будущий профессиональный выбор. Библиографическая ссылка и интернет ресурсы. 1. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании  [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар.  науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки­Веди, 2012. 2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный  подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое  пособие. – М.:АРКТИ, 2007. 3. http://www.science­education.ru/ru/article/view?id=273    Петренко  А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе //  Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1. – С.  62­65. 4. http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910­12.htm.   Бермус А. Г.  Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//. 5. www.ftp.sh12kyzyl.edusite.ru/.../texnologiyakollektivnogovzaimoobu chenie.doc. Технологии взаимного обучения.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2018