Конспект
урока по информатике для 8 класса
Тема:
Алгоритмы и исполнители. Линейные алгоритмы
Класс:
8
Продолжительность:
45 минут
Учитель:
Уколов Никита Владимирович
Цели урока:
1. Ввести
понятия «алгоритм», «исполнитель», «свойства алгоритма».
2. Познакомить
со способами записи алгоритмов, уделив особое внимание блок-схемам.
3. Научить
составлять и записывать линейные алгоритмы для решения учебных задач.
Оборудование:
- Презентация с примерами алгоритмов и элементами
блок-схем.
- Плакат с основными фигурами блок-схем.
- Маркеры и флипчарт для групповой работы.
- Раздаточный материал с заданиями.
Ход
урока
1. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие, проверка готовности.
- Объявление темы и целей.
2. Введение в тему (8 минут)
- Беседа:
- Что такое инструкция? (Рецепт, правила
игры, сборка мебели).
- Как вы думаете, что общего у всех
инструкций?
- Вопросы для обсуждения:
- Приведите пример последовательности
действий, которую вы выполняете ежедневно (например, сборы в школу).
- Что будет, если нарушить порядок
действий?
3. Основная часть (20 минут)
- Понятие алгоритма и его свойства (10
минут)
- Определение алгоритма. Примеры из
жизни и информатики.
- Объяснение свойств алгоритма: дискретность,
понятность, точность, результативность, массовость.
- Понятие исполнителя алгоритма
(человек, робот, компьютер).
- Способы записи. Линейные алгоритмы
(10 минут)
- Краткий обзор способов: словесный,
графический (блок-схемы), программный.
- Изучение основных элементов
блок-схем: начало/конец, процесс, ввод/вывод, решение.
- Разбор понятия линейный
алгоритм (шаги выполняются строго последовательно).
- Совместное составление блок-схемы
линейного алгоритма «Заварить чай» или «Найти площадь прямоугольника».
4. Групповая работа (10 минут)
- Разделить класс на группы.
- Каждой группе выдать карточку с заданием: составить
линейный алгоритм в виде блок-схемы (например, «Перевести число из часов в
минуты», «Заменить стержень в шариковой ручке»).
- Задача: оформить алгоритм на флипчарте, используя
стандартные фигуры блок-схем.
5. Презентация результатов групповой
работы (3 минуты)
- Группы по очереди показывают свои блок-схемы.
- Обсуждение корректности и полноты алгоритмов.
6. Заключение и домашнее задание (2
минуты)
- Подведение итогов: что такое алгоритм, его
свойства, что такое линейный алгоритм и блок-схема.
- Домашнее задание: составить блок-схему линейного
алгоритма для любого бытового процесса (например, «Почистить зубы» или
«Собрать портфель»).
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся поймут суть алгоритма и его свойств.
- Учащиеся научатся «читать» блок-схемы и
составлять простейшие из них для линейных алгоритмов.
Рефлексия:
- После урока учитель
может задать учащимся вопросы о том, что нового они узнали, что было наиболее
интересным и какие темы требуют дальнейшего изучения. Это поможет оценить
эффективность урока и выявить области для улучшения.